Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Д. Фортеа. Андалузия. Каприччио.



«Андалузия» испанского композитора Д. Фортеа (1878-1953) – это произведение сложной формы, написанное для гитары. Форма сочинения состоит из двух больших разделов и завершения. Смена разделов связана с изменением мензуры в 99-ом такте. Размер первого раздела 3/4 - 3/8, второго - 2/4.:

A B A¹

c d e d¹ f d² f¹ d³ e¹

9 9 15 10 10 9 17

98 т. 81 т. 23 т.

 

В схеме присутствует репризность, однако общие пропорции обрисовывают другой характер формы, гораздо более свободный, чем сложная трёхчастность. Форма как бы делится на две части, причём обширный первый раздел уравновешивается двумя другими.

Для стиля фламенко характерно сочетание песенных тем с инструментальными проигрышами, интерлюдиями и постлюдиями, этот принцип построения музыкального материала и осуществляется композитором. Кроме того, в музыкальном языке произведения воспроизводятся многие характерные для стиля фламенко выразительные средства, в частности «лад ми», имеющий характерный фригийский оттенок, ладовая переменность, наиболее употребляемые аккорды, «андалусийская» каденция, характерные ритмические формулы и т.д.

Развёрнутая первая часть имеет сложное строение. Начальный прелюдийный раздел (1-15 такты) имеет дробное строение – 2+2+4+4+3. Этот материалзатем постоянно возвращается, видоизменяясь и варьируясь, его можно условно назвать «рефреном». В основе начального материала лежит фригийский тетрахорд с малой секундой g-fis, опорным тоном которого является звук fis. Он идет в нисходящем движении h-a-g-fis и называется «андалусийской каденцией» (такты 7-9, 11-13). Соединения аккордов свободные. Мерцание III ступени (a-ais) – признак ладовой особенности, характерной для стиля фламенко. Далее следуют четырёхтактовая связка, основанная на орнаментальной фигуре, и возвращение начального материала в варьированном виде (6 тактов). Гармоническое изменение в начальной теме связано с тем, что появляется нонаккорд C-dur, который здесь не получает разрешения, но запоминается благодаря необычности его звучания в этих ладовых условиях. Разрешение этого аккорда наступит на расстоянии, в конце второй части, что создаёт своеобразную гармоническую арку, скрепляющую свободную форму.

С 25-го такта вступает тема «кантаора», которая перемежается «фальсетос». Структура этого раздела отличается свободой, импровизационным складом. Проигрыши основываются на начальном материале и получают активное фактурное и интонационное развитие. Появляется новый материал: одноголосие, его удвоение в октаву, штрих (pizzicato втактах 44-51), различные регистры (верхний, средний), новые обороты. Высказывания певца становятся всё более эмоциональными, как и инструментальное сопровождение, в котором и достигается кульминация в последних тактах первой части. Быстрая гармоническая фигурация в сочетании с нарастанием динамики создают большое напряжение. Но вместо разрешения доминантсептаккорда к си минору появляется нота ми (флажолет). На ней заканчивается первая часть произведения.

Со сменой размера (2/4) происходит смена тематизма, а также смена устоев, так как опора переходит на h. Первые 9 тактов (раздел с ) выполняют функцию вступления, материал которого встретится в конце произведения. Далее сопоставляются два вида материала, благодаря чему воспроизводится характерное для фламенко чередование инструментальных проигрышей и пения. В отличие от первой вторая часть имеет составное строение с чётко оформленными цезурами. В разделе d происходит фигурационное обыгрывание доминантовой и субдоминантовой гармонии. Этот раздел имеет фактурные варианты и постоянно возвращается. Он получает значение устойчивой структурной единицы. Особенностью музыкального языка здесь является использование танцевального ритма (восьмая - две шестнадцатые), который напоминает звучание кастаньет. За инструментальным проигрышем вступает тема, проходящая в басу, с характерным пунктирным ритмом и андалусийским ходом (e-d-c-h) в конце предложения (раздел e ). Песенная тема проводится дважды, оказываясь в обрамлении инструментальных проигрышей. Центром второй части являются свободные каденции, напоминающие колоратуры вокалистов (разделы f и ). При свободе изложения и отсутствии тактовых черт в мелодии ощущается кадансирование, что позволяет говорить о её структурном членении. Два вступления свободной вокальной мелодии отличаются лишь в тонких деталях и разделены инструментальным проигрышем. Возвращение темы с пунктирным ритмом образует репризу в рондообразной структуре второй части каприччио. Вторая часть заканчивается остановкой на C-dur – здесь происходит разрешение нонаккорда, который был введён в тактах 21-23 и остался на слуху. Интересной особенностью второй части является то, что две выписанные каденции органично входят в структуру разделов.

Завершение А2 суммирует музыкальный материал двух крупных частей. Возвращается устой на fis, причём аккорд на таком басу переосмысливается гармонически как доминанта h-moll. Эта тональность, в свою очередь, имеет фригийский оттенок – вторую низкую ступень до.

Таким образом, это романтическая композиция сложной формы, на что указывает название – каприччио. Основными являются принципы контраста и сопоставления. Чередование мелодического и гармонического начал, прослоение в виде фальсетас, прелюдий, интерлюдий, постлюдий, связь с импровизационным характером и варьирование, присутствие ладовых особенностей (тетрахордов) – признак стиля фламенко. В целом в форме две большие части и небольшой синтезирующий раздел, который выполняет функцию завершения, и в котором используется материал из обеих частей, чем замыкается форма и создается репризность. Наибольшую протяжённость имеет первая часть. Завершённость форме придаёт возврат к начальному материалу. Соотношение частей построено на дисбалансе, что требует дополнительного раздела, в котором происходит уравновешивание пропорций формы. Подобное «кольцевание» (повторение элементов формы) присутствует и в музыкальном материале: нонаккорд C-dur в тактах 20-23 первого раздела разрешается в конце второго раздела; мелодия каденции первоначально фрагментарно появляется в связке тактов 64-66; связка из второй части (такты 99-107) появляется в завершении; первые 13, 5 тактов повторяются в последнем разделе. Характер произведения близок к народному музицированию. Модальный оттенок связан с влиянием народной музыки. Гармонизация отличается свободой в трактовке голосоведения, введением необычных созвучий, что создаёт особую красочность звучания. Одной из важных особенностей произведения является принцип импровизационной игры. Возникает периодичность в сопоставлении разделов по типу песен, происходит чередование мелодического материала с проигрышами, которые называются фальсетас или пасеос (прелюдиями, интерлюдиями, постлюдиями), что генетически связано с традициями исполнения канте фламенко. Произведение имеет две кульминационные точки: в первом разделе – такты 93-97, во втором – свободная каденция. В свободной форме каприччио сочетаются принципы контрастного сопоставления, репризности, вариационности, импровизационности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь