Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
М. Глинка. Вариации на тему В.А. Моцарта
«Вариации на тему В.А. Моцарта» М. Глинки известны в двух редакциях. Распространённой практикой стало соединять вариации из обеих редакций (для арфы и фортепиано) в одном цикле. Структура имеет вид, обычный для строгих вариаций: А + А¹ + А² + А³ + А + А + coda 16 16 16 16 16 16 9 Глинка обратился к теме волшебных колокольчиков из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Тема написана в простой двухчастной репризной форме по схеме: a + a b + a¹ Начальный период замкнут и состоит из двух одинаковых четырёхтактов. Во второй части формы первый четырёхтакт даёт производный контраст к начальному и строится в секвенционном движении, а репризный четырёхтакт усложнён хроматическими подголосками. Структура темы и тональность Es-dur не изменяются на протяжении всей формы. Однако в подходах к варьированию Глинка более склонен не к орнаментальному типу, а к подчёркиванию характерности в изменениях материала темы. В первой вариации вместо арпеджированных аккордов в высоком регистре фортепиано, передающих волшебный звон, появляются струящиеся гармонические фигурации и декламационные мелодические обороты. Музыка как бы воспроизводит оперную сцену. Вторая вариация напоминает нежный оперный «дуэт согласия», в котором мягкие имитации переходят в совместное движение голосов в секстах и терциях. Третья и четвёртая вариации были написаны для исполнения на арфе, поэтому и фактура в них имеет определённую специфику. Здесь отсутствуют октавные удвоения басов, удвоения в мелодии. Третья вариация похожа на прелюдию с выровненной пульсацией. Её фактура отличается удивительной прозрачностью, воздушностью, что достигается не только тонкостью линий, но и использованием паузы в начале гармонической фигуры 16-х. Пятая вариация претворяет жанровые признаки ноктюрна: движение замедляется (вместо Moderato темы появляется Adagio cantabile), гармоническая фигурация в аккомпанементе имеет характерную конфигурацию волны, в мелодии появляется фигурационный орнамент. Именно здесь находится лирический центр вариаций. Финальная вариация своим безостановочным триольным движением прекрасно выполняет функцию завершения формы. Контуры темы хорошо узнаваемы, как и гармонические особенности её изложения. Пассажный «флёр», наброшенный на поющую мелодию, служит ей трепещущим украшением, создаёт радостное предчувствие чудес. Инерция пассажного движения столь велика, что требуется ещё один раздел для торможения. Этим объясняется наличие коды. Форма вариаций сочетает черты строгих, фактурных вариаций с вариациями характерными, так как в ряде вариаций возникают жанровый контраст и значительные преобразования образного содержания темы.
Приложение 3 Примерный анализ произведений малой формы
В. Моцарт. Менуэт К. 94
Ре мажорный менуэт К. 94 написан Моцартом в 14-летнем возрасте и отличается разработанной полифонией. Структура пьесы трёхчастна, тональность выдерживается на протяжении всей формы:
a b a¹ 8 8 8
Жанровые признаки менуэта ощущаются очень ясно: здесь и характерные кадансы, и интонации-«приседания», и трёхдольность, и шаг с опорой на сильную долю. Вместе с тем в музыке много остроумных, даже юмористических деталей. В этом сочинении ощущается стремление композитора создавать музыку из ограниченного числа элементов. Пунктированная затактная ритмическая фигура пронизывает всю фактуру пьесы за исключением кадансов. Первая и третья части начинаются с бесконечного канона. В средней части сопоставляются восходящие и нисходящие мелодические секвенции всё с той же остинатной ритмической фигурой, что подчёркивает симметрию менуэта. Поясним строение пьесы следующей схемой (по количеству тактов в разделах формы): Средняя часть, в отличие от двухголосных крайних, трёхголосна. «Правило» сочетания двух верхних голосов трижды меняется, поэтому средний голос приходится играть то правой, то левой рукой. В басу слышна как бы перекличка медных духовых инструментов, а заканчивается линия баса настоящим «валторновым» ходом. Поясним расслоение фактуры в тактах 15-18 ритмической схемой. Заметим при этом, что «быстрому» ходу в верхнем голосе на звуках ля – соль-диез отвечает «медленный» ход на тех же звуках в басу:
Простая трёхчастная форма менуэта достаточно типична. Её особенностями является ярко выраженная симметрия, что проявляется не только в репризности, но и в фактурном оформлении голосоведения. Кроме того, фактура усложнена полифоническими приёмами. Бесконечный канон применён в качестве «учёного» приёма, молодой композитор проявил мастерство и остроумие, соединив весёлый, юмористический характер музыки и точное следование правилам в единое целое.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы