Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Древнего мира (от прафилософии I тысячелетия до н. э. до II–V вв. н. э.).



Философия Средневековья (II–XIV вв.).

Философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.).

Философия Нового времени (XVII–XIX вв.).

Современная философия (XX в.).

Античная философия

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских фило-

софов с VII в. до н. э. по V в. н. э. Принято выделять следующие периоды в развитии антич-

ной философской мысли:

I-й этап – VII–V вв. до н. э. – время зарождения и формирования древнегреческой

философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Философы

изучают природу, складываются первые натурфилософские концепции. Философия этого

времени получила название «досократической»;

II-й этап – V–IV вв. до н. э. – время зрелости и расцвета (классики) древнегреческой

философии («афинская школа», творчество Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. IV в. до н. э. – V в. н. э. – время заката античной философии, начина-

ющееся с эпохи эллинизма и завершающееся падением Римской империи (греко-римский

период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия

(Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

Для философии античности характерны:

1) органическая связь натурфилософии и космогонии с этико-политическими учени-

ями, отсутствие противопоставления человека и природы;

2) понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно

этому принципу;

3) подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;

4) отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникают

в разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;

5) в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку

Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеаль-

ного (линия Платона);

6) инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к

затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловлен-

ного физическими законами;

7) обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть

лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;

8) параллельное развитие науки и философии.

Натурфилософы первых веков развития древнегреческой философии искали перво-

основу космоса, пытались определить субстанциальные основы. Такими основами мысли-

лись природные стихии: вода, воздух, огонь, земля. Философская мысль в это время еще

своих категорий и терминов не выработала и поэтому подводила под философский принцип

(первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В

частности, Анаксимандр (VI в. до н. э.) началом мира считал апейрон, который «не знает

старости», «бессмертен и неуничтожим».

Уже к концу VI в. до н. э. философская мысль определила и возможности иного подхода

к пониманию первоосновы всего сущего. Ее необходимо искать не среди стихий, которые

чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого позна-

ющего мышления. Такова была точка зрения Пифагора, родившегося ок. 570 г. до н. э на

о. Самосе в Эгейском море. Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все

вещи подобны».

В классический период развития древнегреческой философии завершается процесс

становления основных направлений в философии, формирование линий Демокрита и Пла-

тона, материализма и идеализма. Платон (427–347 гг. до н. э.), ученик Сократа, создал

целостную концепцию объективного идеализма. Суть ее в том, что существует вечный и

неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеаль-

ных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существова-

ние мира. Космос представляет собой живое существо, наделенное душой и умом. Матери-

альное бытие создается Творцом-демиургом подобно тому, как человек создает конкретную

вещь. Демиург является мировым разумом, который структурирует хаос, приводит вещи «из

беспорядка в порядок». Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит

душа, воплощающая жизнь и потому бессмертная.

Ученым-энциклопедистом своего времени, крупнейшим представителем атомистиче-

ского направления в философии, «стихийным материалистом» античности называют Демо-

крита (460–371 гг. до н. э.), уроженца города Абдеры – греческой колонии на Фракийском

побережье. Полагают, что от своего учителя Левкиппа он воспринял атомистическое уче-

ние, которое существенно развил. По мнению Демокрита, существует «бытие» и «небытие».

Небытие – пустота; бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы –

первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство

атомов – постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении

Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представля-

ется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демо-

крита получила развитие в философии Эпикура (342–270 гг. до н. э.).

Античные мыслители подошли к осмыслению диалектического и метафизического

методов философского мышления и познания. Древнегреческий философ Гераклит (544–

483 гг. до н. э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют сти-

хийным диалектиком, ему приписывают выражения: «Все течет и все изменяется», «Нельзя

войти в одну и ту же реку дважды…». Он ищет определенное соотношение противополож-

ностей, видя в этом соотношении условие гармонии. Такое соотношение становится ино-

гда ясным, но только лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше

явной», – отмечал философ. В мире идет борьба противоположностей. По мнению Гера-

клита, «вражда – обычный порядок вещей…все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы

Парменидом (вторая половина VI – сер. V в. до н. э.), современником Гераклита. Но

если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид склонялся к тому,

что в сущности все неизменно. При этом он исходил из того, что мышление и бытие

тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками

бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершен-

ность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение

и изменение, развивал Зенон (490–430 гг. до н. э.). В своих апориях (неразрешимых проти-

воречиях) «Стрела», «Ахилл и черепаха» он доказывает, что движение не истинно, это лишь

видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384–322 гг. до

н. э.), ученика Платона и его критика. Его воззрения можно рассматривать как дуалисти-

ческие, с явной тенденцией к объективному идеализму. Аристотель предпринял попытку

систематизировать античную философию, впервые став теоретиком истории философии,

создал оригинальное философское учение. Он предложил классификацию наук, поставив на

первое место философию и определив ее особое значение. Аристотель явился основателем

и некоторых других философских дисциплин, прежде всего логики.

В 336 г. до н. э. Аристотель открыл свою школу, несколько отойдя уже к этому вре-

мени от Платона и его учения. Известно изречение Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне

дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Школа располагалась

возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что

занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок), учеников стали

называть «перипатетиками» – «прогуливающимися». Позднее перипатетиками стали име-

новать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изло-

женное им в «Метафизике». Здесь, в «первой философии», развивая свои взгляды о бытии,

Аристотель критикует учение Платона о существовании идей-«эйдосов» как абсолютно

самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон,

представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, то есть являются сво-

его рода копиями вещей, но не наоборот. Вещи воспринимаются в ощущениях. Материя есть

всеобщая причина, поскольку без нее нет бытия. Форма же играет роль признака. Благодаря

ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, если есть ее

форма. Аристотель разрабатывал, таким образом, и вопросы соотношения материи и формы.

Эллинистическая философия (от самоназвания древних греков – эллины) – это греко-

римская философия в период от начала походов Александра Македонского в последней

трети IV в. до н. э. до конца эпохи Древнего мира в последней четверти V в. н. э.

 

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в гре-

ческой философии. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает.

Школа киников (циников). Основателем кинической школы был Антисфен. Диоген

из Синопа, его ученик, довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Киники

стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отра-

ботке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни.

Положение не только бедственное, но и унизительное избиралось ими как наилучшее.

Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки

мнимостью.

Школа эпикурейцев. Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходившие из идей Эпи-

кура и его последователей, отдававших предпочтение материальным радостям жизни. В уче-

нии о душе Эпикур отстаивал материалистические взгляды.

Школа стоиков. В конце IV в. до н. э. в Греции сформировался стоицизм, который в

эллинистическом, а позднее и в римском обществе стал одним из самых распространенных

философских течений. Главными представителями стоической школы были Зенон и Хри-

сипп. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием фило-

софии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, обра-

зовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которые

являются, по мнению стоиков, важными частями стоической философии.

В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный принцип

(материал), который считался ими основой, и духовный принцип – логос (бог), проникаю-

щий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи.

Стоическая этика отводила внимание от внешнего мира, от общества и обращала его к

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единствен-

ную опору. Поэтому стоицизм вновь ожил в период кризиса Римской республики и затем в

период начинающегося распада Римской империи.

Школа скептиков. В конце IV в. до н. э. формируется еще одно направление – ске-

птицизм. Основатель этого философского направления – Пиррон из Элиды. Своей вершины

скептицизм достиг в учениях Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста Эмпирика и др. Ске-

птицизм определялся не сомнениями в эффективности методов философского познания, а

отказом от возможности дойти до истины. Скептики, таким образом, не только обратили

внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агно-

стицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.

Очевидно, что в период эллинизма и в римский период философская мысль уже не

достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для пери-

ода расцвета и зрелости античной философии. Философские искания направлены на нрав-

ственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, а

выживание, приспособление к новым условиям бытия. В позднеримский период усилива-

ется тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, которым всегда гор-

дилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философ-

ской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие

вопросы, начали формироваться основные философские направления. Античная философия

стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Средневековая философия

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средне-

вековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий

ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало при-

ходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское насле-

дие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников

(в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично исполь-

зовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Средневековая

европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религи-

озным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для

философских размышлений становилось Священное Писание.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патри-

стика» (IV–VIII вв.) и «схоластика» (VI–XV вв.). Патристика (от лат. Pater – отец) – это

система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатываю-

щих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Кли-

мент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию.

Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. «Отцом»

схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период рас-

цвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фома Аквинский,

Сигер Брабантский.

Средневековую философию отличают следующие особенности:

1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог.

Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслу-

живать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).

2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип

креационизма (от лат. creatio – создание), согласно которому вселенная была сотворена

Богом.

3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат.

providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

4. Основным способом познания мира был признан мистический: познание через

божественное откровение.

Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин

(354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). Одной из основных проблем их учений была

проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал

теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посред-

ством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь

к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный путь).

Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, счи-

тал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами.

Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть

от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес Фома

Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви.

Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некото-

рые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил пять доказательств

существования Бога:

1) В мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник

движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог.

2) Бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит,

должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог.

3) Мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение

планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог

быть только Бог.

4) Мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем

предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог.

5) Мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источни-

ком целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели –

познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера – на теологию. Бог

открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным

– через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет

Фома Аквинский отдавал вере.

И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключитель-

ную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению Бог сотворил

человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Чело-

век, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конеч-

ной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек – образ и подобие Бога».

Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные

человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и

зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди – Адам и Ева – сде-

лали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне

несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с

божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том,

чтобы праведники трудились во спасение мира и человека. Средневековой философии, как

можно видеть, были присущи антропоцентризм и провиденциализм. Провиденциализм

связан с эсхатологией – учением о конце мира. История, согласно христианской догматике,

процесс, направляемый Богом к заранее определенной цели – царству Божию. Достижение

его – это конечная цель и смысл человеческого существования.

На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реа-

лизмом и номинализмом.

Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают

только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпи-

рическом мире, мире опыта и чувств. Средневековый реализм близок учению Платона об

идеях. Универсалии существуют раньше вещей, до них, представляя собой идеи в Боже-

ственном разуме. Только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность

вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Познание, таким

образом, возможно только с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номинализм – философский принцип, согласно которому общие понятия – это только

имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Они образуются нашим

умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических, то есть

постигаемых опытным путем вещей и явлений. Единичные вещи обладают собственным

бытием. Наиболее яркими представителями номинализма были Росцелин, Вильям Оккам,

Николай из Отрекура.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия составила особый период

в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разра-

ботку проблем соотношения разума и веры, познания, логики, этики. Средневековая филосо-

фия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению

нравственных устоев общества.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к Новому вре-

мени. В этот период (XV–XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном созна-

нии, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения. Николай

Коперник (1473–1543 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600) одними из первых отвергли хри-

стианский постулат, согласно которому Земля является центром мироздания. Были выдви-

нуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества

миров, о вращении Земли вокруг Солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие

идеи существенно видоизменили средневековую христианскую доктрину. Произошел пере-

ход от теоцентризма к пантеизму. Пантеистическое мировоззрение сближало и во многом

отождествляло Бога и природу. Наступил новый этап борьбы материализма и идеализма в

философии. Суть пантеизма Возрождения – в осознании по-новому отношения Бог и при-

рода. Возрос философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософ-

ских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а

также принципы антропоцентризма и гуманизма.

Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Николай

Кузанский (1401–1464). Он одним из первых пришел к пантеизму. Рассматривая Бога как

бесконечный максимум, а природу как ограниченный максимум, он сформулировал идею

бесконечности Вселенной, сотворенной Богом из ничего. Мысль Николая Кузанского о

совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание.

Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более, чем его части; оно имеет

примат перед частью и отдельным. Применяемые мыслителем геометрические и математи-

ческие образы (бесконечного круга, треугольника и т. п.) позволяли подчеркнуть соотноше-

ния конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался как творче-

ское, активное существо, деятельностью своего ума уподобляющееся Богу. Исходя из идеи

бесконечности мира, Николай Кузанский подчеркивал диалектичность процесса познания.

Ощущения дают лишь смутные образы вещей, рассудок дает им имена, а интеллект (как

разум) постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных сте-

пенях».

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготовили философские основа-

ния для развития естественнонаучной мысли. В частности, Джордано Бруно доказывал не

только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров и тел во Вселен-

ной, состоящих из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мысли-

тель полагал, что наш мир наделен душой, а другие миры так же населены и обитаемы, как

Земля в Солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «Кто хочет познать наи-

большие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы проти-

воречий и противоположностей».

Исключительное значение в эпоху Возрождения приобрела идея гуманизма. Человек

стал восприниматься как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась

мысль о необходимости всестороннего развития человека. Для формирования человеческой

личности, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеет ознако-

мление молодежи с такими отраслями знания, как философия, литература, история и рито-

рика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итал. humanista –

человечность). Итальянский гуманист Пико делла Мирандола (1463–1494) привнес в умы

идею, согласно которой человек возвышается своей причастностью ко всему земному и

небесному.

 

Мыслители эпохи Возрождения предложили идеи и ценности, объективно способство-

вавшие формированию всесторонне развитой личности творческого типа. Появление целой

плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы

эпохи. В их числе в первую очередь должны быть названы Леонардо да Винчи, Микелан-

джело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь