Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взаимоотношение духовной и светской власти



В то же время он обосновал и теорию о превосходстве духовной власти над светской. В принципе, он утверждал известное положение о симфонии – союзе властей, в котором светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее врагов-еретиков и не покушаться на церковные владения, а церковь, в свою очередь, обязана поддерживать силой своего авторитета правомерную княжескую власть, но в этом союзе главенствующая роль отводится церкви.

По всей строгости закона силами и средствами государства он требует наказания за действия аморальные (с точки зрения религии), особенно выделяя при этом группу антицерковных деяний.

По его мнению, светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее врагов и не покушаться на церковное имущество. Церковь обязана поддерживать правомерную княжескую власть.

Статус церкви в государстве:

Владеть землями, крестьянами, имуществом в целях подачи милостыни, содержание братства, строительство храмов и т.д.

Разграничения сфер деятельности властей отсутствует. Иосиф предполагает использование юридической силы государства в церковных делах.

Право

Теоретическим обоснованием взглядов Иосифа служит его классификация законов, Интересно, что в ней отсутствует так распространенное в западной политической культуре различие между законом Божественным и законом государственным (положительным).

Теория совмещения властей находит у него здесь весьма интересную и оригинальную реализацию. Божественная воля является не только источником власти, но и источником всякого законодательства. Иосиф практически не разделяет мораль и право, политику и идеологию.

Законы – правила, исходящие от светской власти, но регулирующие божественные истины. Таким образом, закон – не предпосылка в достижении идеала религиозного служения, а средство, при помощи которого этот идеал достигается.

Отношение к власти на разных этапах жизни

Верховная власть объединяет три основных элемента:

1. Вопрос о происхождении власти – она наследственная, но с обязательным высоким нравственным идеалом и статусом правителя.

2. Сущность власти – божественная.

3. Употребление власти – законное, требующее соблюдения заповедей и законов.

На первом этапе своей деятельности Иосиф выступал противником великокняжеской власти. Поскольку он против секуляризации земель и говорит о превосходстве духовной власти над светской, поскольку сама власть имеет божественное начало и человек является носителем этой власти. «Царь властвует над телом подвластного, а нетленная душа недоступна царским велениям». Власть незыблема, если заботиться о подданных и соблюдать божьи заповеди.

Второй этап связан с тем, что царь Иван III согласился на компромисс с духовенством. После Собора (1503 – 1504 гг.) и усиления стяжательской позиции, поэтому Иосиф ставит другие цели. Первая из них – доказать величие самодержца и необходимость безоговорочного подчинения его власти. Иосиф подчеркивает божественность самодержца и подчинение ему угодно Богу.

Таким образом, на втором этапе, царь является персонификацией божественного миропорядка и осуществляет божественный промысел. Единственные пределы власти – соблюдение божественных заповедей и божественных законов. По мнению Иосифа, царь – глава церкви и глава государства.

___________________

Теория Москва – третий Рим монаха Филофея

В середине ХVI в. политическими писателями были в основном ученики и последователи Иосифа Волоцкого. Автор теории, вошедшей в историю политической мысли «Москва – третий Рим» ­монах Филофей также был иосифлянином (т.е. стяжателем) по своей ориентации.

В своих произведениях он выступал как сторонник промосковской ориентации, поскольку видел в объединении страны залог дальнейшего укрепления ее независимости. Свою политическую теорию Филофей сформулировал в «Послании псковскому наместнику Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и Великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу».

Краткое изложение теории. Его политическая теория проникнута библейскими мотивами богоизбранности народов и преемственности царства. В кратком виде эта теория сводится к следующему: все происходящее в мире определяется и совершается по воле божьей: божьей волей возводятся на престол цари, воздвигаются, возвеличиваются и разрушаются царства. Филофей утверждает, что судьбы всего человечества определяются «божественным промыслом» и что вся история человечества есть история трех мировых царств. Когда погибнет третье царство, наступит конец мира. Два царства из этих трех уже прошли эпоху процветания, а затем разрушились и пали. Пал ветхий Рим, пал новый Рим – Константинополь, пал именно потому, что изменил православию. С падением второго Рима единственным покровителем православной веры остался русский царь в Москве. Москва, по Филофею, есть богоспасаемый град. Москва – последнее мировое царство, третий Рим.

 

В заключение своего послания к великому князю Московскому Василию старец Филофей возвращается к основной идее своего послания и выражает ее в законченной и определенной форме: «... Глаголю... внемли благочестивый царю яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти, уже твое христианское царство инем не останется…».

По концепции Филофея, центром православия может стать лишь политически суверенное государство, пользующееся всеобщим уважением и обладающее достаточной силой, чтобы защитить святыни и оказать помощь их почитателям.

Анализ современных мыслителю событий, определявших судьбу его родины в остро политических ситуациях конца ХV – начала ХVI вв., приводит автора к мысли, что именно сейчас наступил тот момент, когда на Россию обратилось высшее Провидение с целью определения ее дельнейшей судьбы. Эта судьба не может представляться религиозному мыслителю отдельно от судьбы православия, ибо только верное ему государство может стать объектом промысла Божьего и в данный момент есть все доказательства, что таким царствием является Россия.

 

Политическая теория «Москва – третий Рим», облеченная в духовную, мистическую форму, поднимала авторитет Москвы и великих московских князей и тем самым играла большую роль в объединении русских земель. Однако проповедь «вселенской монархии», вытекавшая из этой теории, была отвергнута московскими князьями, не претендовавшими на мировое господство. Во время княжения Ивана III, в период наиболее резкого обострения борьбы за освобождение Руси от монгольского ига, когда Москва вступила в борьбу с ханом Большой орды Ахматом, в верхах феодального общества было много разногласий.

 

Боярская группировка и удельные князья, включая отъехавших в 1479 г. в Литву братьев Ивана III – Андрея и Бориса, стояли за примирение с ханом и старались предупредить вооруженное столкновение. Недовольные возвышением Москвы, удельные князья и бояре боялись, что военный успех и ликвидация всякой зависимости от хана укрепит власть московского князя и окончательно подорвет возможность сохранения старых боярских привилегий.

 

Великий князь Московский и государь «всея Руси» Иван III опирался в своей политике полного уничтожения остатков монгольского ига на силы преданных ему, патриотически настроенных служилых людей, выражавших заветные стремления всего русского народа, жаждавшего полной независимости для Русской земли. Когда хан Ахмат, считавший себя преемником золотоордынских ханов, потребовал покорности, Иван III отверг его ультиматум. Русское войско выступило против татар (1480). Русские и татары встретились на берегах реки Угры, но не вступили в бой. «Стояние на Угре» затянулось до зимы.

Власть

Наиболее подробно разработан у Филофея вопрос о роли и значении единой для всей русской земли верховной власти. Прежде всего Филофей отмечает законность происхождения великокняжеской власти. Но основное внимание Филофей сосредоточивает на выяснении сущности верховной власти, персона носителя которой явно сакрализуется.

Филофей выделяет три элемента власти:

1. Наследственное ее происхождение, обращая внимание на высокий нравственный статус правителя.

2. Сущность власти – божественная.

3. Употребление власти – законное.

Образ царя

Многократно обращается Филофей и к традиционному для русской политической мысли описанию образа царя. Царь строг со всеми, кто отступает от правды, поскольку он «слуга есть божий в наказаниесогрешающим, а поставлен от Бога на всех творящих обиду и содевающих неправду».

Но он заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных. Высокое представление о царской власти подтверждается требованием безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Кроме этого в обязанности царя вменяется забота о церквях и монастырях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь