Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Iii. Лирический конфликт в любовных стихотворениях Катулла. Поэтическое мастерство Катулла.
Любовь – один из основных мотивов поэзии Катулла. В предшествующей римской литературе чувство любви рассматривалось, противопоставляясь гражданским добродетелям. Для лирических героев Катулла любовь – слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Радость чувственной любви присутствует во всех стихотворениях Катулла. Любовь, к которой стремиться его герой – идеальная, совмещающая чувственные радости и близость духовного общения, верность, нежность и долг. Верная постоянная любовь для героев Катулла – залог прочности бытия и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина мыслимого блаженства, а утрата её означает жизненный крах. Разрыв с любимой, прощание с ней рождает у поэта слова, полные грусти, боли, нежности. Имя лирической героини – Лесбия. Катулл изображает свою страсть к ней с помощью взятых у Сафо мотивов. Псевдоним, выбранный для своей возлюбленной Клодии, должен был напомнить о Сапфо. Образ Лесбии даётся только отдельными штрихами, не образующими единого рисунка. Вначале – взаимная любовь, вершина любви, соединение духовного, платонического, чувственного начала. Но Лесбия охладевает, появляются первые ноты сомнения. Любовь слабеет, преобладает физиология. Катуллу обидно, он в смятении. Теряя Лесбию, поэт переживает состояние «раздвоения души». Это горечь утраты идеала, тоска и бессилие. Сверхмерность чувства героя присутствует в большинстве стихов любовного цикла, рождая ощущение внутреннего надрыва, иллюзии, непрочности мира и бытия. Ярко личный характер любовной лирики создаёт искушение рассматривать её в психо-биографическом плане. Читатель видит появление качественно нового героя, сочетавшего в себе человека и гражданина; познание и исследование частной жизни индивида; открытие сложного мира человеческих чувств и их противоречий. Катулл не забывает александрийской «учёности» - мифологических и географических намёков. Отказ от умеренности порождает пристрастие к превосходным степеням. При этом Катулл – миниатюрист и часто использует уменьшительные формы имён. В поэзии присутствуют все метры греческой лирики (больше всего асклепиадовой строфы).
Идейно-художественное своеобразие «Буколик» и «Георгик» Вергилия. Мифологизм в «Георгиках». Вергилий родился в 70 г. до н.э. в селении Анды в семье зажиточного ремесленника. В 15 лет Вергилий приехал в Рим, чтобы стать адвокатом, но был застенчив и изучал грамматику, историю, философию. Любил жизнь провинции. В 40 BC переехал в поместье возле Неаполя, чтобы заниматься литературой. Ранние поэтические опыты Вергилия – подражание Катуллу, Лукрецию – был близок эпикурейцам и неотерикам – проповедовал прелести жизни на лоне природы и довольствования частной жизнью; это было выгодно Октавиану Августу. Благодаря покровителю Меценату Вергилий был представлен императору, ОА оказывал ему протекцию, попутно манипулируя поэтом, подсказывая ему темы. Основные идеи Вергилия, таким образом, связаны с воплощением идей ОА: возрождение сельского хозяйства, восстановление римских добродетелей. «Буколики» - первое произведение Вергилия. Это сборник пастушеской поэзии, содержащий 10 эклог. Вергилий показывает размеренную жизнь пастухов и проповедует частную жизнь, утверждая тем самым идеи Феокрита. Пастухи у Вергилия, как и у Феокрита – условные фигуры, произносящие нежные, чувствительные речи. Но у Феокрита они – рабы, а у Вергилия – свободные люди. Идиллии Феокрита служили развлечением, Вергилий же целомудренно изображает любовь и к пастухам относится серьёзно. У Феокрита пастухи мало индивидуализированы, у Вергилия они далеки от настоящих, владеют изящным слогом, а тема их песен – не только любовные страдания, но и философия. Эклоги Вергилия часто представляют собой разговор двух пастухов. Эклоги делятся на пастушеские (2, 3, 5, 7, 8, 9, 10) и аллегорические (1, 4, 6). Присутствует удвоение мотивов: 2 и 8 – песни о неразделённой любви (2 – жалоба Коридона, безответно влюблённого в юношу Алексиса; 8 – любовные излияния двух пастухов – Димона и Алфесибея); 3 и 7 – соревнования в пении. Приблизительное содержание других эклог: 9 – сетования пастухов, покидающих Родину. 5 – сицилийский миф о пастухе Дафнисе, погибшем из-за сопротивления любви и обожествлённом после смерти (введение темы круговорота времени) 10 – в маске пастуха - поэт Корнелий Галл, тема - неразделённая любовь Аллегорические эклоги: 1 – пастух Титир живёт мирной жизнью на лоне природы – в нём проявились автобиографические черты Вергилия. Высказывается благодарность ОА. 6 – посвящена Альфену Вару. По форме – наставление лесного божества пастухам. Пропаганда политики ОА. О мироздании и Вселенной говорится в духе Лукреция. 4 – а) чудесный младенец, который появляется на свет; тревоги родительского ожидания. В Средние века Вергилия назовут «Первым христианским язычником» - в элегии говорится, что с рождением чудесного ребёнка наступит золотой век (смена круга Дианы на круг Аполлона) б) Вергилий хотел польстить Августу, и говорил будто бы о возможном наследнике императора. С точки зрения сюжета буколики изображают пастушескую жизнь, с идейной точки зрения – пропагандируют политику ОА. Мир селян свободен от пороков, пастухи аполитичны, воплощают идеал частной жизни. Буколики имеют ясную синтаксическую структуру и некоторую изысканность. «Георгики», или земледельческие стихотворения, включали в себя четыре книги: 1. о хлебопашестве (видах работ) 2. воспевание богов винограда, виноделия (Вакха) 3. вопросы о крупном рогатом скоте 4. пчеловодство Вергилий продолжает традиции Гесиода и Лукреция. Поэма носит дидактический характер: Вергилий даёт советы о проверке качества почвы, лечении скота, удобрении почвы. Поэтизируется работа земледельца. Провозглашается гармония природы и человека, который её облагораживает. Как и Гесиод, Вергилий считает, что труд даёт человеку не только средства к существованию, но и имеет нравственную ценность. Если человек прекратит работу, то всё погрузится во мрак – и эта мысль снова является средством пропаганды политики ОА. Если в буколиках всё побеждает любовь, то в георгиках – упорный труд. «Георгики» имеют конкретных адресатов – ОА и Мецената – функция консолидации Италии, похвалы ОА, заключённой в обращении к нему и богам. Сельскохозяйственные советы чередуются с размышлениями на тему философии и мифологией. Вергилий любит богатую, цветущую и производящую природу Италии. Природа передана сочными красками, в которой много драматизма и поэтичности в детализации описаний. У Вергилия одним из основных тонов в палитре чувств и эмоций является умиротворение. Он выступает против непрекращающихся войн. Мифология также служит для восхваления политики ОА. В 3й книге появляется миф о Геро и Леандре (плавание на свет маяка; во время шторма Леандр тонет, и Геро погибает от горя). Леандра приводит к гибели его крайнее сосредоточение на себе самом. Всех живых существ любовь делает буйными, и влюблённый человек становится опасным для самого себя. Следующий миф появляется в 4й книге – миф об Орфее. Далее – связанное с ним сказание о пчеловоде Аристее, который открыл возникновение пчелиного роя из туши быка, убитого особым образом – для жертвоприношения дриадам, мстящим за гибель Эвридики. Отчасти Аристей изображён в комическом ключе. Чтобы вернуть потерянное, он спускается в подводное царство, встречает Протея и, не веря в собственные силы, во всём полагается на указания богов. Победа над смертью связана с благочестием. В 4й книге создана утопия – государство пчёл, воплощающих трудолюбие, патриотизм, законопослушание – основания для дарования бессмертия. Спастись, таким образом, может только всё Римское государство. Слишком сильная любовь, по Вергилию, приводит к тем же последствиям, что и её полное отсутствие. Музыка, поэзия и любовь не способны спасти человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы