Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эта возможность меньшинства была показана в исследовании, получившем название «сине-зеленый» эксперимент. В этом случае помощники экспериментатора составляли не большинство группы
(как это было в исследовании С. Аша), а меньшинство: два человека из шести. Задание было такое: определять цвет предъявлявшихся на экран диапозитивов. Все изображения были окрашены в синий цвет. Но два «подставных лица», выполнявших роль меньшинства, должны были в течение всего опыта называть этот цвет зеленым. Что же обнаружилось? Некоторые испытуемые из числа большинства, вопреки очевидному, тоже начинали время от времени называть синий цвет — зеленым. Чтобы быть влиятельным и убедить других в своей правоте, меньшинство должно вести себя определенным образом: оно должно быть последовательным (то есть не отступать от своих взглядов) и уверенным в себе. Если меньшинство придерживается такой позиции, в группе начинают совершаться очень интерес- ные процессы, в результате которых меньшинство способно завоевать положение большинства. Вот как это может происходить. Настойчивость меньшинства заставляет других членов группы задуматься над правильностью своего мнения: «Если они так упорствуют, может быть, здесь действительно что-то не так? » Под влиянием упрямого меньшинства группа перестает быть единой, внутри нее возникают разногласия. Споры и обсуждения приводят к тому, что участники группы начинают обдумывать ситуацию с новой точки зрения. У них появляется возможность проявить творческое мышление и в результате прийти к более удачному решению проблемы. Таким образом, меньшинство создает условия для развития творчества и движения вперед. Последовательность и упорство меньшинства нарушает единомыслие в группе. Поэтому сторонники большинства, которые по каким-либо причинам сомневались в его правоте, уже не боятся высказаться, и могут даже перейти на позицию меньшинства. В итоге меньшинство со временем может превратиться в большинство. Активность меньшинства имеет большое значение не только для отдельной группы, но и для всего общества. Меньшинство выступает в роли «возмутителя спокойствия» и заставляет человечество развиваться и двигаться вперед. Именно меньшинство совершает революционные перевороты, стоит у истоков всех социальных движений (например, движение пацифистов, движение за права женщин, хиппи и др.), которые делают общество свободнее и разнообразнее. Прогрессивные ученые (Коперник, Галилей, Эйнштейн и др.), первооткрыватели (Ко- лумб, Афанасий Никитин и др.)» изобретатели — все они первоначально оставались в меньшинстве. Но благодаря силе своего ума, таланту, мужеству и непреклонности они смогли отстоять свои прогрессивные идеи, которые впоследствии завоевали весь мир и открыли перед человечеством новые пути познания и созидания. Таким образом, влияние меньшинства и влияние большинства — это разнонаправленные, но взаимно дополняющие влияния. И то, и другое необходимо как для отдельной социальной группы, так и для общества в целом. Воздействие большинства обеспечивает устойчивость и стабильность группы, ее единство и сплоченность. Активность же и настойчивость меньшинства является источником изменений и преобразований в группе, способствует проявлению творчества, рождению новых идей. Вопросы и задания 1. Профессор А. Н. Чумаков так представил роль меньшинства в развитии общества: «Как известно, в обществе доминируют два основных типа поведения людей. Одни подстраиваются под обстоятельства жизни, другие под страивают ихподсебя. При этом давно и справедливо замечено, что весь общественный прогресс зависит от вторых, составляющих меньшинство человечества. Это они — не такие как все, «не от мира сего», достигая своих целей, заставляют удивляться и даже благоговейно трепетать уже при одном упоминании их имен. Это им мир обязан великими открытиями и изобретениями, шедеврами искусства и архитектуры. Взлеты и падения, расцветы и крушения целых народов и цивилизаций - также имеют своих героев. Ломая каноны и преодолевая сопротивление, люди такого склада идут наперекор и низвергают авторитеты. Их не останавливают трудности и препятствия, насмешки и унижения, немыслимые страдания или жестокие испытания, способные остановить, парализовать и даже убить нормального человека... побуждают их к новым, еще более активным действиям...» Приведите примеры из истории общества, науки и культуры, подтверждающие роль и значение меньшинства в прогрессивном развитии человечества. 2. Можете ли вы назвать случаи, когда меньшинство становилось источником зла? 3. Припомните случаи из жизни своего класса, когда мнение меньшинства оказывалось убедительным. Раздел IV БОЛЬШАЯ ГРУППА БОЛЬШАЯ УСТОЙЧИВАЯ ГРУППА Большая социальная группа — это многочисленная общность людей, чаще всего не знакомых и не связанных между собой никакими отношениями. Большая группа не предполагает обязательного личного контакта, знакомства членов группы между собой, наличия отношений, симпатий, антипатий. Поэтому большие группы называют бесконтактными. Люди, составляющие такую большую группу, могут никогда не встречаться, ничего не знать друг о друге, но при этом обладают некоторым общим признаком, отличающим их от людей, принадлежащим к другим группам (например, взрослые — одна большая группа, дети — другая большая группа). Большие группы могут быть условными (работники торговли, военнообязанные, студенты, сельское или городское население и пр.) и реальными (школа, завод, государство и др.) Человек может принадлежать к временной, непостоянной большой группе, например, зрителив театре, болельщики на стадионе, участники различ- ных митингов и манифестаций. По своей половой принадлежности, по возрасту, по профессиональной деятельности, по национальному происхождению человек включен во многие постоянные (или устойчивые) — условные и реальные социальные группы. Принадлежность к устойчивой большой социальной группе обычно много значит для человека, он осознает и переживает ее. Это выражается в слове и чувстве «Мы». Мы — девочки, мы — подростки, мы - взрослые, мы — учителя, мы — строители. Поэтому членство в такой большой группе во многом определяет поведение, мысли, поступки людей. Большая группа часто выступает как референтная, поскольку человек ориентируется на нормы, ценности, традиции, принятые в ней. Такие обычаи и традиции существуют во всех устойчивых больших группах. Чаще всего это «неписаные законы», хотя возможны и записанные правила. Так, например, существует врачебная этика. В её основе лежат базирующиеся на многовековой традиции представления об особо гуманном, особо человеческом назначении труда медика. Одно из первых требований врачебной этики связано с именем отца медицины Гиппократа. Оно налагает на врача обязательство всегда, при всех обстоятельствах приходить на помощь больному — независимо от ситуации, своего личного к нему отношения, общественного и имущественного положения больного. В профессиональную этику юриста входит особая приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом, твёрдое моральное убеждение в необходимости соблюдения требований закона, независимо от личных и служебных выгод и трудностей. Постоянные реальные большие группы сложились в ходе исторического развития человеческого общества. На уроках истории изучается, как возникли и развивались нации, народы, социальные классы, как закреплялись обязанности, права за людьми определенного возраста, пола, профессии. И хотя со временем эти права и обязанности менялись, основа, суть, оставалась неизменной. Во все времена обязанность врача — лечить, строителя — строить, соответствующие права и обязанности исторически закреплены за людьми определенного возраста, пола. В результате большие группы обладают особой культурой, образом мыслей, представлением о том, что в жизни наиболее важно, ценно. Поэтому сформировались характерные черты того или иного народа — национальный характер, представителя той или иной профессии. У человека складывается постепенно представление о себе и отношение к себе как члену той или иной большой группы. Сравним, например, описания национального характера французов и немцев. «Экспериментаторы по природе, французы отличаются особой любовью ко всяким выдумкам и фантазиям. Это одно из наиболее ярких черт французского национального характера... Собственно французов куда больше интересует не некий конкретный конец пути, а само путешествие и те заманчивые возможности, которые оно сулит. Им нравятся любые новые идеи и концепции... Главное для французов — быть на высоте самых современных требований... Похоже, им нравится ощущение быстротечности жизни, ее бешен- ная скорость, ее бешеная скорость, ее энергетика, стиль, переменчивая мода»1. «Немцы относятся к жизни с невероятной серьезностью... Немцы весьма неодобрительно относятся к любым проявлениям легкомыслия, всяким случайностям и неожиданностям... Именно потому, что они воспринимают жизнь со всей серьезностью, немцы так привержены правилам... Поэтому немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, руководствуясь принципом, что все, что не разрешено - запрещено. Если курить или ходить по траве разрешено, вас уведомит об этом специальная табличка... Немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, опрятностью и пунктуальностью. Ведь из этого складывается порядок.., который вмещает в себя не только такие понятия, как чистоплотность, но и корректность, пристойность, предназначение и множество других замечательных вещей... Если что и немцам нравится, так это труд. Он основа основ... Общеизвестно, что в Германии прежде чем браться за дело, следует расставить все по своим местам... Только после того, как все будет разложено по своим местам, можно с чистой совестью сказать, что все в порядке»2. Конечно, и среди французов есть люди, которые не любят нового, и можно найти бездельников среди немцев. В описаниях подчеркиваются черты характера, свойственные народу в целом, а не конкретным членам той или иной большой группы. Члены постоянных больших групп имеют обычно общие интересы (например, борьба за равные права женщин, движение «зеленых» — борцов за 1 Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. — М., 1999. — С. 11—12. 2 Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы. — М., 1999. — С. 11—13. экологическую безопасность, различные общественно-политические партии). Поэтому они выдвигают из своих рядов лидеров, политиков, которые должны отстаивать эти интересы в высших органах власти. Большие социальные группы нередко отличаются от других языком. Это может быть язык народа (русский, английский, французский). Люди, говорящие на одном, родном для них, языке, имеют между собой много общего, язык связывает нацию воедино. Известный отечественный прозаик А. Битов начинает свою книгу о путешествии в Армению с рассказа об отношении армян к своему алфавиту: «Никогда бы не предположил, что после палочек и ноликов первого класса буквы могут еще раз стать предметом волнений и даже страстей... Однако если не первый, то второй вопрос, который мне был задан на армянской земле, был: «Ну как тебе нравится наш алфавит? Правда, очень? Скажи, только честно, какой тебе больше нравится — твой или наш? »... Армяне сохранили алфавит неизменным на протяжении полутора тысяч лет. В нем древность, история, крепость и дух нации»1. Существует язык, на котором говорят люди определенной профессии, — профессиональный язык. Например, язык врачей содержит множество слов и выражений, обозначающих органы человеческого тела, болезни, лекарства. Эти слова в основном заимствованы из латыни и понятны без перевода всем врачам, в какой стране они бы ни жили, на каком бы языке ни говорили. 1 Битов А. Уроки Армении // Не считай шаги, путник. — М., 1974.—С. 15—17. Особый язык может быть и у разных возрастных групп, например, молодежный жаргон, то есть язык подростков, юношей, содержащий много слов и выражений, отличающихся от слов общего языка. Писатель В. Аксенов, описывая разговор с человеком, не владеющим молодежным жаргоном, замечает: «Говоря, например, о каком-нибудь чудаке, я готовлю в уме какую-нибудь фразу, что-нибудь вроде: — Его считают, знаете ли, малым с левой резьбой, дескать, не из тех, что соображают насчет картошки дров поджарить... Вовремя спохватываюсь, понимая, что речь моя будет темна для собеседников, перестраиваюсь: — Говорят, что он чудак, что он, дескать, не от мира сего... Предвижу вашу улыбку, читатель: второе лучше. Конечно, лучше, и чище, и благороднее, но только немного жалко дикую эту метафоричность, живущую в резьбе, в картошке, в дровишках...» Такой особый язык объединяет большую группу, подчеркивает ее единство, ее отличие от других. Когда вы говорите на современном жаргоне, употребляя слова и выражения, которые, как вам кажется, непонятны взрослым, вы выделяете себя как большую группу - подростков — в отличие от другой большой группы — взрослых. Можно в первый раз увидеть какого-нибудь мальчишку, не знать, сколько ему лет. Но стоит ему сказать несколько слов, и сразу поймешь — свой. Свое, привычное воспринимается как должное, а все, что от него отличается — как странное, чужое, непонятное. > Прочтите сравнительное описание японского и русского быта и привычек: «... входя в дом, мы снимаем шапку — японцы снимают ботинки... нам привычнее персональная ответственность за порученное дело, японцам — коллективная. Русская мать, желая приструнить не в меру расшалившегося ребенка, I обычно пугает: «Смотри, из дому больше не выйдешь». В сходной ситуации японская мать прибегает к совершен- i но противоположной угрозе: «Смотри в дом больше не войдешь ». Объяснившись в любви, мы бросаемся друг к другу в объятия. Японцы поворачиваются друг к другу спиной. Строгая, мы ведем рубанок от себя, а японцы — к себе. Мы высоко ценим специалистов, профессионалов. Японцы предпочитают тех, кого мы неодобрительно называли бы «всезнайками» (В.Цветов). Не правда ли, привычки японцев кажутся нам «неправильными», «странными». Это связано с тем, что наши обычаи отличаются от обычаев японцев, а наши привычки, в свою очередь, кажутся японцам удивительными и чудными. Воспринимая людей чужих, не похожих на нас, мы нередко пользуемся предрассудками и стереотипами. Вспомним, что предрассудок — это ложный взгляд на что-нибудь, ставший привычным, а стереотипы — упрощенные представления. Они основаны на искаженной или неполной информантах ции, неправомерных обобщениях. Восприятие представителей различных больших групп членами других групп нередко основано на стереотипах и предрассудках. Достаточно посмотреть на человека как на представителя какой-либо большой группы, и у нас в большинстве случаев возникнет ложный образ, составленный из стереотипов, характеризующих эту категорию: «новый русский», « с о- I временный подросток», «детский врач», «англичанин». Особенно опасны отрицательные стереотипы. В этом случае человек считает правильным, разумным лишь то, что характерно для той большой группы, к которой принадлежит он сам. Все остальное он считает неправильным, дает этим явлениям отрицательную характеристику, нередко начинает бороться с ними. Все странное, непонятное вызывает у людей опасения. Адаптироваться, приспособиться к чужим нравам, обычаям очень трудно. Недаром переживания человека при столкновении с незнакомой культурой ученые назвали «культурнымшоком». «Культурный шок» — это отрицательное переживание. Оно выражается в неприятном удивлении, чувстве потери уверенности в себе, потери устойчивых ориентиров в жизни, когда все то, к чему ты так привык, не подходит, оказывается ненужным. Это иногда вызывает враждебность, агрессивность по отношению к чужому. Стереотипы, складывающиеся в той или иной большой группе, как бы делят мир на две части — свое и чужое, белое и черное, хорошее и плохое. И все плохое, черное, связывается с чужим, которое воспринимается как непонятное, непривычное, а потому враждебное. Очень опасны отрицательные стереотипы по отношению к людям другой нации, расы. Об этом думали, об этом писали лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Так, немецкий философ Г. Лессинг (1729—1781) писал: «Я... вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими». Ему вторит великий французский писа- 9. Заказ №3480. тель В. Гюго (1802—1885): «На свете нет малых народов... Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом». Сегодня идеи равенства всех людей закреплены в принятой Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщей декларации прав человека. Вот несколько статей из нее. Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства. Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения... Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Стереотипы мешают беспристрастно посмотреть на другого человека, попытаться понять его. Поэтому необходимо бороться со стереотипами и предрассудками, прежде всего своими собственными. Почти каждая постоянная большая группа ценна и интересна по-своему. Чем разнообразнее эти группы, тем интереснее окружающий нас мир. Вопросы и задания 1. Прочтите приведенные ниже описания. О больших группах какого типа идет в них речь? К каким характеристикам этих групп относятся приводимые характеристики? «Японцев особенно привлекает неуловимость, изменчивость вещей. И красоты, которую уносит поток, и умения не роптать, возведенного в достоинство, и мудрости знания, что все преходяще... Живым воплощением этой идеи являются цветы сакур ы. Каждую весну после изысканного цветения нежные, бело-розовые цветы опадают на землю. Их тут же тщательно сметают — и никаких следов. Красота остается лишь в памяти очевидца»1. «Немцы высоко ценят образованность..., подразумевая под ней образование и общую культуру... Немцы обеспокоены состоянием окружающей среды... Немцы высоко ценят качество и готовы платить за него. Они хорошо одеты, носят добротную обувь, водят солидные автомобили, живут в домах с двойными рамами и центральным отоплением, заставленными качественной бытовой техникой»2. «... чувство собственного достоинства — та ценность, которую греки тщательно берегут и ставят выше всего другого. Оно подразумевает самоуважение, честь, совесть, уважение к другим, честную игру и долг. Обычно, взывая к чувству собственного достоинства, можно заставить грека подняться над обстоятельствами»3. 2. В психологическом исследовании сравнивалось восприятие одних и тех же рисунков, изображение которых можно было понять по-разному, мужчинами и женщинами. Посмотрите на эти-рисунки и прочтите ответы. Решите, какие ответы дали мужчины, а какие — женщины. Почему вы так думаете? Какие характеристики больших групп проявились в этих ответах? Мишень, тарелка Сороконожка, зубы, Чашка, голова. щетка, расческа Кадзи С. и др. Эти странные японцы. — М., 2000. — С. 17. 2 Зайдениц III., Баркоу Б. Эти странные немцы. —М., 1999. — 3 С. 17—21. ФиадаА. Эти странные греки. — М., 2000. — С. 15—17. 9* |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы