Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивидуальных особенностей решения задач.



 

Для выполнения этого задания вам понадобится секундомер или часы с

 

секундной стрелкой!

 

Инструкция: «Перед вами квадрат, разделенный на 25 клеток. Каждый столбец

 

(сверху) и каждая строка (слева) обозначена индексом от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов строки

 

и столбца. Например, для клетки в левом верхнем углу первого квадрата это произведение будет: 2х4=8. Необходимо подобрать в квадрате 5 клеток таким

образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число (в данном примере 39). Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только 1 клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда в одном из столбцов или в одной из строк использованы не более 2-х

 

клеток (например, средняя строка первого квадрата), однако 1 раз.

Разрешаются любые исправления».

 

Пример:

 
           
       
           
       
           
     
           
         
           
       
           

Сумма =39 Тренировочные квадраты:

Сумма =44


 

 


1

Сумма =42

 

 

Зачетные варианты: при решении этих задач засеките время (в секундах).

Сумма =46

2 3 1 4 5

Сумма =46

4 2 1 3 5


 


Сумма =40

3 2 4 1 5

Сумма =48 Обработка и интерпретация: Учитываются:

 

время выполнения заданий

 

число исправлений (зачеркивания и пробные, поисковые обозначения)

 

число ошибок (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения, использование 2-х клеток более чем в одной строке или в одном столбце).

 

Индивидуальные данные сравниваются с групповыми. Делаются заключения об

 

индивидуальных особенностях решения задач. При этом учитывается, что: 1)

время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов; 2) число исправлений служит показателем интеллектуальной активности. Чем меньше число исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильное построение в уме схемы предлагаемой совокупности действий. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы,

 

комбинаторное планирование осуществлялось слабо и, что задание

 

выполнялось в основном путем " проб и ошибок"; 3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.

 

Литература

 

1) Айзенк Г. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. – 1995. - № 1.

 

2) Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1.

3) Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта: Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. - СПб., 2003.

 

4) Блонский П. Память и мышление. - СПб., 2001.

 

5) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж, 1996.

 

6) Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в

 

мышлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.

 

7) Веккер Л.М. Психика и реальность – М., 1998.

 

8) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

 

9) Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. - 1999. - № 3.

10) Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели


 


общего интеллекта // Психологический журнал. – 2000. - №4.

 

11) Гурова Л.Л. Психология мышления. – М., 2005.

 

12) Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивная деятельность: модель «продуктивного диапазона» // Психологический журнал. – 1998. - №2.

13) Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал. – 1999а. – том 20. - № 6.

 

14) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.

 

15) Зинченко В.П. Мышление и язык. – Дубна, 2001.

 

16) Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. - 2001. - №5.

17) Лебедев В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. - М., 2002.

 

18) Лоскутов В.В. Воображение и эмоции // Вестник СПбГУ, серия 6. – 2000. – вып. 3.

 

19) Майерс Д. Психология. – Минск, 2001.

 

20) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. 2001.

 

21) Максимова Н.Е., Александров И.О., Тихомирова И.В., Филиппова Е.В. Типология

 

интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания // Психологический журнал. – 2001.- № 1.

 

22) Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.,

 

1987.

 

23) Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. - М., 2003.

 

24) Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб., 2004.

 

25) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - СПб., 1999.

26) Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификация и сериация. – М., 2002.

 

27) Рогов Е.И. Психология познания. – М., 1998.

 

28) Ружгис П. Культура и интеллект: изучение имплицитных теорий интеллекта // Вопросы психологии. – 1994. - №1.

29) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.

 

30) Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. – М., 2002.

31) Соколов Е.Н. Сферическая модель интеллектуальных операций // Психологический журнал. – 2001. - № 3.

32) Степаносова О. В. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии.

 

– 2003. - № 4.

 

33) Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 2005.1,.

 

34) Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 1994.

 

35) Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

 

36) Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – М., 2002.

 

37) Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность

 

/ рефлективность» и «ригидность / гибкость познавательного контроля» у людей с высокими и сверпороговыми значениями IQ // Психологический журнал. – 2002. - №

6.

 

38) Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М., 2005.

 

39) Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющей в


 

 


структуре интеллекта // Психологический журнал. – 1995. - № 1.

 

Креативные психические образования


 

А-1.


 

Задания А

 

Вставьте пропущенные буквы:

 

Эвр…стичный Г…н…альность

 

Пол…функц……нальность С…н……тивный период Сп…собность

 

Од…рен…ость


 

Фрэнсис Гальтон

(1822-1911)


 

А-2.

 

А-3.


 

Расположите на оси известные вам исследования способностей, творчества и креативности по времени их возникновения:

1900 г. 1950 г. 2000 г.

 

Ответьте на вопросы по литературе для обязательного конспектирования:

 

а) Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – М., 1994. Гл. 1.

1. Верно или неверно?

 

Авторы утверждают, что настоящий творческий процесс всегда связан с

 

созданием чего-то абсолютно нового, вне зависимости от конкретной системы

координат.

 

2. Что, с точки зрения авторов, является одним из основных условий

 

нахождения творческих решений?

 

3. Из каких двух частей состоит модель мира человека?

 

б) Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. –

 

М., 1994. Гл. 1, параграфы 1 и 2; гл. 8).

 

1. Верно или неверно?

 

В.Н. Дружинин рассматривает психологию способностей как раздел психологии индивидуальных различий.

 

2. Верно или неверно?

 

Креативность преобразуется в общую одаренность. 3. Верно или неверно?

 

Для формирования креативности ребенку необходим позитивный образец

 

творческого поведения.

 

4. Что общего и что различного можно найти при сравнении обучаемости и креативности?


 

 


А-4. Сделайте для себя шпаргалку по теме«Креативные психические

образования» в удобной для вас форме.

 

Задания Б

 

Задания Б-1: Творчество

 

Б-1-1. Приведите в соответствие столбцы, соединив линий автора с описанием

 

взглядов на природу творчества, которых он придерживался:

 

З. Фрейд Творчество – способ компенсации комплекса
  неполноценности    
А.Адлер В основе творчества лежит мотив
  личностного роста    
         

 

К. Рождерс

В основе творчества лежит сублимация

 

Б-1-2. Добавьте пояснения к рисунку «Уровневая концепция творчества по

 

Я. А. Пономареву», делающие этот рисунок понятным без дополнительных комментариев:

 

 

Логическое мышление

 

B E C

 

 

D A F

 

Интуитивное мышление

 

 

Б-1-3. Расположите этапы творчества, выделенные

 

Я. А. Пономарёвым, в правильной последовательности:

а) Этап произвольного логического поиска

 

б) Этап выработки алгоритма решения подобных

 

задач в) Этап вербализации решения

 

г) Этап интуитивного решения

 

 

Яков Александрович Пономарёв

 

(1920-1997)


 

 


Б-1-4. Объясните факт:

 

Для многих творческих личностей характерны высказывания типа: " Я свою

 

книгу не делаю, а она сама делается. Она зреет и растёт в моей голове как великий плод" (А. де Виньи), " Бог диктовал, а я писал" (В. Гюго), " Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его

 

приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы" (Микеланджело).

 

Задания Б-2: Дивергентное мышление

 

Б-2-1. Вставьте пропущенные слова:

 

Решение ранее неизвестной задачи требует участия

 

_______________________ мышления, тогда как нахождение заранее

предопределённых решений осуществляется посредством

_______________________ мышления.

 

Б-2-2. Воссоздайте определение из перепутанных местами элементов и

 

назовите определяемое понятие:

 

стратегии Форма решений основанная единственной мышления, на множества генерирования одной задачи

 

Б-2-3. Предложите рисунок, отражающий суть понятия «дивергентное

 

Мышление» (в любой форме).

 

Задания Б-3: Креативность и интеллект

 

Б-3-1. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое

 

предыдущее понятие было более общим (родовым) по отношению к следующему:

 

Креативность, любознательность, творчество, первичная креативность,

 

гибкость

 

Б-3-2. Как связаны между собой:

 

1) интеллект; 2) креативность (по Г. Ю. Айзенку)?

 

1) признаки креативности; 2) архетипичность мышления (по  
Дж. Гилфорду)?        
а) б) в)    
         
 
г) д)      
         
    1, 2    

 

Б-3-3. Предложите график, который иллюстрировал бы теорию


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.257 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь