Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы философии. Диалектика и метафизика



Помимо основного вопроса философии большое значение имеет проблема метода

философского мышления. На основе метода происходит объяснение сути мира и отношения

человека к нему. Метод играет конструктивную роль в построении философского знания. В

конечном счете речь идет о том, как мыслит философ, какие средства и методы он активно

использует.

Основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика. В

буквальном переводе с греческого метафизика – то, что идет после физики. Термин ввел

в I в. н. э. Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Андроник Родосский

назвал метафизическими произведения Аристотеля, посвященные вопросам, не связанным

напрямую с познанием природных явлений и процессов.

На протяжении истории философской мысли в понятие «метафизика» вкладывалось

различное содержание. В I–XVI вв. метафизикой называли учение о недоступных орга-

нам чувств началах мира. В XVII в. метафизика стала синонимом философии: метафизи-

кой называли учение о бытии в целом. В XVIII в. термин приобрел новый смысл: учение о

морали, об общечеловеческих моральных нормах. В XIX в. немецкий философ Г.Ф.В. Гегель

назвал метафизикой способ мышления, обладающий тремя признаками: 1) одностороннее

изучение объекта; 2) изолированное изучение объекта; 3) изучение объекта в статике. Среди

философов метафизиками считаются: Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, Л. Фейербах, фран-

цузские материалисты во главе с П.-А. Гольбахом.

Иначе говоря, метафизический метод состоит в предположении неизменной сущности

предметов, явлений и процессов. Сам же предмет рассматривается вне его связей с окружа-

ющим миром, без внешних и внутренних противоречий и вне развития.

Таким образом, в истории философской мысли термин «метафизика» использовали

нередко как синоним слова «философия». Но чаще метафизикой называют противополож-

ный диалектике философский метод.

Диалектика в переводе с греч. – «искусство вести беседу». Термин введен Сократом

в V в. до н. э., хотя диалектические идеи в наивно-стихийной форме вводились многими

философами Древней Греции. Среди них следует отметить Гераклита, который подчерки-

вал текучесть, изменчивость вещей, наличие в них противоположностей, а их отношение (в

форме «распри», т. е. борьбы) рассматривал как источник появления нового. Для Сократа и

Платона диалектика стала методом философствования, искания истины. Аристотель сузил

сферу диалектического мышления, ограничив ее рассмотрением вероятностных умозаклю-

чений. В Средние века диалектиками называли философов, ведущих схоластические рассу-

ждения и споры. В ряде работ диалектика отождествлялась с логическим анализом. Новые

подходы к диалектике были присущи философам эпохи Возрождения. Н. Кузанский веду-

щим принципом диалектики считал единство противоположностей. В Новое время про-

блемы диалектики в их общетеоретической форме не рассматривались, так как основное

внимание уделялось не методам философии, а методам науки.

Заслуга разработки диалектики как философского метода мышления, несомненно,

принадлежит представителям немецкой классической философии. «Отцом диалектики»

называют немецкого философа Г. Гегеля. Именно он заговорил о том, что диалектика – это

способ мышления, противоположный метафизике. Для этого способа мышления характерны

следующие черты: всестороннее изучение объекта в его связях и отношениях с другими объ-

ектами, изучение объекта в его развитии. В современной философии диалектикой называют

«учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания

и основанный на этом учении метод мышления».

Диалектический метод предполагает оценку мира как постоянно развивающейся и

изменяющейся (динамичной) системы, в то время как метафизический подход тяготеет к

построению статичной, абстрактной картины мира. Диалектика рассматривает развитие от

низших ступеней к высшим по спирали, источник развития видит внутри объекта, призна-

ются количественные и качественные изменения.

Источник развития, согласно Гегелю, противоречие, скрытое внутри явления. Метафи-

зики же, как известно, утверждают, что противоречие невозможно по отношению к вещам;

оно свойственно лишь неправильному мышлению. В диалектике выделяется субъективная

(процесс мышления) и объективная (направленность мышления на постижение объекта)

стороны. Диалектический метод опирается на основные законы диалектики, сформулиро-

ванные Г. Гегелем: переход количественных изменений в качественные, взаимопроникнове-

ние противоположностей, отрицание отрицания и категории диалектики (сущность и явле-

ние, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность

и действительность). На основе законов раскрывается механизм (переход количества в каче-

ство) развития, его источник (противоречие как обостренная форма взаимопроникновения

противоположностей, требующая своего разрешения), а также направленность и форма раз-

вития, характеризуемая отрицанием отрицания и спиральностью развития. Категории диа-

лектики позволяют соотнести в единстве взаимодополняющие друг друга стороны предмета.

Таким образом, основными методами философского мышления являются диалектика

и метафизика. Они находят свое применение не только в философии, но и в других миро-

воззренческих формах, в частности в науке, включая и юридические дисциплины.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает философия в системе наук?

2. Какие типы мировоззрения вы знаете?

3. Перечислите разделы философского знания.

4. Как называется философское учение о бытии?

5. Что такое аксиология?

6. Каковы функции философии?

7. Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

8. Какой вопрос в философии принято называть основным?

9. Какие методы познания принято относить к числу философских?

10. Какие основные положения и идеи лежат в основе мировоззрения философов-мате-

риалистов, а какие – идеалистов?

11. Что означает понятие «Гносеологический оптимизм»?

История философии

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воз-

зрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и

дошедшие до нас в письменных источниках. Первыми письменными источниками прафи-

лософии Древней Индии являются «Веды» – сборники гимнов богам, песнопений, ритуа-

лов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что «Веды» составлялись в первой

половине I тысячелетия до н. э. Философские воззрения индусов образовали одну из веди-

ческих книг – «Упанишады». В тексте «Упанишад» содержится упоминание, что для сво-

его образования человек овладевает «…Ригведой, Яджурведой, Самаведой, Атхарваведой,

Итихасой, Пуранами, ведой вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством

предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священ-

ном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах». В VI–

V веках до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг

на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм,

санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.

Первыми письменными источниками прафилософии Древнего Китая являются «Книга

песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись весны и осени».

Они созданы на протяжении I тысячелетия до н. э. В них нашли отражения взгляды китай-

ских мыслителей на космос, человека, общество, божественные силы. В VII–III веках до

н. э. оформляются философские школы: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, натурфи-

лософская школа, школа имен и др.

Философские воззрения записывались и в других очагах древней культуры: в Египте,

в Древней Греции и Риме. На развитие европейской философской и научной традиции осо-

бенное влияние оказали философские идеи и построения древних греков и римлян, назван-

ные в совокупности античной философией.

Принято выделять пять исторически сложившихся типов философии:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь