Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы взаимоотношений гос-ва и СМИ в совр.России



Государство является одним из трех субъектов, контролирующих СМИ (Государство, общество, журналистское сообщество). Функция государства — регулирование деятельности СМИ, посредством принятия различных законов и законодательных актов. Государство – совокупность властных учреждений, осуществляющих ту или иную политику в любом социуме; совокупности властных органов, существующих для реализации политики. Политика. 1) форма осуществления властных полномочий в любом социуме. 2) способ захвата, удержания, овладения, сохранения власти.

Универсальные теории. Ж-ка возникает, развивается и живет по законам и традициям того общества, где она создается. А если по законам – закон как прерогатива власти – (1) общие проблемы взаимоотношений власти и СМИ. Конституционные и правовые акты – общий хар-р. Они являются основополагающими в комплексе проблем, определяющих процесс взаимодействия гос-ва и СМИ. Как производная, для СМИ, глобальная проблема: как соблюдаются конституционные и правовые нормы?. (2) более частные, но зависимые от общей. Цель ж-ки – формирование общественного мнения. Ф-ии общ. мнения: 1) репрезентация текущих политических событий. 2)обеспечение членов общ-ва возможностью обмениваться мнениями. 3) социализация – сплочение сограждан в социум, в общ-во. 4) воспитание политич к-ры – понимание, осознанное восприятие политич дей-й, политич событий и анализ последствий. Все это – миссия ж-ки. (3) Владение политической к-рой зависит от к-ры СМИ. Культура – ценностно-деятельностный подход: 1) способ сохранения ценностей (материальных, духовных, историч и пр) общ-ва, которому она принадлежит. 2) соответствующий этим ценностям способ деятельности (материальной, умственной…). Для воспитания политич к-ры необходимо, чтобы ж-т обладал понятием ж-ская позиция. (4) доступ к ин-фе. Степень гарантии со стороны власти. (2002 год – закон о выборах – изъяли право у ж-тов участвовать в прямом политич процессе). Ж-т оказывается перед выбором: либо уходить в сферу прямых политич технологий (как политтехнолг), либо нет.

Концепция партнерства. СМИ и гос-во рассматриваются как два институциональных партнера. При этом СМИ обеспечивает взаимодействие общ-ва и гос-ва (посредник). С др. ст. – может выступать самостоятельным субъектом. СМИ очень часто становится объектом воздействия со стороны власти.

И у власти и у СМИ одно желание – быть услышанными.

Общественно-политич диалог м\у СМИ и властью возможен: 1. если инф-я объективна. 2. если граждане м\высказывать свое мнение. 3. если власть их услышит.

Взаимоотношения государства и СМИ всегда были довольно тонкой деликатной проблемой.

Свобода печати – это полезная и великая свобода: если не давать резвиться журналисту, начинает резвиться власть, что для общества имеет гораздо худшие последствия, поскольку власть способна причинить каждому из граждан много больше неприятностей, чем любые СМИ.

На протяжении 1990-х годов «четвертая власть» в России доказала, что действительно является властью. Она возносила политиков. Она рушила политические карьеры. Она была оружием межолигархических войн и сражений между бизнесом и правительством. Надо признать — в России 1990-х свободы слова было больше, чем в любой другой стране.

В XXI веке ситуация несколько изменилась. Одни говорят, что теперь у нас уже не намного больше свободы печати, чем в других странах; другие — что ее меньше, в особенности, на федеральном телевидении и в региональных СМИ.

Оптимальной модели отношений между государством и СМИ не придумал еще никто. В США нет государственного телевидения, но там нет и антигосударственного телевидения. В Италии все телевизионные каналы принадлежат либо государству, либо Сильвио Берлускони, который одновременно является премьер-министром. При этом и США, и Италия считаются, и по праву, демократическими государствами.

 

Разброс возможных вариантов взаимоотношений государства и СМИ очень широк. Одну точку отсчета задал в свое время Томас Джефферсон, сказавший, что если выбирать между правительством без прессы и прессой без правительства, то он бы без сомнения выбрал второе. Другую точку отсчета задает нам наше еще недавнее советское прошлое, когда пресса была частью аппарата власти партии и правительства.

Чтобы с помощью прессы каждый день не совершались государственные перевороты или, по крайней мере, чтобы избранные народом властители не теряли свободу действий, политическая система и гражданское общество достигли негласного соглашения:

1) власть может игнорировать мнение прессы;

2) власть может (в рамках политкорректности) влиять на прессу и даже управлять обществом через СМИ.

Свобода прессы, таким образом, может привести к распаду общества или государства, что мы наблюдали в период распада СССР с 1987 по 1991 годы. Российская власть хорошо усвоила этот урок и постаралась усилить интеграционную функцию СМИ. Причем в крайних своих проявлениях это приводило даже к огосударствлению (прямому или косвенному) ряда ключевых СМИ или введению элементов цензуры – например, во время военных действий в Чечне.

В 1996 году российская власть и крупнейшие бизнес-группы, позднее названные «олигархическими», совместно использовали СМИ, в первую очередь телевидение, для целенаправленного манипулирования поведением избирателей – и добились успеха. С тех пор ни власть, ни «олигархи» уже не выпускали этого оружия из своих рук.

С появлением телевидения, журналистика в прямом, а не в переносном смысле, стала четвертой властью. Единое национальное сознание, национальный менталитет сегодня фиксируются именно в прессе – единственном материальном носителе повседневного «коллективного разума». Рядовой гражданин может повлиять на президента и депутатов парламента в промежутке между выборами только через журналистов, неформальных представителей народа во власти (или при власти), всегда тяготеющих к власти, но все-таки не сливающихся с ней (даже в тоталитарных обществах). Сама демократия как система (ограниченного) народовластия реальна лишь тогда, когда имеется институт не столько свободной, сколько многообразной, плюралистической прессы.

Свобода печати закреплена законодательно, наличествует в реальности.

Цензура запрещена законодательно, фактически отсутствует в практике СМИ, кроме корпоративной цензуры

Федеральные телеканалы (и радиоканалы). Эти СМИ менее свободны, чем федеральные (центральные) печатные издания, но гораздо более свободны, чем СМИ региональные и местные.

Среди центральных метровых общеполитических телеканалов три впрямую контролируются центральной властью (Первый, «Россия», «Культура»), один – региональной московской властью (ТВЦ), один – крупнейшей государственной энергетической монополией «Газпром» (НТВ). Из множества дециметровых каналов все, кроме Ren-ТВ, контролируемого РАО «ЕЭС», являются чисто развлекательными.


Ж-ка как феномен культуры

«Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.)» К-ра – (Даль) –обработка и уход; возделование; возделка; образование – умственное и нравственное. К-ра – общественное явление. Культура – ценностно-деятельностный подход: 1) способ сохранения ценностей (материальных, духовных, историч и пр) общ-ва, которому она принадлежит. 2) соответствующий этим ценностям способ деятельности (материальной, умственной…).1) богословско-монотеистическое – все мироздание –это творение Бога. Все совершенно, гармонично, красота – все это к-ра. 2) Политеическое – множественный Бог. Идея – единого творца нет. К-ра творится. Она неедина.3) Антропоцентрическая – в эпоху рационализма. В центре -чел. Источник развития – рациональная деятельность.

ФЕНОМЕН: Ж-ка – субъект к-ры, передатчик к-ры (транслятор), объект к-ры.

ТВ само по себе культуру не производит, только транслирует. Из обзорки: ТВ связно не с массовой, а с повседневной культурой.

Плюсы: ТВ может транслировать высшие культурные достижения в массы: канал «Культура», который показывает лучшие спектакли, фильмы, которые недоступны массовой аудитории.Минусы: ТВ транслирует и массовую культуру – концерты. Массовая культура - опосредованная, популярная, бытовая, адаптированная. Традиционные подходы к массовой культуре:

1. Это испорченная, опошленная культура. У Чехова: пошлый - скучный. Аксенов: нельзя путать искусство с массовой культурой. Это все равно что сравнивать любовь и проституцию. 2. Массовая культура - популярные жанры – мелодрама, мыльная опера. 3. Обращается к сознанию простого человека – это культ для масс

4. Связана с коммерцией. То, что хорошо продается и идет на ТВ – шоу-бизнес.

5. Китчевое искусство. Массовая культура связана с массовыми тиражами.

Что происходит при взаимодействии массовой культуры с массовыми коммуникациями: 1. Любые художественные факты теряют свое природное бытие, наделяются форматом поп-культуры 2. Эстетика, поэтика клипа в наше время растет

Понятие массовой культуры появилось с конце 19-начале 20 века. К конце 60-х с особой остротой воспринималось т.н. миграция – переезд из деревень в города. ТВ вошло в досуг. Произошло усреднение художественных стандартов, вкусов. Массовая культура оттесняет элитарную в начале 90-х. Массовая культура заполняет пограничные области элитарного искусства: 1. исчезают границы между элитарным и массовым 2. ослабляется культура в целом. 3. общество начинает с неприязнью относится к «чернухе», которая превратилась в развлечение. Позитивные моменты массовой культуры: потребность в ней всегда существовала из-за фольклорной основы – смех, жалость, ужас – лежат в основе любого человеческого воображения. Массовая культура всегда питала элитарную. ТВ – продукт массовой культуры.

Сказать о том, что сейчас мало культурных программ.

Конец ХХв – медиакультура – особый тип к-ры информационного общ-ва и новый тип коммуникаций. Как особый тип к-ры – ее связь с социальными мифами. Как новый тип коммуникаций – реализует к-ры как ср-во общения.

К-ра, как феномен чел деят-ти.11 пунктов (Марина Алекс. Мясникава):

1. Будущее ТВ связано с к-рой; 2. С начала ХХ в. сущ-ет новый тип к-ры – массовая; 3. Ж-ка – составная часть к-ры. Ж-ка создает, транслирует и распр-ет духовные ценности; 4. Значение ж-ки в к-ре будущего: -ж-ка объединяет человечество(идея глобализации, всеединство человеч-ва); - сегодня происходит форм-е нового типа цивилизации – информационной; - к-ра-самосознание личности, ж-ка- гуманизация человеч рода; 5. Развитие единой мировой к-ры – ж-ка играет важн.роль; 6. нельзя невилировать нац. к-ры, надо их развивать; 7. Приоритет общечеловеч ценностей над классовыми. Общечел ценность (ЮНЕСКО) – священный дар жизни. Надо его защищать; 8. Стандартизация дух жизни (ж-ка этому способствует, но надо с этим бороться); 9. Развитие народной к-ры (надо способствовать): - игровая праздничная дея-ть; -народное творч-во; -к-ра потребления.; 10. Культурно-худож роль СМИ возрастает. (порассуждать – кто определяет: народ или СМИ. Ответить – ТВ влияет на народ! ); 11. Необходимо заниматься изучением культурыры и СМИ.

По прогнозу на ближайшие 3 года самые популярные: кино, журналы, ТВ, видеоигры.

В то же время мы творим, переделываем культуру. Но журналистика и сама объект культуры. Журналистика – культура информационного общества (+графика, верстка)

Массовое, значит всегда мифологизированное.

Массовая культура создает лишь то, что потребно сиюминутно.

Журналистика – это культура по определению.

Медиакультура – особый тип культуры информационного общества и новый тип коммуникаций. Как особый тип – ее связь с социальными мифами. Немаловажны и средства общения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь