Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Периодизация античной литературы



ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ЗА ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА)

1) Античная литература. Греческое наследие и феномен «греческого чуда». Периодизация античной литературы.

 

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян. Расцвет греческой литературы приходится на 8 в. до н.э. – 5 в. н.э., а римской – 3 в. до н.э. – 5 в. н.э. Исторически греческая литература предшествовала римской. Римская литература подражает греческой литературе (сюжет, размер и т.д.).

Феномен «Греческого чуда» - взлёт уровня развития нации. Один из главных факторов развития греческой культуры – рабовладельческий строй, то есть, у них было много свободного времени. Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально- политической жизни: в поэзии, архитектуре (стадионы, дворцы, арки и т.д.), скульптуре, живописи, политике, медицине, физике, математике, истории и праве. Современная демократия – идентична древнегреческой демократии. Практически все современные литературные жанры пришли из Древней Греции (стихотворение, роман, эссе, биография, драма, комедия и др.). Со времен Древней Греции люди не изменились внутренне.

Периодизация античной литературы

А) Фольклор (19 в. до н.э. – 8 в. до н.э.)

Обряды – драматизированные игры. Рождение, взросление мальчика – процесс инициации, свадьба, похороны. Песни – трудовые (исполнялись хором). Хор – не смешивался по гендерному признаку (хоры девушек, женщин, мальчиков, мужей, старцев). Агон – соревнование хоров.

А) Доклассический или архаический (1 тыс. до н.э.)

Это творчество до нас не дошло, о нём мы имеет некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н. э. – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Б) Классический период (7-4 вв. до н.э.)

Становление и расцвет греческого классического рабовладения и личности. Появляются многочисленные формы лирики и драмы, богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

В) Эллинистический (3 в. до н.э. – 5 в. н. э.)

Возникает на новой ступени античного рабовладения. Вместо небольших городов-государств, т.н. полисов, возникают огромные военно-монархические организации, большая дифференциация субъективной жизни человека. Период деградации классической литературы.

К третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто называют эллинистически-римским периодом. Римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, т. е. классическим периодом. Последние века римской литературы (1-5 вв. н. э.) – послеклассический период.

Гранью между античной и средневековой литературой принято считать 6 в. н. э. как гибель рабовладельческой формации и наступление средневекового феодализма.

 

Миф. Мифология. Сущность мифа. Миф, религия и художественное творчество.

 

Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Ранняя, универсальная форма отражения мира. Отражение внешних и внутренних сил. Преобладание мифологического сознания относится главным образом к архаической (первобытной) эпохе и связывается прежде всего с её культурной жизнью, в системе смысловой организации которой миф играл определяющую, доминирующую роль. Главная функция мифа – этиологическая (объяснительная).

Слово «миф» происходит от древних греков. Начиная с V в. до н. э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos’y, приобрёл уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надёжное свидетельство. Но даже в этом случае mythos, дисквалифицированный с точки зрения истинности и противопоставленный logos’y, не распространялся на священные тексты о богах и героях.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Деметра – в Элевсине, Артемида – в Эфесе), проявление политеизма.

 

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

 

Жертвоприношения

Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди.

Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды. Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств.

Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народным собранием или началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами. Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде.

Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов.

Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла.

Оракулы

Ора́ кул — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания.

Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.

Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал. Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь счастлив». Как известно, Геракл не погиб.

Следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Композиция «Илиады»

Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. (на 24 песни). Главы нумеруются по буквам греческого алфавита. Она написала гекзаметром и в ней около 15 700 стихов. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе. Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга. 3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены. Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные. Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном. Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя. С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга). Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса. Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса. Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его. Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой. С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора. Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17). Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям. Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»). 23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом. Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»

Э - С

  1. Становление Афинского государства – расцвет Афинского государства
  2. Введение второго актёра – введение третьего актёра
  3. Преобладание монологов – расширение объёма диалогических частей; монолог постепенно приобретает форму обращения к богу, диалог обретает живость, для него становится характерна быстрая смена одиночных стихов, так называемая «стихомифия»: фраза одного героя может даже перебивать фразу другого
  4. Поэт религиозный (героям присуще органичное мифологическое мироощущение) – начало конфликта между человеческой волей и волей богов
  5. пышность стиля (богатство и разнообразие лексики, малоупотребительные образы, пышность, метафоризованность, много сравнений, эмоциональность) – упрощение стиля (приближение к обыденной речи, принцип контрастирования, экспозиция)
  6. коллективное начало – индивидуальное начало
  7. важность хора (диалог актёра и хора) – упадок первостепенного значения хора, он начинает выражать коллективное мнение граждан, а не вещать божественную истину, и хоровые партии в целом уменьшаются; несмотря на это, Софокл увеличивает число поющих в хоре с 12 до 15 человек
  8. Корифей исполняет партию в анапестах, предваряющую вступительную песнь хора – анапестное вступление отсутствует, но в этом размере написаны небольшие партии корифея, называемые прокеригмами, предвещаниями

Герои Софокла живые, яркие, способны вызвать сочувствие, их образы противопоставляются – так, например, как мы видим это в «Антигоне». Ещё одно новаторство Софокла – в том, что он вводит мотив самоубийства главного героя (трагедия «Аякс»). Наконец, именно в трагедиях Софокла впервые осуществляется приём deus ex machina.

 

Алегоричность

ЛУЦИЙ – главный герой и рассказчик романа (образованный, родом из Коринфа, едет по делам в Фессалию). В доме, где поселился, он заводит роман со служанкой Фотидой, просит её выкрасть у хозяйки-колдуньи мазь для превращения в птицу. Фотида путает мази, и Луций превращается в осла. Он претерпевает множество мучений (последнее испытание – совокупление с преступницей). Отвращение к любопытству, сладострастию и желание спастись от смерти вызваны конкретной ситуацией и в аллегорическом плане приводят человека к религиозному спасению.

Луций убегает в порт, молится восходящей Луне (за желание узнать тайны колдовства). Став ослом, герой попадает в сферу действия слепой и свирепой судьбы. Переход под покровительство Изиды – переход к зрячей судьбе.

Сфера жизни слепой судьбы – жизнь людей вообще, людей, не посвящённых в религиозную мудрость. Тем самым, жанр романа об осле как аллегория обычного человеческого существования является жанром реалистическим. До посвящения в таинства (для Луция – в таинства Изиды) всякий живёт, как несчастное животное Луций, потом – как зрячий мудрец Апулей.

Новая черта в структуре главного героя – внутренняя перемена. Все его приключения имеют значение воспитывающего опыта. Наличие нравственной идеи очищения и обновления человека сочетаются с занимательностью повествования.

Велико аллегорическое значение сказки об Амуре и Психее – последнюю, как и Луция, сгубило любопытство. Сказка эта – поэтическая жемчужина с особым зачином, создаёт фольклорно-сказочную атмосферу.

Психея – младшая дочь в семье, имеет двоих старших сестёр и обладает красотой, способной соперничать с красотой Венеры. Слава Психеи настолько огромна и так затмевает славу богини, что жертвоприношения последней совершаются всё реже. Красота Психеи становится источником её бед и переживаний. Венера в ярости решает устроить для героини ситуацию раскаяния – требует у Амура отмщения за мать – разжечь в Психее любовь к недостойному человеку. Это показывает отсутствие величественности в образе богини. Старшие сёстры Психеи выходят замуж, к младшей же никто не сватается. Отец её обращается к милетскому оракулу – тот говорит отвести её на пустынный берег. Зефир переносит Психею во дворец. В первую ночь является невидимый возлюбленный, и Психея становится его женой. Со временем девушка начинает тосковать по дому, возлюбленный просит её хранить тайну.

Зефир переносит во дворец Психеи её сестёр, которые завидуют Психее, ибо сами не очень счастливы в семейной жизни. Сёстры требуют у Психеи выяснить, кто же её муж – и девушка нарушает запрет, несмотря на то, что Амур – а именно он её возлюбленный – призывал её хранить молчание. Засветив над спящим мужем лампу, Психея случайно уколола палец о его стрелу и, покрывая тело Амура поцелуями, уронила каплю раскалённого масла из лампы на него. Тот, проснувшись, понимает, что тайна раскрыта, и улетает. Психея понимает коварство сестёр и говорит им, что Амур решил жениться на них, чем в конце концов доводит обеих до смерти. После девушка отправляется на поиски суженого, который заключён в спальне матери за ослушание. Психею по приказу Венеры ловят, и богиня даёт ей задания – ей помогают муравей, тростинка, орёл и башня. Во время выполнения последнего задания по добыче красоте Прозерпины Психея впадает в летаргический сон; Амур будит любимую и вновь укоряет её за любопытство. Юпитер соглашается на брак Амура и Психеи, и у них рождается дочь Наслаждение. Сюжет сказки принадлежит к числу фольклорных схем. В античной литературе этот сюжет встречается только у Апулея. Сказка о Психеи находится в середине книги, и это самый длинный из вставных рассказов. Мотивы – незаконное любопытство, наказание, спасение – пересекаются с мотивами романа. Аллегоричность образов сестёр – Плоть, Ум, Душа – позволяет сделать вывод о том, что душа – лучшая часть человека. Только пройдя через страдания, искупив свой проступок, Психея обретает счастье. И Луций, и Психея обновляются, проходя через свои страдания – Апулей воспроизводит некий ряд совершенствования человека. Олимпийские божества выступают в комическом бытовом свете. Апулей хочет доказать, что человек – игрушка судьбы. Некоторые вставки объединены по тематике – серия рассказов о преступлениях и убийствах с участием нечистой силы, разбойничьи рассказы, рассказы о неверных мужьях и жёнах. С основной сюжетной линией события вставных рассказов не связаны, но мотивационная связь определённо наличествует.

32. Старшая Эдда

А) История развития. История названия.

В 1643 году епископ Бриньольф Свейнссон обнаружил рукописный сборник древних скандинавских песен о богах и героях, который получил название “Старшая Эдда”. Свейнссон решил, что это произведение исландского ученого Сэмунда Сигфуссона. Оно было заимствовано из книги “Эдда” исландского историка и поэта ХIII века Снорри Стурлсона, источник которой обнаружили исследователи в новонайденных пергаментах, потому что речь там шла о тех же богах и героях. Значение и этимология слова “эдда” неясны - возможно, оно происходит от названия хутора Снорри “Одди”; может быть оно значит “поэтика”; а может быть, это древнее, ушедшее слово, означающее “прабабушка”.

Предыстория рукописи неизвестна. Сборник - во второй половине XIII века неизвестным автором, но вошедшие в него песни - в эпоху викингов (IX - XI в.), возможно даже в бесписьменный период. Возникли они сами по себе, друг с другом как сейчас связаны не были. Но точно известно, что они были очень популярны в Исландии в ХIII веке.

Наиболее ранние песни похожи на краткие героич. песни (типа немецкой “Песни и Хильдебранте”) – “Песнь о Велунде”, более поздние обширнее по объему и переходят от сжатого эпического рассказа к психологическому углублению – это песни о любви Брюнхильды и Сигурда. В X-XI вв. – новый жанр героической элегии: традиционный эпический сюжет служит в ней материалом для лирико-драматической обработки (плач Гудрун над телом Сигурда, поездка Брюнх. в Хель).

2)Сюжеты и персонажи.

В основной рукописи " Старшей Эдды" 29 песен. Они не составляют связного единства, и ясно, что до нас дошла лишь часть их. Отдельные песни кажутся версиями одного произведения - так, в песнях о Хельги, об Атли, Сигурде и Гудрун один и тот же сюжет трактуется по-разному, “Речи Атли” иногда истолковывают как позднейшую расширенную переработку более древней “Песни об Атли”. В целом же все эддические песни подразделяются на мифологические песни о богах (10) и песни о героях (19).

В двух словах мифологические песни: “Прорицание вельвы” -- песнь о сотворении мира, золотом веке и гибели мира. В “Эдде” три активных бога: Один, Тор и Локи. О. - верховный бог, бог войны, мудрости, пророчеств, заклинаний и покровитель поэзии. Одноглазый: второй глаз отдал великану Мимиру за знание будущего. Тор – бог грозы, его оружие – каменный молот, который у него однажды спер великан Трюм, за что в невесты вместо прекрасной богини получил бородатого прожорливого Тора, который. не дожидаясь брачной ночи, вместе с Локи покалечили Трюма и всех его ближних, чтобы заполучить назад молот Мьёлльнир. Тор - Покровитель земледелия, простодушен, защищает людей. Один же то защищает людей, то провоцирует раздоры между ними. Его эпитеты – злодей, ужасный, сеятель раздора (не всегда, конечно). Локи – неоднозначная трактовка. Его образ восходит в образу мифологического плута-трикстера. Хитрость. Сначала он был комическим персонажем, а потом стал демоном. Он носитель раздора между богов, в борьбе богов с великанами при конце света встанет на сторону последних. Он отец смерти Хель и чудовищного волка Фенрира, который сожрет солнце. В мифологических песнях что-то пересекается с мифами континентальных германцев, что-то – типично исландское (воинская религия Оддина с валькириями и Вальгаллой).

Героические песни. Большая часть посвящена Сигурду, гибели Аттилы и Гуннара, т.е. эпическим сюжетам, сложившимся у континентальных (южных) германцев в эпоху “великого переселения народов”, в VI-VII вв. через сев. Германию проникли в Норвегию и подверглись там, а затем в Исландии, поэтической переработке. Все героические песни возникли отдельно друг от друга, поэтому про одно и то же говорится в разных песнях. Героические песни начинаются “Песней о Велюнде”, потом идут несколько песен о Хельги (он из того же рода, что и Сигурд – Вельсунгов). Песни о Сигурде начинаются с “Речей Гриппира” Далее – пересказ….

отметить: Г. мстит мужу за братьев – это отражение родового сознания. В “Нибелунгах” – феодальное сознание, месть братьям за мужа. Хегни не играет такой большой роли, как в “Нибелунгах”.

3) Тема судьбы и проклятого золота.

Проклятое золото – источник всех бед. Уже в “Прорицании вельвы” рассказывается о женщине Гулльвейг (“сила золота” – воплощение жадности к золота), из-за которой произошла первая война между асами и ванами. А собственно проклятое золото – клад нифлунгов – появляется в “Речах Регина” и далее (рассказывается также в “Песни о Велунде” про жадного конунга Нидуда, который завладел золотом Велунда, в частности, кольцом. Но имеет ли это какое-то отношение к кдаду Нифлунгов, я не знаю.) Золотой клад обладает нечеловеческой силой, все – кто вольно, кто невольно – хотят им завладеть. Роковая власть золота определяет отношения между людьми. (В “Ниб.” – люди определяют отношение к золоту, потому что оно источник могущества).

Действие начинается в мире богов, потом – у великанов, потом – у людей (в “Ниб.” – сразу у людей, там вообще нет мифологических мотивов, юношеские подвиги Зигфрида – сказка). Один, Тор и Локи увидели выдру. Локи ее убил. Оказалось, что это выдра-оборотень, сын великана Хрейдмара, к которому они попросились на ночлег. Боги предлагают за него выкуп. За золотом Л. отправляется к карликам. Хранитель клада – карлик Андвари. Л. отобрал у него весь клад, но А. попросил оставить ему одно кольцо. Л. не согласился. Тогда А. проклял клад, пообещав всем его владельцам несчастье. Золотом карликов боги покрыли всю шкуру выдры, но один волосок из уса торчал наружу. Х. потребовал закрыть и его. Тогда Л. отдал кольцо.

После этого в семье Х. начались раздоры. Его сыновья Регин и Фафнир убили отца за клад, потом поссорились друг с другом. Фафнир превратился в дракона и стал хранить клад. Регин хочет его убить. Для этого выковывает своему воспитаннику Сигурду меч Гран (это архаический мотив кузнеца-колдуна, который введен в систему более поздних представлений). С. убивает дракона, жарит его сердце, кровавая пена попадает ему на палец, он его облизывает и начинает понимать язык птиц. Они открыли ему, что Р. хочет его убить. Тогда С. сам убил Р., завладел золотом Фафнира.

Того, кто причастен к кладу, пусть отдаленно, ждет гибель. Мотив золота трансформируется в мотив неизбежной судьбы. Концепция судьбы такова:

«С судьбой не поспоришь! //Ты, Гриппир, по-доброму //Просьбу исполнил; //предрек бы ты больше //удачи и счастья//в жизни моей, // если бы мог! » (Речи Гриппира)

Краткий пересказ

Песни о богах

Прорицание Вёльвы. Вельва – колдунья, прорицательница. Картина мира от сотворения и золотого века до гибели богов и второго рождения. Вёльва помнит начало веков, великанов, Ясень, ешё не проросший (мировое дерево – Иггдрасиль). Один с братьями создают земной мир. Перечисляет карликов, кот. создают из кости Бримира/Имира(древнейшего из великанов) и великанов. На берегу – первые люди, “ясень” и “ива”(Аск и Эмбла). Первая в мире война между богами из-за женщины, воплощающей страсть к золоту (Гулльвейг, кот.постоянно перерождается в колдунью).В результате ваны(боги плодородия) и асы(ост) заключают мир, обменявшись заложниками(по мифу). Вёльва рассказывает, что помнит о битве богов с великаном, который обещал построить им крепость (взамен – солнце, луну и жену Ода (Фрейю)). Локи обхитрил великана, заставив его опоздать к сроку. Миф о смерти сына Одина, Бальдра от побега омелы, т.к. все остальное Ф.заставила поклясться не причинять ему вреда. (всё живое и неживое должно было его оплакивать, но Локи под видом великанши не оплакивал)). Далее строки о наказании Локи. Гибель богов: чудовищный волк – порождение Локи, кот. поглотит солнце и звёзды. Братья будут биться друг с другом, великий блуд, человек человека щадить не станет. Смерть Одина от Волка. За него мстить его сын. Возрождение богов.

Перебранка Локи Кратко: Основное содержание этой песни заключается в том, что Локи беспощадно и не стесняясь в выражениях разоблачает семь богинь и семь богов, собравшихся на пир у морского великана Эгира. Богов он обвиняет прежде всего в трусости и " женовидности" (половом извращении), а богинь - в нецеломудрии.

Внимание, сейчас будет взрыв мозгов. Подробно:

Эгир наварил всем пива, и пришли боги (Тора не было, он занят) Все должны были соблюдать там мир. Гости с большой похвалой говорили, какие у Эгира хорошие слуги. Локи не стерпел этого и убил Фимафенга. Тогда асы стали потрясать щитами и кричать на Локи. Они прогнали его в лес, а сами сели пировать. Локи встречает Эльдира, кот. не советует ему идти на пир, ибо Локи там не к месту. Локи советует ему помолчать, ибо он его переговорит, если Э.не заткнется. Локи приходит на пир, Браги гов-т, что лучше бы ему уйти. Но Один говорит “Peace, чуваки)”, и Видар наливает кубок Л. Л.всех приветствует, но гов-т, что не будет приветствовать Браги, т.к. он трус в схватке. Идун пытается сказать “Peace, чуваки)”, но Л.ей гов-т, что она вообще жадная до мужчин и спит с убийцей брата. Тут Гевьон пытается сказать “Peace, чуваки)”, но Л.гов-т, что она вообще совратила юнца и ей-то уж точно стоит молчать. Один тут хочет все уладить своим коронным “Peace, чуваки)”, но Л. гов-т, что Один победу отдает трусам. Но Один сам не тряпка и гов-т Локи, что он-то хотя бы не рожал детей и обзывает Локи мужем женовидным. Л. в ответ припоминает О., что тот колдовал, как ведьма и мол сам он муж женовидным. Вступается Фригг, жена О., гов-т, что хватит уже старое вспоминать. Но Л. гов-т о ее развратности. Фригг возмущается: «Был бы тут Бальдр, ты б без скхватки не ушел». А Локи: « А это ведь из-за меня Бальдра тут нет! » В общем далее Локи обвиняет Фрейю в развратности, Ньерда в том, что он был заложником*вспоминаем войну ванов с асами из прорицания*, Тюра в том, что его жена(Тюра) родила сына от Локи(отлично вообще), Фрейра за то, что отдал золота за женщину, Бюггвир за вечние пресмыкания и т.д. Наконец Скади говорит, что если он не заткнется, то его кишками привяжут к скале. А Л.говорит, что, когда они спали вместе, Скади была ласковей))).Сив подносит Л.кубок, пытаясь его задобрить, но Л. гов-т, что она тоже с ним спала. Тут входит Тор и грозно обращается к Л., Л., радуясь, переходит на него. Мол, Тор не будет так смел, сражаясь с волком, кот-й погубит Одина. Тор все его предостерегает от дальнейшей болтовни, а то сошлет его на восток. Л.гов-т, что все, он сказал все, что долже об асах и уходит. Напоследок гов-т Эгиру: «пусть все, чем ты владеешь, сгинет в пламени! » После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нарви, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

Песнь о Трюме

Тор ото сна встает разъяренный и видит, что молот Мьёлльнир про­пал у него. Локи, хитрому богу, говорит он о пропаже своей, а потом идут они к дому Фрейи и просят наряд ее из перьев, чтобы молот сыскать. Дает наряд Фрейя, и шумит перьями Локи, улетая из края асов-богов в край, где живут ётуны-великаны.

Трюм-великан сидит на кургане и из золота плетет ошейник псам. Видит он Локи и спрашивает его, зачем он в Ётунхейм прибыл. А Локи в ответ ему, не он ли Хлорриди-Тора молот запрятал? Трюм отвечает, что он молот запрятал и отдаст его только тогда, когда в жены ему Фрейю прекрасную отдадут. Летит Локи обратно и Тору все говорит. Тогда идут они оба к Фрейе, просятее наряд надеть брачный и с ними вместе в Ётунхейм ехать. Но Фрейя отказывается наотрез.

Тогда боги-асы на тинг собираются — думают, как им молот Тора вернуть. И решают брачный наряд на Тора надеть: пышным убором голову накрыть, а грудь украсить ожерельем Брисингов-карликов. Локи ж служанкой Тора в Ётунхейм соглашается ехать.Завидев их, Трюм говорит, чтоб столы застилали для пира.На пиру Трюм, интересуется, чего так много жует невеста, а служанка гов-т, что она 8 дней не ела. Далее он(Трюм) желает невесту поцеловать, но, откинув покров, видит, что сверкают глаза у нее и «пламя из них ярое пышет». Служанка разумная на то отвечает, что «восемь ночей без сна была Фрейя», так торопилась она в край великанов приехать. И вот в нетерпении Трюм, ётунов конунг, приказывает Мьёлльнир нести и на колени не­весте его положить, чтобы скорей союз их с ней заключить. Хлорриди-Тор радостно молот могучий хватает и род исполинов весь, вместе с Трюмом, истребляет. «Так Тор завладел молотом снова».

Песни о героях

Песнь о Вёлунде

Жил конунг по имени Нидуд, Двое сыновей было у него и дочь Бедвильд.

Жили три брата — сыновья конунга финнов: Слагфрид, Эгиль и Вёлунд. Рано утром видят они на берегу трех женщин — это были валькирии. Братья в жены берут их, и Вёлунду Чудесная достается. Живут они семь зим, а потом валькирии на битву мчатся и обратно не возвращаются. Отправляются братья искать их, только Вёлунд дома сидит.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 3692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь