Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ



 

Процесс исследования существующих проблемных моментов конституционализма в РФ является важнейшим направлением юридической науки. Проблематика конституционализма в той или иной степени затрагивается почти во всех работах, посвященных Конституции РФ и конституционному праву. Это обусловлено тем, что без единой и всесторонне разработанной концепции конституционализма практически невозможно нормально решать ни одну из ключевых задач современной России.

После того, как была принята Конституция РФ, интерес к проблеме конституционализма возрос и остается до сих пор высоким, а его значение со временем только становится всё на более высокий уровень.

В правовой литературе России понятие конституционализма не применялась достаточно широко, и единого понятия выработано не было.

Понятие конституционализма, как теоретической доктрины, основу которой составляет идейно-политическое движение, а также государственно-правовая практика, было высказано авторами монографии Грацианским П.С., Каленским В.Г., Нерсесянц В.С «История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв».

Что же такое конституционализм? По мнению И.М.Степанова, высказанному им в работе 1996 г., в широком смысле это явление охватывает теорию Конституции, историю и практику развития той или иной страны, группы стран, мирового сообщества в целом. В узком смысле под конституционализмом понимается система знаний о фундаментальных ценностях демократии: их составе, формах выражения, методах и степени реализации [16, С.3]. В статье 1992 г. И.М.Степанов обозначил конституционализм как систему представлений об общедемократических, общецивилизационных политико-правовых ценностях государственно организованного общества[17, С.30-31]. По мнению Авакьяна С.А. конституционализм следует связывать в четырьмя главными моментами: конституционные идеи; наличие соответствующего нормативно-правового фундамента; достижение определенного фактического режима; система защиты конституционного строя и конституции [18, гл.4].

Достаточно глубоким анализом понятия конституционализма, а также и его становлением и процессом развития, начиная с периода царской России и до современного времени, занимался в своих трудах Кутафин О.Е.

Он рассматривал российское конституционное государство, как прямое практическое воплощение идеи конституционализма, которая объединяет политическую, социальную, экономическую, а также и духовную его основу.

Кутафин О.Е. писал в своем труде «Российский конституционализм» о том, что основной трудностью представляется специфика происходящего в России социально - политического процесса, который ставит под сомнение саму возможность использовать классические (стандартные) модели существующих политических устройств, существующих на западе. Решить задачу определения лучшей модели или формы конституционализма для России, посредством перенесения таких моделей западного образца без проведения анализа, конституционных реформ и синтеза западных правовых норм, в том числе и учета политических реалий России, практически невозможно.

Активной работой по исследованию проблем конституционализма России занимался И.М. Степанов в своем труде «Грани российского конституционализма (XX век)» // «Конституционный строй России». Он отметил что общественное сознание воспринимает не отдельные разрозненные принципы конституционализма, а сформированную систему взглядов, которая касается сущности и социального назначения идей и принципов, относящихся к классическому конституционному ряду.

А проведённые исследования теоретических проблем российского конституционализма В.Т. Кабышевым и Т.М. Пряхиным раскрывают проблему, связанную с необходимостью проведения его анализа, который как считают авторы нельзя абстрагировать от реальности общественной и государственной жизни, на которую накладывается правовые основы Конституции в процессе их применения (реализации). Как следствие, одной из главных задач конституционализма, является раскрыть потенциальные возможности и достоинства Конституции (Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. «Теоретические проблемы российского конституционализма» // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. N 2. С. 32).

Проблемы конституционализма, а также философии права, которые касаются формальной и содержательной стороны конституционализма были рассмотрены Круссом В. в его труде «Конституционализм и философия права: к познаванию проблемы»

В тоже время теоретические исследования проблем конституционализма в России касались и необходимости охраны не только самой Конституции, которая непосредственно закрепляет основу государственного строя и в которой выражен конституционализм, но и непосредственно самого конституционализма, от любых его нарушений, в том числе и если такие нарушения осуществляется посредством проводимых изменений Конституции.

В этой связи, как считает Белкин А.А. в своем исследовании «Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики» (СПб., 1995. С. 90 – 143), основной целью конституционного судопроизводства должна быть защита даже не столько самой Конституции, как нормативно-правового акта высшей юридической силы, сколько непосредственно конституционализма, который закреплен положениями Конституции.

Проведение изучения теории и истории, а также практики становления и процесса развития конституционализма РФ представляет собой достаточно актуальную исследовательскую задачу, при разрешении которой следует рассмотреть систематизацию правоприменительной практики, а также озвученной правовой мысли, которая касается конституционализма России, а также формулирование правовых основ, связанных с теорией конституционализма и обобщением тех изменений, которые происходили в жизни российского общества и государственности и выявление любых закономерностей, в том числе и преемственности в процессе развития конституционализма РФ.

На наш взгляд, при исследовании вопроса о становлении и развитии российского конституционализма, следует затронуть вопросы связанные с:

· понятием конституционализма, которое учитывает российские правовые идеи, сложившиеся исторически традиции, а также правоприменительную практику их реализации;

· рассмотрением и анализом теоретических положений конституционализма в политико-правовой конструкции России

· раскрытием сущности и особенностей воплощения конституционализма в России

· формулированием понятия конституционализма, которое учитывает российские правовые идеи, сложившиеся исторически традиции, а также правоприменительную практику их реализации;

· рассмотрением и анализом теоретических положений конституционализма в политико-правовой конструкции России

· раскрытием сущности и особенностей воплощения конституционализма в России

Конституционализм – самообразующая категория конституционного права. Юридическая наука дает понимание такой категории, как достаточно сложной, которая охватывает целую систему идей и взглядов, способствующих выстраиванию определенной системы правоотношений общества и государства, которая бы могла обеспечить свободу личности, воплотить конституционно-правовое отражение этих идей, а также обеспечить формирование политико-правовой практики их реализации [1, С.50, 54 – 55].

Несмотря на это по вопросу содержания рассматриваемой категории отсутствует единство мнений правоприменителей России и помимо этого сохраняются проблемы, связанные с нормативным отражением и закреплением, в особенности правоприменительной практики, воплощения существующих принципов, которые составляют конструкцию конституционализма.

В течение определенного исторического этапа конституционализм был связан идеей Конституции, которая бы устанавливала ограничения государственной власти, и это мыслилось как одна из важнейшей гарантий, связанных с соблюдением, а также с сохранениемсистемысвободы личности [2 С. 8, 786]. Следует обратить внимание и на то, что установление ограничений государственной власти было рассмотрено не как непосредственно цель, а как средство для достижения другой, более высшей категории цели - обеспечения свободы личности. Именно поэтому было выработано четкое представление о том, что непосредственно конституция - это необходимое, но недостаточное условие, которое бы содействовало достижению указанной цели. Иначе говоря, конституция, целью которой является обеспечение свободы, должна отвечать строгим требованиям конституционализма, который рассматривается как совокупность определенных принципов. В частности, основная базовая конструкция – народовластие, основана на сосредоточение власти, которая не только учреждает определенную систему правления, но и остается ответственной за последующее ее функционирование. При этом реализуются разные способы участия управления государственными делами (формирование органов власти через выборы, голосование при проведении референдума направление различных обращений, проведение общественных мероприятий и т. д.). Идея, определяющая такую конструкцию как один из принципов конституционализма, который бы отвечал цели, способствующей достижению свободы личности, заключается в обеспечении возможности демократического принятия решений, которые были бы обязательными как для граждан, так и для органов публичной власти. Именно поэтому ключевым требованием является соблюдение процесса разработки, а также принятия таких норм, которые могли бы обеспечить участие в нём всех политически активных граждан России, а также возможность выбора компромиссных решений, которые бы соответствовали воле любой группы общества (в том числе и оппозиции) [4, С. 27].

Признаниеи правовое обеспечение высшей юридической силы, а также верховенства Конституции, в том числе обязательного характера рамок, которые она устанавливает для народа (большинства), а также всех существующих систем государственного механизма, которые касаются и законодательных органов и отдельных индивидов.

Таким образом, Конституция призвана обеспечить и некоторый уровень предсказуемости, касаемо осуществления государственными органами властных полномочий и разрешения различных спорных отношений. То есть такой принципсоотносится с принципом, который формулируется обычно как верховенство права [5, С. 27 – 32].

В этом случае ключевой становится гарантия действия Конституции, в том числе и механизмов ответственности, особого порядка пересмотра конституционных положений и наличие конституционного контроля. Однако при этом возникает трудность, связанная с тем, что решение при возникновении конфликтов зачастую входит в непосредственную компетенцию органов государственной власти и, таким образом, свобода индивида оказывается зависимой от решения, которые такой властью принимаются [6, С. 222 – 223].

Разделение власти (понимается в двух его аспектах) – принцип, устанавливающий правила организации любой публичной власти и выступающий как гарант защиты свободы, поскольку его следует понимать, как принцип - «власть сдерживает власть». Это позволяет либо избежать полностью, либо снизить до минимума злоупотребление властью, которая могла бы ущемлять в любом виде свободу личности.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сказать, что именно такая система нацелена на недопущение того, чтобы властные полномочия не были сконцентрированы в одном центре и одновременно такой принцип позволяет реализовать механизмы, при которых любой процесс принятия решениябудет управляем и более прозрачным, что, как следствие, будет служить интересам личности.

Конечно, нельзя исключать и другие подходы, которые позволят дополнить вышеописанные принципы представительного правления, а также самоопределения народов и, в достаточной степени, гражданского контроля над вооружёнными силами, судебной властью и, что немаловажно, возможности осуществлять конституционный контроль. Однако признавая значение указанных принципов, их нужно рассматривать как уже существующие составные элементы базовых правовых конструкций, которые способны в синтезированном виде обеспечить предел власти. Необходимо также сделать акцент на двух важных моментах, которые определяют современное понимание конституционализма. Первый момент касается необходимости уточнить положение о конституционализме, если рассматривать его как способ для ограничения власти. Если рассматривать такой подход, то конституционализм как некая идеология, должен быть направлен не только на ограничение власти государства, но и способствовать усилиям этого же государства по обеспечению и продвижению свободы личности граждан. Второй момент, который определяет понятие конституционализма, скорее всего, должен быть идейно связан не только с установлением пределов осуществления публичной власти, но и касаться свободы личности. В большинстве случаев юридическая наука говорит о принципах конституционализма, которыезатрагивают процедуры создания некоторой системы правления. Однако, уже давно стала актуальной идея того, что уровень свободы личности связан не только со степенью воздействия государства, но и непосредственно зависит от поведения любого из членов общества.

Свобода каждого индивида в обществе не должна быть абсолютной, поскольку это будет противоречить содержанию понятиясвободы других лиц. Определение свободы каждой личности непременно должно быть совместимым со свободой других лиц, исходя из чего, свобода индивида должна иметь установленныеправовыми нормами рамки. Это значит, что принципы конституционализма, которые являются основой конституционного строя, должны иметь своей целью создание конституционного государства, и при этом гарантировать конституционный статус личности. То есть актуальный является и задача, связанная с поиском принципов конституционализма, которые не только организуют и обеспечивают функционирование публичной властино и устанавливают меры допустимых возможностей для отдельного индивида. Определяя современный российский конституционализм необходимо рассмотреть проблему жизнеспособности универсальных основ конституционализма.В этом ракурсе имеет смысл определить, какие именно принципы можнорассматривать как универсальные. Конституция России (ст.2) полностью отражает идею обеспечения свободы личности, которая в теории и в практике конституционализма является центральной. Создатели Конституции России в период ее становления пошли путем закрепления принципов верховенства, разделения власти, а также федерализма и народовластия, как главных основ российского конституционного строя. Однако являются ли эти принципы универсальными? Они, конечно же, предполагают возможность ограничения власти. Однако, необходимо ли для этого вводить принципы народовластия, и еще какие-нибудь кроме тех, которые устанавливают принцип разделения власти, или всё-таки можно необходимый результат обеспечить и другими средствами? И возможно ли существование конституционализма в обществе, когда высшую юридическую силу имеет определенный свод религиозных принципов и правил? Необходимо отметить, что Конституция России содержит в своем составе основные положения, которые можно считать принципами, определяющими рамки свободы личности. Рассуждая об этих принципах, необходимо акцентировать внимание на том, что их наличие нацелено на недопущение злоупотребления властью и нарушение личной свободы и не должно способствовать выполнению. Однако проводя некоторые изменения, что крайне важно, необходимо их дополнять теми мерами, которые направлены на создание или совершенствование существующей политической конкуренции. Остается актуальной проблема, связанная с тем, что большое количество вопросов, которые требуют своего разрешения, регулируются только на политическом уровне. А когда речь идет о соблюдении абсолютно всеми органами власти и их должностными лицами конституционных принципов, то онив основной своей массе сформулированы в достаточно широких аспектах и поэтому требуют уточнения их содержания. Если говорить о принципах, связанных с правовым статусом личности, то возникает необходимость определить меру возможного поведения индивидов, а также различных коллективов с существующих позиций конституционализма. В числе таких принципов можно было бы обозначить как минимум два - это принцип гарантирующий свободу личности, при котором возможно сочетание индивидуального интереса, интересов других лиц, а также общего блага при соблюдении принципа пропорциональности. Один из указанных принципов адресован свободе личности, которая поставлена в определённые границы, имея целью соблюдение при этом статусадругих субъектов, связанных конституционно правовыми отношениями [7, С. 585]. Помимо этого существует необходимость акцентировать внимание на совершенствовании уже перераспределенных существующих механизмов социально-экономической сферы. Необходимо совершенствовать и механизмы выстраивания таких рамок прав, которые дадут возможность ограничить злоупотребления правами [8, С. 618 – 619].

Если говорить о Конституции РФ в ракурсе положений ч. 3 ст. 17 – «Осуществление прав и свобод человека» в этом смысле основное внимание необходимо уделить сбалансированному соотнесению свободы индивида и свободы других лиц. Сама идея, связанная с сочетанием частных интересов отдельной личности с общими интересами, нацелена на создание ориентиров, которые касаются любых подходов, обеспечивающих установление пределов возможностей, закреплённых юридически для отдельного индивида. Принцип пропорциональности в конституционном анализе выступает как универсальный критерий по соотнесению права, которое ставится в определённые границы этими целями, которые преследуют непосредственное установлении таких границ. То есть такой принцип является обязательным спутником идейной основы конституционализма, которая требует установления определенных пределов, а также ограничений существующих прав общих интересов для защиты прав третьих лиц[9, С. 170 – 173]. Соблюдение КС РФ правил оценки пределов основных прав могло бы способствовать тому, что в России будет реализован режим конституционности. Тем более, что органы государственной власти, предполагая возможность проверки вынесенных ими решений, должны будут действовать, реализуя принцип пропорциональности. Рассматривая теорию конституционализма, нужно обратить внимание на то, что она имеет основное (определяющее) значение для развития целостной системы права России, которая охватывает идеологическую и нормативную составляющую такого права, а также правоприменительной практики, связанной с реализацией действующих НПА. И становится понятно, что каким бы ни был совершенным текст Конституции, его недостаточно для того, чтобы полноценно воплотить идею конституционализма в жизнь. Актуальность совершенствования основных принципов конституционного строя России, который бы осуществлялся в духе конституционализма, обуславливает необходимость разработки принципов ограничивающих публичную власть и при этом не препятствующих эффективному ее функционированию, а также установлению пределов прав отдельного индивида для достижения максимального уровня возможности развития каждой личности. В этом ракурсе конституционализм должен быть не итогом, а предпосылкой и условием для определения направления и степени развития общества в целом.

Список литературы:

 

1. См., например: Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. М., 2005. С. 50; Алебастрова И.А. Конституционализм: понятие, ист. роль, эволюция // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2012. С. 54 - 55.

2. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории и практики. М.; Новосибирск, 2001. С. 8; Сартори Дж. Конституционализм. Введение // Хрестоматия по конституционному праву / Сост. Н.А. Богданова и Д.Г. Шустров. СПб., 2012. С. 786.

3. См., например: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 8 - 48; Богданова Н.А. Категория " конституционализм" в науке конституционного права // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999. С. 135 – 138.

4. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2010. С. 27.

5. О конституционном правопонимании см. подробнее: Крусс В.И. Теория конституционногоправопользования. М., 2006. С. 27 - 32.

6. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2004. С. 222 - 223; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1: Конституционное право. Пг., 1917. С. 22.

7. См., например: Авакьян С.А. Конституционное право России: В 2 т. Т. 1. М., 2010. С. 585..См., например: Овчарова Л.Н. Приоритеты социального государства в контексте повышения уровня жизни населения России // Россия как социальное государство. С. 46

8. Крусс В.И. Конституционализм и философия права: к постановке проблемы // Право и жизнь. 1998. С. 618 - 619..

9. О различиях между пределами и ограничениями прав см.: Barak A. Proportionality // Comparative constitutional law. P. 739; Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959. С. 170 - 173;

10. " Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

11. Васильева С.В. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2010

12. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2005. 215 - С. 3.

13. Лихобабин В. А., Пархоменко А. Г. Российский конституционализм. История. Современность. Перспективы. М.: Молодая гвардия, 2000. 191 - С. 4.

14. Примаков Е. Власть и бизнес: ответственность друг перед другом // Российская газета. 2003. 26 декабря.

15. Речицкий В.В. Политическая активность. Конституционные аспекты. – К.: " Сфера", 1999

16. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе / Степанов И.М. - М.: Манускрипт, 1996. - С.3

17. Степанов И.М. Грани российского конституционализма (XX век) // Конституционный строй России. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1992, Вып. 1. – С. 30-31.

Умерова В.Э.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Научный руководитель к.ю.н., доц. Адельсеитова А. Б.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь