Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Биография Цицерона. Ораторское искусство Цицерона. Маска дурного правителя в речах Цицерона.
Цицерон (106-43) родился в семье всадников, в небольшом городке Арпине. Уже в детстве он выделялся среди сверстников своими блестящими способностями, был любознательным, любил философию. Вскоре отец отправил его вместе с братом Квинтом в Рим, где они получили прекрасное образование. Уже в годы учения Цицерон начинает литературную деятельность — переводит с греческого «Экономику» Ксенофонта и знаменитую поэму Арата «Феномены», пишет свой первый риторический трактат «О нахождении». Личность Цицерона известна достаточно полно благодаря его собственным сочинениям, где она так или иначе отражалась, и, главным образом, благодаря сохранившемуся значительному собранию его переписки со многими политическими деятелями того времени, с близкими и друзьями, в частности с его ближайшим другом Аттиком и братом Квинтом. Цицерон был высокоодаренной натурой. У него были замечательные интеллектуальные способности, незаурядная память, «почитание всякого научного знания», удивительное трудолюбие. Цицерон обладал широкой эрудицией в вопросах философии, истории, литературы, греческой культуры. Цицерон был очень честолюбив, поэтому он, выходец из незнатной провинциальной семьи, оказался на вершине политической жизни Рима. Цицерон был патриотом Рима. Идея величия и превосходства Рима была одной из определяющих для него. Это превосходство он видит прежде всего в римской доблести, нравственном и военном превосходстве римского народа. Более того, он готов даже видеть это превосходство и в культурной области и, уже совсем погрешая против истины, утверждает, что латинский язык не только не беднее, как обычно считается, но гораздо богаче, чем греческий. Цицерон был предан идее республики, верность которой он доказал своей судьбой и трагической гибелью. При этом у Цицерона было много слабостей и недостатков, порой он бывал наивным, нерешительным, робким и одновременно очень тщеславным. У него не было твердости и жесткости. Цицерона не раз обвиняли в политической непоследовательности. Но дело здесь не в политической беспринципности. Цицерон стремился отстоять гибнущую республику и единство римского народа, избежать путем общественного соглашения надвигающейся кровавой гражданской войны. Путь к этому он видел в согласии сословий. Считая высшей ценностью благо государства и его граждан, Цицерон в одном из своих последних сочинений, «Об обязанностях», резко осуждает политических деятелей, приносящих в жертву своим амбициям интересы родины. Цицерон - натура импульсивная, эмоциональная, далекая от монументального образа римского оратора, «гремящего против Катилины». Остроумие Цицерона, подчас весьма язвительное, было общеизвестно. Свидетельством тому — многие места из его речей и писем. Присущая Цицерону веселость духа проявляется в его повседневной жизни. Он всегда посещает театр и различные игры, подробно описывая их в письмах, остроумно посмеиваясь при этом над безвкусицей некоторых из них. Он не отказывается от радости истинного дружеского общения. Поглощенный напряженной политической борьбой Цицерон не забывает и о своих материальных делах. Никто не мог его упрекнуть в корыстолюбии и лихоимстве. Но он все же достаточно богат. В конце 80-х гг. Цицерон начинает ораторскую деятельность и в 80-м году выступает на громком процессе Секста Росция, ложно обвиненного в отцеубийстве. В этом процессе проявились многие важные черты личности и дарования Цицерона - талант оратора и логика юриста, чувство справедливости и гражданское мужество (никто из известных ораторов не осмелился выступить в защиту невинного человека против влиятельного Хрисогона), и наконец, честолюбие, желание проявить себя на общественном поприще. Процесс закончился оправданием Секста Росция. Цицерон вскоре уезжает в Грецию, по после смерти Суллы возвратился в Рим, где и начинает свою политическую карьеру, заняв первую ступень на лестнице римских общественных магистратур — должность квестора. В этом качестве он отправляется в 75 г. в Сицилию, где снискал уважение местных жителей своим нестяжательством и справедливостью, столь необычными для римских чиновников. По возвращении в Рим Цицерон продолжает ораторскую деятельность и быстро завоевывает популярность. В 70 г. сицилийцы, доведенные до отчаяния безграничным произволом и вымогательством со стороны наместника Сицилии Гая Верреса, просят Цицерона взять на себя защиту их интересов. Античная теория судебного красноречия требовала от оратора не установления истины, а правдоподобия, убедительности аргументации. В судебном процессе, помимо фактов, огромную роль играл чисто эмоциональный элемент. Задача оратора – создать нужный ему психологический настрой присяжных. Отсюда — преимущественный интерес к личности подсудимого, его нравственному облику, складу характера, социальному опыту, к окружающей его среде, что должно было показать судьям вероятность (или невероятность) инкриминируемого деяния. Такая теоретическая установка давала оратору простор для создания собственно художественного образа, когда реальное лицо превращалось по существу в литературный персонаж, становилось предметом художественного обобщения, а события, с ним связанные, получали нужную оратору интерпретацию и освещение, порой далекие от истинного положения вещей. Веррес обвинялся в злоупотреблении властью, лихоимстве, жестокости и беззаконии по отношению к сицилийским гражданам, разграблении провинции и ее населения. Задачей Цицерона было показать Верреса ужасным римским наместником, «антигероем». Вся характеристика Верреса строится как антитеза идеальному образу правителя. Цицерон создает «маску» дурного правителя, это - своеобразный способ типизации. Если идеальный полководец мужествен, предусмотрителен, деятелен, готов делить с войском все трудности, справедлив к подчиненным, то Веррес изнежен, ленив, беспечен, несправедлив и жесток.. Тема беззакония, безудержного произвола, неправосудия остается главной в описании деятельности Верреса в качестве правителя. Жестокость и наглое беззаконие римского претора становятся вызовом и оскорблением авторитета римского государства, величия римского народа. Веррес в изображении Цицерона из заурядного римского магистрата, мздоимца и самодура превращается в зловещую фигуру, нравственное чудовище, впитавшее в себя все пороки своей социальной среды — римской знати. Веррес становится воплощением и олицетворением римской знати. Методом создания такого образа становится риторическое преувеличение реальных пороков и фактов, умолчание о положительных моментах в деятельности персонажа, аккумуляция отрицательных черт, собранных по той же риторической схеме (беззаконие, корыстолюбие, патологическая жестокость, кощунство, роскошь, развращенность, пьянство). По аналогичной схеме будут изображены в более поздних речах такие персонажи, как Клодий, Катилина, Антоний. В этом Цицерон следовал традиционным риторическим принципам изображения «преступного правителя», нашедшим в свое время наиболее яркое воплощение в речах греческого оратора Демосфена («Речи против македонского царя Филиппа»). Выигранный Цицероном процесс по делу Верреса не только увеличил его ораторскую славу, но и знаменовал обращение Цицерона к активной политической деятельности, ибо в этом процессе речь, по существу, шла не только о лихоимстве и беззакониях одного человека, но и вообще о пороках правления римского нобилитета. В 70 г. Цицерона избирают эдилом, через три года — претором, и еще через три года он достигает высшей магистратуры — становится консулом (63 г. до н. э.). В этот период он много выступает в судах и живо участвует собственно в политической жизни, в частности способствуя предоставлению Помпею верховного командования в войне с понтийским царем Митридатом. Год консульства Цицерона стал вершиной его политической карьеры, его популярности и личной славы. В этом году группа знатных римлян во главе с сенатором Катилиной организовала заговор с целью захвата власти в Риме, убийства избранных консулов и проведения ряда реформ.
В конце жизни Цицерона преследуют несчастья в семейной жизни. Он разводится со своей женой после 30-летней совместной жизни (46 г.). Вскоре он женится на молодой богатой девице Публилии, опекуном которой он был, чтобы поправить свое пошатнувшееся состояние. Но через несколько месяцев разводится и с ней. В то же время умирает его любимая и единственная дочь Туллия, о которой он трогательно заботился всю жизнь. Потрясенный ее смертью, Цицерон пытается найти утешение в работе над философскими сочинениями. За короткий срок Цицерон создает целую систему римской философии, охватывающую практически все ее стороны, от общетеоретических проблем бытия и познания до практической этики, которой Цицерон уделяет особое внимание. В это же время Цицерон сближается с молодым Октавианом, будущим Августом, объявившим себя наследником Цезаря. Цицерон верит или делает вид, что верит, что девятнадцатилетний Октавиан намерен восстановить республику, и помогает ему получить задолго до законного срока сначала преторские полномочия, а затем и консульское звание. Но очень скоро Октавиан вступает в соглашение с Антонием. Создается второй триумвират (Антоний, Октавиан, Лепид), одним из первых актов которого становится объявление новых гонений. Их жертвой и падет Цицерон, с холодной расчетливостью преданный столь любимым им Октавианом. Цицерон был убит в своем поместье убийцами, посланными Антонием, приказавшим принести ему голову и правую руку Цицерона, которые были выставлены на форуме на всеобщее обозрение. Были убиты и брат Цицерона Квинт вместе со своим сыном. Цицерон создал философскую терминологию на латинском языке, которая сыграла определяющую роль в формировании европейской философской терминологии. Богатая личность и многообразная деятельность Цицерона оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей европейской гуманитарной культуры — от раннехристианских авторов до эпох Возрождения и Просвещения и вплоть до французской революции, включая и русскую культуру XVIII в. и начала XIX в. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы