Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исследование динамики этносоциальных процессов.
Согласно данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, во второй половине XX века произошло несколько сот вооруженных конфликтов, из которых 70% были межэтническими. В течение последнего десятилетия XX века - на территории бывшего СССР было зафиксировано пять «этнических войн» и около 20 вооруженных столкновений, приведших к гибели около 100 тыс. человек среди мирного населения. Межэтнический конфликт — это кризисная социокультурная ситуация, обусловленная несовпадением интересов отдельной этнической группы с интересами других этнических групп или государства в целом и выражающаяся в стремлении данной этнической группы изменить (в том числе, силовыми методами) существующее соотношение между всеми участниками подобного взаимодействия. Данная кризисная ситуация выражается в «межэтнической напряженности» — особого психологического состояния этнической общности, которое складывается под воздействием совокупности неблагоприятных условий, ущемляющих интересы этноса и затрудняющие его развитие[1]. Для этого состояния характерны повышенная тревожность, склонность к драматизации любых негативных явлений и поиск виновных в их появлении, страх культурной ассимиляции. Все это приводит к ощущению необходимости этнической консолидации и борьбы за интересы этноса. Конечно, здесь необходимо осознавать, что в подобных конфликтах принимает участие не вся этническая группа, а лишь ее часть, в лучшем случае, пользующаяся активной или пассивной поддержкой большинства. Однако в большей или меньшей степени эти интересы обусловлены целым рядом объективных причин. Поэтому представление об этническом конфликте как о столкновении классовых или групповых интересов элит, к которым примыкают введенные в заблуждение массы (как это характерно для теорий социально-экономического детерминизма), не всегда является верным. Причины этнических конфликтов различны. Во-первых, это территориальные споры, которые либо предполагают передел сложившегося этнополитического пространства, либо оказываются связанными с проблемой создания независимых территориально-государственных образований и стремлением к изменению своего государственного статуса (возможно, обретение некогда утраченного суверенитета). Таковы грузино-абхазский и армяно-азербайджанский конфликты. Во-вторых, это непродуманная политика в отношении определенного народа, которая сопровождалась депортацией, вынужденным переселением, произвольным изменением границ между этносами, территориальное расчленение этнических общностей. Примером такого конфликта является чеченский конфликт. В-третьих, это, согласно «теории относительной экономической депривации», неравность экономических условий (чаще — оформившаяся в результате модернизации, урбанизации, распространения образования, реже — установившаяся исторически). Одним из частных случаев является изменение этнического разделения труда (этнической специализации), где каждый этнос характеризуется определенными видами деятельности — как китайцы в Малайзии, занимающиеся добычей олова и торговлей, или индийцы, работающие на плантациях каучука. Конечно, в конфликте оказываются, в первую очередь, заинтересованными этносы с худшим материальным положением, «отсталые», в отличие от «передовых». Они чаще выступают инициаторами этнического насилия. Однако причины этому не всегда экономические. Группа может быть отсталой по уровню образования, по уровню хозяйствования — в сельских, а не промышленных, районах, по доминированию традиционалистских устремлений. Такого рода этнические столкновения характерны для, соответственно, «отсталых» и «передовых» народов хауса и ибо, малайцев и китайцев, ассамцев и бенгальцев, лулуа и балуба. Однако рост этнонационализма характерен и для тех народов, которые пользуются существенными преимуществами по сравнению с представителями иных этнических групп и экономически являются одними из более обеспеченных — в частности, для басков и каталонцев в Испании, для хорватов и словенцев в Югославии. В-четвертых, причиной этнического конфликта может стать борьба за собственность и ресурсы, которые напрямую связаны с политическими устремлениями этнических элит. При этом этническая общность начинает высказывать претензии на владение материальными ресурсами, находящимися в месте ее проживания, вступая, по существу, в конфликт не с соседними этносами, а государством в целом. Преломление данных факторов через идею национализма актуализирует проблемы и выливается в противостояние одного этноса другому. Среди таких социально-экономических причин И.М. Семашко выделяет этнический групповой эгоизм. В Индии, подчеркивает исследователь, в основе сикхского сепаратизма лежит именно этот фактор. Особое место в ряду социально-экономических причин борьбы автор отводит конкуренции буржуазии различных этнических групп: «Национальная буржуазия по мере своего становления все более нетерпимо относится к своим иноэтническим конкурентам, перенося свою неприязнь на весь данный этнос». Еще одним из существенных конфликтоформирующих факторов является страх оказаться в подчиненном положении у других народов, страх исчезновения. По мнению Дональда Горовитца, для таких народов типичным становится довод, что отказ удовлетворить любое политическое требование приведет к исчезновению группы. Многие из отсталых групп приводят в пример при этом судьбу американских индейцев. Автор приводит такие примеры: Синд (Пакистан): синдхи «не хотят превратиться в краснокожих индейцев». Малайзия: многие малайские лидеры высказывают опасения, что малайцы могут уподобиться американским индейцам. Пенджаб (Индия): сикхи либо должны добиться равенства, либо смириться с постепенным исчезновением. Бирма: многие карены считают, что господство бирманцев приведет к исчезновению каренов. Тема исчезновения используется и меньшинствами в странах Запада, в частности, басками и франко-канадцами. Явления этнонационализма, приводящие к этническим конфликтам, напрямую связаны и с падением жизненного уровня, и с различным представительством этносов в социальной, политической и научной областях, с ухудшением экологического фона и качества окружающей среды, с депопуляцией, с конфессиональными различиями, а также с процессами миграции. Их следствием являются культурные изменения, которые проявляются в феноменах многоязычия и полистилистики, в сочетании различных стилей жизни, в распространении непривычной музыкальной среды, специфической национальной кухни и многого другого. Наконец, отметим, что весьма благоприятным фоном для развития конфликта является тоталитарный режим, отвергающий разнообразие — в том числе, этническое, и предпочитающий многообразию унификацию. Сегодня принято различать следующие типы конфликтов: - по форме проявления — латентные (скрытые), длящиеся десятилетиями не создающие угрозы для жизни людей, и актуализированные (открытые); - по характеру действий конфликтующих сторон — насильственные и ненасильственные; - по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами — статусные, этнотерриториальные и культурно-языковые; - по содержанию — конфликты стереотипов, конфликты идей, конфликты действий; - по особенностям противостоящих сторон — между этнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до создания самопровозглашенных государств), между этническими группами (погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошкской области); - по специфике соотношения относительных уровней экономического развития и социальной модернизированности сепаратистских регионов и этнических групп в сравнении со средним для государства в целом — сепаратизм отсталой этнической группы в отсталом регионе страны, сепаратизм отсталой этнической группы в развитом регионе страны, сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе, сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны. Несмотря на то, каждый из этнических конфликтов обусловлен особыми причинами, их динамика и характер развития достаточно предсказуемы. Здесь можно выделить следующие этапы их формирования: 1) латентная фаза — возникновение небольшой группы сторонников национально-этнического возрождения, настаивающей на реставрации этнических традиций и актуализации определенного этнического диалекта; 2) проявление конфликта — оформление деятельности этой инициативной группы в виде партий и движений; политизация деятельности этих организаций и расширение их социальной базы; манипуляция сознанием членов данных организаций через создание идеологем, мифологем и политических стереотипов; усиление взаимных претензий этнических групп; требование чрезвычайных мер для защиты их представителей в ответ на активные действия какой-либо этнической группы; этническая миграция; 3) активное течение конфликта; 4)последствия конфликта. Характер регулирования конфликта существенно различается на каждой из этих стадий. Конечно, необходимо эффективно реагировать на возникающее этнонациональное напряжение и стремиться локализовать конфликт на стадии его зарождения. Здесь основным принципом регулирования становится гражданское равноправие всех этносов и народностей, которое выражается в политике социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп. На втором этапе этническая напряженность может быть снята или смягчена эффективным обеспечением всех народностей объективной и непредвзятой информацией о реальном течении конфликта, созданием этнически нейтральных подразделений полиции и армии, строгом преследовании согласно закону всех участников и организаторов уличных беспорядков. В период активного течения конфликта основной целью его локализации становится начало переговоров по прекращению военных действий, которое может быть осуществлено при нейтрализации сторонников экстремистских методов разрешения конфликта, недопущении раскола властных структур по этническому признаку, проведении комплекса мер по обеспечению минимального количества человеческих жертв и материального ущерба и введение особого контроля за объективностью освещения конфликта в СМИ. Наиболее эффективные результаты по разрешению этнических конфликтов, как считает Р. Виринен, представляют разделение власти и региональная автономия. В первом случае этническая группа принимается в процесс принятия решений. Во втором предполагается расширение политических, экономических и культурных прав этнической группы на занимаемой ей территории, что предполагает право на использование языка, исповедование традиционной религии, развитие системы образования, обеспечивать внутреннюю безопасность, собирать налоги. Одним из вариантов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая национальным, в том числе малочисленным, общностям, не только компактно проживающим, но и разрозненно расселенным, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы