Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура греческой трагедии. Устройство греческого театра.



Со временем драматургические представления Великих Дионисий начинают базироваться на определенном тексте и обретают стройную структуру.

В композиционном отношений трагедия представляет собой достаточно однотипный организм, в котором речевые партии (пролог, эписодий) чередуются с хоровыми (парод, стасимы).

Трагедия начинается с пролога, который сводится к сюжетной экспозиции. Пролог – начало пьесы до выхода хора. Пролог знакомил зрителя с местом действия и с его участниками. В ранних пьесах Эсхила пролога не было. Первоначально в прологе трагедий выступал один актер, затем пролог представлял собой целую сцену с участием двух или трех актеров. Иногда персонажи пролога в дальнейшем в пьесе не появлялись. (В комедии пролог обычно содержал одну или несколько сцен с двумя-тремя актерами и был, как правило, длиннее и оживленнее, чем в трагедии).

За прологом следует вступительная песнь хора, называемая п а род. Это чисто хоровая партия. Парод – прибытие хора; хор вступал с двух сторон в маршевом ритме и исполнял песню.

Парод состоит из строф и антистроф. Строфа – основной компонент партии хора, которую он исполнял, передвигаясь по орхестре в одну сторону (строфа), затем – в другую (антистрофа).

Далее развертываются речевыесцены между песнями хора – эпис о дии. Они отделяются друг от друга ст а симами(хоровыми партиями).

Эписодий – речевая сцена между песнями хора. Эписодий включал диалоги и монологи, написанные, как правило, ямбическим триметром, реже – трохеическим тетраметром. В трагедии обычно насчитывалось 3 - 4 эписодия (в комедии их число могло быть значительно больше). В древнегреческой трагедии сколько стасимов, столько и эписодиев.

Ст а сим (гр. стоячий) – песнь, которую в трагедии исполнял хор между эписодиями, оставаясь на орхестре. Стасим состоял из нескольких пар симметричных строф и антистроф. Иногда такая пара или весь стасим заключался эподом.

Эпод – произведение, написанное в перемежающемся размере (нечетные стихи – дактилические диметры, четные стихи – ямбические диметры).

Обязательный компонент древнегреческой трагедии – к о ммос – совместная партия актера и хора, призванная передать эмоциональное напряжение. Аристотель определяет коммос как общую печальную песнь хора и актера. В коммосе хор скорбит о несчастьях, постигших актера. Коммос состоит из отдельных реплик или небольших строф хора и чередующихся с ним реплик или целых арий актера.

Трагедия завершается эксодом — уходом хора со сцены, сопровождаемым заключительным стасимом. Эксод стоит после последнего стасима. Эксод – речевая партия в конце трагедии. В эксоде хор и актеры покидали орхестру.

В эписодиях и эксоде возможен диалог актера с корифеем (предводителем) хора.

Последние строки трагедии - заключительная песня хора, в которой выражена вечная, непререкаемая божественная истина, которую «проиллюстировали» судьбы героев трагедии.

Первоначально в трагедии действует один актер, который повествовал о событиях. Постепенно он овладевает актерским мастерством. Эсхил вводит второго актера, Софокл – третьего. Закрепляется и определенный объем трагедии: в ней до 1400 стихов.

В более позднем творчестве Софокла и особенно у Еврипида все большую роль начинают играть сольные арии персонажей (монодии) и обмен репликами в трохеических тетраметрах, призванных передать наибольшее эмоциональное напряжение. На протяжении V в. упрощается стиль трагедии: пышные речевые образы Эсхила сменяются сдержанным пафосом Софокла, а затем близким к разговорному языком Еврипида.

Развитие трагедии после V в. прослеживается по сохранившимся фрагментам недостаточно. Несомненно, что теряет свое значение хор, — его партии все больше отдаляются от содержания пьесы, представляя собой размышления на отвлеченные темы, переносимые из одной трагедии в другую, а затем вовсе опускаются при их исполнении.

 

Сначала представления давались на центральной площади Афин, под открытым небом, вблизи освященного черного тополя. Когда персонажи призывали землю и небо, солнце, звезды и океан, они обращались к сущностям, которые зрители видели и ощущали во время спектакля.

Позже были построены деревянные скамейки. Около 500 года до нашей эры во время представления пьесы Пратина деревянные скамейки обрушились под тяжестью зрителей. Зрители получили ранения.

В VI в. до н.э. на южном склоне Акрополя афиняне построили каменный театр, посвященный богу Дионису. Театр (гр. the a omai — смотреть) — сооружение, предназначенное для исполнения драматических произведений, выступления хоров и музыкантов, а впоследствии - странствующих ораторов. В театрах собирались члены всей гражданской общины и гости, съезжавшиеся на праздники. Театры были большие: в IV в. до н. э. театр в Афинах вмещал 17 тысяч человек, театр в Мегалополе - 44 тыс. человек, театр в Мегаре - 45 тысяч зрителей, едва ли не все взрослое население города.

Первые театры имели временный характер и строились для каждого праздника заново. В V в. до н. э. появились постоянные т е атроны е атрон - места для зрителей). Форма театронов установилась не сразу.

Основные части театра – орхестра с расположенной на ней скеной, а напротив них — места для зрителей, обычно располагавшиеся полукругом по склону холма. В центре первого ряда, напротив алтаря, стоявшего на орхестре, было богато украшенное кресло жреца Диониса Элевтерия. В первом ряду мраморные сидения со спинками были предназначены для местных первосвященников Диониса и должностных лиц города. В афинском театре в первом ряду было 76 мест, и все они были именные.

Остальные места для зрителей представляли собой каменные скамьи без спинок. Антрактов не было. Многие зрители, чтобы с комфортом просмотреть за день по пять пьес, приносили с собой подушки.

У подножия зрительных рядов находится орхестра, или танцевальная платформа, занимаемая хором. Орхестра – круглая утрамбованная площадка диаметром примерно 27 метров. В ее середине был жертвенник Диониса. На ступенях жертвенника размещались музыканты; вокруг жертвенника с песнями двигался хор то в спокойном и величественном ритме трагедийного танца, то в разнузданной комедийной пляске.

В глубине орхестры было небольшое деревянное строение - скена. Скена - прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. В скене были 3 двери. Скена изображала то дворец, то храм, то частное жилище; здесь же проводили время артисты, не занятые в данный момент на подмостках. В конце V в. по бокам скены появились выступающие вперед павильоны - параскении. В эпоху эллинизма (334 – 30 гг. до н.э.) параскении исчезли.

В IV — III вв. появляется проскений — невысокая пристройка перед скеной: в двух — трех метрах от передней стены скены на низком стилобате (стилобат – поверхность фундамента, на которую устанавливались основания колонн) возводился ряд столбов с деревянным горизонтальным перекрытием - логейон. Выступление актеров на логейоне обозначало полный отрыв драматического действия от хора, находившегося на орхестре.

Широкий каменный барьер отделял орхестру от зрительских мест. От барьера вверх, лучами, поднимались лестницы, на которых сидели зрители. С западного и восточного холмов на орхестру вели проходы – п а роды, украшенные бронзовыми статуями прославленных поэтов. Пароды отделяли скену от аналемм — подпорных стенок, которыми завершался театрон. В Афинском театре было 3 яруса, 78 рядов. От орхестры до последнего ряда было 74 метра. Акустика была прекрасная: возможно, для улучшения акустики были резонаторы под скамьями для зрителей.

Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Имелся и нехитрый «реквизит» — алтари, мебель и т.п. В комедии Аристофана «Птицы» использовались довольно сложные декорации и костюмы, а Агатарх Самосский расписал фон таким образом, чтобы создать иллюзию расстояния.

Занавес, вероятно, отсутствовал. Роль занавеса между «актами» исполняли, по-видимому, хоровые интерлюдии.

Был в греческом театре аппарат mechane, или «машина», — подъемный кран с воротом и гирями; он располагается в левой части скены, при помощи машины с неба на сцену спускались боги или герои, тем же способом возвращались на небо; иногда они даже повисали в воздухе. Специальные машины производили удары грома, спускали актеров под землю. Особенно любил использовать этот механизм Еврипид, низводящий с его помощью на сцену какого-нибудь бога — deus ex machina, как назвали этот прием римляне, — чтобы тот благочестиво решил все проблемы.

Чтобы показать события, происходящее «за сценой», например, внутри дома, иногда выкатывали эккиклему - деревянную площадку на колесах, выдвигавшуюся через дверь скены. На эккиклеме были расположены человеческие фигуры в виде живой картины, подсказывавшей, что произошло. Так, могло быть показано мертвое тело, которое обступили убийцы с окровавленным оружием в руках (изображать насилие непосредственно на сцене было нельзя).

Было возвышение, откуда могли говорить боги, — теологейон.

В начале V в. до н.э. декорациям не придавали значения. К середине V в. появляются декорации – расписанные доски или куски холста, подвешенные или прислоненные к скене. Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. Роспись на декорациях носила условный характер: ряд деревьев создавал впечатление о лесе, изображение речного бога – о реке, изображение дельфина – о море и т.п. Для быстрой смены декораций с обеих сторон проскения располагались периакты - треугольные вращающиеся на оси призмы, на каждой из сторон которых изображалась особая декорация (пинака). Повернув периакты, можно было в одно мгновение изменить задний план.

Актеры носили маски, снабженные резонирующим латунным рупором. Употребление масок было связано с тем, что зрители, сидевшие в дальних рядах, не могли различать мимику актера. Маски имитировали подлинные черты лица героя и фиксировала определенное душевное состояние. Благодаря маскам один актер мог появляться в нескольких ролях, включая женские. Артистами были только мужчины. Комедийные маски были нарочито уродливыми.

Голос актера усиливался, а черты его лица делались более выпуклыми при помощи маски. Рост актера увеличивался с помощью онкоса, или выступа над головой, и котурнов, или башмаков на толстой подошве. В целом, по слову Лукиана, древний актер представляет собой «отталкивающее и ужасающее зрелище».

Актеры выступали в старинных длинных одеяниях, в хитонах, напоминающих рубашку (в обычной жизни греки носили хитоны до колен). У хитона были длинные рукава, доходившие до кистей рук. Хитоны и плащи актеров были богато украшены разноцветными вышивками. Цари носили длинный плащ пурпурового цвета. Царицы сверх хитона со шлейфом надевали белый гиматий, окаймленный пурпуром (гиматий – накидка, которую использовали как плащ). Боги были облачены в шерстяной плащ, закрывавший все тело. В комедии костюмы актеров приближались к обыденным.

В V-IV вв. актер удостаивался великих почестей, был освобожден от воинской службы и пользовался правом свободного пересечения границ во время войны. Известным актерам могли давать даже разные дипломатические поручения. В Древней Греции актера называли hypokrites, что означало «отвечающий», т.е. отвечающий хору; позднее появится другое значение этого слова – «лицемер».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 7359; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь