Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пятый довод хадисы, Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.



Сообщается со слов Джарира ибн ′ Абдуллаха аль-Баджалида, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды ночью, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он посмотрел на луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его! И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не мешало вам совершать молитвы перед восходом солнца и перед закатом его, то совершайте (их)”. А после этого он прочитал (аят, в котором сказано): “…и прославляй Господа твоего до восхода солнца и перед заходом”. [Сура Каф, аят 39]». [аль-Бухари, 554, 573, 4851, 7434; Муслим, 633].

Хадисы относительно этого вопроса достигли степени мутавватир, переданы от огромного количества сподвижников, и имена этих сподвижников ибн Каййм перечисляет в некоторых из своих книг и в некоторых из своих произведений.

 

[Примечание не из урока]:

Стоит отметить тут слова ибн Абиль Изза аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Предания от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и слова его сподвижников о «лицезрение Аллаха» являются «мутаватир». [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр 126, издательство «Гураба»]​.

 

А также Ибн Кайум аль-Джаузии, который сказал: «Предания о лицизрение Аллаха, от пророка и его сподвижников являются /мутаватир/». [«Хадиль арвах» Стр 355]​.

 

Эти предания передавались:

1) Абу Бакра

2) Абу Хурайры

3) Абу Саида.

4) Джарира ибн Абдуллаха.

5) Сухейба.

6) Абдуллах ибн Масуда.

7) Али ибн Абу Талиба.

8) Абу Мусы аль-Ашари.

9) Ади ибн Хатима.

10) Анаса ибн Малика.

11) Бурайды ибн аль-Хасиба.

12) Абу Разина аль-Акили.

13) Джабир ибн Абдуллаха.

14) Абу Умамы.

15) Зайда ибн Сабита.

16) Аммара иб Йасира.

17) Аиши.

18) Абдуллаха ибн Умара.

19) Умара ибн Рува йбы.

20) Салмана аль-Фариси.

21) Хузейфы ибн аль-Йамана.

22) Ибн Аббаса.

23) Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аса.

24) Убай ибн Кааба.

25) Фудалы ибн Убайда.

26) Убады ибн Самита, да будет доволен ими всеми Аллах» [См «Хадиль арвах» стр 355-384]​.

 

Имам мухаддис Йахъя ибн Маин сказал: «Я знаю 17 хадисов, свидетельствующих о лицезрение Аллаха, и все они достоверны». [«Хадиль арвах» стр 386; ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль бари» 13/434/№7009, Даруль Марифа-Бейрут 1379 год; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/495/№867; Ахмад ибн Ибрахим ибн Иса «Шархуль касидатуль ибн Кайум» 2/578, Мактабатуль Исламия-Бейрут 1406]​.

 

Имам Бейхаки сказал: «Мы передали хадисы о том, что /руетуллах/ будет, со слов Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибнуль Йамана, Абдуллах ибн Масуда, Абдуллах ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари) и других (сподвижников). До нас не дошло ни одно предание от сподвижников, что /рует/ не будет. Если бы в этом вопросе среди них было бы противоречии, до нас дошли бы какие-то указания на это. Они были едины в вере, что в судный день Аллах будет увиден глазами». [«Хадиль арвах» стр 386, с небольшим сокращением]​.

 

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Хадисы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о возможности лицезрения Аллаха дошли до нас многочисленными путями. Число их рассказчиков превышает число рассказчиков хадисов о повелении забрасывать камнями прелюбодеев, о запрете на завещание в пользу одного из наследников, о дозволении обтирать кожаные носки. А также о запрете на бракосочетание с тетей своей жены. Забрасывание камнями и все остальные перечисленные нами предписания признаются му‘тазилитами, и многочисленность рассказчиков хадисов о возможности лицезреть Аллаха также обязывает их признавать это положение, рассказанное многочисленными богословами от их предшественников».

[Конец примечания].

 

 

Шестой довод. Каждый человек стремится, чтобы увидеть Лик Своего Господа, к которому он стремится и ради которого он соврешает (благие) дела, а Всевышний Аллах сказал: «Вам в этом Раю будет то что пожелают ваши души», более того обладатели знаний говорят что это самая высокая цель праведного человека увидеть Своего Господа. И не возможно такого, что Всевышний Аллах говорит: «Вам в этом Раю будет то, что пожелают ваши души», и что праведным верующим не будет дано то что они желают больше всего а это увидеть Всевышнего Аллаха!

 

[Примечание не из урока]:

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Мусульмане единодушны в том, что в раю праведников ожидает то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, и о чем даже не помышляла человеческая душа. Они будут наслаждаться безупречным бытием и вечными прелестями, и самым прекрасным из райских удовольствий будет лицезрение великого и могучего Аллаха. Многие люди поклоняются Аллаху для того, чтобы взглянуть на Его благородный лик. Да позволит нам Аллах взглянуть на Него! Возможность увидеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также будет одним из райских удовольствий, но лицезрение самого великого и могучего Аллаха будет еще большим удовольствием. И поэтому Аллах не станет лишать своих пророков, посланников, приближенных ангелов и праведных верующих возможности взглянуть на Его прекрасный лик. И в этом нет ничего удивительного, поскольку лицезрение влияет только на того, кто смотрит, и не оказывает никакого воздействия на того, на кого смотрят. Вот почему лицезрение Аллаха не следует отождествлять с лицезрением творений и понимать в переносном смысле. Нет ничего невероятного в том, что великий и могучий Аллах позволит обитателям райских садов смотреть на Него».

[Конец примечания].

 

 

Седьмой довод. Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». (Сура Юнус, 26 аят).

 

И пришло в хадисах, что добавка это возможность увидеть Аллаха в Раю.

 

[Примечание не из урока]:

Ас Суюти в своем комментарии к Корану «Дурр аль мансур» [Комментарий к Юнус 2]​ отметил:

«Передал ибн Джарир ат-Табари, ибн Мардавейх, Лалекаи в «Суннан» и Бейхаки в книге «Руйат», со слов Кааба ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, о словах Аллаха «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка»: «Добавка, это лицезрение Лика Милостивого».

«Передал Даракутни и ибн Мардавейх, со слов Сухейба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Добавка, это лицезрение Лика Аллаха» [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]​.

 

Имам Тирмизи передал от Сухейба Малика (да будет доволен им Аллах) что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) комментируя этот аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно», сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, они услышат голос, который скажет: «Есть для вас обещание от Господа. Аллах хочет даровать вам обещанное». Обитатели рая скажут: ««Разве Ты не сделал наши лица белыми? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас нас от Огня?! », — (после чего) Аллах уберет преграду. Аллах не даровал обитателям рая ничего более дорого, чем возможность лицезреть Себя» [Тирмизи «Суннан» том 3, стр. 181, Китабуль тафсируль Куран, хадис №3105; «Сахих» Муслим, «Иман» №27; «Суннан» ибн Маджа «мукаддима» №17.]​.

 

Джалал ад-Дин ас-Суюти в другом своем комментарии сказал: «Тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, ждет их прекрасная награда-рай. И добавка к этому. Согласно преданию которое передал имам Муслим, под добавкой подразумевается возможность лицезрения красоты Всевышнего». [«Тафсир джалалейн» том 2, стр. 98]​.

 

Ибн Абиль изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Это хадис, с различными цепочками передатчиков и с несколько отличным текстом, передавали и другие имамы помимо Муслима. Общий смысл всех их, это то, что под добавкой здесь подразумевается лицезрение Аллаха» [Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр. 124, издательство «Гураба»]​.

«Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Шайх, ибн Мандах в (книге) «Ответ джахмитам», ибн Мардавейх, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]​.

 

Когда Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) прочитал аят «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее) и добавка» [Юнус 26]​, его спросили: «О халиф посланника Аллаха! Что такое добавка? ». Он ответил: «Лицезрение Лика Аллаха Всевышнего» [Ибн Кайум «Хадиль арвах» стр. 384]​.

 

Хузайфа ибнуль Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Добавка это лицезрение Лика Аллаха» [«Хадиль арвах» стр. 385]​.

 

Передал ибн Мардавейх со слов Хариса, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: « Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха Всевышнего». «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26].

[Конец примечания].

 

 

Восьмой довод.

Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то я непременно добавлю вам». Сура 14 аят 7.

 

 

Девятый довод.

Всевышний Аллах сказал: «Одни лица в тот день [в День Суда] будут сиять и взирать на своего Господа». [Сура аль-Кыяма, аяты 22-23].

 

Муатазилиты пришли и сказали под словом «назира» что либо размышлять будут над своим Господом, либо будут ожидать своего Господа. Мы говорим: что это понимание является не правильным, потому что слово «назыра» в этом аяте приходит с частицей иля, «иля роббиха назыра» (на своего Господа будут взирать). Ожидать тоже не приходит с частицей «иля» в арабском языке. К тому же Всевышний Аллах это видение приписал к лицам, и сказал: «лица в этот день сияющими, эти лица будут взирать на Своего Господа», не правильно говорить, что лица будут размышлять о Господе, или ожидать Господа.

 

 

Десятый довод.

Также доводов на видение Аллаха, все те доводы, в которых сказано что верующие встретят Всевышнего Аллаха в Судный день, как например слова Всевышнего Аллаха: «Тот кто надеется на встречу со Своим Господом…» пусть делает так то и так то. Или например: «бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним…» (Сура 2 аят 223), а также слова Всевышнего: «Их приветсвие в тот день, когда они встретят Его (Аллаха) это мир (салам)» [Сура «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 44]. «И сказали те, которые были убеждены, что встретят Аллаха» (Сура 2 аят 249), довод из этих аятов на видение Аллаха в судный день берется из слова Мулака م ّ ُ ل َ ا ق ُ و (встреча) в арабском языке, потому что встреча двоих не называется втсречей, если они не увидели друг друга.

 

[Примечание не из урока]:

Абу Аббас Ахмад ибн Йахъя Салаб об аятах «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир! » Он уготовил для них щедрую награду» [Ахзаб]​ сказал: «Есть единодушие среди лингвистов, что фраза «встретят» в этом аяте, безусловно означает встречу, где (друг друга) будут видеть и смотреть будут (глазами) [А не сердцем, как некоторые говорят]» Источник: «Хадиль арвах» стр. 393-394. Ибн Каййм сказал, что цепочка передатчиков этого сообщения достоверна.

[Конец примечания].

 

 

Одиннадцатый довод.

Последний довод, который мы приведем, это слова Всевышнего Аллаха: «Но нет, они от своего Господа будут укрыты». [сура " Обвешивающие", аят 15]. То есть они не смогут посмотреть на Всевышнего Аллаха. И из этого аята имамы Малик и Шафии взяли довод, что верующие увидят Всевышнего Аллаха. Потому что наказанием грешников и неверующих в этот день будет то, что они будут укрыты завесой и не смогут увидеть Всевышнего Аллаха, и если то же самое будет касатся и верующих, тогда нет смылса говорить что неверующие будут укрыты, получается что и верующие будут наказаны таким же наказанием.

 

[Примечание не из урока]:

Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил следующее о высказывании Великого и Всемогущего Аллаха: «В тот День они будут отделены от своего Господа завесой». [сура " Обвешивающие", аят 15]: “Из этого (аята) мы узнаём, что есть такие люди, которые не будут отделены завесой и смогут без труда смотреть на Него”» [«аль-Интика», стр. 79.].

 

Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я находился у Мухаммада бин Идриса аш-Шафии, когда к нему пришло письмо из Верхнего Египта, в котором было написано: «Что ты скажешь о следующих словах Всевышнего: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой” [сура " Обвешивающие", аят 15]? » Аш-Шафии ответил: “Те, кого отделят завесой, будут находиться под гневом Аллаха. Это свидетельствует о том, что Его будут видеть те, кем Он будет доволен”. Ар-Раби’ спросил: “О, Абу АбдуЛлах! Ты этого придерживаешься? ” Он ответил: “Да, и посредством этого я поклоняюсь Аллаху”». [«Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» 2/506].

Около имама Ахмада сказали, что кто-то отрицает /руетуллах/ в судный день. Имам сильно разгневался, и сказал: «Кто скажет, что Аллаха не увидят в судный день, тот станет неверным. Кто бы он не был, да падет на него проклятие и гнев Аллаха. Разве Аллах не сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. И взирать на своего Господа»? Разве Он не сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой? » [«Хадиль арвах» стр 390]​.

 

Ибн Кайум аль-Джаузия в «Хадиль арвах» [Стр. 350]​ писал: «Этот аят использовали как довод имам Шафи и другие. Табарани передавал, со слов Музанни (ученик Шафи), который сказал: «Я слышал как Шафи сказал об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой»: «В этом аяте есть доказательство, что приближенные Аллаха увидят Его в судный день».

 

Ар-Рабия ибн Сулайман рассказывал: «Я присутствовал на уроке у Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи. Пришла записка с вопросом: «Что вы скажете об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». Шафи ответил: «То, что они будучи под гневом, будут отделены от Господа завесой, означает, что Его приближенные будут вознаграждены, и увидят Его» [Стр. 350]​.

 

Доводом в пользу подобного толкования также служит хадис, который передал имам ибн Хузейма, со слов Бурайды ибн Хасиба, который передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В судный день, Аллах останется наедине с каждым из вас без переводчика или завесы между вами» [«Хадиль арвах» стр. 372; Бейхаки «Шуаб аль иман» №259, том 1, стр. 245, как часть большего предания]​.

[Конец примечания].

________________________________________________

11 (б) Доводы му'тазилитов на то, что Всевышнего невозможно увидеть глазами и их опровержение.

 

Приведем доводы муатазилитов, которые они приводят в довод на то, что Всевышнего Аллаха невозможно увидеть.

 

Первый довод муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103].

 

Сказали они, что в этом аяте Всевышний сказал, что Его не постигают взоры, а это говорит о том, что люди не способны увидеть Всевышнего Аллаха. И также сказали, что Всевышний восхваляется в этом аяте тем, что Его невозможно увидеть (на второе сомнений уже отвечено в прошлом уроке 11 а.).

 

И ответ им на это с нескольких сторон:

 

Во-первых, слово «идрак» постигать что то взором, в арабском языке имеет различное значение от слова «назара» (увидеть), слово «назара» (увидеть) не обязательно за собой несет полное охватывание того что видят. Например, ты смотришь на человека и видишь его спереди, но то, что сзади у него ты не видишь, то есть полностью взором ты его не охватил. Так вот слово «идрак» в арабском языке несет двойное значение: видение вместе с охватыванием. Когда человек видит и полностью охватывает зрением этот предмет, то это деяние называется «аль-идрак», человек постигнул эту вещь. Так вот Всевышний Аллах, отрицает в этом аяте то, что люди способны постигнуть Аллаха видением, в том смысле, что способны охватить Всевышнего Аллаха своим взорами. Поэтому приверженцы Сунны говорят, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в Раю, но это видение не несет за собой полное видение охватывание взором Всевышнего Аллаха.

 

И в довод на то, что слово «аль-идрак», несет дополнительное значение на слово зрение, это слова Всевышнего Аллаха, относительно истории, когда Фараон с его народом гнался за Мусой мир ему и его народом: «Когда два сборища увидели ت َ ر َ ا ء َ ى (тараа) друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут» ل َ م ُ د ْ ر َ ك ُ و ن َ (Ля мудракуун). Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». Сура 26 аяты 61-62. В этом аяте явный довод на то, что понятие постигнуть и понятие увидеть две разные вещи. Всевышний Аллах установил в этом аяте, что две группы увидели друг друга, но отрицал от них «идрак» (постижение и достижение). Поэтому когда Всевышний Аллах отрицает от Себя постижение, не несет это за собой не возможности увидеть, Всевышнего Аллаха зрением. Но верующие увидят Всевышнего Аллаха зрением (глаз) но не смогут охватить Аллаха своим зрением. Поэтому Всевышний Аллах до этой истории внушил Мусе мир ему, и сказал: «Мы внушили Мусе (Моисею) откровение: «Ночью отправляйся в путь с Моими рабами и проложи для них по морю сухую дорогу. Не бойся, что тебя настигнут, и не опасайся! »» Сура 20 аят 77. То есть Всевышний Аллах уже в заранее сообщил Мусе мир ему, что Фараон и его войско не смогут его поймать, поэтому Муса мир ему, ответил своему народу: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь». Сура 26 аяты 61-62.

 

Поэтому пришло от некоторых салафов разъяснение этого аята, «не постигают его взоры», пришло от ибн Аббаса: «Не охватывают Его (Аллаха) взоры охватыванием». И пришло от Катады: «Он (Аллах) более велик чем, чтобы охватили его взоры». Пришло от Ибн Атыи что он сказал: «Они будут смотреть на Аллаха, но их зрение не сможет охватить Всевышнего Аллаха полностью, из-за его величия и могущества, а Его зрение будет охватывать их». Эти асары приводит ибн Каййм в своей книге «Хадиль арвах» стр. 229.

 

Также как опровергается приведение в довод этого аята за муатазилитов, то, что Всевышний Аллах сказал: «Его не постигают взоры», слово ل ْ أ َ ب ْ ص َ ا ر ُ (Аль Абсъаар ) здесь пришло Алиф Лям, и указывает на общность, то есть ни какие взоры не способны его охватить, но это общность во взорах, но не общность во временах, в этом аяте нет указания на общность в эпохах и временах, то что не возможно охватить Всевышнего Аллаха взоров ни в какие времена. Поэтому мы говорим верующие в Судный день и в Раю, увидят Всевышнего Аллаха.

 

[Примечание не из урока]:

Говорит Абу Хасан Аль Ашари в Своей книги «ибана…»: «Му‘тазилиты обосновывают свои воззрения о том, что великого и могучего Аллаха невозможно лицезреть, следующим откровением: «Взоры не постигают Его, а Он постигает взоры». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103]. Высказывание о том, что Аллах постигает взоры, имеет самый общий смысл и касается как в мирской, так и в будущей жизнях. Аллах видит взоры творений при жизни на земле и будет видеть их после воскрешения. А поскольку это выражение стоит после слов о том, что взоры творений не постигают Его, му‘тазилиты считают, что это также относится как к мирской, так и к будущей жизням. Они считают, что если предложения связаны друг с другом, то первое предложение также должно иметь общий смысл.

В ответ мы скажем, что взоры делятся на взоры глаз и взоры сердец, потому что великий и могучий Аллах сказал: «Ведь слепы не глаза, а слепы сердца, что в груди! » [Сура «аль-Хаджж» («Паломничество»), аят 46]. Он также сказал: «Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йа‘куба, могучих и прозорливых». [Сура «Сад» («Сад»), аят 45]. В этих аятах имеются в виду взоры сердец, благодаря которым правоверные превосходят неверующих.

Арабы говорят, что такой-то человек прозорлив в своем ремесле. При этом они имеют в виду, что человек обладает знанием о своем ремесле. Арабы также говорят, что человек увидел своим сердцем. Они также говорят, что человек видит посредством глаз. Все это означает, что помимо взоров глаз существуют взоры сердец.

Му‘тазилиты считают, что оба предложения имеют общий смысл, потому что они связаны друг с другом. Высказывание о том, что Аллах постигает взоры творений, имеет самый широкий смысл. По мнению му‘тазилитов, высказывание о том, что взоры творений не могут постичь Аллаха, также имеет самый широкий смысл. Тогда получается, что люди не способны познать Аллаха ни зрением, ни сердцем. Однако с этим не согласны даже сами му‘тазилиты, из чего следует, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет более узкий смысл, нежели высказывание Аллаха о том, что Он постигает взоры. Следовательно, доводы му‘тазилитов безосновательны.

Если они скажут, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет не совсем широкий смысл, то это будет означать, что откровение о том, что Аллах постигает взоры, также не распространяется на все взоры. И тогда можно будет утверждать, что высказывания Аллаха «Нет никого подобного Ему» [Сура «аш-Шура» («Совет»), аят 11]. «Не постигают Его ни дремота, ни сон» [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 255]. «Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям» [Сура «Йунус» («Йунус»), аят 44] также не имеют широкого смысла и действительны при тех или иных обстоятельствах, что в действительности совершенно не так.

Признавая, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, не имеет самого широкого смысла, они лишаются доводов в свою пользу. Если они признают, что коранический аят «Взоры не постигают Его» [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103] не понимается в самом широком смысле, то почему они не соглашаются с тем, что здесь имеется в виду только невозможность лицезрения Аллаха в мирской жизни, а не в жизни будущей? На каком основании они утверждают, что здесь имеются в виду только взоры человеческих глаз, а не взоры человеческих сердец?

Они могут сказать, что высказывание о том, что взоры не постигают Аллаха, означает, что люди не способны увидеть Аллаха глазами ни при жизни на земле, ни после смерти, но способны познать Аллаха сердцем, но не постичь Его.

В ответ мы скажем, что если мы не способны постичь Аллаха своими глазами, то это отнюдь не означает того, что не способны увидеть Его. Лицезрение посредством глаз не означает объятия Его взором, и таким же образом познание Аллаха сердцем не означает полное постижение Его.

 

[Ибн аль-Кайим в своей книге «аль-Вабиль ас-Сайиб» (стр. 103), изданной под нашей редакцией в издательстве «Дар аль-Байан» в Дамаске, писал: «В День воскресения всевышнего и всеблагого Господа можно будет увидеть воочию, однако увидеть Его целиком и объять Его взорами люди не смогут. Объятие взором – это нечто большее, чем просто лицезрение. Аллах превыше любого сравнения, но давайте посмотрим на солнце. Мы можем увидеть его, но не способны объять его взорами целиком или хотя бы частично. Поэтому, когда Ибн ‘Аббаса спросили о возможности лицезреть Аллаха и прочли ему высказывание Аллаха «Взоры не постигают Его» (6: 103), он сказал: «Разве ты не видишь солнце? » Мужчина ответил: «Конечно, вижу». Он спросил: «А можешь ли ты объять его взором? » Он ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Всевышний Аллах еще более велик и преславен»»].

 

Продолжение слов абу Хасана Аль Ашари:

Они могут сказать, что постижение взором не отличается от лицезрения.

Тогда мы спросим их, существует ли разница между их предположением и предположением о том, что познание Аллаха сердцем означает полное постижение Аллаха знаниями? Безусловно, познание великого и могучего Аллаха не является полным и всесторонним постижением Аллаха. Почему же тогда они отрицают то, что лицезрение великого и могучего Аллаха также отличается от объятия и постижения Его взорами?

 

Если высказывание великого и могучего Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет самый широкий смысл, потому что связано с высказыванием о том, что Аллах постигает любые взоры, то пусть они ответят нам, означает ли это, что взоры абсолютно не способны увидеть Аллаха, прикоснуться к Нему или почувствовать Его?

Если они ответят утвердительно, то мы спросим их, неужели они считают, что Аллах также постигает взоры путем прикосновения к ним? Если же они ответят отрицательно, то их заявления о том, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет самый широкий смысл, окажутся несостоятельными.

 

Кто-то может сказать, что в действительности взоры бывают только у глаз, а не у сердец.

В ответ мы скажем, что это предположение необоснованно, потому что арабы относят слово “басар” (букв. “взор”) не только к взорам глаз, но и ко взорам человеческих сердец. Если они считают, что в действительности взоры бывают только у глаз, то кто-то другой может предположить, что взоры в действительности бывают только у сердец. Однако подобные высказывания недопустимы, потому что взоры бывают как у глаз, так и у сердец.

 

Пусть они скажут нам, что означают слова великого и могучего Аллаха о том, что Он постигает взоры?

Они могут ответить, что это означает, что Аллах ведает о взорах. Тогда мы напомним им о том, что это высказывание связано с высказыванием о том, что взоры не постигают Аллаха. Если одно предложение отрицает возможность познания Аллаха, то другое предложение также имеет это значение. Следовательно, этот аят отрицает возможность познания Аллаха, а не возможность лицезрения Его.

Они также могут ответить, что слова Аллаха «Он постигает взоры» не означают, что Аллах ведает о взорах, а означают, что Аллах видит взоры, потому что перед этим Всевышний сказал: «Взоры не постигают Его». [Сура «аль-Ан‘ам» («Скот»), аят 103].

Тогда мы спросим их, можно ли увидеть человеческие взоры? Если они ответят утвердительно, то тем самым опровергнут собственные утверждения о том, что увидеть глазом можно только видимые предметы. Если Аллах может увидеть то, что не относится к видимым предметам, то почему Он не может увидеть самого себя, даже если мы отнесем Его к числу невидимых существ? И почему Он не может позволить нам увидеть Его, даже если Мы относим Его к числу невидимых существ?

Пусть они скажут нам, когда мы видим какой-либо предмет, наши взоры видят его или же все-таки мы видим его своими взорами? Они скажут, что взор не способен видеть самостоятельно. Тогда мы скажем, что даже если коранический аят отрицает то, что взоры видят Аллаха, это не означает того, что зрячие люди не могут увидеть Его. Великий и могучий Аллах сказал, что взоры не постигают Его, и очевидный смысл этого откровения никоим образом не свидетельствует о том, что люди не способны лицезреть Господа».

(Конец цитаты из книги «Ибана» Абу Хасана аль-Ашари).

[Конец примечания].

 

Второй довод муатазилитов.

Слова Всевышнего Аллаха: «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»». Сура 7 аят 143.

 

Муатазилиты сказали: что Всевышний Аллах сказал Мусе мир ему: «Лян тараании ت َ ر َ ا ن ِ ي ل َ ن » (Ты меня не увидишь), и Аллах использовал частицу ل َ ن «Лян», и такие муатазилиты как Замахшари, указывают что частица ل َ ن «Лян», указывает на табиид, в постоянном временном промежутке, то есть на всегда… то есть аят будет звучать, по их мнению так: «ت َ ر َ ا ن ِ ي ل َ ن » (Ты меня не увидишь никогда), и они говорят если Пророк Муса мир ему, не увидит Всевышнего Аллаха никогда, то тем более Аллаха не увидят те кто ниже по положению чем Муса мир ему.

 

Опровержение этого заключается в том, что ибн Малик в своей книге Альфии сказал: «А тот, который считает то, что отрицание посредством частице ل َ ن «Лян», указывает на постоянство и на вечность, то слово его отвергни и противоположное мнение поддержи». То есть что частица ل َ ن «Лян», не указывает на вечность и постоянство. И доводов на это множество в Коране и в Сунне, из этого слова Марьям в Коране: « Я не стану ف َ ل َ ن ْ сегодня разговаривать с людьми». (Сура Марйам, аят 26). И при этом упомянула частицу ف َ ل َ ن ْ «фа лян » и ограничила, эту частицу словом сегодня, и если бы частица ل َ ن «Лян», указывала на вечность и постоянство, то не было бы правильно из науки красноречия и грамматики, ограничивать это постоянство словом ا ل ْ ي َ و ْ م َ «сегодня».

 

Также пришло в Коране: «Пожелайте себе смерти, если вы правдивы», обратившись к иудеям которые сказали что они лучше, чем умма (община) Мухаммада (мир ему и благословение от Аллаха), и нам обещан рай. И в следующем аяте Аллах сказал: «Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аяты 94-95). И плюс к частице Лян, утвердил слово абада ا أ َ ب َ د ً (никогда), и вместе с этим Сам Всевышний Аллах в другом месте в Коране сообщил что они пожелают себе смерти когда будут находится в Аду, сказал Всевышний Аллах: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно»». Сура 43 аят 77. Это говорит о том, что они пожелают себе смерти, вместе с тем, что Всевышний Аллах, ранее про них сказал: «Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки. Аллах ведает о беззаконниках». (Сура 2 аят 95). И еще к слову Лян, добавил абада (никогда), и вместе с тем оба этих слова не указали на постоянство и вечность.

 

Также слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам: «Поистине, вы не увидите вашего Господа, пока не умрете! » См. «Сахих аль-джами’» № 2312, слова «пока не умрет», являются ограничением отрицания, от сюда берется что после того как люди умрут они смогут увидеть своего Господа, а иначе не было бы смысла ставить этот предел (границу) в этом предложении. Из этого также берется что частица ل َ ن «Лян», не указывает на постоянство, потому что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, в этом хадисе использовал частицу ل َ ن «Лян».

 

Что касается довода муатазилитов что частица ل َ ن «Лян», указывает на вечность, потому что Всевышний Аллах: « Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается! » (Хадж 22: 73). И Аллах использовал частицу ل َ ن «Лян», и пришел Замахшари и сказал, смотри частица ل َ ن «Лян» указывает на невозможность вечную, кто-то может сказать: что кто-то когда-то сможет сотворить муху?

Мы говорим да частица ل َ ن «Лян» может указывать на вечность также как могут указывать на вечность другие частицы, если при этом пришла «карина хариджийя» (довод второстепенный), внешний довод который указывает что в данном случае идет речь о вечности, а в данном случае пришло это указание, а это то что известно из шариата Аллаха, что никто не является творцом кроме Всевышнего Аллаха, как в прошлом, так и в настоящем так и в будущем. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Неужели тот, кто не творит, подобен тому, Кто творит? » Св. Коран, 16: 17-18.

И Всевышний Аллах сообщил нам, что способностью творить обладает лишь Он! Эти второстепенные доводы в этом аяте, указывают нам что частица ل َ ن «Лян» в данном аяте указывает на вечность. А в основе эта частица не вечность не указывает.

 

 

Третий довод муатазилитов.

Где бы Всевышний Аллах ни упомянул разговор о том, что кто-то попросил видение Всевышнего Аллаха, то Всевышний Аллах всегда этот вопрос возвеличивал и приводил его в форме ужасающей, то, что это является чем-то неподобающим и чем-то непристойным. Как, например, в словах Всевышнего Аллаха: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа? » Они надменно возгордились собой и совершили великое преступление». Сура 25 аят 21.

В этом аяте Аллах возвеличил этот момент и порицал их за это.

 

Или слова народа Мусы мир ему, которые приводит Аллах в Коране: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию. Вас поразила молния (или постигла гибель), тогда как вы наблюдали за этим». [Сура «аль-Бакара» («Корова»), аят 55].

 

Также слова: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Покажи нам Аллаха воочию”. Тогда молния поразила (или гибель постигла) их за их несправедливость». [Сура «ан-Ниса» («Женщины»), аят 153].

 

Муатазилиты сказали во всех этих аятах Всевышний Аллах, возвеличивает этот вопрос, и приводит его, и приводит его в форме ужасающей, то, что люди просят увидеть Аллаха своими глазами. И говорят муатазилиты, что это указывает на то, что нельзя увидеть Всевышнего Аллаха глазами, и что нельзя Ему задавать такой вопрос.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.102 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь