Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Трагический конфликт в «Антигоне» Софокла.
Трагедия Софокла «Антигона», написанная в 442 году до н.э., в основе своей имеет мифологический сюжет фиванского цикла. Антигона, похоронив брата Полиника, погибает в борьбе с государственным началом, но и олицетворяющий его царь Креонт несёт наказание, теряет сына и дочь. Антигона умирает физически и с достоинством, Креонт – морально и духовно. Вся трагедия построена на контрасте этих двух персонажей, который проявляется даже в их речи: Креонт любить поговорить и высказать банальные истины, в которые он верит, но не следует им; в его речи много разъяснений и повторов, нет ни одного вопроса, => он, как человек мономаниакальной идеи, не сомневается в своей линии поведения. Речь Антигоны в основном состоит из односложных предложений, окончание фразы часто переносится в следующий стих (признак импульсивности), предложения разрываются. Конфликт трагедии неоднороден: Конфликт между государством и семьёй, согласно Гегелю. Креонт, по Гегелю, воплощает государственное начало, Антигона – семейно-родовое. Происходит столкновение идеи государственности с требованием, которые выдвигают кровнородственные связи. Однако эта точка зрения оказывается неверной, поскольку семейное начало государственному не противопоставлялось. Позиция Креонта уязвима, ибо приказы его (не хоронить Полиника, казнить Антигону) не имеют под собой достаточных оснований. Отказать покойнику в погребении противоречит нормам: религиозным, правовым, нравственным – и подобный приказ ни в коей мере не может отождествляться с волей государства. Это самый типичный произвол тирана, встречающий всеобщее осуждение народа. Также запрет Креонта не является и законом. Греки различали слова «указ» и «закон». Первое по латыни – kerigma – произвольное распоряжение, второе – nomos – априорная нравственная категория. Лишь сам Креонт и его приближённые употребляют слово «закон» по отношению к приказаниям Креонта; Антигона же олицетворяет собой как раз nomos. Герои выступают как два полюса протагоровского принципа «человек есть мера всех вещей» и доказывается, что своеволие одного человека не может вершить судьбу целого государства. Креонт меряет и себя, и окружающих мерой собственного произвола. Антигона же себя и сложившуюся вокруг ситуацию измеряет мерой её соответствия непреходящим нравственным нормам, находящимся под защитой богов. Конфликт, таким образом, перетекает в противодействие земного и божественного. Антигона уверена, что закон должен совпадать с вечными установками богов. Креонт хочет стать выше богов и вершить свой суд – тем самым налицо ложное видение обязанностей царя и своих возможностей. Креонт считает, что: 1. подданные не должны ему указывать; 2. государство – собственность правителя; 3. граждане должны беспрекословно подчиняться правителю. За подобное упрямство деспота осуждает и вещий Тиресий. В силу несостоятельности Креонт приходит к краху. Антигона погибает в атмосфере полного одиночества, ибо Софокл крайне прозорлив. Чтобы защитить город от гнева богов, чтобы встать на пути человеческого произвола, нужна героическая личность, готовая купить ценой собственной жизни право на исполнение родственного долга. Антигона и восстанавливает мировую справедливость. Лейтмотив в «Антигоне» - проблематичность человеческого знания. Креонт уверен в непогрешимости своих замыслов –и переживает трагедию. Поступок Антигоны расценивается как безрассудный, приводит её к позорной смерти – и тем не менее является самым разумным выходом из сложившейся ситуации. В финале трагедии торжествует божественная мудрость.
12, 1 «Антигона» Софокла: образ главной героини (принцип построения, индивидуальная характеристика); второстепенные образы трагедии.
Софокл приблизил своих персонажей к реальной жизни, придав им одновременно героические черты. Его образы рельефны, структурны, контрастны – Софокл противопоставляет нравственные и идейные представление своих героев). Важен и контраст характеров (робкая Исмена – мужественная Антигона). У героев нет нравственных противоречий, сомнений. Каждый герой – законченная индивидуальность. К сюжетообразующим средствам индивидуализации относится и стилистические приёмы (почти нет монологов у Антигоны, ответы очень эмоциональны). Антигона появляется в прологе и двух эписодиях. Индивидуальность её образу придаёт уникальность ситуации. Трагедия строится на взаимных противопоставлениях героев (Исмена – Антигона, Креонт – Антигона). Характер Антигоны линеен, однокрасочен, она не знает колебаний и сомнений. Антигона вступает в трагедию с уже готовым решением. Её отношения с окружающими минимальны, с хором она обменивается всего несколькими фразами. Софокл убеждает зрителя в правоте Антигоны, внушает зрителю сочувствие к девушке и восхищение её характером, показывая её самоотверженность, непреклонность, бесстрашие, решительность. В диалоге Антигоны с Исменой виден переход от любви к ненависти, и тем самым вводится мотив подчёркнутого мнимого одиночества – самое для Антигоны трагическое. Исмена руководствуется желанием уцелеть любой ценой; хор ничем не выдаёт своего отношения к поступку непреклонной Антигоны. Она не нашла подтверждения своей правоты, когда шла хоронить Полиника. Самое трагичное – итоговый приговор Креонта. И несмотря на всё это, героиня не так одинока, как думает (Гемон, ссылаясь на народное мнение, защищает её перед Креонтом; прорицатель Тиресий говорит о произволе государя). При последнем явлении Антигоны звучит мотив прощания с неиспытанным счастьем (материнства, неисполненной роли жены). Жалобные плачи лишают её образ жертвенного аскетизма. Ничто человеческое ей не чуждо, но умирает Антигона так и не получив подтверждения своей правоты и не услышав даже сочувствия. Хор восхищается её поступком, но не оценивает его. Софокл создаёт мнимое одиночество для раскрытия героической натуры девушки. И моральная победа остаётся на стороне Антигоны, которая утверждает верность человека своему нравственному долгу и торжество этого долга перед законами мира. Обречённость героини порождает мотив смерти. Так же звучит мотив несостоявшегося брака, тема «безбрачной» смерти (противоположно истолковывается как брак со смертью, могильный склеп видится «брачным теремом»). Мотив смерти звучит уже в диалоге с Исменой. Креонт о живой Антигоне говорит как о мёртвой. Та говорит, что служит подземным богам и умершим – Креонт считает иначе. Антигона стремится к тому, чтобы её поступок стал известен: по сути, она дважды погребает Полиника, второй раз делая это демонстративно. Хор, Исмена, Креонт называют её неистовой, дерзкой, безумной – Антигона же говорит о священности своего преступления. Налицо промежуточное положение между преступлением и праведностью. Исмена. Сестра Антигоны, противопоставляется Антигоне. Слабее Антигоны. После изобличения Антигоны, Исмена хочет разделить её участь, не желая пережить смерти сестры. Исмена слаба, нерешительна. Она сочувствует сестре, умоляя её хранить всё в тайне и обещая помочь. Но её слова по сути так и остаются всего лишь словами. Креонт. Фиванский царь. Олицетворяет государственную власть. Главная его цель – «величие города», а основа решений – «порядок» и «закон». Креонт считает Полиника «опустошителем Фив». Наказывая Антигону, он выясняет, знала ли она его приказ. Стремится быть оплотом порядка, апеллирует к разуму - но разум и справедливость Креонта ограничиваются якобы государственными интересами. «Жизнь и смерть не подлежат человеческому суду» – говорит Тиресий Креонту. Из-за ограниченного видения правды Креонт и поплатился, потеряв родных. В Креонте Софокла нет жестокости и властолюбия, образ несёт идеи государственного права и справедливости, что поняты им неправильно. Софокл видел опасность в гипертрофированном самоопределении личности, стремящейся навязать свой указ. Гемон. Сын Креонта, жених Антигоны. Промежуточное звено между полюсами конфликта. Появляется единожды в споре с Креонтом. Пытается убедить, образумить отца, ссылается на жалость и здравый смысл. Он стремится отстоять правду, но для Креонта он – «раб женщины». Гемон в ответ упрекает отца в упрямстве, сравнивая это качество с моряками, не опускающими парус во время бури. Сторож. Антипод Антигоны. Его корыстолюбивая трусость противопоставляется решительности Антигоны. Боги на стороне Антигоны. Моральная и нравственная правота её утверждается через отмщение Креонту. В финале трагедии торжествует божественная мудрость.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 3853; Нарушение авторского права страницы