Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Боги Греции. Культовые мифы. Жертвоприношения. Оракулы.
Олимпи́ йцы, Олимпийские боги — в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), верховные божества, обитавшие на горе Олимп. Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды): • Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний. • Гера — жена Зевса, покровительница брака. • Посейдон — бог морской стихии. • Аид — владыка царства мёртвых. • Деметра — богиня плодородия и земледелия. • Гестия — богиня домашнего очага. А также потомки Зевса: • Афина — богиня мудрости, войны, справедливости и ремёсел. • Арес — бог войны и кровопролития. • Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых. • Афродита — богиня любви и красоты. • Гефест — бог огня и кузнечного ремесла. • Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства. • Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов. • Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле. • Дионис — бог виноделия, веселья и пьянства.
Другие боги: Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Борей — бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота.. Гипнос — божество сна, сын Никты (Ночи). Дионис (Вакх) — бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Загрей - бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. Зефир — бог западного ветра. Иакх — бог плодородия. Кронос — титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Мом — сын богини Ночи, бог злословия. Морфей — один из сыновей Гипноса, бог сновидений. Нерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог. Нот — бог южного ветра. Океан — титан, сын Геи и Урана, брат и супруг Тефиды и отец всех рек мира. Пан — лесной бог, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Плутон — бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира. Плутос — сын Деметры, бог, дарующий людям богатство. Понт — одно из старших греческих божеств, порождение Геи, бог моря, отец многих титанов и богов. Сатиры — козлоногие существа, демоны плодородия. Танатос — олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса. Титаны — поколение греческих богов, предки олимпийцев. Тифон — стоглавый дракон, рожденный Геей или Герой. Во время битвы олимпийцев и титанов был повержен Зевсом и заключен под вулканом Этна на Сицилии. Тритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину - рог. Хаос - бесконечное пустое пространство, из которого в начале времен возникли древнейшие боги греческой религии — Никта и Эреб. Хтонические боги — божества подземного мира и плодородия, родственники олимпийцев. К ним относились Аид, Геката, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Персефона. Циклопы — великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи. Эвр (Евр) - бог юго-восточного ветра. Эол — повелитель ветров. Эреб — олицетворение тьмы подземного мира, сын Хаоса и брат Ночи. Эрот (Эрос) — бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах — самовозникшая сила, способствовавшая упорядочению мира. Изображался в виде крылатого юноши (в эллинистическую эпоху — мальчика) со стрелами, сопровождающего мать. Эфир — божество неба. Другие богини: Атропос — одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь. Геба — дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах. Геката — богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов. Гемера — богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос. Гея — мать-земля, праматерь всех богов и людей. Дриады — низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Илифия — богиня-покровительница рожениц. Ирида — крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов. Каллиопа — муза эпической поэзии и науки. Керы — демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть. Клио — одна из девяти муз, муза истории. Клото («прядущая») — одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни. Лахесис — одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения. Лето — титанида, мать Аполлона и Артемиды. Майя — горная нимфа, старшая из семи плеяд — дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес. Мельпомена — муза трагедии. Метида — богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину. Мнемосина — мать девяти муз, богиня памяти. Мойры — богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Музы — богини-покровительницы искусств и наук. Наяды — нимфы-хранительницы вод. Немесида — дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами. Нереиды — пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества. Ника — персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа. Нимфы — низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы. Никтa — одно из первых греческих божеств, богиня — олицетворение первозданной Ночи. Орестиады — горные нимфы. Оры — богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Пейто — богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей. Персефона — дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии. Тефида — дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид. Рея — мать богов-олимпийцев. Сирены — демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море. Талия — муза комедии. Терпсихора — муза танцевального искусства. Тисифона — одна из эриний. Тихе — богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Фемида — титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр. Хариты — богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни. Эвмениды — другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья. Эрида — дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора. Эринии — богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления. Эрато — Муза лирической и эротической поэзии. Эос — богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой». Эвтерпа — муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке. В Древней Греции к культовым мифам относятся прежде всего мифы о Деметре и Персефоне, связанные с Элевсинскими мистериями и мифы о Дионисе, в честь которого устраивали вакханалии. «У богини плодородия Деметры была единственная любимая дочь Персефона. Бог загробного царства Аид влюбился в Персефону и похитил её (женился без согласия Деметры). Деметра так тосковала по дочери, что земля перестала плодоносить. В конце концов после вмешательства Зевса Аид согласился отпускать Персефону в гости к матери. Когда мать и дочь воссоединяются, всё на земле цветёт и плодоносит, когда же Персефона возвращается в царство мужа - Деметра снова начинает горевать, наступает осень и зима». «Дважды рожденный» Дионис был сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок. Зевс выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный». «Дионис приводит мать на Олимп» Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы. «Диониса укрывают от Геры» После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес. Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя. «Дионис изготавливает напитки» Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей. «Первая трагедия из-за вин» Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка. Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом. Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус. «Вакханки». В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое! » они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному». «Сатиры» Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога. «Старик Силен» В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры. «Мидас» Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла. Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему! » — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой. Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок. «Случай в Фивах». Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса. У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое! » они умчались в горы и тим стали вести жизнь неистовых менад. «Дионис перед Пенфеем» Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок. Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили. Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса. «Дионисии» Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином. Жертвоприношения Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благодетельных существ. Жертвы были дарами, в обмен на которые боги должны были исполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды. Даже в древнейшие времена у отдельных греческих племен жрецы не играли значительной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших праздников или в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народным собранием или началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами. Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, так как произносились они по строго установленным правилам и с призыванием богов. Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считался и домашний очаг, так как его покровителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек напрямую обращался к этой богине. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Оракулы Ора́ кул — наиболее распространённая в античности форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие. В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи. Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал. Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь счастлив». Как известно, Геракл не погиб. Следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы