Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные проблемы философии Раннего Нового времени
ХVII век – принципиально новая страница в истории Европы. Происходят кардиналь- ные изменения во всех сферах жизни. С развитием капитализма складывается новая соци- альная структура общества. Аграрные отношения перестают быть господствующими обще- ственными отношениями. Европейская цивилизация переходит в индустриальную фазу своего развития. Кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Наука как особый способ познания человеком мира приобретает самостоятельность, стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Веками продолжавшееся накопление научных знаний принесло свои плоды. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций госу- дарства, общества и человека. Изменяется и религиозное мировоззрение. Теизм и провиден- циализм окончательно уступают место пантеизму и деизму. Первое место в философских учениях XVII в. несомненно принадлежит гносеоло- гическим и методологическим проблемам. По мнению французского философа Рене Декарта (1596–1650), «мысль должна начинать с самое себя». В рамках гносеологии (учения о познании) сложились два течения философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон) выводили знание из чувственного опыта. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат. sensus – воспри- ятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж. Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувствен- ным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный (от лат. inductio – наведение) метод познания – от частного к общему. Наиболее видными представителями эмпиризма стали английские мыслители Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк. Рационалисты (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц) полагали, что реша- ющую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные знания. Однако разум не безграничен. Кроме того, он способен заблуждаться, так как окру- жающий мир двойственен и противоречив. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный (от лат. deductio – выведение) метод познания действительности – от общего к частному. Философы Нового времени вернулись к проблеме субстанции, одной из важнейших проблем онтологии (учения о бытии), занимавшей, как ранее отмечалось, за две тысячи лет до них античных философов. Мир, по Гоббсу, – это единая материальная субстанция, и ника- кой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические тео- рии. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632–1677) создал монистическую концеп- цию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция – Бог. Бог ото- ждествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал, что все формы действительности – это проявления единой субстанции. Основными формами субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, луч- шим подтверждением чего служит человек. Поэтому учение Спинозы некоторые философы относят к числу материалистических учений. Идеалистическая концепция XVII в. представлена в трудах Готфрида Лейбница (1646–1716), который считал, что мир плюралистичен, т. е. его основу составляет множе- ство субстанций – монад (от греч. монос – единственный). Монады – это «духовные атомы» мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейб- ниц выстраивал монады в иерархическом порядке: – высшая монада – Бог (у Лейбница пантеистическое понимание Бога); – далее следуют человеческие монады; – монады животного мира; – низшая группа («голые монады») – монады неживой природы. В Новое время в онтологии произошло изменение трактовки роли Бога. Ф. Бэкон и Г. Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus – бог). Бог в их теориях – безлич- ная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться. Итак, философы XVII в., который часто называют Ранним Новым временем, активно разрабатывали гносеологические, онтологические и методологические проблемы филосо- фии и науки. Новое время продолжалось до начала XX столетия, но в XVIII столетии «центр» философских исканий переместился из Англии во Францию. Философия эпохи Просвещения XVIII век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий фило- соф И. Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз: «Имей мужество применять свой разум». В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в соци- альном и духовном развитии общества. Они видели причину бедствий и страданий людей в их невежестве. Идеи Просвещения пришли из Франции. Ж. Даламбер назвал XVIII век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), годом начала Великой французской революции. В 50-е гг. стала издаваться «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», объединившая как ученых, так и философов, литераторов. Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма XVII в. (Рене Декарт), а от природы к разуму. К примеру, Поль-Анри Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума. Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырисовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = = познаваемое = осуществимое. Просветительская философия в своих приложениях была философией «практиче- ской», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих поряд- ков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума». Онтологические представления философов эпохи Просвещения отличались механи- цизмом. У них формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.- А. Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохра- няется. Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «чело- веческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.-Ж. Руссо отмечал, что «все, что муж- чина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу». Одновременно утверждалась идея о различии «дикаря» и «цивилизованного чело- века». Как полагал Ж.-Ж. Руссо, они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям. Применить диалектический метод познания в отношении истории просветителям тоже не представлялось необходимым. История для них есть скопление случайностей и нелепо- стей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = = добро = прогресс и «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье. Существенное место в системе взглядов философов эпохи Просвещения занимало уче- ние о фатализме (судьбе, неизбежности). В работе «Система природы» П.-А. Гольбах обра- щает внимание на каузальную (причинную) обусловленность всех событий, линейную связь следствия со своей причиной. Все происходит, по его мнению, неизбежно и неукоснительно, а люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок». Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Дени Дидро фактически противопоставлял философию и религию: «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители неве- жества». Просветители склонны были рассматривать религию как совместное творчество «случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника». Считалось, что просвещен- ный человек меньше нуждается в религиозном утешении и перестает быть суеверным. Таким образом, в эпоху Просвещения были заложены основы современного европей- ского мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах рационализма и гуманизма, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» разви- тия общества. Лидирующие позиции в развитии философии Франция к концу XVIII столе- тия передала Германии. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы