Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Свобода воли и свобода выбора внутренних моральных постулатов



Учение Нила Сорского рассматривает данную свободу как более ценное, чем какое-либо религиозное убеждение. Не только государство, но и церковь не может преследовать человека за убеждения. Принципиальная позиция Нила Сорского – в России никогда преследование за веру не принимало такого характера, как в католических странах.

Именно Нил Сорский и его учителя отстаивали идею свободы. Хотя казни еретиков имели место, но они были связаны абсолютно с другим. Признаются только меры церковного воздействия за вероотступничество.

________________

В истории русской политической мысли наиболее значительный интерес представляют политические и правовые взгляды Максима Грека (ум. 1556).

Максим Грек – приверженец нестяжательства, он был приглашен Василием III для исправления богослужебных книг и перевода их с греческого на русский.

Поначалу к числу «нестяжателей» относился и яркий публицист, ученый-богослов Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок.1475-1555). Он был одним из просвещенных монахов Афонского монастыря и прибыл в Россию из Греции с благородной целью – для исправления священных книг. В России он втянулся в богословские споры и примкнул к «нестяжателям».

 

В своих сочинениях Максим Грек пытался подытожить выступление «нестяжателей» с их социально-политическими идеалами, защитой боярства, вотчинного землевладения и государственного строя, в котором власть царей ограничивалась боярством. А его некоторые выступления имели спорный характер, отражая вражду родовитого боярства к тем прогрессивным переменам, которые происходили в Русском государстве.

 

Встреча Максима Грека в 1522 г. в Москве с великим белорусским просветителем, ученым и издателем священных книг Франциском Скориной (до 1490 – не позднее 1551) во многом изменило его взгляды. Ф. Скорина, издав за рубежом многие книги Библии, убедил Максима Грека отойти от старой политики «нестяжателей» и поддержать идею единения русского государства во имя светлого будущего всех славян. Максим Грек согласился с Ф. Скориной. А после отъезда Ф. Скорины в Вильно (где жил белорусский просветитель) он начал поддерживать сторонников организации твердой централизованной власти в России и занялся, прочитав все изданные белорусским просветителем труды, исправлением священных книг. Но при этом допустил многочисленные ошибки в московских богослужебных изданиях, за что был подвергнут резкой критике церковников. А когда он, узнав о сожжении недоброжелателями книг, выпущенных Ф. Скориной, стал поносить пришедшего на митрополию ортодокса Даниила, за что его в 1525 г. и осудили в Москве.

 

Однако, несмотря на это, Максим Грек, не отошел от своих новых убеждений и держал связь с Ф. Скориной. Белорусский же просветитель, плодотворно работая за пределами России, постоянно справлялся о судьбе Максима Грека и проповедовал идею единства славян и считал крепкое Российское государство действенным рычагом их объединения. В своих политических взглядах он занял самостоятельную позицию, опираясь на традиции русской политической мысли, умело применяя свои знания и опыт, он разработал ряд вопросов политической теории, затронув большой круг политико-правовых тем. Большое внимание Максим Грек уделял законности действий верховной власти, устройству правосудия в стране, характеристике общей внешнеполитической ориентации.

Государство

К законным способам происхождения власти Максим Грек относил не только наследственное занятие престола, но и выборное Всенародное избрание правителя он считает законным получением престола.

Цель или главную задачу государства Максим усматривает в «укреплении и утверждении подвластных людей», что является гарантом обеспечения мирной и спокойной жизни и стабильности внутреннего порядка.

Предпочтительной формой власти, по Греку, является такая организация, по которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских»[4]. О необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, Максим Грек говорит много и часто. Максим Грек выделяет необходимость формы власти в виде сословно-представительной монархии. Власть осуществляет царь вместе со Всесословным Советом – выборным органом, ежегодно заседающим с участием простейших людей. Такой Совет обеспечивает единомыслие всей Земли Русской.

Его классовая позиция скорее выражалась в утверждении необходимости координации деятельности главных социально-политических сил в стране, и в этом отношении она совпадала с политическим курсом правительства.

Грек последовательно развивает мысль об ограничении верховной власти не только советом, но и законом, а также суммой нравственных критериев, которым должен соответствовать наделенный высшими властными полномочиями государства.

Тема законной власти рассмотрена в его произведениях всесторонне и последовательно. Царь обязан «устрояти веши подручников правдою…», во всем следуя Божественным заповедям и законам.

Суд в государстве должен вершиться на основании государственных законов. Страну необходимо отчистить от «всякого неправдования, разбойничества же и кровополития, неправеднейших клеветник» на основании « правды» и правосудия.

Судопроизводство

К теме законной реализации власти очень тесно примыкает у Максима Грека и тема организации судопроизводства. О суде, правосудии, пороках судебного ведомства, произвольной шкале системы наказаний говорили и писали многие мыслители ХV-ХVI вв. Критикует Грек практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подкидывании улик преступления невинным людям в целях получения откупа. Рассматривая систему судебных доказательств, он возражает против средневековых форм судебного поединка как несправедливого способа разрешения дела, отдавая предпочтение свидетельским доказательствам (показаниям) и клятве как видам судебных доказательств.

Применение закона связано у Максима Грека с оказанием милости. Правосудие предполагает рассмотрение дела на основании и с оказанием милости ко всем сторонам – участникам тяжбы.

Таким образом, ограничение власти законом предусматривает, по мысли Грека, установление справедливого правосудия и ликвидацию внесудебного вида произвола как со стороны самого царя, так и его чиновников.

Глава государства

Царь также не может действовать беззаконно. Он не имеет никаких реальных прав присваивать себе чужую частную собственность, т.е. совершать «хищение чужих имений». Здесь речь идет о законности реализации высших властных полномочий.

Власть царя имеет пределы, и один из них – охраняемое законом право частной собственности. Существенным моментом в ограничении власти царя являются нравственные критерии, определяющие его моральный облик.

Как бы подводя итог своим представлениям о реализации власти в позднем произведении – «Послании к царю Ивану Васильевичу» – Максим Грек перечисляет обязанности царя: царь должен устраивать жизнь своих подчиненных «всякой правдою, благостью и царским разумом», уважать своих и награждать своих чиновников, награждать воинство, слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать «сирых и обидимых». Царь обязан быть устроителем своей земли и поборником правды, а истинный самодержец должен устраивать жизнь своих подданных на основании хороших законов.

Сущность верховной власти рассматривается Максимом традиционно – как реализация Божественной воли.

Война и мир

Прогрессивную и традиционную для русской мысли позицию занял Максим Грек в вопросах, касающихся войны и мира. Мир он считал наилучшим состоянием, допуская необходимость войны лишь «ради крепчайшей нужды». Никто не должен подстрекать правителя на ведение войны. О воинах необходимо проявлять заботу, награждать их, особенно пострадавших в бою, и воспитывать их в уважении к селянам.

_____________________

Стяжательская позиция была сформулирована основателем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким (1439/40 – 1515 гг.).

Одним из ранних теоретиков сильной государственной власти явился основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439/40-1515), известный мыслитель и церковный деятель конца XV и начала XVI вв. По теории царской власти, созданной Иосифом Волоцким, власть дана царю от Бога. Бог избрал царей как наместников своих на земле. В соответствии с учением о божественном происхождении царской власти он считал власть царя по отношению к его подданным ничем не ограниченной. «Царь убо естеством подобен есть всем человеком, властью же подобен есть вышнему богу», - поучает он в своих сочинениях. Проповедь ничем не ограниченной «в миру» и божественной по своему происхождению царской власти сочеталась у Иосифа Волоцкого с назидательными поучениями царям по поводу их «пастырских» обязанностей к подданным и к церкви.

 

Под пастырскими обязанностями царя Иосиф Волоцкий подразумевает безусловное запрещение им какой-либо критики мирских отношений и беспощадное гонение еретиков. По его мнению, царская власть должна оказать самую деятельную поддержку церкви в накоплении церковных богатств, в строительстве монастырей, а также охранять и поддерживать ту тяжелую жизнь, которая осуществлялась церковью по отношению к зависимым от нее людям и к монастырским крепостным крестьянам. Иосиф Волоцкий требует отказа царской власти от посягательств на церковную собственность. Он говорит, что царь, который простирает руку на церковные земли, «не божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучитель».

 

Взгляды Иосифа Волоцкого должны были содействовать скреплению союза светской власти с духовной. Поддержка церкви в борьбе московских государей за централизованное государство заставляла русских царей на некоторое время воздержаться от захвата церковного имущества, возможность которой так пугала иерархов русской церкви в XVI в. Теория Иосифа Волоцкого о божественном происхождении царской власти обосновывала подчинение удельных князей власти московского государя как «помазанника божия» и сыграла свою роль в собирании русской земли и создании централизованной власти. Вместе с тем она содержала реакционные положения, так как мыслитель отстаивал необходимость сохранения приоритета духовной власти над светской.

 

После церковного собора 1504 г., на котором между иосифлянами и царской властью был установлен тесный союз, Иосиф Волоцкий стал призывать к безоговорочному послушанию царской власти и отказался в своем учении от целого ряда высказываний реакционного характера.

Учение о власти

Центральной в политической теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он придерживался традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отделять представление о власти как о Божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом ­– главой государства. Властитель выполняет Божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ, «ибо за государьское прегрешение Бог всю землю казнит».

Поэтому в целях личной безопасности не всегда следует повиноваться царю или князю. Власть неоспорима только в том случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче употребления власти – обеспечению наибольшего количества благ наибольшему числу подданных. Таким образом, Иосиф впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать, критиковать личность и действия венценосной персоны. Развитие критических положений логически приводило к мысли и об осуждении того или иного правителя как злого царя-мучителя, которому можно не только не подчиниться, но и оказать сопротивление. Эти положения Иосиф выдвигал как программные, когда вел борьбу с великокняжеской властью, отстаивая имущественные права церковной организации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь