Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Влияние науки на религиозное восприятие мира.
В христианстве считается, что хотя сотворенный мир не тождественен Богу, он несет отпечаток некоторых существенных черт. Творение в некотором известном смысле есть образец творца, следовательно, сотворенный мир несет на себе некоторые черты создателя. Следовательно, с развитием науки, когда меняются представления о мире, модифицируются модели его творца. Монархическая модель. Была характерна для эпохи средневековья, когда мир наделялся порядком, который был статичным. Фундаментальные, базисные формы лежащие в основе всего существующего считались строго фиксированным и неизменными. С этим согласилось субстанциональное рассмотрение всего сущего, составные части его рассматривались как раздельные, автономные, независимы друг от друга материальные субстанции. Иерархическая субстанция считалась та, в которой некая форма должна служить высшей. Мировоззрение было религиозно-теологическим, утверждалось, что бытие всякой " твари", выражает ее собственные цели и божественную цель. Модель Бога была монархической. Бог рассматривался как единоличный, всемогущий правитель, господствующий над универсумом. Все в мире предопределено согласно Богу, все целесообразно, находится в гармонии, которая задана Богом. Деистическая модель. Часто мировоззрение нового времени называют ньютоновским. Оно по ряду параметров отличается от предшествующего, но допускало изменения, только как перекомпоновку тех же неизменных компонентов. Мировоззрение носило механистический характер, следовательно, форма движения материи-механическая. Мех-ка признавала божественное начало (первопричина Бог). Фундаментальными реальностями считались не субстанции, а частицы. Мир трактовался уже не как субстанциональный, а как атомистический (связано с возродившимися традициями атомизма). Использовался не иерархический принцип при рассмотрении организации материи с редукционистской, поскольку предполагалось, что мировые события детерминируются механизмами нашего уровня. Редукционизм – сведение высшего к низшему (в частности к механической форме движения материи). С позиции науки нового времени мир трактовался не как теологический, а как детерминистический. Все события объяснялись детерминистическими не целями, а лишь принципами. (Не все целесообразно, каждое событие имеет причину.) Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности и взаимосвязи явлений. Раньше сводился только к причинно-следственной обусловленности (связи). Считалось, что есть причины. Одни и те же причины вызывают одни и те же следствия. Механические причины лежат в теле всего. Мир представлялся часами, где все детерминировано причинными связями. В новое время распространилось мнения, что природа это библия Бога, а структура мироздания детерминирует божественную механику и математику. Появилась новая модель Бога – деистическая, где Бог уподоблялся часовщику, налаживаемому и пускающему в движение хорошо подогнанный часовой природный механизм. Механическая картина мира стала рушится в кон. 19 в. – нач. 20 в. Наука все проникала в тайны Вселенной. Перед теологами встает необходимость обратить особое внимание на историю мироздания, которая содержалась в Библии. В христианстве начали активно развиваться новые представления о сущности. Делались попытки достижения науки привести в соответствие с догматами Библии. Все более и более теологи обосновывали свои утверждения, ссылаясь на данные науки. Особенно это относится к сторонникам позиции креационизма и научного креационизма. Они считали, что виды органической природы были сотворены раз и навсегда Богом и дошли до нее в первозданной форме. Никаких генетических связей между видами нет. Творение было завешено несколько тыс. лет назад и сейчас не изменяется. Наш универсум во всем его многообразии был запланирован Богом, всемогущим и всезнающим. При обосновании этих положений теологи апеллировали к антропному принципу, второму принципу термодинамики. Переоценивают время жизни Галактики и звезд, проводят подсчет вероятности случайного возникновения жизни, делают оценки степени вредности ситуации для организма. Такая позиция наз. фундаменталистской. Развитие научного познания приводит к тому, что в современном христианстве теологи все более утверждаются мысли, что библейское повествование о творении мира не отражает реального хода событий. Богословы считают, что библейские рассказы о творении мира рассматриваются только как свидетельство определенного этапа развития человеческого опыта, знания о мире, стиле мышления и речи людей того времени. Данные в библейском изложении происхождения мира ни по методам, ни по результатам не могут претендовать на научность. Появились новые модели Бога. В частности одна из таких моделей: Монарха – деистическая модель. Бог рассматривается как трансцендентный по отношению к миру. Абсолют, всемогущий заранее определенный универсум. В мире нет ничего непредвиденного, неопределенного. События, которые называются случайными являются такими необъективно, а субъективно в силу несовершенства человеческих познавательных способностей. Однако в 20 в. наука значительно отошла от ньютоновской концепции природы, что подчеркивается многими современными богословами. Эволюционная модель и квантовая мех-ка разрушили механистическое мировоззрение, появляется новое видение мира. Его основные характеристики: универсум возникает в результате большого взрыва и его возраст составляет 13-15 млрд. лет; природа вся исторична и даже ее базисные формы радикально изменяются. Именно так эволюционно возникали последовательно уровни организации: физическая материя – жизнь – психика – культура. Мир способен к самоорганизации, самоупорядочению. Сама природа в состоянии отобрать наилучшие варианты из спектра возможностей. Человеческое бытие является случайным в смысле его не присутствия во всех возможных актуальных мирах. Природа рассматривается как целостное и взаимосвязанное; основу составляют не субстанции и частицы, а отношения. Редукция как и раньше признаки плодотворной, но не как универсальный природный принцип, а только как способ анализа компонентов системы. Главное внимание уделяется целому, а не частям. Вместо механического детерминизма предлагается сложная комбинация законов и случаев. Вероятностные процессы хотя проходят на более низких уровнях, вполне совместимы с детерминированными процессами, которые характерны для более высоких уровней организации природы. Квантовая мех-ка и теория относительности разрушили представление о религиозном абсолюте. Это не означает, что абсолютность Бога отрицается, что Бог познается в том же отношении и что другой является природа. Бог дает миру случайный бесконечный потенциал для его развития. Именно случайный. Т.о. творение, оставаясь зависимым от Бога, обретает и относительную независимость. Поэтому Бога не следует рассматривать просто как основу всему сотворенному миру, " Бог не является ни архитектором, ни часовщиком, он плазма и процесс". Изменилось так же место человека в современной научной картине мира. Творение мира – процесс непрерывный, характеризуется множеством непредвиденных новшеств. Одно из таких новшеств – человек. Мировое развитие было не направлено специально на человека, однако это " во все не уменьшает достоинство человека". Т.о. представление об универсуме как об условленном, встречает серьезное возражение у многих теологов. Кроме того, некоторые богословы вообще трактуют возникновение универсума как результат простой случайности и считают возможным признать точку зрения о существовании многих миров. Тем самым утверждается идея антропоцентризма и утверждается особый статус Вселенной. Многие теологи рассматривают построение целостной картины мира как одну из важнейших задач не только науки, но и религии. Для решения этой задачи они считают необходимым объединение как религиозного, так и научного познания действительности. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы