Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия, ее предмет и роль в обществе



Основы философии

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия в системе знаний об обществе

Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социоло-

гические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания

в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не

существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отрас-

лями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различ-

ных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук». И в современных условиях обще-

ственные науки полезно изучать, обладая хотя бы самыми общими представлениями о

философии. Поэтому именно с этого раздела мы и начнем наше пособие.

Проблемы философии. Основной вопрос философии

Философия как система наиболее общих представлений о мире и о месте человека в

нем рассматривает множество различных проблем:

– онтологические (бытие мира, субстанциональные основания мира, его конечность

или бесконечность, пространственно-временныˆ е формы существования мира и т. д.);

– гносеологические (природа познавательного процесса, роль субъекта в познании,

истина как процесс, условия и критерии достижения истины, истина и вера и т. д.);

– методологические (уровни научного исследования, методы и формы эмпирического

исследования, методы и формы теоретического исследования и т. д.);

– аксиологические (специфика ценностного отношения человека к миру и себе подоб-

ным, проблема добра и зла, нравственные нормы и их основания и т. д.).

По мере развития философской мысли круг обсуждаемых проблем расширяется. Для

современной философии значимы экзистенциальные (от лат. exsistentia – существование)

проблемы, связанные с человеческим существованием.

Среди множества проблем философии принято выделять основной вопрос филосо-

фии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального

вопроса, а именно: вопроса о природе абсолютного. Какова природа абсолютного: объек-

тивна она или субъективна, неразумна или разумна?

Сторонники материалистического мировоззрения полагают, что абсолютное есть мате-

рия, лишенная разума, которая с точки зрения современного материализма способна в своем

развитии порождать сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т. п.), а затем и

разум (мышление, сознание). Идеалисты полагают, что абсолютное есть дух или сознание,

изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Таким образом, ясно, что

в своей наиболее простой форме основной вопрос философии есть вопрос об отношении

материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления.

Поскольку абсолютное в одном из исходных основных своих аспектов есть первичное,

то этот вопрос может принять следующий вид: Что первично, материя или сознание (разум),

Природа или дух, бытие или мышление?

Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного вопроса филосо-

фии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т. е. учение

о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого онтос – бытие

(или, точнее, истинное бытие, действительность) и логос – учение.

Идеализм и материализм существовали и существуют в своей определенной истори-

ческой форме. Принято различать объективный и субъективный идеализм.

Объективные идеалисты исходят из предположения, что первичным является безлич-

ное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический разум, которыми произво-

дится все многообразие вещей, явлений и процессов, включая и человека с его сознанием

(Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель). Субъектив-

ные идеалисты думают, что первичным является сознание, дух, разум отдельного человека,

а весь предметный мир, все процессы в природе и обществе производятся этим сознанием,

духом, разумом (Дж. Беркли, И.Г. Фихте, представители философских течений эмпириокри-

тицизма и экзистенциализма).

Среди исторических форм материализма различают стихийный материализм древних

греков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит), метафизический

и механистический материализм философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк,

Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. А. Гольбах), естественнонаучный материализм (материализм уче-

ных-естествоиспытателей) и диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Пле-

ханов, В.И. Ленин).

Решение основного вопроса философии по первой его стороне может быть монисти-

ческим или дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным только

одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм полагает суще-

ствование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматри-

ваются как нечто существующее независимо друг от друга.

Выяснив природу бытия, или окружающего нас мира, философ устанавливает возмож-

ность и, в случае признания такой возможности, границы его познания. В самом общем

виде этот вопрос формулируется так: познаваем ли мир? Это – вторая, или гносеологиче-

ская, сторона основного вопроса философии. Гносеология, т. е. учение о познании, – это

еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология»

производно от греческого гносис – знание и логос – учение.

В решении основного вопроса по второй его стороне оказываются возможными две

позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости мира положительно, т. е.

считают бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй

позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или

явлений в принципе непознаваемых, т. е. находящихся за пределами естественных способно-

стей мыслящего разума человека. Это философское учение называют агностицизмом. Слово

«агностицизм» произведено от древнегреческого а – не, отрицание, гносис – знание.

Исторически формулировка основного вопроса философии – явление гораздо более

позднее, чем то или иное определенное его решение. Формулировка основного вопроса

философии предполагает наличие достаточно развитых представлений о взаимоотношении

бытия и мышления, материи (природы) и сознания (духа). Поэтому философия в собствен-

ном смысле слова начинается не с самой формулировки отношения мышления и бытия

(сознания и материи), а с четкой фиксации их отношения как противоположности, противо-

положности первичного и вторичного.

Исторически первой формой фиксации противоположности сознания и материи

(мышления и бытия) является древнее религиозное представление об отношении души и

тела.

Сначала допускается или принимается само существование души как особой сущно-

сти живого тела. Затем устанавливается характер ее отношения к телу. А именно: утвержда-

ется способность души существовать самостоятельно и независимо от тела. Эти воззрения

обретают форму учения о бессмертии души, которая понимается как первичная по отноше-

нию к телесному, вторичному.

Об основном вопросе философии Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец

немецкой классической философии» (1886) писал так: «Вопрос об отношении мышления к

бытию является характерным прежде всего для новейшей философии».

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает философия в системе наук?

2. Какие типы мировоззрения вы знаете?

3. Перечислите разделы философского знания.

4. Как называется философское учение о бытии?

5. Что такое аксиология?

6. Каковы функции философии?

7. Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

8. Какой вопрос в философии принято называть основным?

9. Какие методы познания принято относить к числу философских?

10. Какие основные положения и идеи лежат в основе мировоззрения философов-мате-

риалистов, а какие – идеалистов?

11. Что означает понятие «Гносеологический оптимизм»?

История философии

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воз-

зрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и

дошедшие до нас в письменных источниках. Первыми письменными источниками прафи-

лософии Древней Индии являются «Веды» – сборники гимнов богам, песнопений, ритуа-

лов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что «Веды» составлялись в первой

половине I тысячелетия до н. э. Философские воззрения индусов образовали одну из веди-

ческих книг – «Упанишады». В тексте «Упанишад» содержится упоминание, что для сво-

его образования человек овладевает «…Ригведой, Яджурведой, Самаведой, Атхарваведой,

Итихасой, Пуранами, ведой вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством

предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священ-

ном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах». В VI–

V веках до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг

на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм,

санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.

Первыми письменными источниками прафилософии Древнего Китая являются «Книга

песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись весны и осени».

Они созданы на протяжении I тысячелетия до н. э. В них нашли отражения взгляды китай-

ских мыслителей на космос, человека, общество, божественные силы. В VII–III веках до

н. э. оформляются философские школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, натурфи-

лософская школа, школа имен и др.

Философские воззрения записывались и в других очагах древней культуры: в Египте,

в Древней Греции и Риме. На развитие европейской философской и научной традиции осо-

бенное влияние оказали философские идеи и построения древних греков и римлян, назван-

ные в совокупности античной философией.

Принято выделять пять исторически сложившихся типов философии:

Античная философия

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских фило-

софов с VII в. до н. э. по V в. н. э. Принято выделять следующие периоды в развитии антич-

ной философской мысли:

I-й этап – VII–V вв. до н. э. – время зарождения и формирования древнегреческой

философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы

изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Философия этого

времени получила название «досократической»;

II-й этап – V–IV вв. до н. э. – время зрелости и расцвета (классики) древнегреческой

философии («афинская школа», творчество Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. IV в. до н. э. – V в. н. э. – время заката античной философии, начина-

ющееся с эпохи эллинизма и завершающееся падением Римской империи (греко-римский

период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия

(Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

Для философии античности характерны:

1) органическая связь натурфилософии и космогонии с этико-политическими учени-

ями, отсутствие противопоставления человека и природы;

2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно

этому принципу;

3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4) отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникают

в разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;

5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку

Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеаль-

ного (линия Платона);

6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к

затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловлен-

ного физическими законами;

7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть

лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;

8) параллельное развитие науки и философии.

Натурфилософы первых веков развития древнегреческой философии искали перво-

основу космоса, пытались определить субстанциальные основы. Такими основами мысли-

лись природные стихии: вода, воздух, огонь, земля. Философская мысль в это время еще

своих категорий и терминов не выработала и поэтому подводила под философский принцип

(первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В

частности, Анаксимандр (VI в. до н. э.) началом мира считал апейрон, который «не знает

старости», «бессмертен и неуничтожим».

Уже к концу VI в. до н. э. философская мысль определила и возможности иного подхода

к пониманию первоосновы всего сущего. Ее необходимо искать не среди стихий, которые

чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого позна-

ющего мышления. Такова была точка зрения Пифагора, родившегося ок. 570 г. до н. э на

о. Самосе в Эгейском море. Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все

вещи подобны».

В классический период развития древнегреческой философии завершается процесс

становления основных направлений в философии, формирование линий Демокрита и Пла-

тона, материализма и идеализма. Платон (427–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, создал

целостную концепцию объективного идеализма. Суть ее в том, что существует вечный и

неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеаль-

ных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существова-

ние мира. Космос представляет собой живое существо, наделенное душой и умом. Матери-

альное бытие создается Творцом-демиургом подобно тому, как человек создает конкретную

вещь. Демиург является мировым разумом, который структурирует хаос, приводит вещи «из

беспорядка в порядок». Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит

душа, воплощающая жизнь и потому бессмертная.

Ученым-энциклопедистом своего времени, крупнейшим представителем атомистиче-

ского направления в философии, «стихийным материалистом» античности называют Демо-

крита (460–371 гг. до н. э.), уроженца города Абдеры – греческой колонии на Фракийском

побережье. Полагают, что от своего учителя Левкиппа он воспринял атомистическое уче-

ние, которое существенно развил. По мнению Демокрита, существует «бытие» и «небытие».

Небытие – пустота; бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы –

первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство

атомов – постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении

Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представля-

ется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демо-

крита получила развитие в философии Эпикура (342–270 гг. до н. э.).

Античные мыслители подошли к осмыслению диалектического и метафизического

методов философского мышления и познания. Древнегреческий философ Гераклит (544–

483 гг. до н. э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют сти-

хийным диалектиком, ему приписывают выражения: «Все течет и все изменяется», «Нельзя

войти в одну и ту же реку дважды…». Он ищет определенное соотношение противополож-

ностей, видя в этом соотношении условие гармонии. Такое соотношение становится ино-

гда ясным, но только лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше

явной», – отмечал философ. В мире идет борьба противоположностей. По мнению Гера-

клита, «вражда – обычный порядок вещей…все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы

Парменидом (вторая половина VI – сер. V в. до н. э.), современником Гераклита. Но

если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид склонялся к тому,

что в сущности все неизменно. При этом он исходил из того, что мышление и бытие

тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками

бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершен-

ность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение

и изменение, развивал Зенон (490–430 гг. до н. э.). В своих апориях (неразрешимых проти-

воречиях) «Стрела», «Ахилл и черепаха» он доказывает, что движение не истинно, это лишь

видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384–322 гг. до

н. э.), ученика Платона и его критика. Его воззрения можно рассматривать как дуалисти-

ческие, с явной тенденцией к объективному идеализму. Аристотель предпринял попытку

систематизировать античную философию, впервые став теоретиком истории философии,

создал оригинальное философское учение. Он предложил классификацию наук, поставив на

первое место философию и определив ее особое значение. Аристотель явился основателем

и некоторых других философских дисциплин, прежде всего логики.

В 336 г. до н. э. Аристотель открыл свою школу, несколько отойдя уже к этому вре-

мени от Платона и его учения. Известно изречение Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне

дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Школа располагалась

возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что

занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок), учеников стали

называть «перипатетиками» – «прогуливающимися». Позднее перипатетиками стали име-

новать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изло-

женное им в «Метафизике». Здесь, в «первой философии», развивая свои взгляды о бытии,

Аристотель критикует учение Платона о существовании идей-«эйдосов» как абсолютно

самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон,

представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, то есть являются сво-

его рода копиями вещей, но не наоборот. Вещи воспринимаются в ощущениях. Материя есть

всеобщая причина, поскольку без нее нет бытия. Форма же играет роль признака. Благодаря

ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, если есть ее

форма. Аристотель разрабатывал, таким образом, и вопросы соотношения материи и формы.

Эллинистическая философия (от самоназвания древних греков – эллины) – это греко-

римская философия в период от начала походов Александра Македонского в последней

трети IV в. до н. э. до конца эпохи Древнего мира в последней четверти V в. н. э.

 

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в гре-

ческой философии. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает.

Школа киников (циников). Основателем кинической школы был Антисфен. Диоген

из Синопа, его ученик, довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Киники

стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отра-

ботке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.

Положение не только бедственное, но и унизительное избиралось ими как наилучшее.

Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки

мнимостью.

Школа эпикурейцев. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпи-

кура и его последователей, отдававших предпочтение материальным радостям жизни. В уче-

нии о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.

Школа стоиков. В конце IV в. до н. э. в Греции сформировался стоицизм, который в

эллинистическом, а позднее и в римском обществе стал одним из самых распространенных

философских течений. Главными представителями стоической школы были Зенон и Хри-

сипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием фило-

софии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, обра-

зовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые

являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.

В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип

(материал), который считался ими основой, и духовный принцип – логос (бог), проникаю-

щий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи.

Стоическая этика отводила внимание от внешнего мира, от общества и обращала его к

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единствен-

ную опору. Поэтому стоицизм вновь ожил в период кризиса Римской республики и затем в

период начинающегося распада Римской империи.

Школа скептиков. В конце IV в. до н. э. формируется еще одно направление – ске-

птицизм. Основатель этого философского направления – Пиррон из Элиды. Своей вершины

скептицизм достиг в учениях Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста Эмпирика и др. Ске-

птицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а

отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили

внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агно-

стицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.

Очевидно, что в период эллинизма и в римский период философская мысль уже не

достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для пери-

ода расцвета и зрелости античной философии. Философские искания направлены на нрав-

ственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, а

выживание, приспособление к новым условиям бытия. В позднеримский период усилива-

ется тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, которым всегда гор-

дилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философ-

ской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие

вопросы, начали формироваться основные философские направления. Античная философия

стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Средневековая философия

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средне-

вековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий

ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало при-

ходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское насле-

дие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников

(в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично исполь-

зовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Средневековая

европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религи-

озным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для

философских размышлений становилось Священное Писание.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патри-

стика» (IV–VIII вв.) и «схоластика» (VI–XV вв.). Патристика (от лат. Pater – отец) – это

система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатываю-

щих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Кли-

мент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию.

Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. «Отцом»

схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период рас-

цвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фома Аквинский,

Сигер Брабантский.

Средневековую философию отличают следующие особенности:

1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог.

Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслу-

живать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).

2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип

креационизма (от лат. creatio – создание), согласно которому вселенная была сотворена

Богом.

3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат.

providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

4. Основным способом познания мира был признан мистический: познание через

божественное откровение.

Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин

(354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). Одной из основных проблем их учений была

проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал

теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посред-

ством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь

к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный путь).

Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, счи-

тал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами.

Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть

от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес Фома

Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви.

Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некото-

рые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил пять доказательств

существования Бога:

1) В мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник

движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог.

2) Бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит,

должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог.

3) Мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение

планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог

быть только Бог.

4) Мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем

предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог.

5) Мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источни-

ком целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели –

познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера – на теологию. Бог

открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным

– через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет

Фома Аквинский отдавал вере.

И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключитель-

ную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению Бог сотворил

человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Чело-

век, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конеч-

ной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек – образ и подобие Бога».

Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные

человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и

зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди – Адам и Ева – сде-

лали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне

несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с

божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том,

чтобы праведники трудились во спасение мира и человека. Средневековой философии, как

можно видеть, были присущи антропоцентризм и провиденциализм. Провиденциализм

связан с эсхатологией – учением о конце мира. История, согласно христианской догматике,

процесс, направляемый Богом к заранее определенной цели – царству Божию. Достижение

его – это конечная цель и смысл человеческого существования.

На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реа-

лизмом и номинализмом.

Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают

только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпи-

рическом мире, мире опыта и чувств. Средневековый реализм близок учению Платона об

идеях. Универсалии существуют раньше вещей, до них, представляя собой идеи в Боже-

ственном разуме. Только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность

вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Познание, таким

образом, возможно только с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номинализм – философский принцип, согласно которому общие понятия – это только

имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Они образуются нашим

умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических, то есть

постигаемых опытным путем вещей и явлений. Единичные вещи обладают собственным

бытием. Наиболее яркими представителями номинализма были Росцелин, Вильям Оккам,

Николай из Отрекура.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия составила особый период

в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разра-

ботку проблем соотношения разума и веры, познания, логики, этики. Средневековая филосо-

фия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению

нравственных устоев общества.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к Новому вре-

мени. В этот период (XV–XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном созна-

нии, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения. Николай

Коперник (1473–1543 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600) одними из первых отвергли хри-

стианский постулат, согласно которому Земля является центром мироздания. Были выдви-

нуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества

миров, о вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие

идеи существенно видоизменили средневековую христианскую доктрину. Произошел пере-

ход от теоцентризма к пантеизму. Пантеистическое мировоззрение сближало и во многом

отождествляло Бога и природу. Наступил новый этап борьбы материализма и идеализма в

философии. Суть пантеизма Возрождения – в осознании по-новому отношения Бог и при-

рода. Возрос философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософ-

ских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а

также принципы антропоцентризма и гуманизма.

Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Николай

Кузанский (1401–1464). Он одним из первых пришел к пантеизму. Рассматривая Бога как

бесконечный максимум, а природу как ограниченный максимум, он сформулировал идею

бесконечности Вселенной, сотворенной Богом из ничего. Мысль Николая Кузанского о

совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание.

Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более, чем его части; оно имеет

примат перед частью и отдельным. Применяемые мыслителем геометрические и математи-

ческие образы (бесконечного круга, треугольника и т. п.) позволяли подчеркнуть соотноше-

ния конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался как творче-

ское, активное существо, деятельностью своего ума уподобляющееся Богу. Исходя из идеи

бесконечности мира, Николай Кузанский подчеркивал диалектичность процесса познания.

Ощущения дают лишь смутные образы вещей, рассудок дает им имена, а интеллект (как

разум) постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных сте-

пенях».

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготовили философские основа-

ния для развития естественнонаучной мысли. В частности, Джордано Бруно доказывал не

только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров и тел во Вселен-

ной, состоящих из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мысли-

тель полагал, что наш мир наделен душой, а другие миры так же населены и обитаемы, как

Земля в Солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «Кто хочет познать наи-

большие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы проти-

воречий и противоположностей».

Исключительное значение в эпоху Возрождения приобрела идея гуманизма. Человек

стал восприниматься как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась

мысль о необходимости всестороннего развития человека. Для формирования человеческой

личности, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеет ознако-

мление молодежи с такими отраслями знания, как философия, литература, история и рито-

рика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итал. humanista –

человечность). Итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463–1494) привнес в умы

идею, согласно которой человек возвышается своей причастностью ко всему земному и

небесному.

 

Мыслители эпохи Возрождения предложили идеи и ценности, объективно способство-

вавшие формированию всесторонне развитой личности творческого типа. Появление целой

плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы

эпохи. В их числе в первую очередь должны быть названы Леонардо да Винчи, Микелан-

джело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.

Философия эпохи Просвещения

XVIII век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.215 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь