Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Феминизм: история возникновения, проблематика, многообразие концепций
Феминизмом (от лат. «femina» — женщина) в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов (или теорию, философию, идеологию), предусматривающую в качестве отправной точки приоритет женщины; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма. Под феминизмом иногда понимают философскую концепцию социокультурного развития, акцентирующую необходимость учета женского социального опыта в представлениях о мире, а также методологию исследований, ориентированных на выявление и артикуляцию женской системы ценностей. Под «женским движением» понимается многообразие форм организованной деятельности, направленной на реализацию идеи равноправия женщин и мужчин, на защиту социальных интересов женщин. Однако, как показала история, эта деятельность может не во всем совпадать с феминистскими идеями и быть направленной не на радикальное преобразование отношений между полами, которого добивается феминизм, а на частичное улучшение положения женщин в рамках традиционной системы этих отношений. И, тем не менее, феминизм и женское движение — явления настолько взаимосвязанные, что их невозможно, да и неверно рассматривать по отдельности. Возникновение феминистских идей есть результат определенных социальных потребностей и ожиданий. Раз возникнув, эти идеи реализуются в деятельности людей — в данном случае в той или иной разновидности женского движения. Что, в свою очередь, дает толчок содержательному развитию теории и идеологии феминизма. Современный феминизм отличается разнообразием форм и традиций. К его важнейшим направлениям относят: либеральный феминизм, радикальный (а в его рамках — культурный) феминизм, марксистский и социалистический феминизм, « черный » феминизм, психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм ( постфеминизм ). Менее известны такие его версии, как анархо-феминизм, гуманистический феминизм, консервативный феминизм. В числе новейших феминистских потоков называют эко- и киберфеминизмы. Два ключевых понятия — «гендер» и «патриархат» — связывают воедино все это множество подходов к идеям равноправия женщин и мужчин. Близко к ним стоит понятие сексизм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — мировоззрение, при котором утверждается неравное положение и разные права полов. При употреблении понятия гендер (от англ. gender — род) и его производных (гендерные отношения, гендерный порядок и т. д.) речь идет о социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин, в то время как «пол» обозначает, в первую очередь, физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами. Английский социолог Энтони Гидденс объясняет, например, что «гендер» — это «не физические различия между мужчиной и женщиной, асоциально формируемые особенности мужественности и женственности». Гендер, по его словам, означает, прежде всего, «социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин». Однако многие исследователи оспаривают эту точку зрения. По их мнению, врожденные биологические различия обуславливают вообще все социальное поведение мужчин и женщин. Мужчины сильнее, энергичнее, агрессивнее женщин. Женщины — пассивные, терпеливые, кроткие. Поэтому мужчины ведут войны, покоряют природу, творят историю и культуру. Женщины же занимаются рутинным домашним трудом и воспитанием детей. Очевидная асимметрия «мужественности» и «женственности», с этой точки зрения, неизбежна, она предопределена «природой». Этот биологически детерминированный подход к должному «мужскому» и должному «женскому» в течение многих тысячелетий казался единственно возможным. Как доказывают сторонники феминизма, данный подход служил идеологическим обоснованием патриархата — системы мужского господства, или доминирования, над женщинами. Не без весомых оснований они доказывают, что традиционное разведение ролей на «мужские» и «женские», которое принято считать «естественным», обусловленным природными задатками, является результатом определенного типа социализации воспитания, обучения. Оно начинается в самом раннем детстве, когда родители совершенно по-разному общаются с мальчиками и девочками, одевают их, предлагают им те или иные игрушки и книжки. На каждом этапе воспитания отрабатываются специфические атрибуты «мужественности» и «женственности», которые, как правило, транслируют идею мужского социального превосходства, т. е. утверждают и закрепляют патриархат. Так в самом общем виде пересекаются концепты «патриархата» и «гендера», обосновывая правомерность изначальной феминистской идеи равноправия женщин и мужчин. Один из самых трудных вопросов, которые возникают при этом, это вопрос о том, почему женщины оказались в неравном, зависимом положении от мужчин, почему утвердился патриархат? Существовали ли когда-нибудь иные времена и иные формы взаимодействия женщин и мужчин? Возникновение феминизма Первые сомнения в справедливости патриархатных порядков можно обнаружить уже в Новом Завете, объявившем, что жизнь и смерть человека зависят не от прихоти природы, а лишь от воли Божией. Учение Христа в принципе усложнило взгляд на человека, выделив в нем духовную и физическую субстанции, душу и тело. Это Учение провозглашало, что там, в горних высях, уравнены будут все души, «и эллина, и иудея», и мужчины, и женщины. Но путь к этому обещанному личностному равенству во Христе долог и крут. А пока земная женщина вовсе не ровня мужчине. Прежде всего, она греховна, как греховна ее праматерь Ева, сообщница дьявола, орудие темных сил, обрекших человека на изгнание из рая. Однако христианство развивает и другой подход к женщине — развивает, превознося образ Богоматери, противопоставляя образу Евы — природно-родовой женственности, образ Девы Марии — женственности духовной, просветленной, личностной и вечной. Культ Девы Марии со временем развился в романских странах Европы в культ прекрасной Дамы. Этот культ предвещал возможность преображения отношения между мужчиной и женщиной; он снимал с их любви проклятие греха, опрокидывал иерархию в отношениях господства-подчинения: рыцарь поклонялся и подчинялся даме, она была его госпожой. Благодаря этому культу любовь индивидуализируется — другой человек и связанное с ним чувство признаются ничуть не менее значимым основанием для индивидуального бытия, чем существование рода или Божественного начала. По мнению французского социального психолога Ж. Менделя, это верный признак того, что к XVI в. в Западной Европе возникает совершенно новый тип человека — человека, отделившегося от рода, от своего сообщества, возникает индивид, с собственным самосознанием, с тоской, любовью и одиночеством. Индивидуализация, автономизация — проявления начавшейся эмансипации индивида (женщины и мужчины) от груза патриархатных обычаев и традиции, а значит, и знак кризиса традиционной структуры гендерных отношений. Ведь что такое эмансипация? Это автономное действие субъекта, направленное на его собственное освобождение от давления природно-родовых сил. Эмансипация сопровождается, по определению выдающегося социолога Макса Вебера, «расколдовыванием», рационализацией картины мира. Обязательной частью такой рационализации является «очеловечивание» — содержательное переосмысление и изменение отношений между мужчиной и женщиной, которые постепенно превращаются из отношений господства/подчинения в отношения взаимной ответственности или « сознающей свою ответственность любви ». Процесс эмансипации сопровождается возникновением двух принципиально важных для современной истории человечества идей — идеи прав человека и идеи общественного договора, которые были сформулированы в эпоху Просвещения и противопоставлены традиционалистским установкам на авторитет силы, на право силы. Распространение этих идей спровоцировало и постановку вопроса о правах женщин, об их освобождении от мужского господства. В странах Запада признание проблематики прав женщин в качестве неотъемлемой составной части прав человека происходит в несколько этапов. 1. Впервые о своих претензиях на роль полноценных гражданок женщины заявляют в ходе буржуазных революций, которые можно назвать еще и революциями «права», «правосознания». Это — эпоха зарождения феминизма. 2. Затем, в ходе промышленных революций женщины в массовом порядке оказываются втянутыми в общественное производство, что вынуждает их добиваться равноправия уже в сфере социально-экономических отношений. Это — время «первой волны» феминистских движений, которые развивались под воздействием либерализма и марксизма. 3. Во второй половине XX в., наступает время культурных революций, изменяющих подход к репродуктивным функциям женщин, взгляды на любовь, рождение детей, семейную жизнь. Этот этап называют «второй волной» феминизма, или неофеминизмом, утверждавшимся под влиянием экзистенциализма, психоанализа, структурализма и постструктурализма. На всех этих этапах, охвативших более трех столетий, женщины отвоевывали для себя, условно говоря, три группы прав, которые могли бы позволить им рассчитывать на социальный статус, сопоставимый по основным параметрам с мужским: Ø политические (гражданские); Ø социально-экономические; Ø репродуктивные права. Великие буржуазные революции имели решающее значение в этом процессе. Они провозгласили наступление эры прав человека, отрицая тем самым незыблемость полного и якобы освященного небесами всевластия монарха — над подданными, мужчин — над женщинами. И в противовес — заявили о свободе и равенстве всех людей перед законом. В числе первых мятежниц, бросивших вызов патриархатным обычаям и потребовавших тех же гражданских прав и свобод, которые в ходе этих революций были предоставлены мужчинам, называют имена француженки Олимпии де Гуж, англичанки Мэри Воллстонкрафт, американки Абигайль Адаме. Этих поборниц женского равноправия позднее окрестили « феминистками ». Их мировоззрение формировалось во многом под воздействием либеральной идеологии просветителей (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Т. фон Гиппель и др.). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы