Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция «Объекты монументального искусства, дизайна, рекламы».



В Москве, как в любом другом историческом городе, есть много произведений монументального искусства, посвященных славным и скорбным этапам и событиям развития нашего государства, города, напоминающих нам о знаменитых и выдающихся государственных, общественных и культурных деятелях прошлого. Всем известны монументы – Триумфальная арка на Кутузовском проспекте, Мемориальный грот О.Бове и обелиск революционным деятелям в Александровском саду, монумент «Покорителям Космоса», а также памятники – К. Минину и Д. Пожарскому, Ю. Долгорукому, А. Пушкину, А. Грибоедову, М. Лермонтову, Н. Гоголю, В. Маяковскому и др. По разным источникам к настоящему времени насчитывается от 250 (под охраной) до 1000 таких объектов. Только персональных памятников около 600. Из года в год список монументов и памятников постоянно пополняется.

К объектам монументального искусства принадлежат также памятные и мемориальные доски – своеобразные страницы повествования о судьбоносных датах, явлениях, знаменитых людях нашего Отечества и выдающихся зарубежных деятелях. Сейчас их насчитывается уже более 1800.

Так или иначе, но в создании каждого из указанных произведений монументального искусства принимали участие не только скульпторы и художники-монументалисты, но и их соавторы творческого замысла – архитекторы. Ведь при создании любого объекта монументального искусства (большого или малого) очень многое зависит от правильно и удачно выбранного места его размещения в структуре города; верно и точно выбранного масштаба самого произведения, габаритов и формы его постамента или обрамления-окружения; гармоничного и соразмерно-стилевого расположения-решения на конкретной площадке (на городской площади или бульваре, в сквере или на набережной, у театра или на стене общественного, жилого здания). Как раз эти непростые задачи и призван решать архитектор – профессионал своего дела.

История развития и типология формообразования различных по своему характеру и внешнему облику произведений монументального искусства уходят вглубь тысячелетий и веков и могли бы послужить отдельными темами для развернутых и увлекательных исследований-повествований. Выдающиеся образцы монументального искусства появляются уже на заре цивилизации – в Древнем Египте, в Ассирии, в Греции. Эти традиции и достижения переняли и по-своему развили и возвеличили архитекторы и скульпторы Древнего Рима, а потом довели до совершенства всемирно известные зодчие, скульпторы, художники – титаны Эпохи Возрождения в Италии.

Отзвуки эпохи Ренессанса добрались и до Москвы. Правда весьма своеобразно – в виде белокаменных кремлевских храмов (Успенский собор) и палат (Грановитая палата), крепостных стен Кремля, колокольни Ивана Великого, надвратных плит Спасской башни, выполненных итальянскими зодчими, а также других монументальных и мемориальных произведений иностранных авторов.

Эмоциональное и эстетическое воздействие различных монументов, обелисков, памятников на зрителя весьма велико и ценно для целых поколений. Привязывая значимые для государства и его граждан исторические события и их героев к конкретному месту, эти объекты монументального искусства создают эффект реальности истории, опосредованного присутствия в ней современного человека. Просто невозможно представить сейчас Красную площадь без памятника К. Минину и Д.Пожарскому, Александровский сад без Мемориального грота Бове, Пушкинскую площадь без памятника А. Пушкину и т.д.

Вместе с тем, «Ленинский план монументальной пропаганды», со сносом дореволюционных монументов, памятников и установкой новых и недолговечных памятников кумирам новой эпохи, на долгие годы оставил рецидивы губительного для нашей нации исторического и культурного нигилизма, безразличия или равнодушия.

Неравномерная перенасыщенность отдельных мест в центральной части Москвы объектами монументального искусства иногда просто зашкаливает – настолько безалаберно, без чувства художественно-этической меры устанавливаются друг за другом или почти рядом памятники выдающимся личностям нашей страны. Достаточно упомянуть «перегрузку» монументальными объектами площади Никитских ворот с памятниками К.А. Тимирязеву, А.Н. Толстому, ротондой «Александр и Натали» (рядом храм «Большое Вознесение» где венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова), а также стелой в честь дружбы России и Армении. На Страстном бульваре соседствуют памятники В.С. Высоцкому и С.В. Рахманинову (в зарослях сирени, недалеко от задворков какого-то кафе). Скоро на этом же Страстном бульваре появится и памятник А.Т. Твардовскому.

Далеко не всегда новые памятники и монументальные объекты удачно, к месту и в соответствующем масштабе располагаются в структуре городской застройки, не говоря уж про конкретное «моментально-творческое» их исполнение по чьему-то хотению-желанию-велению. Подобных «образцов высокого скульптурного искусства» уже многовато даже для столицы: все подавляющий в округе гигантский монумент-конструкция в честь 300-летия Российского флота (Петру I) на стрелке Москвы реки; великоватый памятник С.А. Есенину на Тверском бульваре; одинокий, оторванный от здания Российской Государственной библиотеки памятник Ф.М. Достоевскому; неожиданный, в окружении огромных валунов, памятник казахскому поэту-просветителю Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре; изобилие «скульптурных штучек» от З. Церетели в Александровском саду совсем рядом с могилой Неизвестному солдату и др.

В последнее время в центре города отмечается и очень тревожное явление, связанное с явно безразличным отношением городской власти к известным и почитаемым памятникам выдающимся личностям нашего отечества. Великолепный памятник первопечатнику Ивану Федорову совершенно потерялся в хамском окружении витрин салонов по продаже очень дорогих заграничных автомобилей. Хулиганы смогли украсть звенья бронзовой цепи с подножия памятника А.С. Пушкину. Вандалы измазали краской постамент памятника А.И. Герцену и Н.П. Огареву на Воробьевых горах.

В срединной части и периферийных жилых районах Москвы уже давно отмечается недостаток элементов городской скульптуры, памятников и т.п.). Особенно грустны, пусты и безлики огромные, скупые районы массовой застройки 1960-х – 1990-х годов. Робкие попытки монументально-скульптурного освоения окраин в то время делались (памятник С.А. Есенину недалеко от метро «Кузьминки» и др.) Вместе с тем, разумно размещенные в окружающей городской среде различные (порой забавные и смешные) скульптурные группы, памятники, фонтаны, монументальные объекты, отражающие и выражающие наше прошлое и настоящее, возвышенное и обыденное, могли бы не только оживить эти зоны человеческого отчуждения, но и стать местными достопримечательностями, где жители станут назначать встречи друг другу.

Жилые окраины города объектами скульптурного, монументального искусства обогащать надо, в том числе и интеллектуальными, интерактивными произведениями. Главное, чтобы такие объекты «говорили сами за себя», привлекали своим творческим решением прохожих и делали их соучастниками действа, что, собственно, от городской скульптуры, памятника, монумента и требуется. А время покажет, станут ли они для горожан близкими и любимыми символами места, в котором мы жили, живем и будем жить.

Новый мэр столицы поначалу довольно критически высказался по поводу уродливой скульптуры Петру I на стрелке реки Москвы, но потом как-то замял этот вопрос, сославшись на быстрое решение других, более актуальных и важных проблем столицы.

Многообразное число объектов городского дизайна и рекламы в структуре московской застройки – на площадях, магистралях, улицах, а также на зданиях самого различного назначения, в том числе даже на исторических, культурных и архитектурных памятниках, уже давно превысило не только пределы целесообразности, но и все допустимые границы здравого смысла и понимания.

Размещение в центре Москвы многочисленных объектов дизайна отличается исключительной хаотичностью не только их расположения в городской среде, но и отсутствием какой-либо взаимной увязки и соподчиненности между собой. Такие дизайнерские «произведения» часто вносят сильный диссонанс в облик городской застройки центра. Достаточно пройтись по главным (и не только! ) площадям и улицам нашей столицы, чтобы не только убедиться в сказанном выше, но и констатировать довольно неуместный, если не сказать беспардонный, уровень размещения в городской среде разномастных ларьков, павильонов, киосков и т.п. объектов, ставших визуальными раздражителями, а также отметить исключительно удручающую заскорузлость и аляповатость их художественно-дизайнерского выполнения.

Рынок наружной рекламы в Москве, по мнению горожан и некоторых специалистов, слишком велик и перенасыщен. Ежегодно в российской столице появлялось не менее 100 тыс. уличных рекламных конструкций различного формата. Только у кремлевских стен насчитывалось более 800 (! ) рекламных мест различного формата. За рекламными конструкциями (щитами, растяжками, сетками) почему-то были спрятаны (!?! ) природные ландшафты, известные культурные, исторические, архитектурные памятники. Даже многие известные жилые, административные здания, государственные учреждения (!?! ) оказались увенчаны крупными рекламными конструкциями зарубежных компаний, что возмутительно и оскорбительно.

Следует отметить крайне негативное отношение к наружной рекламе в столице от 60% до 80% москвичей в возрасте от 14 до 64 лет. Особенно сильно не нравилось респондентам, когда огромные рекламные баннеры, щиты и растяжки заслоняли перспективы улиц и магистралей, фасады исторических зданий и архитектурных памятников, фактически ликвидировали дорожные знаки и информационные указатели. Однако, горожанам понравился опыт установки тематических фотостендов и устройство фотовыставок на бульварах и скверах.

Согласно решению прежней городской власти, здания, представляющие архитектурную ценность, на время реставрации должны были закрываться не рекламной сеткой, а фальшфасадами. Рекламу должны были убрать возле Кремля, а также около Новодевичьего монастыря, музея-заповедника «Коломенское». В исторической части города на смену громоздким рекламным конструкциям должны были прийти так называемые малые формы городского дизайна – остановки общественного транспорта, ларьки, таксофоны, скамейки и даже автоматизированные кабины туалетов (!?! ), которые должны были изготавливаться, устанавливаться и эксплуатироваться за счет размещения на них рекламы. На мачтах уличного освещения и фасадах зданий предполагалось вывешивать преимущественно информационные материалы. Число таких вывесок должно было вырасти до 7, 5 тысяч. Доля социальной рекламы (ее воздействие на население достаточно успешно), должна была бы составить примерно 15% от общего числа рекламных поверхностей в городе. Должно было возрасти и ее качество, поскольку в США социальную рекламу делаю лучшие из профессионалов.

Новое руководство города в лице мэра очень критически отнеслось к некоторым произведениям городского дизайна и, особенно, к хамскому размещению рекламы в исторической части столицы. Очень быстро были приняты достаточно радикальные меры по сносу торговых ларьков и снятию щитов, растяжек, баннеров и прочих рекламных конструкций в центре. В дальнейшем подобная работа будет продолжена во всем городе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь