Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые виды фигураций аккордов.



ПЕДАГОГИКА – 1. Наука о воспитании и обучении; 2. Воспитательные приёмы, воздействие.

ПЕРИОД – наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Он может быть построен из отдельных составных частей – предложений, которые отделены друг от друга каденциями (функциональная зависимость каденций скрепляет форму). Виды: из 2, 3, 4 предложений, не делящийся на предложения, особый период типа развёртывания. Периоды бывают квадратными и неквадратными (при расширении, сжатии, усечении, при наличии дополнения, вводного построения). Период может усложняться чертами других форм. Начиная с эпохи романтизма, период может быть формой самостоятельного произведения.

ПЕСНЯ – простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный тексты в единый песенный образ.

ПОЛИМЕТРИЯ – соединение двух или трех метров в одновременности, одна из распространенных форм организации полиритмии. Для полиметрии характерно несовпадение метрических акцентов в различных голосах. Особым видом является мотивная полиметрия. Она насчитывает 2-3 пласта, каждый из которых состоит из различных по протяжённости мотивов.

ПОЛИРИТМИЯ – сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков. В широком смысле – объединение в многоголосии любых, обычно не совпадающих друг с другом ритмических рисунков. Полиритмия в узком смысле – сочетание ритмических рисунков по вертикали, при котором в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица.

ПОЛИФОНИЯ – 1. Вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий; 2. Основанная на этом виде многоголосия область музыкального искусства.

ПОДГОЛОСОЧНЫЙ СКЛАД – неимитационный полифонический склад, в котором основная мелодия сопровождается дополнительными голосами (подголосками), нередко как бы варьирующими ведущий голос. Типичные образцы подголосочного склада дают русские многоголосные песни.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СКЛАД – многоголосная музыка, в которой все голоса, будучи объединены в стройное целое, имеют в то же время (каждый в отдельности) самостоятельное мелодическое значение.

ПОРТАМЭНТО (portamento, portando) – 1. В пении и при игре на духовых инструментах скользящий переход одного звука к другому; 2. В игре на фортепиано указание играть протяжно, но не связно; 3. Штрих у смычковых инструментов – звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении движения смычка и с цезурами.

ПРЕДЫКТ, или предъикт – 1. Раздел музыкальной формы, конденсирующий неустойчивость (преобладание D на сильных долях, в чётных тактах; органный пункт) и требующий разрешения в устойчивой части формы. Применяется в серединных частях, разработках, связках и связующих партиях, вступлениях; 2. Момент, предшествующий «икту» (удару) – переходу от одной ладовой функции к другой.

ПРЕЛЮДИЯ - вступительная пьеса перед основным изложением музыкального произведения. Встречается как самостоятельный жанр небольших музыкальных произведений.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ – 1. Процесс, во время которого нечто производится; 2. Результат этого процесса.

РЕФРЕН – в формах рондо повторяющийся раздел с основной темой. В музыкально-поэтических формах рефрен означал точно повторяемые стихи текста, сопровождавшиеся одинаковой музыкой. Подобный смысл рефрена как припева известен с древности и сохраняется сегодня.

 

РОМАНТИЗМ – это идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII-XIX веков. Возникновение романтизма, формировавшегося в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. Характерное для романтического метода острое столкновение образных антитез (реальное – идеальное, шутовское – возвышенное, комическое – трагическое и т.д.) опосредованно выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против возобладавших в ней практицизма и рационализма. Противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и пронизанной духом мещанства и филистерства повседневности породило в творчестве романтиков, с одной стороны, драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, скитальчества, с другой – идеализацию и поэтизацию далекого прошлого, народного быта, природы. По сравнению с классицизмом в романтизме акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщенное начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Это объясняет интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением и отвергнутому обществом герою. Внешний мир воспринимается романтиками остро субъективно и перевоссоздаётся воображением художника в причудливой, нередко фантастической форме (литературное творчество Э. Т. А. Гофмана, который впервые ввёл термин «романтизм» по отношению к музыке). В эпоху романтизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, так как в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоций жизни человека.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т.д.). Внимание к образной характерности, портретности, психологической детализации обусловило расцвет у романтиков жанра вокальной и фортепианной миниатюры (песня и романс, музыкальный момент, экспромт, песня без слов, ноктюрн и др.). Бесконечная изменчивость и контрастность жизненных впечатлений воплощается в вокальных и фортепианных циклах Шуберта, Шумана, Листа, Брамса и др. Психологическая и лирико-драматическая трактовка присуща в эпоху романтизма и крупным жанрам – симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургическому развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтическим сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др.

Музыкальный романтизм, являясь ведущим направлением в искусстве XIX века, на позднем своем этапе породил новые направления и течения в музыкальном искусстве – веризм, импрессионизм, экспрессионизм. Музыкальное искусство XX века во многом развивается под знаком отрицания идей романтизма, однако его традиции живут в рамках неоромантизма.

РОМАНС – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением преимущественно лирического характера.

РОНДО-СОНАТА – смешанная музыкальная форма, сочетающая признаки рондо и сонаты.

СВОБОДНЫЕ ФОРМЫ – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классико-романтической музыки либо объединяющие в себе черты различных форм. Типы свободных форм: основанные на существующем отклонении от устоявшихся композиционных схем; собственно свободные формы – имеющие оригинальный план. Свобода формы часто выражается в неожиданном комбинировании жанровых признаков или структурных элементов, в резких поворотах музыкальной мысли. Возросшее значение свободных форм в XIX веке определяется эстетикой романтизма. В целом для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части. В основе многообразных свободных форм XIX-XX веков, как правило, лежит замысел, индивидуализирующий форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу.

СЕРЕНАДА – 1. Вечерняя приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент струнных щипковых инструментов; 2. Сольная инструментальная пьеса, воспроизводящая характерные черты вокальной серенады; 3. В XVII-XVIII веках циклические произведения для инструментального ансамбля; 4. В XVII-XVIII веках произведение, написанное к торжественному случаю.

СЕРИЙНАЯ МУЗЫКА – вариант додекафонии; если сочинение музыки по методу додекафонии не предусматривает заранее ритм и динамику звуков «ряда», то серийная музыка заранее устанавливает для каждого звука определённые динамику и тембр, которые он сохраняет на протяжении всего сочинения.

СИМФОНИЯ – крупное оркестровое произведение, написанное в сонатной циклической форме.

СИНКОПА – перемещение тактового акцента с сильной на слабую долю.

СИНТЕЗ (соединение, сочетание, составление) - метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; синтез связан в процессе научного познания с анализом.

СОНАТНАЯ ФОРМА, форма сонатного аллегро – строение музыкального произведения, в основе которого лежат противопоставление и развитие двух тем.

СОНАТНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ – музыкальная форма многочастного произведения (в классическом варианте обычно три-четыре части), в котором хотя бы одна (обычно первая) часть сочинена в сонатной форме. I часть обычно быстрая (сонатное аллегро), II – медленная, III – танцевального характера либо скерцо, IV нередко сочиняется в форме рондо.

СТИЛЬ (от лат. stilus, stylus — палочка для письма; способ изложения, склад речи) – 1. Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-либо направления в творчестве; 2. Метод, совокупность приёмов какой-либо работы, деятельности, поведения; 3. Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики; 4. Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения; 5. Общность художественных приёмов, характерных для какого-либо литературного жанра, направления, школы, эпохи.

СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — понятие эстетики и искусствозна­ния, фиксирующее системность выразительных средств. О стиле музыкальном правомерно говорить также в связи с исполнительской интерпрета­цией, система выразительных средств которой зависит от стиля композиции, но в то же время обладает относительной самостоятельностью.

СЮИТА – циклическая музыкальная форма из нескольких частей, контрастирующих по темпу.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА – явление, известное уже более тысячи лет. Понятие «танцевальность» заключается в наделении жанров танцевальной музыки самостоятельным художественным значением, а также в привнесении эмоциональной выразительности танцевального движения и в нетанцевальную музыку. В XIX веке танцевальность развивается под знаком романтической поэтизации как в жанре миниатюры, так и в произведениях крупной формы. Интерес к локальному колориту вызвал широкое распространение танцев в каждой стране. В XX веке танцевальная музыка стала наиболее распространенным и популярным видом музыкального искусства. Специфические признаки танцевальной музыки: доминирующее положение метра; типовые ритмические формулы; определенность каденций; господство инструментальных жанров.

ТЕМА – основополагающий компонент музыкального произведения, который определяет его неповторимый облик и смысл. Тема в широком значении – средоточие характерного, того, что отличает данное произведение. В узком значении – более или менее развернутое и относительно завершенное построение, выражающее одну самостоятельную музыкальную мысль, индивидуальный облик которой выделяет ее среди других тем или нетематического материала. Традиционным носителем темы является одноголосная мелодия или мелодия со всеми голосами сопровождения. В последнем случае тематическую роль выполняют также ритм, тембр, фактура, гармония и т.д. Конкретное решение и функция темы в музыкальной форме исторически обусловлены. Как правило, тема полностью раскрывает один данный музыкальный образ. Однако в большинстве случаев тема – отправной пункт развития, объект преобразований, раскрывающих художественный образ более крупного плана. Существует также понятие «тематизм», которое обобщает весь тематический материал отдельного произведения.

ТЕТРАХОРД – мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме кварты. В гаммах I, II, III, IV ступени образуют первый, или нижний, тетрахорд, а V, VI, VII, VIII ступени образуют второй, или верхний, тетрахорд.

ТЕХНИКА - совокупность приёмов, направленных к достижению какой-либо цели, а в более узком смысле слова - совокупность приёмов, направленных на борьбу с силами природы и на видоизменение материи.

ТРИОЛЬ – ритмическая фигура из трёх нот вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.

УВЕРТЮРА – оркестровое вступление (иногда называется интродукцией) к крупному музыкальному либо драматическому произведению (к кантате, оратории, опере, оперетте, драме, балету, кинофильму) или самостоятельное произведение, написанное, как правило, в сонатной форме.

ФАКТУРА (лат. factura - обработка, изготовление, строение) – конкретное оформление музыкальной ткани, способ изложения выразительных средств музыки. Конечное звено в цепи соподчиненных понятий: склад музыкальный (принцип изложения) – ткань музыкальная (первичное, иногда схематизированное представление) – фактура (конечный результат). Фактура является чувственно воспринимаемым, непосредственно слышимым звуковым слоем музыки. Звуковая материальность музыки отражается на распространенных условных характеристиках фактуры – раскидистая, массивная, прозрачная и др. Обязательные компоненты фактуры – тембр, регистровое положение, голосоведение. Особенно богата фактура в музыке гомофонно-гармонического склада, усложнённого использованием педали, дублирующих, контрапунктирующих голосов. Она реализуется в фактурном рисунке, включающем различные виды фигурации и дублировки, а также их комбинации.

Основные виды фактуры: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая и др.

Каждое фактурное решение определяется музыкально-эстетическими нормами эпохи, исполнительским составом, жанром, индивидуальным композиторским стилем и замыслом данного сочинения. Общая тенденция в исторической эволюции фактуры – все большая её индивидуализация, насыщение тематическими элементами вплоть до достижения автономной тематической значимости (с соответственным увеличением роли фактуры в форме) в музыке XX века.

ФАНТАЗИЯ – свободная музыкальная форма, имеющая в различных стилях специфические особенности.

ФЕРМАТА – знак, указывающий на произвольное увеличение длительности звука или паузы, которое зависит от характера произведения, намерений и вкуса исполнителя.

ФИГУРАЦИЯ – фактурное явление, связанное с насыщением музыкальной ткани произведения мелодическими или ритмическими элементами, которые периодически повторяются или системно организуются, в частности, в соответствии с комбинаторной идеей .

Гармоническая фигурация – тот или иной тип движения по звукам, входящим в состав аккордов, при этом могут использоваться тоны, прилегающие к аккордовым звукам. Ритмическая фигурация – неоднократное повторение данного отдельного тона или комплекса тонов.

Мелодическая фигурация – это линейное или комбинированное движение по аккордовым и неаккордовым звукам в голосах. На практике существуют смешанные виды фигурации.

ФОРМА в музыке – 1. Звуковая реализация содержания с помощью системы элементов и их отношений; 2. Тип композиции; 3. Определенный план расположения частей.

ФУГА – имитационно-полифоническое произведение, основанное на последовательном вступлении всех голосов, излагающих одну и ту же тему.

ФУГАТО – фугообразно изложенный раздел другой формы (например, сонатного аллегро), близкий к экспозиции фуги.

ФУГЕТТА – маленькая, несложная фуга.

ХУДОЖЕСТВО – 1. То же, что и искусство (уст.); 2. Изобразительное искусство (уст.); 3. Озорная, глупая выходка (пер.).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – 1.см. Художество; 2. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства (художественная самодеятельность); 3. Изображающий действительность в образах (художественное произведение); 4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический, красивый (художественный вкус, художественные изделия); 5. Художественная часть концерта после собрания, лекции.

ЦЕЗУРА – момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.

ШКОЛА (лат. schola) – 1. Учебно-воспитательное учреждение. Содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование; 2. Система образования, выучка, приобретённый опыт; 3. Направление в науке, литературе, искусстве, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

ШТРИХ (нем. Strich, букв. – линия, черта) – приём звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение. Основные типы штрихов сложились на струнных (смычковых) инструментах и позднее были освоены на инструментах другого типа. Штрих основан на определенном характере движения смычка (или соответственно рук, пальцев, губ, языка) исполнителя – плавном, толчкообразном, отскакивающем и др., который порождает и особый характер звучания. Выбор штриха определяется содержанием интерпретируемого произведения, художественным замыслом исполнителя, фразировкой. Основные штрихи: legato, detaché, staccato, spiccato.

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthē tikó s — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII веке у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII — начала XIX века развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

ЭТЮД (от фр. é tude - учение, изучение) – инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано с расцветом в начале XIX века виртуозного исполнительства. Этюд становится художественно значительным произведением, трактованным либо как яркая концертная пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. – Л., 1971.

2. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

3. Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. - М., 1966.

4. Григорьев С. О мелодике Римского-Корсакова. – М., 1961.

5. Задерацкий В.В. Музыкальная форма.– М., 1995. - Вып. 1.

6. Мазель Л.А Строение музыкальных произведений. – М., 1986.

7. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. – М., 1967.

8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

9. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. – М., 1982.

10. Основы теоретического музыкознания / Под ред. М.И. Ройтерштейна. М., 2003

11. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. – М., 2001.

12. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию ХХ века. – М., 2004.

13. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1985.

14. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. – М.: музыка, 1977.

15. Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии. – М., 1984.

16. Урманцев Ю. Симметрия природы и природа симметрии. М., 1974.

17. Холопова В.Н. Фактура. – М., 1979.

18. Черная М.Р. Полифонические пьесы В.А. Моцарта. –Тверь, 1999.

19. Черная М.Р. Моцарт и жанры свободной полифонии XVIII века (к вопросу об интерпретации клавирного наследия композитора) / Проблемы изучения и исполнения полифонической музыки: Сб. науч. тр. – Тверь, 1997. – С. 144-163.

20. Черная М.Р., Кузнецова Е.А. Фламенко в профессиональной музыке Испании второй половины XIX – первой половины XX века. – Тверь, 2004.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………. 3

Понятия и общие принципы музыкальной формы.

Музыкальная интонация…………………………………………….... 5

Универсальная формула i-m-t………………………………………….8

Симметрия в музыке…………………………………………………..14

Принципы развития музыкального материала …………………….. 15

Музыкальные жанры…………………………………………………..17

Фактура ………………………………………………………………...19

Фигурация и дублировка …………………………………………….. 22

Малые гомофонные формы…………………………………………... 28

Период и периодические структуры………………………………… 28

Простая двухчастная форма………………………………………….. 33

Сложная двухчастная форма…………………………………………..36

Простая трёхчастная форма…………………………………………... 37

Трёх-пятичастная форма……………………………………………… 39

Сложная трёхчастная форма…………………………………………...40

Вариационные формы………………………………………………… 41

Рондо…………………………………………………………………….43

Сонатная форма………………………………………………………...46

Рондо-соната…………………………………………………………….51

Смешанные (свободные) формы…………………………………….. 52

Циклические формы……………………………………………………53

Вокальные формы………………………………………………………56

Полифонические формы……………………………………………….56

Заключение…………………………………………………………….. 59

Приложение 1. Содержание контрольной работы

по курсу «Анализа музыкальных произведений»..…………………...60

Минимальный перечень вопросов для выполнения

анализа произведений (план анализа)…………………………………60

Приложение 2. Примерный анализ произведений

крупной формы………………………………………………………….61

Приложение 3. Примерный анализ произведений

малой формы…………………………………………………………….79

Приложение 4. Словарь основных понятий…………………………...84

 

Мы рассмотрели Ваше предложение о переименовании проекта в «Музыкальную форму», но хотели бы сделать встречное предложение. Оно заключается в том, чтобы оставить нынешнее название и расширить содержание до «Анализа музыкальных произведений».Мы предлагаем:

1. Расширить тематику учебника, включив в него материалы, относящиеся не только к анализу собственно музыкальной формы, но и к анализу музыкальных произведений. В частности просим дополнить материал учебника следующими темами: анализ программной музыки, виды программности, жанры и формы программных произведений; анализ синтетических форм и жанров (в первую очередь вокальных: оратория, кантата, хоровые произведения), театральные жанры - опера и балет.

2. Просим согласно ФГОС ВО в предисловии написать компетенции в формате " знать, уметь, владеть" в целом по курсу.

3. В список рекомендованной литературы просим включить современные учебные издания и научные публикации, изданные в 2014-2016 гг. (в том числе в Юрайте).

4. Убедительно просим заменить приводимые нотные примеры (имеется в виду не их содержание, а качество рисунков). Просим воспользоваться любым свободным нотным архивом, например архивом Бориса Тараканова, в котором большая часть нотных записей представлена в приемлемом качестве (предпочтителен формат файлов с расширением pdf).

Анализ программной музыки

Пограничное положение программной музыки – между «чистой», раскрывающей свое содержание исключительно музыкальными средствами, и взаимодействующей, в данном случае – со словом. Особенность взаимодействия – последовательная рассредоточенность словесного текста и музыки. Различия в объеме программы – от кратчайшего названия до развернутого повествования и в ее типе – картинно-описательном или сюжетном. Разграничение обобщенно-сюжетного и последовательно-сюжетного типов композиции и соответственно модификации типовых форм или построение свободных. (При необходимости – повторение типологии свободных форм из курса основ теоретического музыкознания).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь