Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия (Ф.) и ее функции. Предмет и место в системе культуры.



Ф. имеет греч. происхождение-" филио" -люблю, " софия" -мудрость, т.е. любовь к мудрости. По смыслу более точно Ф. переводится как стремление к истине. Возникла в 1 тыс. до н.э. в странах Др. Востока. Своего высшего рассвета достигла в эпоху античности в Др. Греции и в Др. Риме. Сами философы по-разному отвечали на вопрос " Что такое Ф.? " Напр., Платон опр-л Ф. как " познание сущего" или вечного и непреходящего; Аристотель видел в Ф. исследование " в причинах и принципах вещей"; Гегель наз. Ф. " обдуманным рассмотрением предмета", тем самым он указывает на то, что Ф. не должна быть эмперическим исследованием факта и состоит в движении чистой мысли; Конт наз. Ф. " дисциплиной специализирующейся на изучении научных обобщений". Однако, не смотря на множество определиний, у всех философов содержание Ф. охватывает всю совокупность человеческого знания. Ф. рассматривается с теоретической т.з., выполняющей теоретическую задачу. Однако были и такие определения Ф., которые сводили ее задачу к практической, к вопросам о мотивах и целях человеческой деятельности, а не к вопросам возникновения познания и его условиях. Некоторые ученые теоретическую задачу дополняли практической. (Сократ) Наиболее влиятельные в истории Ф. системы стремились соеденить и теоретичесую и практическую стороны Ф. Ф. с теоретической т.з. – мир знаний, с практической – мир благ. Ф. изучает мир в целом и место человека в нем, отношение человека в этому миру. Ф. носит личностный характер. Функции Ф. Ф. это особый вид духовной деят-ти. Она ориентирована на решение опр-ых теоретич. и практич. задач и выполняте многообразные функции: Мировоззренческая-опр-ет возможность объеденить все знания в мире в целостную систему, рассмотреть его в единстве и многообразии. Методолгическая-состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология опр-ет направления научных исследовний, дает возможность ориентироваться в бесконечном множестве фактов и процессо, происходящих в мире. Гносеологическая обеспечивает приращение новых знаний о мире. Социально-коммуникативная. Она позволяет использовать Ф в идеалогичесокой, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности и об-ва в целом. Все функции Ф. взаимосвязаны. Приемущественное проявление к.-л. из них связано с ориентированностью об-ва на решение тех или иных задач. Различные философские направления реализуют эти функции различно в зависимости от своего содержания. При этом результат их реализации для об-ва м.б. как положительным, так и отрицательным. Современная Ф. расширяет свои основные функции, это связано с дальнейшей разработкой собственно философских проблем. Предмет Ф. – сущностное отношение человека к миру. Направления исследовний Ф. (с ранних этапов): отнология – знание о бытие, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления, этика и эстетика.

Специфика философского знания.

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1) исходный пункт и цель Ф. – человек, его место в мире и отношение к миру. 2) Ф. изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого. 3) основное средство познания-человеческий разум-Логос.4) эмпирическая база познания-вся совокупность частных наук и общественно-истоическая практика. 5) Ф. сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находят свою практич. реализацию полученное знание, и какова ценность этого знания для человека и человечества). Философское знание явл. мировоззренческим. Мировоззрение-это совокупность идей, взглядов, убеждений человека о мире и своем месте в этом мире. Основной вопрос Ф. есть вопрос об отношении духовного и материального, т.е. об отношении материи и сознания. Основной вопрос Ф. имеет две стороны: 1.Что первично-материя или сознание? 2.Познаваем ли мир? В зав-ти от того как мыслители отвечали на 1-ый вопрос выделялись два направления-материализм (материя) и идеализм (сознание). Существуют разновидности объективного (независимость от сознания, Платон, Гегель) и субъективного (связанно с сознание человека, Беркли, Юм) идеализма. Такое деление не означает, что между двумя направлениями в философии-материализмом и идеализмом-существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм-это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. Что касается познавамости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих филосовоф наз. агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (Юм), либо в силу объективной непозноваемости вещей как таковых (Кант). Можно выделить еще такое направление как скептицизм – сомнение в познаваемости мира. Т.о. основной вопрос Ф. не м.б. один для всех. Для Ф. характерен вечный поиск. Осн. проблемы и осн. вопросы меняются в зав-ти от эпохи, типа культуры, личностей, от природы самого философского знания.

Наука и философия.

Многолетний спор Ф. и науки о том, в чем больше нуждается общество-в Ф. или науке-и какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения, обилие возможных трактовок и интерпритаций этой проблемы. Проблема взаимоотношения Ф. и частных наук решалась по-разному, то Ф. трактовалась как " наука наук" или " мать всех наук" (Аристотель), то она объявляется " царицей" среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину (Гегель). Но совершенно очевидно, что Ф. не может стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Суть соотношения философии и науки. Спец. науки служат отдельным конкретным потребностям об-ва: технике, экономике, медицине, образовнию и др. Они изучают свой специфический срез действительности. Част. науки ограничиваются отдельными частями мира. Ф. интересует мир в целом. Част. науки обращены к явлениям и процессам реальности независимо ни от чел-ка, ни от чел-ва. Их не интересует ценностная шкала чел-их смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Фигура ученого, его мысли и темперамент не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, сист. элементов Менделеева, их действие реально и не зависит от мнения, настроений и личности ученого. Однако для современной науки важны ценностно-целевые аспекты. Мир в глазах философа-не статичный пласт реальности, а живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум д. опр-ть свое отношение к миру. Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, к-ые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной науч. деят-ти не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Ф. в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Наука занимает свое достойное место как сфера чел-ой деятельности, главной фукнцией к-ой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общ-ого сознания предполагающая получение нового знания. Цель науки всего была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Ф. основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на соц. бытие поср-ом формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. В современной философской лит-ре Ф. и наука рассматриваются в их взаимосвязи. Но конечно, Ф. не м. заменить част. спец. науки в решении их конкретных задач. Ф. отличается от науки и по предмету и по методу. Не используя эмперические методы познания Ф. решает свои проблемы с пом. теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систиему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук, т.е. Ф. выступает как методология для конкретных наук. Но Ф. не может не опираться на выводы и знания частных науа, подвергая их теоретическому анализу и обобщению. Интегрируя эти знания, она строит универсальную картину мира. Часто научные знания связывают Ф. с действительностью. Разработанные Ф. методы познания и категориальный аппарат используется и в спец. обл. знания. Ф. достаточно разветвленная система знаний. Ее основой явл. история Ф., онтология, гносеология, логика, эстетика, этика, соц. Ф. и др. Две крайности взаимоотношнеия Ф. и науки-сциентизм (" знание, наука" ) и антисциентизм (отрицает главенствующую роль науки).

Наука и философия науки.

Проблема начала науки.

Трудности ответа на вопрос «когда и где возникла Н.» вытекают из многозначности определения содержания понятия «Н.». Историки развития Н. предлагают разные ответы. Это зависит от того, какую историческую модель Н. они принимают, а так же от того, к какому течению в рамках ф.н. они принадлежат или явно следуют. Выделяют неск-ко точек зрения иногда прямо противоположных друг другу. Когда возникла Н.? 1) Н. отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности, тогда история Н. должна начинаться с каменного века, когда человек в процессе жизнедеятельности начинает знания и передавать другим. 2) Н. зарождается в Др. Греции в 5-6 вв. до н.э. В это время на фоне разложения мифологического мышления возникают новые программы исследования природы; появляется не только первые образцы исследования деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. С этой точки зрения Н. – есть знание (особого рода), знание с обоснованием. В Др. Египте, Вавилоне уже были накоплены значительные математические знания, но только греки начинают доказывать теоремы. Ранее знания были практическими, не обоснованными. Поэтому считается, что именно в Гр. полисах возникает Н. 3) Н. зарождается в период развития поздней средневековой культуры. Зап. Европы 12-15 вв. Это период, когда была переосознана роль опытных знаний. Связано было с деятельностью англ.ученых (Р. Гроссет, Р.Бэкон и др.) Эти оксфордские учёные призывают опираться не на авторитет придания или философские традиции, а на опыт. По мнению Р.Бэкона, математика является вратами и ключом к прочим Н. Характерной чертой этого периода является критика Аристотелизма. Т.о. эта точка зрения связывает развитие Н. с постепенным освобождением научного мышления от многих Аристотелевских воззрений. 4) (самая распространённая). Н. в современном смысле этого слова возникает в 16-17 вв. Эта эпоха связана с именами Галилея, Кеплера, Гюйгенса, Ньютона и др. Н. в таком понимании – это новейшее естествознание, которое умеет строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом и приводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение Н. отождествляется здесь с концепцией современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В 17в. происходит признание социального статуса Н., рождение Н. как особого социального института. В 1662 г. появляется Лондонское королевское общество, в 1666 г.–Парижская академия наук. Н. начинает оформлятся в социальный институт. 5) (сторонников ее очень мало). Н. возникает в конце первой трети 19 в. Этой точки зрения придерживаются те, кто существенным признаком Н. считает совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (когда стали готовиться профессионалы). После реформ Берлинского университета стали предлагать новый тип обучения (реформы проводились под руководством В.Гулмберта). Новация состояла в том, что происходит оформление Н. в особую профессию и поэтому рождение современной Н., связано с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к работе студентов, связано с проведением исследований имеющих важное прикладное значение. Важнейшим следствие новой модели образования стало появление на рынке таких товаров, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию. Именно с середины 19 в. на мировом рынке появляются такие изобретения как удобрения, ядохимикаты, взрывчатка, электротовары и т.д. Англия и Франция первоначально не приняли нем. модель образования. Это обернулось для них резким культурным отставанием. Этот процесс превращения Н. в профессию завершил ее становление как современной Н. Теперь научно-исследовательская деятельность становится важной сициокультурной традицией, закрепленной множеством норм. 6) (очень редко) Подлинная Н. еще не родилась.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь