Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления воспитательной работы на занятиях производственного обучения



Основными направлениями воспитательной работы на уроке производственного обучения являются воспитание у учащихся культуры труда, стремления к здоровому образу жизни, формирование опыта творческой деятельности. По каждому направлению сложились целостные методики воспитания.

Воспитание культуры труда. Воспитание учащейся молодежи в современных условиях может быть отнесено к наиболее сложным социаль­ным проблемам. Духовно-нравственное становление, подготовка к само­стоятельной жизни и профессиональной деятельности во многом зависят от качества образования и воспитания, открывающих учащимся возмож­ность не только получить знания, но и достичь высокого уровня культуры, образованности, интеллигентности. Для этого необходимо создание воспи­тательной системы, интегрирующей учебные и внеучебные занятия, разно­образную деятельность учащихся и общение.

В основу системы воспитания культуры труда положена теоретиче­ская концепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, пе­дагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей высту­пает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

К основным функциям (задачам) рассматриваемой воспитательной системы можно отнести: во-первых, развивающую функцию (личностное и профессиональное развитие учащихся); во-вторых, функцию адаптивную (обеспечивающую адаптацию учащихся к производству и одновременно формирующую самостоятельность личности); в-третьих, методическую функцию (сама воспитательная система является средством обучения).

Развиваясь в условиях воспитательной системы, учащийся осваивает необходимый набор знаний и умений, обеспечивающих возможность определить, организовать свое место в трудовом коллективе.

Важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество мастера производственного обучения и учащихся. Воспитание в таком по­нимании направлено на выработку у них умения делать нравственный жиз­ненный выбор. Тогда цель воспитания в ее широком понимания будет ориентироваться на формирование у личности творческого, нравственного отношения к труду как важной составляющей жизни вообще и своей в ча­стности. Такая постановка вопроса предлагает относиться к учащимся как к равноправному субъекту воспитательного воздействия.

Основными правилами воспитания культуры труда следует считать:

• создание культурной воспитательной среды, способствующей раз­витию культуры личности и культуры труда;

• формирование позитивного образа будущей профессиональной деятельности;

• создание условий для проявления социальной и производственной активности;

• создание «имиджа» учащегося через формирование ценностно-смысловой сферы его личности, гуманистически ориентированной, обла­дающей широким спектром культурных потребностей.

Решение сложных и разноплановых задач воспитания культуры труда на уроках производственного обучения может быть обеспечено на основе оптимального сочетания педагогического управления и ученической само­стоятельности, предполагающего самодеятельность учащихся в реализа­ции интересов и потребностей в сфере труда и творчества; единство дейст­вий и полноту доверия субъектов процесса воспитания; развитие инициа­тивы и самостоятельности, основанной на учете инициативы отдельной личности, ученических групп, бригад, мастеров производственного обуче­ния.

Педагогическое (как и любое) воздействие на личность должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие меж­ду двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уваже­ния к другой личности. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как лич­ность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно. Важное значение для воспитания культуры труда на уроках производственного обучения имеют материальные и бытовые условия. Атмосфера и быт образовательного учреждения, библиотеки, спортивного зала, рекреации, учебных классов, мастерских являются стимулирующим фактором воспитательного процесса. В воспитательной деятельности должны найти место разнонаправленные кружки, факультативы, секции, клубы, широкая информационная база, обеспечивающая воспитательный процесс.

Воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Одной из важнейших современных проблем является проблема формиро­вания и сохранения здоровья подрастающего поколения. На государствен­ном уровне выдвинут ряд приоритетных направлений формирования валеологической культуры учащейся молодежи, а именно: усиление полити­ки здоровья; оптимизация ресурсов и финансирования; объединение уси­лий всех заинтересованных министерств, ведомств, организаций и объеди­нений; усиление профилактической направленности в деятельности служб здравоохранения; подготовка специалистов, способных обеспечить профи­лактику заболеваний и всеобщее валеологическое воспитание.

Валеология - это наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Предметом этой науки выступает изуче­ние многочисленных факторов, обеспечивающих здоровье. Целью валеологии является максимальное использование всех факторов для формиро­вания, раскрытия, мобилизации и приумножения резерва здоровья.

Улучшение здоровья учащихся становится в наше время приоритет­ной национальной задачей, стоящей перед врачами и педагогами. Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся сопровождается снижением способности к учебе, ограничением в выборе профессии, годности к воин­ской службе. Эти негативные тенденции ставят следующие задачи: воспи­тание сознательного и бережного отношения к здоровью как необходимо­му элементу общей культуры и формирование у учащихся научного пони­мания сущности здорового образа жизни. Решить эти задачи возможно, если в основу валеологического воспитания положить понятие здорового образа жизни, т. е. такого поведения человека, которое отражает опреде­ленную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здо­ровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и об­щественной гигиены.

Таким образом, острая необходимость в последовательном и непре­рывном валеологическом воспитании требует поиска новых педагогиче­ских технологий, адекватных индивидуальным особенностям, возрасту и социальному статусу учащегося. Это могут быть технологии коррекции отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, технологии рас­познавания физического или эмоционального состояния, внеучебная рабо­та по организации и проведению кураторских часов на следующие темы: «Обучение здоровому образу жизни», «Формирование навыков здорового образа жизни», «Обучение рациональному использованию досуга», «Ра­циональное питание» и др.

Деятельность мастера по воспитанию здорового образа жизни уча­щихся на уроках производственного обучения должна быть ориентирована на применение здоровьесберегающих педагогических технологий, соот­ветствующих особенностям учащихся; недопущение нервной перегрузки в процессе учебно-производственной деятельности; достижение качества обучения при минимизации затрат времени, сил как учащегося, так и мас­тера; поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе; укрепление психологического здоровья учащихся; ак­центирование внимания на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, преодолевать их, сохранять здоровье.

Смысл здоровьесберегающих технологий в обучении заключается в том, чтобы сформировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, осознание ответственности за свое здоровье. Если дать учащимся дополнительную информацию об особенностях их организма и обеспечи­вающих его беспрерывную работу систем в доступной и наглядной форме, они будут способны самостоятельно включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать функциональные возможности своего ор­ганизма в целях сохранения и укрепления здоровья. Подобный подход на­зывается технологией биологической обратной связи, или БОС-технологиями.

Например, использование технологии «БОС-дыхание» повышает вни­мание и успеваемость учащихся, предотвращает нарушение функций нервной системы и др. К системе производственного обучения можно адаптировать технологию «БОС-опорно-двигательный аппарат». Приме­нение данной технологии в совершенствовании двигательной координации человека чрезвычайно широко. Она применяется для создания оптималь­ных условий труда, чтобы при выполнении монотонных операций не могла развиться хроническая боль в области шеи, верхних конечностей и т. д. Эта технология позволяет принять эргономически выгодную позу при ра­боте, задействовать те мышцы, которые нужны для выполнения конкрет­ного рабочего движения и только во время рабочей фазы, а в остальные фазы - эффективно расслаблять их. Доказано, что 90 % информации по­ступает к человеку из окружающего мира за счет зрения. В то же время именно глаза чаще всего оказываются наиболее ранимым человеческим органом. Технология «БОС-коррекция зрения» позволяет обучить учащих­ся навыку «безусильного зрения», который заключается, с одной стороны, в расслаблении глазодвигательных мышц, а с другой - в балансе процессов возбуждения и торможения зрительной области коры головного мозга.

Важным моментом применения в ходе производственного обучения здоровьесберегающих «БОС-технологий» является то, что учащиеся начи­нают испытывать интерес к выработке правильных с точки зрения физио­логии навыков, обеспечивающих работу организма в оптимальном режи­ме. Реализация здоровьесберегающей деятельности предполагает исклю­чение или минимизацию воздействия вредных факторов окружающей сре­ды на здоровье учащихся. Данная стратегия должна быть основана на пси­холого-педагогической модели здоровьесберегающего пространства, бази­рующейся на ведущей роли мастера производственного обучения в сохра­нении и укреплении здоровья учащихся.

Итак, воспитательный процесс необходимо рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие личности подразу­мевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности фор­мирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида.

Формирование опыта творческой деятельности учащихся на уро­ках производственного обучения. У учащихся профессиональной школы в рамках производственного обучения формируют умения самостоятельно действовать в нестандартных, новых ситуациях при выполнении производ­ственных операций, работать в коллективе, в группе. Речь идет об обуче­нии, ориентированном на продуктивную деятельность, самостоятельное и ценностное поведение учащихся. В ходе такого обучения необходимо предусмотреть развитие творческой индивидуальности учащихся, обеспе­чить условия обучения, позволяющие овладеть деятельностью на творче­ском уровне.

В творческом становлении личности и в формировании опыта творче­ской деятельности учащихся в процессе производственного обучения ведущая роль отводится развивающему способу обучения. По характеру использования информации в производственной деятельности различают два ее вида: репродуктивную и продуктивную. При репродуктивной дея­тельности учащиеся пользуются известными правилами действий (алго­ритмами), поэтому при ее выполнении новая информация не извлекается, а идет лишь воспроизведение (репродукция) ранее усвоенных приемов. При продуктивной деятельности всегда создается новая для исполнителя или для человечества информация (новые объекты, явления, процессы или методы деятельности). В ходе производственного обучения учащиеся мо­гут решать творческие задачи, ориентированные на наиболее эффективное достижение цели деятельности.

В современных условиях творческая инициатива является одним из важнейших условий эффективности любой деятельности, в том числе и трудовой. Это учитывается как при определении содержания обучения, так и при выборе его методов и организационных форм. Сформировать у уча­щихся опыт творческой деятельности возможно методами рассуждения, оценивания и переноса. В процессе производственного обучения учащимся необходимо решать открытые задачи, расширяющие и развивающие зна­ния, а также выполнять задания диагностического и прогнозного характе­ра. В результате такой учебной деятельности учащиеся наблюдают, обоб­щают, сравнивают, констатируют, конкретизируют, а также сопоставляют, синтезируют, выявляют, выбирают и выносят суждения. Все это развивает у учащихся творческие способности.

Определить сформированность опыта творческой деятельности в ходе производственного обучения можно по проявлению учащимися самостоятельности и осознанности при решении учебных заданий.

Из существующего многообразия выделим те виды обучения, которые наилучшим образом способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся на уроках производственного обучения:

дифференцированное обучение, целью которого является создание оптимальных условий для выявления задатков и развития способностей учащихся на основе усвоения программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного;

личностно-ориентированное обучение, которое осуществляется на основе выявления способностей, возможностей учащихся и ориентации учебного процесса на их развитие;

проблемное обучение, способствующее развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся на основе последова­тельного и целенаправленного выдвижения проблемных вопросов и задач, решая которые, учащиеся активно приобретают опыт;

развивающее обучение, целью которого является развитие личности и ее способностей на основе ориентации обучения на потенциальные воз­можности человека и их реализацию.

Главным и определяющим в формировании опыта творческой деятельности учащихся является направленность обучения на развитие их умственных способностей, интеллектуальных и профессиональных уме­ний. Учебный процесс в этом случае предполагает создание (организацию) проблемных ситуаций и совместную деятельность учащихся и мастера по их решению при максимальной самостоятельности первых под общим руководством последнего.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах производст­венного обучения: при вводном инструктаже, текущем и заключительном. Создание проблемной ситуации предполагает практическое или теорети­ческое задание, при выполнении которого учащийся должен усвоить новые знания или действия. Однако проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией и может ее вызвать лишь при определенных усло­виях. Необходимо сделать так, чтобы учащиеся приняли это задание, что­бы у них появилось желание, стремление ее решать. Для этого можно использовать разные приемы, например: придать этой задаче профессио­нально значимый характер, показать ее практическое или образовательное значение и т. д. Одна и та же проблемная ситуация может быть представ­лена различными типами заданий.

Выделяют следующие типы проблемных заданий: а) конструктор­ская задача - не содержит открытых противоречий и предполагает до­страивание (конструирование) устройств под заданную цель или функцию; б) прогнозная задача - содержит анализ положительных и отрицательных последствий технических решений; в) задача с достраиваемым условием - условия такой задачи допускают несколько толкований, учащиеся анали­зируют их и сами вводят необходимые данные и ограничения; г) изобре­тательская задача - требует ответа на такой вопрос: как быть, когда до­полнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний, умений недостаточно.

Таким образом, решение проблемной задачи предполагает, что нет го­тового алгоритма решения, и целью учащегося в процессе решения задачи становится способ получения результата, а не только сам результат. Чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией, учащийся должен не толь­ко обладать определенными знаниями, умениями и навыками по профес­сии, но и уметь их анализировать, преобразовывая в нестандартные спосо­бы деятельности.

Ниже приведем примерный перечень, далеко не полный, учебных за­даний по формированию опыта творческой деятельности (табл. 8.1).

 

Таблица 8.1

Виды заданий Примеры учебных заданий
Информационные – работа с разнообразной технической литературой и информацией •Выполнение заданий по готовой инструкции – не требуют изменения исходных данных, но допускают их дополнение точно указанными данными (например, нанесение определенных размеров в том или ином месте чертежа и др.). • Ответы на вопросы – охватывают задачи, требующие ответов на конкретно поставленные вопросы (например, о правилах сервировки стола к обеду или определения лицевой стороны ткани и др.)
Алгоритмические – наличие всех компонентов либо отсутствие одного компонента задания •Репродуцирование, связанное с копированием исходных данных (например, выполнение рисунка вышивки, лекала изделия и др.). •Выполнение заданий по образцу – не требуют интеллектуальной деятельности исполнителя (например, исполнение вязки резинки и др.). •Сравнение объектов – круг задач, развивающих умение выделять существенные и несущественные признаки объектов или пространственные свойства предметов по чертежам, образцам, макетам в процессе их сравнения (например, определение качества ткани для разных видов изделий и др.). •Создание объекта по его изображению – моделирование формы объекта по его изображению (например, вязка образца какого-то изделия и др.)
Учебные задачи, содержащие цель и неполную ситуацию либо лишь один компонент (проблемные задания разных уровней) •Создание изображения по словесному условию – создание образа предмета по его описанию с последующим выполнению (например, эскизирование изделия с последующим исполнением). •Преобразование объекта с сохранением исходных данных, а также задачи на изменение способа исполнения
Творческие и эвристические задания (с недостатком данных - диагностические); изобретательские; прогностические; фантастические •Преобразование модели с изменением исходных данных – задачи на деталирование, включающие комплекс действий, требующих реконструкции модели, ее частичного преобразования, дополнения или замечания. •Творческие и эврестические задачи – самостоятельное конструирование различных объектов по словесно заданному условию или воображению с выполнением всех необходимых для их изготовления действий и операций. •Задачи с элементами проектирования – например, выполнение проекта (эскизная стадия) благоустройства территории с посадкой кустарников, созданием цветника и др.

 

Раскроем основополагающие аспекты формирования опыта творче­ской деятельности на уроках производственного обучения.

1. Принципы и методы обучения: а) принцип добровольности - дан­ный принцип относится к организационной стороне занятий; б) принцип развивающего обучения - предусматривает построение занятий на высо­ком, но посильном для усвоения уровне сложности и изучение програм­много материала в быстром темпе, но с учетом доступности и осмыслен­ности сущности процесса учения на основе рефлексии, необходимой тем, кто занимается творческой деятельностью, рассматриваемой как деятель­ность нестандартная. В процессе обучения мастер производственного обу­чения руководствуется классическими принципами дидактики. Так, препо­давание основывается на принципах воспитывающего и развивающего обучения. Процесс трудового обучения обладает великой силой воспита­ния. В результате такого процесса у учащихся формируются мировоззре­ние, эстетическая культура, самостоятельность и инициативность, творче­ское отношение к выполнению индивидуальных заданий, коллективизм и взаимопомощь. Развитие этих способностей оказывает позитивное воз­действие на познавательную активность учащихся, которая также стиму­лируется содержанием занятий, методами и средствами обучения. Основ­ное направление решения данных задач - разнообразная самостоятельная деятельность учащихся в процессе производственного обучения. Большая роль в формировании опыта творческой деятельности отводится практиче­ским действиям, так как учащимся важно овладеть методом поиска реше­ния нестандартных заданий в нетипичных ситуациях и самостоятельного составления таких заданий.

2. Методические основы формирования понятий по теме - построе­ны на логике научного познания и объективных переходах от незнания к знанию - усвоенные понятия служат основой для формирования новых понятий и установления между ними прочных отношений.

3. Формирование умения применять знания - данное умение возмож­но сформировать только при выполнении практических заданий. Наличие продуманной системы практических заданий на применение нового поня­тия, правила, технологии является одним из обязательных условий произ­водственного обучения.

4. Включение понятия в систему содержательных связей с другими понятиями - важным является многократное возвращение к новому поня­тию в самых разнообразных ситуациях, в том числе и нестандартных.

Практической задачей обычно называют небольшую проблему, включающую требования и некоторые условия, при которых эти требова­ния могут быть достигнуты. Творческие практические задания, выдавае­мые в процессе производственного обучения, как и все практические зада­чи, обычно трехкомпонентны. Первый компонент - искомое, неизвестное, то, что требуется найти в процессе выполнения задания, его решения; вто­рой - известное; третий - это содержательно-логические связи между данными и искомыми величинами. Отсутствие третьего компонента пре­вращает любое задание в недоразумение.

Основными структурными компонентами выполнения (решения) творческого практического задания на уроках производственного обучения выступают: а) восприятие и уточнение условий и требований задания; б) анализ содержания задания; в) поиск плана решения (стратегия и такти­ка); г) выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; д) са­моконтроль и коррекция результатов предстоящей деятельности по выпол­нению задания; е) рефлексия по поводу выполнения задания и на ее основе конструирование, моделирование либо проектирование новых способов деятельности для выполнения данного задания; ж) практическая реализа­ция плана деятельности по выполнению задания.

Мастеру п. о. необходимо учитывать особенности психики учащихся (эмоциональная возбудимость, ранимость, эгоцентризм и др.), их индивидуальные особенности и в соответствии с этим проводить обучение. Умение выполнять творческие задания зависит от многих факторов, в частно­сти от знаний по предмету, от опыта практической деятельности и усвоен­ных способов умственных действий, мотивов в творческой деятельности, знания путей и способов развития деятельности, а также от морально-нрав­ственных качеств учащихся, развития их эстетических взглядов и вкусов.

 

 

Повысить эффективность обучения выполнению творческих практи­ческих заданий мастерам п. о. помогут следующие рекомендации.

1. Оптимальный подбор заданий - можно выполнять по алгоритму: определение учебной цели предложенного задания, выявление основных элементов производственного обучения, получаемых в ходе выполнения данного задания, обоснование обязательности именно этого задания, мотивированнность задания для учащихся, анализ связи данного задания с предшествующими и последующими.

2. Постановку цели выполнения задания или решения задачи целесо­образно осуществлять в процессе обсуждения данного задания с учащими­ся, что способствует повышению заинтересованности, а также созданию положительной эмоциональной атмосферы в ходе обучения.

3. Общий порядок работы над заданием - в ходе выполнения любого задания можно выделить следующие этапы: 1) восприятие и осмысление задания; 2) понимание и выбор эффективных способов его выполнения; 3) рефлексия по поводу выполнения задания, его конечного результата и 4) на ее основе конструирование, моделирование либо проектирование но­вых способов деятельности по выполнению данного задания.

4. Составление или подбор серии творческих практических заданий - обучение выполнению практических заданий необходимо начинать с более простых и последовательно усложнять уровень сложности этих заданий, что будет способствовать самостоятельной работе учащихся в ходе выполнения творческих заданий.

5. Сравнение результатов выполнения задания с эталоном - осмыс­ление учащимися своих действий в соответствии с выработанными кри­териями творческой деятельности способствует предотвращению воз­можных негативных последствий этой деятельности как деятельности не­стандартной.

6. Составление творческих практических заданий учащимися - это один из приемов педагогической техники по формированию умений вы­полнять творческие задания, он способствует развитию мышления и выяв­лению глубины усвоения пройденного материала.

7. Самостоятельное выполнение творческих практических заданий - в ходе такой деятельности учащиеся могут обращаться за помощью к раз­личным источникам, в частности к мастеру п. о. (указание типа задания и приемов его выполнения, приведение аналогии, актуализация знаний, постановка дополнительных вопросов, разбивка данного задания на со­ставляющие его части, предупреждение наиболее типичных ошибок)!

8. Правильное сочетание самостоятельной и коллективной работы в группе - возможны различные варианты, но наиболее эффективным средством являются мини-выставки учебных работ учащихся и дальней­шее их обсуждение в коллективе. В процессе обсуждения выставки уча­щиеся незаметно суммируют и классифицируют весь материал, прорабо­танный в ходе изучения темы, раздела либо всего предмета, и отлично его повторяют в свободной и непринужденной форме. Кроме того, обсуждение творческих работ учащимися формирует у них речевые навыки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь