Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, структурализм и постструктура-



лизм, постмодернизм.

Начало философии неокантианства положила книга немецкого философа Отто Либ-

мана «Кант и эпигоны» (1865), в которой автор выступил с призывом «назад к Канту». Вну-

три неокантианской мысли обычно отмечают наличие трех течений: 1) физиологического; 2)

трансцендентально-логического (Марбургская школа); 3) трансцендентально-психологиче-

ского (Баденская школа). Первое представлено трудами естествоиспытателя В. Гельмгольца,

много сделавшего для уточнения закона сохранения и превращения энергии, и Ф. Ланге,

автора «Истории материализма». Фридрих Ланге полагал, что картина мира соответствует

тезису древнегреческого философа Протагора: человек есть мера всех вещей. Чтобы знать

вещи, человек должен познать самого себя. Сами по себе вещи «бескачественны» или же мы

не знаем этих качеств. Условие бытия вещей – наше присутствие в мире.

Марбургская школа, основные представители которой Герман Коген (1842–1918),

Пауль Наторп (1854–1922) и Эрнст Кассирер (1874–1945), переосмысливала понятия субъ-

екта и объекта знания. Познаваемый предмет, по их мнению, производен от акции разума,

от направления интереса познающего субъекта. Назначение философии – творить объекты

познания и в то же время познавать и обосновывать творческую работу разума.

Баденская школа представлена именами Вильгельма Виндельбанда (1848–1915) и Ген-

риха Риккерта (1863–1936), которые основное внимание свое уделили проблеме опыта. Вне

опыта нет, полагали они, познания вообще. Познание поэтому не логический процесс, а ско-

рее психологический. Всеобщих истин в разуме нет изначально. Они появляются лишь как

результат, вывод из опытной деятельности.

Феноменология – философское направление, основанное немецким философом

Эдмундом Гуссерлем (1859–1938). Эта философская дисциплина призвана изучать феномен

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

сознания. Источником всех теорий и понятий феноменология признает мир повседневно-

сти (жизненный мир). Философы этого направления считают важным переориентировать

внимание ученых с изучаемого предмета на то, каким образом эти предметы даны нашему

сознанию.

Экзистенциализм (от лат. existentia – жизнь, существование) – философcкое напра-

вление, признающее подлинной реальностью бытие единичной человеческой личности. Оно

сложилось во многом под влиянием социальных катаклизмов XX века. Человек стремится к

своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает способы и формы своей жизнедеятель-

ности. Но в обыденной жизни человек может не осознавать себя, стараться «быть как все»,

избегая свободы и ответственности. Современный экзистенциализм испытал на себе влия-

ние феноменологии и оказался многими нитями связан с философией жизни.

Яркими представителями экзистенциализма, предтечами которого признаются рус-

ские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, явились немецкие мыслители – Мартин Хайдеггер

и Карл Ясперс, французские – Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, испанский – Хуан Ортега-

и-Гассет.

Основные положения экзистенциализма:

1) исходное понятие – экзистенция – человеческое существование, выражение уни-

кального характера человеческого бытия;

2) человеческий род индивидуален и неповторим, существование людей отлично от

существования других живых существ;

3) человек уникален не только как биологический вид, уникальна и отдельная лич-

ность. Неповторимость каждого человека определяется отличиями в физическом и умствен-

ном развитии, в сознании, жизненном опыте, осознании специфики своего бытия (экзистен-

ции);

4) глубинный уровень человеческой психики открывается только в кризисных ситуа-

циях (тяжелая болезнь, опасность). Зачастую только тогда человек понимает смысл своего

существования, осознает хрупкость жизни;

5) осознав специфику собственного бытия, человек может взаимодействовать с внеш-

ним бытием, реализовывать себя;

6) в течение жизни человек должен сам сформировать себя, благодаря собственной

активности, но отсутствие заранее заданной формы, вариативность человеческого развития

порождает сомнения, тревоги, страх, даже отчаяние, которые сопровождают все человече-

ское существование;

7) человек всю жизнь противостоит иррациональности, абсурдности окружающего его

бытия.

Таким образом, экзистенциализм призывает человека к активной жизненной пози-

ции, к выбору своего жизненного пути, к самосозиданию. Экзистенциализм – гуманистиче-

ская философия, побуждающая человека быть творцом собственной жизни. Экзистенциа-

лизм оперирует такими категориями, как отчуждение, страдание, отчаяние, тревога, свобода

выбора.

Философию жизни принято считать иррационалистическим философским течением

конца ХIХ – первой половины ХХ в., выдвигавшим в качестве исходного феномен жизни

как интуитивно схватываемую реальность бытия.

Идеи философии жизни предвосхитил немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–

1860), выступивший с резкой критикой идеалов классического рационализма. Основной

мотив критики заключался в том, что философия выступает служанкой чужих интере-

сов, государственных – сверху и частных – снизу. В работе «Мир как воля и представле-

ние» (1819) философ заявил, что окружающий мир дан человеку только в связи с его вос-

приятием. Это – позиция субъективного идеализма. Однако в отличие от представителей

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

субъективного идеализма Шопенгауэр сделал попытку найти путь к реальности мира. Он

указал на целесообразность изменения ориентации европейского сознания. Для этого необ-

ходимо преодолеть эгоизм, признать других равными себе, может быть, стать на путь огра-

ничения своих потребностей.

Наиболее яркими представителями философии жизни являются немецкие философы

Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Освальд Шпенглер (1880–

1936), французский философ Анри Бергсон (1859–1941).

Круг рассматриваемых ими проблем таков:

– критика ценностей западной цивилизации;

– выдвижение идеи «сверхчеловека»;

– различие наук о природе и наук о духе;

– различие между культурой и цивилизацией;

– жизнь как творческий порыв;

– человечество как открытое общество.

Философия жизни, начав с критики рационалистического способа философствования

и ценностей европейской цивилизации, подошла к проблемам жизни современного челове-

чества.

Основателем психоанализа как направления современной философии является

австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). В основе направления лежит фун-

даментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается

как мощное энергетическое начало. Теория психоанализа оказала существенное влияние на

современное сознание человечества. Эдипов комплекс, либидо, цензура, сублимация, бес-

сознательное, Superego и т. п. – все эти психоаналитические представления и понятия стали

предметом научного познания.

Работы Фрейда переворачивали устоявшееся представление об идентичности созна-

тельного и психического. В структуре человеческой психики австрийским исследователем

были выявлены три основные ее составляющие: бессознательное (Id), сфера сознания инди-

вида (Ego), авторитет общественного сознания и норм человеческого поведения (Superego).

Фрейдом и его последователями были вскрыты связи и противоречия между основными

структурами человеческой психики.

Проблемы, казалось бы, конкретно научные, приняли мировоззренческое значение.

Что такое человек? Какова его природа? Насколько человек является сознательным? Как

необходимо относиться к бессознательному?

Психоаналитическая философия получила свое дальнейшее развитие в работах швей-

царского исследователя Карла Густава Юнга (1875–1961), немецко-американского психо-

лога и социолога Эриха Фромма (1900–1980). Сделаны важные шаги в раскрытии природы

коллективного бессознательного и конструктивной роли в формировании личности архети-

пов (от греч. arche – начало и typos – образ, прообраз). Архетипы как врожденные психиче-

ские структуры лежат в основе общечеловеческой символики и находят свое выражение в

мифологии, религии, искусстве. В работе Э. Фромма «Иметь или быть» (1976) подвергнуты

критике ценности общества всеобщего потребления.

Таким образом, в психоаналитической философии ставятся и обсуждаются актуальные

проблемы существования современного общества.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское направление, поста-

вившее перед собой задачу развития методологии и методики научного познания. Осново-

положником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798–1857).

Позитивизм склонен полагать несостоятельной всю традиционную философию, так

как она обсуждает метафизические проблемы, которые не могут быть научно решены. По

мнению позитивистов, истинным является лишь то знание, которое получено при помощи

научного эксперимента или опыта. Следовательно, философия должна приближаться к есте-

ственным наукам, выводы которых доказаны опытным путем.

В своем развитии позитивизм прошел следующие этапы:

I этап. Середина – вторая половина XIX в. – первый позитивизм. О. Конт, Г. Спенсер,

Дж. Милль. Основной задачей философии считали обобщение и систематизацию данных

конкретных наук об объективно существующем мире.

II этап. Рубеж XIX–XX вв. – махизм. Его родоначальником выступил австрийский

физик Э. Мах. Махисты считали целесообразным свести философскую деятельность к ана-

лизу психофизиологических форм, чувственной основы человеческого опыта. Махизм во

многом приблизился к субъективному идеализму.

III этап. 20-е гг. XX в. – середина ХХ в. – неопозитивизм. Впервые идеи неопозити-

визма получили свое выражение в деятельности Венского кружка.

Основными представителями этого направления, которое часто именуют также логи-

ческим позитивизмом, явились австрийский философ и физик Мориц Шлик (1882–1936),

немецко-американский философ и логик Рудольф Карнап (1891–1970), австрийский фило-

соф, социолог и экономист Отто Нейрат (1882–1945).

К числу основных проблем философии неопозитивизм относил разграничение сферы

науки и метафизики, определение оснований науки, разработку универсального языка

науки. В качестве такового был предложен язык математической логики. Логические пози-

тивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических

средств в научном познании, возможностей математизации знания.

IV этап. Со второй половины ХХ в. по настоящее время – постпозитивизм. Основные

представители этого философского направления: английский философ Карл Раймунд Поп-

пер (1902–1994), американский философ Томас Кун (род. 1922), английский историк науки

Имре Лакатос (1922–1974). Основой философской деятельности постпозитивистов стал

поиск методов проверки правильности, установления истинности тех или иных научных

концепций. Они сформулировали основные принципы проверки ценности научных знаний:

верификации, фальсификации, конвенции. Метод верификации (от лат. verus – истинный

и facere – делать, т. е. метод выявления истины) признает истинными научные положения,

которые подкрепляются чувственным опытом. Метод фальсификации, введенный К. Поп-

пером, предполагает, что у подлинно научной теории всегда есть факты, ее опровергаю-

щие, ставящие под сомнение. Теория, не допускающая критики, ложная. Метод конвенции,

обоснованный Т. Куном, объясняет сохранение и даже господство некоторых научных тео-

рий поддержкой их со стороны сообществ ученых, состоящих в конвенции, соглашении друг

с другом, использующих сходные методы исследования, приверженных общей парадигме

(образу мыслей).

Постпозитивизм внес значительный вклад в разработку проблемы научных револю-

ций, выявлению их факторов, включая и факторы культуры. Наука (в этом отличие пост-

позитивизма от первых форм позитивизма) стала восприниматься не как изолированная и

самодостаточная сфера общественной жизни, а в органичной взаимосвязи с другими миро-

воззренческими формами. А развитие науки мыслится теперь как последовательная смена

парадигм мышления (Т. Кун), как непрерывный процесс обновления (К. Поппер), как кон-

куренция противоборствующих научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

Структурализм и постструктурализм – общее название для направлений совре-

менного философского знания, занятых поиском логических структур, объективно суще-

ствующих за многообразием явлений культуры. Структуралисты исследуют возможности

и границы применения структурных методов, разрабатываемых философией, в различных

областях гуманитарного знания. Эти методы, первоначально позволившие создать струк-

турную лингвистику, распространились уже на литературоведение, этнологию, историю,

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

логику. Основными представителями структурализма являются французские мыслители.

Это исследователь проблем первобытных культур Клод Леви-Стросс (род.1908), культуро-

лог и специалист в области СМИ Ролан Барт (1915–1980), психоаналитик и философ Жак

Лакан (1901–1981), историк науки Мишель Фуко (1926–1984).

Постмодернизм – направление в современной философии, предпринявшее критику

некоторых положений классической философии XIX в. и видящее своей задачей обоснова-

ние необходимости философского плюрализма. Основные представители постмодернизма:

русский философ Густав Шпет (1879–1940), французские философы Поль Рикер (род.

1913) и Жак Деррида (род. 1930).

Основные направления деятельности философов-«постмодернистов»:

1) критика монизма Б. Спинозы;

2) поддержка и развитие идеи философского плюрализма, основы которой заложены

Г. Лейбницем. Это идея множественности, многообразия природы и общества;

3) признание «разнокачественности» реальности. Она может выступать перед познаю-

щим субъектом в идеалистической, материалистической, мистической, эзотерической фор-

мах;

4) онтологический дуализм: мир, единый и упорядоченный, в то же время проявляет

себя разделенным и хаотичным;

5) гносеологический плюрализм: постмодернизм признает правомерность существо-

вания разных точек зрения на философские и научные вопросы;

6) главный девиз постмодернизма: «Пересекайте границы, засыпайте рвы! »

Итак, современная западная философия чрезвычайно неоднородна, в ней существует

масса течений и направлений. В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной

является проблема человеческого существования. В других – проблемы науки и ее основа-

ний, проблема познания, как в разных формах позитивизма. Третьи во главу угла ставят про-

блему анализа психических структур человека – психоанализ. Четвертые предлагают инте-

грировать выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный

смысл, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления – постмо-

дернизм. Для многих течений современной философии характерны критическое отноше-

ние к философскому наследию прошлого, пессимистическая оценка возможностей разума и

мира в целом. В то же время философия занята поиском новых ценностей в сфере религи-

озного, мистического опыта.

Вопросы для самоконтроля

1. Где и когда впервые зарождается философия?

2. На какие этапы или периоды делится античная философия?

3. Как правильно датировать (то есть определить время возникновения и развития)

средневековую философию?

4. Каковы основные принципы, на которых строится средневековая философия?

5. Каковы характерные черты патристики? Каких представителей этого направления

вы можете назвать?

6. Когда и в каких общественных условиях получила развитие средневековая европей-

ская схоластика?

7. Назовите известных вам представителей эмпиризма и рационализма.

8. Были ли среди представителей немецкой классической философии материалисты?

9. Кто такие западники и славянофилы?

10. Каких представителей философии русского зарубежья вы знаете?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Основные проблемы философии

Материя и сознание

В определении материи решается один из основных вопросов философии – вопрос о

соотношении материи и сознания. В философии «материя» является наиболее общей катего-

рией, в которой фиксируется материальное единство мира. Главное свойство окружающего

нас мира, которое отражается в понятии «материя», – это самостоятельное существование

мира, не зависимое от нашего познания и ощущений.

Термин происходит от лат. materia – вещество. В современной философии материей

называют бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую

субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.

Категория «материя» появилась с началом развития древнегреческой философии. Ею

пользовался Платон. По его мнению, материя – это некий лишенный качеств материал, из

которого образуются тела различной величины и очертаний. Материя обладает определен-

ными характеристиками: она бесформенна, неопределенна, отождествляется с простран-

ством, принимает форму любых геометрических фигур.

В последующих философских системах материя связывалась с конкретными свой-

ствами: массой, энергией, пространством; отождествлялась с веществом, атомами и т. д. В

Новое время материю сводили обычно к конкретной физической, химической и т. п. сущ-

ности. К XIX в. философы задачей своего осмысления стали полагать характеристику мате-

рии во всем ее бесконечном многообразии, а равно и разграничение категорий материи и

сознания. Материалисты, которых в Новое время было немало, особенно после знакомства

общества с трудами Л. Фейербаха, а чуть позже и К. Маркса, трактовали материю как объ-

ективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне и независимо

от человеческого сознания. Такая формулировка позволяет говорить о материи безотноси-

тельно к возможному открытию ее новых, еще неизвестных свойств, видов и форм.

Неотъемлемыми свойствами материи являются:

субстанциональность, т. е. материя рассматривается как главная составляющая, пер-

вооснова всего сущего на Земле;

неисчерпаемость (и это свойство подтверждается современным естествознанием) –

возможность перехода материи на новые уровни, генетически связанные, находящиеся в

определенной иерархии между собой (от менее сложных форм (неживая материя) к более

сложным (живая, а также социальная материи).

На сегодняшний день в философии признаются «многоуровневость» существования

материи, ее системность и структурность. Способом существования материи является дви-

жение. Дискуссионным является вопрос о развитии как способе существования материи. К

числу атрибутов (неотъемлемых свойств) материи относятся не только движение, но и про-

странство и время. Многие современные авторы пространство, движение и время рассма-

тривают не самостоятельно, а относительно друг друга. Считается, что не существует абсо-

лютного пространства или времени, пространство и время возникают в результате движения

и взаимодействия материальных тел. В то же время сами материальные тела могут рассма-

триваться как искривление пространственно-временного континуума.

Сознание еще с глубокой древности было предметом пристального внимания филосо-

фов. К нему не применимы многие характеристики чувственно воспринимаемой объектив-

ной реальности (пространство, время), его нельзя измерить, количественно выразить, ощу-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

щать или наблюдать. Наконец, оно не обладает массой, энергией, формой в том смысле,

который применим к физическим явлениям.

Сознание существует – это факт, но проявляется опосредованно через язык и целепо-

лагающую деятельность людей.

Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание.

1. Досократовское – сознание отождествлялось с неким первоначалом (огонь, воздух

и т. д.), было безличностно, т. е. не отождествлялось с человеком. Таким образом, в доклас-

сический период развития древнегреческой философии мыслители нередко разделяли пред-

положение Гераклита, что душа человека может быть наполнена огнем или водой.

2. Сократовское – проводится грань между материальными явлениями и идеаль-

ными. Например, у Платона сознание ассоциируется с определенным типом бессмертия

души. Душа до рождения человека находится в мире вечных идей, затем приходит в тело

– «темницу души». Платон делил психические явления на принадлежащие миру чувств

(ощущение, восприятие), миру интеллекта (рассудок, мыслительные операции) и миру

«ума» (чистые идеи). Таковы были представления, сложившиеся о сознании в классический

период развития Античной философии.

3. Средневековое: сознание – это дар Бога как надмирового начала (идеалистическая

трактовка). В средние века существовала и материалистическая трактовка сознания в трудах

Аверроэса, Дунса Скота, Сигера Брабантского: сознание выводилось из мыслящей материи.

Сознание теперь понималось не только как знание внешнего мира, но и как осмысление

человеком его собственного внутреннего мира. Так возникает проблема самосознания.

4. Новое время: сознание – центральная проблема философии. Формируются самые

разнообразные представления о сознании. Воззрениям Декарта присущ дуализм: сознание

он понимает как особую мыслящую субстанцию. При этом человеческое индивидуальное

сознание – ее часть – противостоит материальной субстанции. Впоследствии сформирова-

лись две традиции понимания сознания.

Ряд исследователей вслед за Гоббсом и Локком пытаются сводить психические про-

цессы к физическим, а духовное к материальному. Представители вульгарного материализма

(Фохт, Молешотт) рассматривают сознание как физиологический процесс: мозг выделяет

мысль, как печень – желчь.

Другие философы исходят из посылки о примате духовного, то есть в данном случае –

сознания, над материальным и физическим. С позиций субъективного идеализма эту идею

развивали Беркли и Юм. На воззрениях объективного идеализма основана система Гегеля.

Гегель, в частности, считал, что сознание – это одна из форм развития Абсолютной идеи.

5. Современная философия:

сознание – это процесс работы человеческого мозга, выступает как его функция, не

обнаруживает себя в отрыве от него;

сознание – это результат эволюционного развития живого вещества;

сознание – это высший тип отражения, т. е. воспроизведение признаков, свойств и

отношений отражаемого объекта на всех уровнях организации материи:

1) в неживой природе отражение характеризуется простыми формами и пассивным

характером (изменения физических и химических характеристик: след на песке, фото, зер-

кальное отражение);

2) в живой природе: биологическая форма отражения – раздражимость, т. е. способ-

ность всего живого избирательно реагировать на воздействия окружающей среды;

3) в процессе эволюции живой природы у сложно организованных существ появляется

чувствительность – психическая форма отражения. Чувствительность – это способность

отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений и более сложных форм нервной дея-

тельности. В отдельных случаях у высших млекопитающих можно говорить о восприятии –

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

складывании целостного образа ситуации на основе комплекса ощущений. У них возможно

и образование представлений, то есть чувственно-наглядных, обобщенных образов, кото-

рые воспринимаются и сохраняются в идеальной форме без непосредственного воздействия

внешних объектов. Таков образ хозяина у собак;

4) сознание – высший уровень отражения существует только у человека и проявля-

ется в идеальных формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В

сфере сознания выстраивается логическая зависимость между суждениями. Сознание – выс-

шая форма отражения. Сознание связано с трудовой деятельностью, т. е. целенаправленным

изменением окружающего мира, и языком, средством коммуникации. Особенность лично-

сти – самосознание (оно эмоционально и ценностно окрашено).

Таким образом, в ходе развития философии представления о сознании существенно

эволюционировали. На сегодняшний день сознание рассматривается как высшая форма

отражения, неразрывно взаимосвязанная с языком и социальной сущностью человека.

Познание и проблема истины

Одним из важнейших разделов философии является гносеология (от греч. gnosis – зна-

ние, logos – учение). Гносеология – философское учение о человеческом познании. Человек

и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру

и является практической основой общества. Проблема познания интересует людей с глубо-

кой древности. В современной философии познанием называют высшую форму отражения

объективной действительности. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого

познания, его основных закономерностей, определение целей, механизмов и возможно-

стей познавательной деятельности. Гносеология использует многовековой опыт познаю-

щего человечества: она тесно связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой, этноло-

гией и т. д.

Однако важно не забывать, что философы по-разному отвечали и отвечают на вопрос о

принципиальной познаваемости мира. Можно говорить о сосуществовании в разные эпохи

двух философских направлений: агностицизма и гносеологического оптимизма.

Процесс познания необходимо рассматривать как взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, напра-

вленной на объект. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятель-

ность субъекта познания. Следовательно, познание – это взаимодействие субъекта и объекта.

Результат этого взаимодействия – знания об окружающем мире.

Процесс познания обеспечивают психические структуры, образующие особые сферы

сознательной и бессознательной деятельности.

Сознательная деятельность

Познавательная сфера предполагает мыслительную деятельность, оперирование поня-

тиями, включает в себя чувственное (внешнее) и рациональное познание.

Эмоциональная сфера охватывает совокупность человеческих чувств (радость, горе,

печаль, восторг, симпатия).

Мотивационно-волевая сфера включает в себя мотивы, интересы, потребности, волю;

формирует цели и направляет к их достижению.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.146 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь