Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Становление и эволюция СМИ Советского периода ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
О советских СМИ можно говорить с 25.10. 1917 по старому стилю. В годы Советской власти существовала, реализовывалась и развивалась содержательная модель СМИ, построенная на принципах, описанных Лениным. Начало: СМИ Советского периода формировались путем двуединого ленинского плана: 1. ликвидация старой оппозиционной прессы («Партийная организация и партийная литература» - гнать поганой метлой литераторов беспартийных), 2. создание партийной печати. Документы, регулирующие деятельность большевиков по развитию печати: а) декрет о печати, б) декрет о госмонополии на объявления, в) декрет о революционном совете печати. Процесс ликвидации оппозиционной печати завершился к 1918 году. При организации партийной печати большевики опирались на теорию Ленина (идейность, массовость, народность), которую тот сформировал еще задолго до революции. Так, в 1901 году в статье «С чего начать» он определил функции партийной прессы: газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор. Также сравнил газету с лесами вокруг возводимого здания. Принцип партийности во многом исходил из предпосылок существования СМИ в дореволюц. эпохе (СМИ изначально санкционировались «сверху»). Таким образом, традиционно в России СМИ служили политической обработке умов и не были самостоятельным экономическим институтом. Большевики использовали газету как модератор общественного сознания. Так появилась явление главного героя – члена коллектива, вплоть до ХХ съезда. Ни о каком другом представителе социального слоя писать пресса не могла. Система коммунистической печати создавалась по 3-м признакам: 1. вертикальный ( ЦК, обком, райком, горком), 2. по горизонтали (основные политические слои: газеты - органы партийных комитетов по социальной направленности, органы профсоюзов – «Гудок» 1920 год, молодежные издания – комсомол, пионерия, октябрятское движение «На смену»), 3. социокультурная направленность (крестьянская печать, военная, женская, на разных языках, литературно-художественная направленность. Например, «Соловей» - толстый журнал для интеллигенции, тонкий массовый журнал – «Огонек», «Крокодил», «Экран»). Заложенная большевиками система печати успешно просуществовала все время их нахождения у власти. Что касается жанров, то Ленин сказал, что надо основывать на традициях. Были популярны очерки, редакционные статьи. в текстах было важно авторское мнение. СМИ были политическим инструментом, они менялись в зависимости от требований власти. Годы войны: возникло 27 военных журналов, сократилось кол-во многотиражных газет – своевременные и адекватные меры на требование времени, понимание их большевиками. У журналистики советского периода были свои плюсы и минусы. Журналистика заговорила о солдатах, о победе. ПР: Симонов и Эренбург. Написанное каждым из них, сложившаяся из очерков и публицистических статей фреска, на которой запечатлены события долгих четырех лет жестокой войны с фашизмом. Для Эренбурга по преимуществу, главный его жанр — статья. Излюбленный жанр Симонова — очерк, его статьи (очень многочисленные) в сущности, представляют собою ряд очерковых зарисовок, соединенных публицистическими или лирическими отступлениями. У Эренбурга редко можно встретить описание в чистом виде. Например, использует пейзаж. Симонов всегда тяготел к сюжетному стихотворению. В очерках он обычно изображает то, что видел своими глазами, делится тем, что пережил. После ХХ съезда появились новые герои. Врач, интеллигент, художник. Модель тогдашней идеологической прессы состояла из 3-х факторов: партийность, классовость, идейность. Свобода в выражении мнения. Вера в светлое будущее. Общение с читателем. Помощь в быту, производстве, семейных проблемах. Давала советы. ПР: Рябов «Стальная конница» - о первом тракторе. Аграновский, об учителях, о том, что в науку не надо идти глупым людям. За рекордное кол-во дней строят дома. Экономят деньги, правильно расходуют материалы. Методы работы с аудиторией: жанры: письмо с комментарием, горячая линия. Ленин создал «читабельную трибуну». Сегодня у газет проблема: нет обратной связи.
ИЗ ЛЕКЦИЙ: Ленин провозгласил идейно заданный стереотип мышления. 20- 50 г.г. – жест.тоталитаризм. Хотя журналистика была ангажированной, она реализ.себя с расчетом на обществ.интерес. Развитие СМИ не вписывалось только в пропагандистское начало. Пр-пы Советской партийной журналистики: 1. Партийность 2.Идейность 3. Классовость 4. Народность 1918 г.- «О характере местных газет» Ленин (в парт.изд-я заклад.фундаментальн.пр-пы идеологич.работы). Система партийной печати (Ленин и большевики) (3 составляющ) 1.) формирование прессы по вертикали (пресса – орган парт.организаций сверху до низу) 2.) для системы: 1.изд-я парт.комитетов 2. изд.советов раб., крестьянск.и солд.депутатов («Известия», март 1917 г.) 3.Профсоюзные изд-я (1922 «Гудок», г.»Труд» 1924, «Вестник профсоюзов») 4. Комсомольско – молодежные СМИ («Смена» 1920, «На смену).Изд-я д/14-17 летних «Юный коммунар»; 10-14 – «Всходы коммуны»; 5-8 «Октябрята» Идея интернационализма. Все было подчинено идее обсуждения. 3.) Профессионально сориентированная печать: ж «Батрак» (для самых бедных кр-н), гл.кр.г. «Беднота» (ред. Л.С.Сосновский), «Крестьянская газета» (Н.Яковлев) 4) Военная пресса: г. «Борьба с контрревол.», «Красный набат», г. «Красный воин» 5) Вечерняя газета: «Красная газета» (М.Володарский) 6) Женская пресса: «Работница» (1914), «Крестьянка» (1916) 7) Экономич.пресса («Экономика и жизнь) Бухарин 8)Журнальная периодика Журналистика периода НЭПа: 1921 – сборник в Праге «Смена вех» (Устрялов, Чахотин, Пушкин) Ж. «Литерат.записки» (Хоритонов) Новые литерат.группы: футуристы. Изд-т «ЛЕФ» (Маяковский, Бурлюк) Имажинисты: ж «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (Есенин, Шершеневич) Ред- И. Савкин. Ж «Пролетарская литература» Группа «Кузница» (Гладков «Цемент») 1921 г. – ж «Красная новь» по иниц.Ленина, Крупской. Гл.ред. –А.К. Воронский (в 27 Воронск.сняли с д-ти ред., ссылка) И. Вардин ж «На посту»: «Воронского необходимо ликвидировать». Ж «Сибирские огни» ред.Правдухин Журналистика 20-50 – х: Заметное развитие получила журнальная периодика. Газетная периодика также получает заметное развитие, низовая печать—городская, районная, многотиражная («Красная звезда» (1924), «Комсомольская правда» (1924), «Пионерская правда» (1925). Популярные жанры, — статьи, очерка, фельетона и т.д., посредством которых в массовом читательском сознании и складывалось обобщенное восприятие факта, явления или современника. Содержание делилось на: «Советский человек — строитель новой жизни»; «Если враг не сдается, — его уничтожают» (М.Горький). Лариса Рейснер (1895-1926) — «Фротн, «Уголь, железо и живые люди» Одна из основных тем каждой из газет — преобразование индустрии. Публицистика конца 1920-х — начала 1930-х гг. всецело проникнута идеями прославления «человека труда». Нариньяни - первым корреспондентом «Комсомольской правды» на строительстве Магнитки, которой он посвятил десятки своих очерков и репортажей, позже объединенных в книги «Дорога в совершеннолетие», «На лесах Магнитки». «Правдист» Абрам Аграновский. – кн. «Люди побед». Партийная тема получает заметное развитие в творчестве всех публицистов этого периода времени. У «правдиста» Ивана Рябова. Даже А.М.Горький создает книгу очерков « По Союзу Советов». Михаил Кольцов стоял у истоков журналов «Огонек» и «Крокодил», член редколлегии газеты « Правда. Написал «Испанский дневник». Кольцов фанатично был предан советскому режиму. Александр Зорич тяготеет к иронии, что позволяет ему сильнее «закрутить» сюжет. Очерки Симонова, корреспондента «Красной Звезды» («Части прикрытия», «Истребитель истребителей» «Дни и ночи» и др.), памфлеты Ильи Эренбурга («Мы выстоим! », «Мужество», «О ненависти»). Заметный след в общественном сознании оставили очерки-рассказы Бориса Полевого «Мы — советские люди», опубликованные на страницах центральной печати. «ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЕТСЯ, — ЕГО УНИЧТОЖАЮТ» Тема поиска идейного врага в различных ее проявлениях в эти годы была представлена в отечественной журналистике наиболее зримо Тон в формировании классового подхода задавал центральный печатный орган партии — газета «Правда Через очерки и фельетоны Заславского можно легко увидеть политические и духовные тенденции жизни нашего общества. Он был его описателем, верой и правдой служа системе. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы