Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бессознательная деятельность



Сфера бессознательного проявляется в инстинктах, снах, под воздействием гипноза

и в том числе в интуиции (от лат. intuitio – пристальное всматривание), то есть способно-

сти непосредственного постижения истины путем прямого усмотрения без рационального

обоснования. Знание интуитивное возникает внезапно, без осознания мыслительного про-

цесса. Вспомните, Д.И. Менделеев увидел периодическую таблицу элементов во сне.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Чувственное и рациональное познание

Познание начинается с чувственного восприятиявнешнего мира и реализуется в

ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа необходимо функционирова-

ние органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека – это своеобразные

окна, которые позволяют воспринимать мир.

Ощущения– это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений

материального мира, иными словами, субъективный образ объективного мира, преобразова-

ние энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия

материальных предметов на органы чувств. Важно заметить, что ощущение – исходный,

самый простой элемент познания.

Ощущения дают первую, элементарную форму чувственного познания – восприятие,

которое является результатом синтеза разных ощущений и представляет предмет или явле-

ние в его целостной форме.

Восприятие– это целостный образ, который отображает предметы и явления, что

непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в результате

непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его

опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания – предста-

вление.

Представление– это высшая форма чувственного отображения предмета, который

непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже

«отрыв» мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстракт-

ному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосреду-

ются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Ощущения,

восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира.

Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенью познания, но

оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы при-

родного и социального мира.

Рациональное познаниестроится на способности человека в своей мыслительной

деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы

находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты,

качества. Формы рационального познания (формы мышления) – понятия, суждения, умоза-

ключения – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помо-

щью которых и осуществляется отображение и познание мира.

Понятие– такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, суще-

ственные и необходимые свойства реальных предметов и процессов. В процессе познания

и практической деятельности недостаточно выяснить только общее, существенное, необ-

ходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно,

только объединив понятия в суждения.

Суждение– это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или

отсутствие какого-нибудь свойства предмета, процесса, утверждается или отрицается что-

нибудь.

Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкрети-

зации проявляется в умозаключениях (выводах). Вывод – это рассуждение, в ходе которого

из нескольких суждений выводится новое. Построение должно подчиняться формальной и

диалектической логике.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в

формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуи-

цию ведет к формированию истины.

Проблема получения истинного знания, истиныявляется важнейшей проблемой тео-

рии познания. Философы и ученые стремятся выявить критерии истины. Называются такие

критерииистины, как:

чувственный: знания проверяются опытным путем;

логический: знания можно получать из очевидных, принимаемых всеми положений

(Декарт, Спиноза);

практический (Маркс). Общественная практика считается решающим критерием

истины.

Истина имеет множество своих граней, аспектов. Можно выделить следующие:

1) объективность – содержание полученных знаний является характеристикой объекта

и в этом смысле не зависит от человека;

2) субъективная форма выражения – истина предстает в форме теорий, суждений, умо-

заключений;

3) относительность – человеческие знания не обладают полнотой, а потому остается

необходимость дальнейшего познания и поиска истины;

4) абсолютность – в человеческом знании, как правило, содержится то, что уже не под-

лежит пересмотру (истины научных фактов, законы науки).

В процессе познания и практического применения знания человечество может прийти

и приходит к новым открытиям, к разработке нового теоретического знания и новых спосо-

бов практического действия.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимали под материей древнегреческие философы? Какие свойства материи

они выделяли?

2. Каковы неотъемлемые свойства (атрибуты) материи?

3. Чем отличается «досократовское» представление о природе сознания от более позд-

них представлений? Каковы эти представления?

4. В чем состоит принципиальная разница между понятиями «познание» и «сознание»?

5. Является ли процесс познания тождественным процессу отражения, с точки зрения

современной философии?

6. Каковы основные этапы чувственного и рационального познания?

7. Какие определения понятия «истина» вам известны? Что такое «истина» в философ-

ском смысле этого слова?

8. Что относится к критериям истины?

9. Что означает понятие «практика» в философском смысле?

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ

Часть 1

А1. Термин «философия» означает

1) рассуждение

2) компетентное мнение

3) любовь к мудрости

4) любовь к познанию

А2. Устойчивая система взглядов на мир, и место человека в нем – это

1) мировосприятие

2) мировоззрение

3) мироощущение

4) миропонимание

А3. Древнегреческого философа Фалеса считают

1) объективным идеалистом

2) субъективным идеалистом

3) натурфилософом

4) сторонником философского дуализма

А4. Для средневекового философского мировоззрения был наиболее характерен

1) рационализм

2) теоцентризм

3) рационализм

4) космоцентризм

А5. Одним из крупнейших представителей немецкой классической философии был

1) О. Конт

2) Р. Кент

3) Д. Кейнс

4) И. Кант

А6. Верны ли следующие суждения?

А. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку ее зада-

чей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Б. В истории человечества выделяют 3 формы философского мировоззрения: мифоло-

гию, религию, науку и философию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения?

А. Под движением в философском смысле понимается любое изменение свойств, ста-

туса или положения объекта.

Б. Под движением в философском смысле не может пониматься изменение условий

существования объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения?

А. Сознание – это форма отражения, присущая живым существам.

Б. Сознание – это форма обработки и хранения информации, поступающей извне.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения?

А. Аксиология – это теория познания.

Б. В основе аксиологии лежат представления человека о ценностях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения?

А. Философы марксистского направления считают идеализм философской разновид-

ностью религиозного мировоззрения.

Б. Философы марксистского направления критерием истинности знания считают прак-

тику.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

В2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В3. Установите соответствие между формами и видами познания. К каждой позиции в

первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

В4. Установите соответствие между критериями и видами истины. К каждой позиции

в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В5. Какие три из перечисленных наук относятся к философским?

1) сфрагистика

2) спелеология

3) гносеология

4) палеонтология

5) онтология

6) эстетика

7) иммунология

Ответ:

В6. К каким из перечисленных изречений в «Нагорной проповеди» Христа наиболее

близок категорический императив И. Канта?

1) Не судите, да не судимы будете.

2) Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас.

3) Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидя-

щим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

4) Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5) Не собирайте себе сокровищ на земле.

6) Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем

Ответ:

Часть 3

С1. Прокомментируйте следующее мнение о философии: «Сведения о свойствах окру-

жающего нас мира, пригодные для практического использования, дают конкретные науки.

Философия – это игра ума, бесполезная в практическом смысле»

С2. Верно ли, на ваш взгляд, утверждение, что кризис средневековой философии в

XVI–XVII вв. был вызван ее неспособностью дать обоснование естественнонаучным откры-

тиям этого времени? Обоснуйте свой ответ.

Рекомендуемая литература

1. Барсуков В.В. Философия. Конспект первокурсника. – Минск, 2002.

2. Введение в философию в 2-х частях. – М., 1989.

3. Вечканов В.Э., Лучков Н.А. Философия: Учебное пособие. – М., 2005.

4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в вузы. Ч. 1. – М., 1998.

5. Гуревич П.С. Введение в философию. – М., 1997.

6. Гурина М. Философия. – М., 1998.

7. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

8. Малышевский А.Ф. Введение в философию. – М., 1998.

9. Нижников С.А. История философии: Курс лекций. – М., 2004.

10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1996.

11. Славкина М.А., Зубавленко Н.А., Халин К.Е. Философия. Ответы на экзаменацион-

ные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

12. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

13. Хомелев Г.В. Философия. – СПб., 2005.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь