Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная отечественная философия (с 20-х гг. XX в.).



Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зару-

бежное и внутреннее, развивавшееся в Советской России, СССР и, после его распада, в Рос-

сийской Федерации.

Истоки русской философии уходят в ХI век, когда Киевская Русь посредством креще-

ния приобщилась к духовному наследию христианского мира. Но философское самосозна-

ние России – культурное явление последней четверти XVIII – ХIХ вв. Русская философия

этого времени испытывала сильное влияние эпохи Просвещения (что выявилось в творче-

стве С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева), немецкой классической философии (что нашло выра-

жение в работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского), а также религиозной философии (рели-

гиозными философами были В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский

и др.). Волновала русских философов и проблема самобытности России (П.Я. Чаадаев, сла-

вянофилы).

В центре философии Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) стоят проблемы

антропологии и философии истории. Он глубоко ощущал религиозную проблематику куль-

туры. В 1829–1830 гг. Чаадаев написал несколько так называемых «Философических писем»

на французском языке. В 1836 г. первое из них было переведено на русский язык и опу-

бликовано в журнале «Телескоп». В письме анализировалось прошлое России, обсуждались

пути ее дальнейшего развития. Воззрения Чаадаева представляют собой смесь пессимизма

и оптимизма: с одной стороны, Россия – отсталое государство, так как находится в стороне

от магистральных путей цивилизации; с другой стороны, в отсталости есть свои преимуще-

ства – можно не повторять чужих ошибок.

Идеи Чаадаева легли в основу сформировавшихся в 40—60-х гг. XIX в. историко-куль-

турных, философских и социологических учений, известных как славянофильство и

западничество.

Представители западничества ( Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин, Ф.Е. Корш, Т.Н. Гра-

новский, К.Д. Кавелин ) считали Россию отсталым государством, по сравнению со стра-

нами Западной Европы. Разрыв в развитии образовался по двум причинам: так как в Рос-

сии существует православная церковь и так как Россия испытала сильное влияние Востока.

Православие, в отличие от европейского протестантизма с его идеями индивидуализма, сво-

боды, предприимчивости, пропагандировало непротивление, пассивность, аскетизм, спо-

собствовало формированию особого менталитета. На психологию русского человека также

оказала влияние восточная культура, особенно во времена монголо-татарского ига (1237–

1480). Монголы прививали рабскую психологию, под воздействием власти Золотой Орды

сложились традиции, которые сохранились и после свержения ига. Монгольское влады-

чество заложило основы формирования крепостного права. В итоге возникло деспотиче-

ское, феодально-крепостническое государство, существенно отличающееся от европейских

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

стран. Попытка преодолеть разрыв была предпринята Петром I, которого западники счи-

тали выдающимся государственным деятелем России. Необходимо продолжать реформы и

впредь, заимствуя все прогрессивное из опыта других стран. Западники видели необходи-

мость ликвидации крепостного права и развития России по пути правового (Б.Н. Чичерин),

социального государства (П.И. Новгородцев).

Представители другой идеологии – славянофилы ( А.С. Хомяков, А.И. Кошелев,

Ю.Ф. Самарин, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы ) – исходили из положе-

ния о самобытности русского народа, основанной на его религиозной и культурной исклю-

чительности. Славянофилы идеализировали народ, подчеркивая его духовность, глубокую

религиозность, приверженность к православию, а также коллективизм и взаимную помощь,

обусловленные общинностью. Одним из ключевых понятий славянофильства выступает

идея соборности (как физического и духовного соединения людей). Россия – идеократия

– государственное объединение, основанное на общей «русской идее». Русский народ не

отсталый, а особенный. Россия идет своим путем. Славянофилы осуждали попытки «пере-

делать» Россию на западный манер, критиковали реформы Петра I. Они выступали за отмену

крепостного права и восстановление Земских Соборов.

В первой половине XIX в. обнаружился и интерес русских мыслителей к европейской

философии. Одно из направлений отечественной философии тяготело к Шеллингу. Д.М.

Вернадский, М.Г. Павлов, А.И. Галич и другие образовавшие его философы много и про-

дуктивно занимались и естественными науками. Имелись сторонники философии Канта,

Гегеля, французских мыслителей. Впоследствии, спустя несколько десятилетий, проявился

интерес к марксистским мировоззрению и социологии. Для русской марксистской филосо-

фии XIX – ХХ вв. был характерен материалистический взгляд на природу и общество

(Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, А.В. Луначарский, В.И. Ульянов-Ленин). Материалистиче-

ское мировоззрение сложилось и у Н.Г. Чернышевского, но под влиянием идей не К. Маркса,

а Л. Фейербаха. Он выступал с радикально-демократических позиций. Важное место в тру-

дах Чернышевского отводилось эстетике (учению о прекрасном). По мнению этого обще-

ственного деятеля, искусство должно отражать действительность.

На протяжении XIX века русскую философскую мысль занимали проблемы при-

роды и структуры сознания (Герцен, Чернышевский, Соловьев), методов познания (Герцен,

Лавров), культуры (Чернышевский, Данилевский, Соловьев и др.).

Идеи славянофилов оказали влияние на развитие русской религиозной философии,

крупнейшим представителем которой является Владимир Сергеевич Соловьев (1853–

1900). Находясь под влиянием немецкой классической философии, и прежде всего – объек-

тивного идеализма Шеллинга и Гегеля, Соловьев диалектически подходил к действительно-

сти. По его мнению, основой всего являются три субъекта: Бог, Логос (ум), София (душа).

При этом «все едино в Боге». Идея всеединства – одно из основополагающих понятий

системы Соловьева. Человек должен стремиться к максимальному сближению с Богом, цель

истории – одухотворение человека, воплощение богочеловечества. По этому пути шли те,

кого Церковь причислила к лику святых. Высшим идеалом в философии В.С. Соловьева

стал Иисус Христос. Кроме того, человек должен стремиться к получению цельного знания,

основанного на синтезе науки, философии и религии.

В философии конца XIX – начала XX в. философско-религиозная мысль пополнилась

трудами С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л. Шестова. Они склонялись к агностицизму,

отмечали известную ущербность человеческого разума, его неспособность познать внутрен-

нее вещей, мира в целом.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948), виднейший представитель русской

религиозной философии, развил идею богочеловечества, предложенную В.С. Соловьевым,

указав пути сближения человека с Богом. Центральной идеей в творчестве Бердяева была

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

идея примата свободы над бытием. Свобода уходит корнями в небытие. Она неподкон-

трольна даже Богу. Мир и человек созданы актом божественного творения, но далее они

развиваются сами. Основная задача человека – сближение с Богом. Это возможно лишь в

акте творчества, в творческой деятельности.

Бердяев, Соловьев, Флоренский, Шестов были выдающимися философами религиоз-

ной традиции.

Особое место в философии XIX в. занимает русский космизм (от греч. kosmos – все-

ленная). Философ Н.Ф. Федоров, натуралист В.И. Вернадский и основоположник космо-

навтики К.Э. Циолковский освоение космического пространства считали необходимым и

неизбежным. Константин Эдуардович Циолковский, исследуя возможности освоения Кос-

моса, подчеркивал ответственность человека за Землю и Вселенную, провозглашал торже-

ство человеческого разума. Владимир Иванович Вернадский говорил об эпохе ноосферы

(сферы торжества разума человечества). Он считал, что научный прогресс и овладение зако-

нами природы неизбежны, поэтому ноосфера будет постоянно расширяться, что приведет к

выходу человека в Космос.

Итак, в русской философии XIX – ХХ вв. сформировались разнообразные направле-

ния, такие как западничество и славянофильство, религиозное и материалистическое напра-

вления, русский космизм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь