Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава первая. Доходы мусульманской семьи



Введение

Хвала Аллаху и благословения и приветствия Посланнику Аллаха r и всем его последователям.

Жизнь семьи и её состояние оказывает непосредственное влияние на жизнь отдельного человека и общества. Семья рождает отдельного человека, и она же представляет собой один из тех кирпичиков, из которых складывается общество. Всевышний Аллах сделал семью уютным и безопасным прибежищем для мужчины и женщины. Семья привносит в жизнь человека стабильность и помогает ему обрести душевный покой.

Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 30 «Pумы», аят 21).

Супруги находят успокоение друг у друга, а также любовь, понимание, сочувствие, участие, утешение и поддержку.

Брак — это союз двух сердец, и в основе этого союза лежит любовь, милосердие и искренняя и прочная привязанность друг к другу. Супружеская связь имеет очень глубокие корни. Создавая семью, мужчина и женщина намереваются прожить вместе долгие годы, и между ними возникает связь, напоминающая существующую у любого человека связь с самим собой: «Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них» (сура 2 «Корова», аят 187).

Важным следствием этой связи является рождение и воспитание детей, которое возможно лишь тогда, когда есть заботливый отец и нежная любящая мать.

Семью создают два человека, которые стараются исполнять свои обязанности друг перед другом как можно лучше и совместными усилиями создают в супружеском доме атмосферу любви и радости. Их отношения наполнены заботой, искренностью, нежностью и человеческим теплом.

Всевышний Аллах сказал: «И относитесь к ним [женщинам] хорошо» (сура 4 «Женщины», аят 13).

Ислам чётко обозначил границы супружеских отношений и наделил каждого из супругов правами и обязанностями. Каждой супружеской паре адресовано предписание: «Согласно установленному порядку, жёны имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья выше их по положению» (сура 2 «Корова», аят 228).

Итак, на женщину возложены определённые обязанности, и при этом ей дарованы права. А если говорить о том, что мужья выше их по положению, то имеется в виду возложенная на мужчину ответственность в распоряжении делами семьи и принятии важных решений. Мужчина — глава семьи, и он стоит у руля. Такое положение мужчина занимает в силу того, что на него возложены расходы, от которых освобождена женщина, и ему приходится прикладывать усилия, которые не приходится прикладывать ей.

Всевышний Аллах сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура 4 «Женщины», аят 34).

Но главенство не предполагает деспотизма. Ислам побуждает мужчину советоваться с женой при принятии важных решений: «И советуйтесь между собой по-хорошему» (сура 65 «Развод», аят 6), «Если они пожелают отнять ребёнка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха» (сура 2 «Корова», аят 233).

Ислам предписывает мужчине и женщине, создающим семью, распределять между собой обязанности, чтобы вместе плодотворно трудиться и созидать. Женщины, как известно, — родные сёстры мужчин. Мужчина — опора женщины. Женщина — успокоение для мужчины. В одиночку человеку не выдержать всех испытаний, не преодолеть всех препятствий, ибо он слаб. А когда он чувствует присутствие рядом другого человека, готового делить с ним радость и горе, это придаёт ему сил, помогает терпеливо переносить невзгоды и идти вперёд, не боясь трудностей.

Поэтому так важно, чтобы в семье царило согласие и обстановка была спокойной и мирной. А для этого необходимо правильно распределять средства, составляющие семейный бюджет, и организовывать жизнь семьи, в том числе и ведение домашнего хозяйства, таким образом, чтобы семья была обеспечена всем необходимым и в то же время между супругами не возникало конфликтов на бытовой почве. Правильно организованный быт — важное условие семейного счастья и душевного спокойствия супругов и остальных членов семьи.

Всевышний Аллах сказал: «Пусть же они поклоняются Господу этого Дома [Каабы], Который накормил их после голода и избавил их от страха» (сура 106 «Куpaйш», аяты 3–4).

Ислам, регулируя все стороны жизни мусульманской семьи, в том числе и экономическую, ставит своей целью обеспечить семье достойную и счастливую жизнь: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура 16 «Пчёлы», аят 97).

А для того, чтобы жизнь семьи была благополучной, комфортной для духа и тела, и проходила в атмосфере любви и милосердия, под сенью безопасности и справедливости, и её не омрачали голод, страх, ненависть и эгоизм, супруги должны исполнять веление Всевышнего: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (сура 16 «Пчёлы», аят 90).

Учитывая сегодняшнее положении многих семей, страдающих от острой нехватки средств, безработицы и больших долгов и испытывающих серьёзные трудности в добывании хлеба насущного, очевидна важность скорейшего возвращения мусульманской семьи к религии Всевышнего: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? » (сура 2 «Корова», аят 138).

Исследование, положенное в основу этой книги, призвано внести свой вклад в создание счастливой мусульманской семьи, живущей по законам ислама и соблюдающей предписания Всевышнего в своей повседневной жизни и ведении домашнего хозяйства.

Книга состоит из введения и четырёх глав. Глава первая посвящена доходам мусульманской семьи. Глава вторая посвящена расходам мусульманской семьи. Третья посвящена бюджету мусульманской семьи. Четвёртая посвящена примерам мусульманских семей, успешно ведущих своё хозяйство и правильно строящих свою жизнь.

Прошу Всевышнего сделать так, чтобы этот труд был написан только ради Его благородного Лика, и прошу того же для всех наших дел. Да примет Всевышний Аллах дела праведных и да сделает Он завершение нашей земной жизни благим! Поистине, Он — Слышащий, Внемлющий. И хвала Аллаху, Господу миров!

Ашраф Мухаммад Даваба

Человек — наместник Всевышнего на земле

Мусульманская семья должна понимать суть поклонения, которое было целью сотворения всего сущего: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие прах», аят 56). Это поклонение предполагает, что человек исполняет функции наместника Всевышнего на земле: ему поручено следить за имуществом Всевышнего на земле, распоряжаться этим имуществом взвешенно и мудро, приумножать его и преображать землю в соответствии с волей её истинного Владельца и Властелина — Всевышнего Аллаха, Которому принадлежит всё сущее.

Вера в наместничество человека на земле воспитывает в нём понимание того, что имущество даётся во временное пользование, и рано или поздно его придётся вернуть подобно тому, как сам он приходит в этот мир на время, а потом возвращается к своему Создателю. Аллах вверил ему это имущество для того, чтобы он распоряжался им согласно воле Того, Кому оно принадлежит на самом деле, то есть Одного лишь Всевышнего Аллаха, Царя царей. Всевышний спросит его о том, что он делал с этим имуществом. Пусть же он поразмышляет о Словах Всевышнего: «…и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (сура 7 «Преграды», аят 129).

Посланник Аллаха r сказал: «Стопы раба Аллаха не сдвинутся с места в День Воскресения, пока он не будет спрошен о пяти вещах: как он прожил свою жизнь, как он использовал свою молодость, как он приобрёл своё имущество, на что его тратил и как он распорядился своими знаниями» [ат-Тирмизи].

Посланник Аллаха r также сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются[1], кроме трёх. Это непрерывная милостыня, знание, приносящее пользу людям, и праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбой за него» [Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Абу Дауд].

Важность труда

Ибн Хальдун писал в своём «Введении», что доходы — ценность дел. Доход (касб) и удел (ризк) — различные понятия. Человек стремится к получению доходов. И если они принесли ему пользу и он, расходуя на свои нужды, увидит плоды этих расходов, это и называется уделом.

Мутарриф передаёт со слов своего отца: «Я пришёл к Пророку r, а он в это время читал: “Вас отвлекло приумножение…” — и он сказал: “Говорит сын Адама: ‹Моё богатство, моё богатство! › А что достаётся тебе, о сын Адама, из твоего богатства, кроме того, что ты съел и уничтожил, что ты надевал и износил и что ты пожертвовал и сохранил? [4]”» [Муслим].

Если человек никак не использовал приобретённое и не растратил его на удовлетворение своих нужд и снискание мирских благ, это называется доход.

Важность труда и добывания хлеба насущного. В Благородном Коране есть несколько аятов, в которых содержится побуждение трудиться, для того чтобы добыть пропитание и обрести удел. Всевышний сказал: «Мы сделали день временем для того, чтобы добывать пропитание» (сура 78 «Весть», аят 11).

Всевышний также сказал: «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность! » (сура 7 «Преграды», аят 10).

Кроме того, Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (сура 67 «Власть», аят 15).

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле…» (сура 2 «Корова», аят 267).

Он также сказал: «…разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха» (сура 62 «Сбор», аят 10).

Всевышний также сказал: «На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа» (сура 2 «Корова», аят 198).

Он также сказал: «…что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха» (сура 73 «Закутавшийся», аят 20).

Аль-Куртуби сказал: «В этом аяте Всевышний Аллах приравнял сражающихся на Его пути к тем, кто добывает имущество дозволенным путём для того, чтобы обеспечивать себя и свою семью и делать добро людям. Поэтому Ибн ‘Умар говорил: “Не сотворил Аллах такой смерти, которая была бы желаннее для меня после смерти на пути Аллаха, чем смерть в седле, на котором я странствовал бы по земле в поисках милости Аллаха”».

Посланник Аллаха r также побуждал людей трудиться и добывать себе пропитание.

Сахр ибн Вада‘а аль-Гамиди передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, сделай благословенным для моей общины раннее утро» [аль-Мунзири. Ат-Таргыб ва ат-тархиб].

Абу Хурайра также передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Для любого из вас взять верёвку, нарубить дров и принести их на спине, [чтобы продать], лучше, чем обращаться с просьбами к какому-нибудь человеку, который может дать ему что-нибудь, а может и отказать» [аль-Бухари].

Аль-Микдам t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом рук своих, и, поистине, пророк Аллаха Дауд (мир ему) питался тем, на что он зарабатывал трудом рук своих» [аль-Бухари].

А когда Пророка r спросили о лучшем способе заработать на жизнь, он ответил: «Безупречные сделки и работа, которую человек делает своими руками» [Ахмад].

Он сказал: «Какого бы пророка Аллах ни направлял к людям, он обязательно пас овец». Его сподвижники спросили: «А ты? » — и он сказал: «Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов[5]» [аль-Бухари, хадис № 2262].

Упование, а не бездеятельность. Человек, желающий обрести что-то или получить доход, должен стремиться к этому и прикладывать усилия для достижения поставленной цели. Всевышний Аллах сказал: «Ищите же пропитание у Аллаха» (сура 29 «Паук», аят 17). То есть прикладывайте усилия, чтобы обрести его.

Да, удел — от Аллаха. Но от верующего требуется не сидеть и ждать, пока этот удел придёт к нему, а трудиться, чтобы обрести его. Мусульманская семья должна делать то, что помогает добыть пропитание и приумножить имущество, уповая при этом на Аллаха.

Всевышний сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура 65 «Развод», аят 3).

Он также сказал: «И уповайте на Аллаха, если вы верующие» (сура 5 «Трапеза», аят 23).

Всевышний также сказал: «…уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Посланник Аллаха r сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, Он давал бы вам удел, как даёт его птицам, которые улетают утром голодными и возвращаются вечером сытыми» [ат-Тирмизи, хороший достоверный хадис].

Джабир ибн ‘Абдуллах t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «О люди, бойтесь Аллаха и будьте умеренны в поисках [пропитания], ибо, поистине, ни одна душа не умрёт, пока не получит свой удел полностью, даже если он где-то и задержится. Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в поисках [пропитания]: берите дозволенное и оставляйте запретное» [Ибн Маджа].

В этом хадисе упоминается умеренность, но не отказ от поиска пропитания и стремления заработать на жизнь, потому что для того, чтобы получить свой удел, человек должен прилагать усилия и делать то, что помогает достичь цели. ‘Умар ибн аль-Хаттаб t сказал об этом: «Пусть никто из вас не перестаёт прикладывать усилия для того, чтобы получить удел, и не ограничивается словами: “О Аллах, даруй мне удел! ” Ведь вы знаете, что небеса не проливают дождей из золота или серебра» [аль-Газали. Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 2, с. 56].

‘Умар ибн аль-Хаттаб t сказал Зайду ибн Масляме, когда тот сажал деревья на принадлежавшей ему земле: «Ты поступаешь правильно. Сделай так, чтобы ты не нуждался в людях, и это будет надёжнее для твоей религии и достойнее в глазах людей» [аль-Газали. Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 2, с. 57].

Передают также, что однажды ‘Иса (мир ему) увидел какого-то человека и спросил: «Что ты делаешь? » Тот ответил: «Занимаюсь поклонением». Он спросил: «А кто обеспечивает тебя? » Он ответил: «Мой брат». Тогда он сказал: «Брат твой поклоняется лучше, чем ты» [аль-Газали. Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 2, с. 57].

Имама Ахмада спросили: «Что ты скажешь о человеке, который сидит в своём доме или в мечети и говорит: “Я не стану ничего делать, а буду просто ждать, пока ко мне придёт мой удел”? » Он ответил: «Этот человек неправильно понимает [религию]. Разве не слышал он слов Пророка r: “Поистине, Аллах поместил удел мой под сень копья моего”? » [аль-Газали. Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 2, с. 58; цитируемый хадис: аль-Бухари, т. 3, с. 1067].

Пусть же мусульманская семья прикладывает необходимые усилия и трудится для того, чтобы получить свой удел, однако пусть внешние причины получения удела не мешают ей помнить об источнике этих причин — Всевышнем Аллахе. И пусть сердца членов мусульманской семьи успокоятся и они осознают: не эти причины приносят им их удел. Удел давно определён и отмерен, и если Аллах предопределил что-то, оно обязательно так и будет.

Всевышний сказал: «На небе — ваш удел и то, что вам обещано. Клянусь Господом неба и земли, что это является истиной, подобно тому, что вы обладаете даром речи» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 22–23).

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, каждый из вас сначала находится в чреве матери сорок дней в виде капли семени. Затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти. А потом Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его жизненный срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» [Муслим].

Важность богобоязненности, испрашивания прощения и поддержания родственных связей. Между этими действиями и увеличением удела существует тесная связь, о чём упоминается в Коране и Сунне, и мусульманская семья должна помнить об этом.

Всевышний Аллах упоминает в нескольких аятах Благородного Корана испрашивание прощения, богобоязненность и обретение удела — всё это вместе, потому что эти три вещи связывают человека — его чувства и всё его существо — с Творцом напрямую.

Члены мусульманской семьи должны бояться своего Господа в отношении того имущества, которое Он даровал им. И они должны чаще просить у Аллаха прощения и избегать ослушания Его. Это избавляет человека от потребности в любой помощи и открывает перед ним врата удела, который он получает оттуда, откуда рассчитывал его получить, и оттуда, откуда не рассчитывал.

Ему даруется благодать, процветание, благосостояние и благополучие. На это указывают Слова Всевышнего: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (сура 65 «Развод», аяты 2–3).

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли» (сура 7 «Преграды», аят 96).

«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки ”» (сура 71 «Нуx», аяты 11–12).

Всевышний также сказал: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определённого срока и одарил Своей милостью каждого милостивого» (сура 11 «Худ», аят 3).

А ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк r сказал: «Кто постоянно просит у Аллаха прощения, тому Аллах дарует избавление от всех забот и выход из любого затруднительного положения, и дарует ему удел оттуда, откуда он даже не предполагает его получить» [Ибн Маджа, слабый хадис].

Следует также помнить о том, что поддержание родственных связей — одно из действенных средств увеличения удела. В хадисе сказано: «Кто желает, чтобы был увеличен его удел или продлена его жизнь, пусть поддерживает родственные связи» [аль-Бухари].

Посланник Аллаха r предостерёг верующих от ослушания Аллаха и его последствий. Саубан t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, человек лишается удела за совершаемые им грехи» [Сахих Ибн Хиббан. Под редакцией Шу‘айба аль-Арнаута].

‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил Са‘ду ибн Вухайбу, который приходился Посланнику Аллаха r дядей со стороны матери: «О Са‘д! Между вами и Аллахом нет родства. Вы — Его рабы, и Он — ваш Господь, и вы получаете то, что есть у Него, посредством покорности Ему». Те блага, благодать, добрый удел, безопасность и благополучие, которые у Аллаха, мусульманская семья может снискать лишь посредством следования прямым путём и соблюдения законов Всевышнего. ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз сказал: «Тот, кто боялся Всевышнего сегодня, завтра пребудет в безопасности, как и тот, кто продал малое за великое, тленное — за вечное, несчастье — за счастье. Разве не видите вы, что живёте среди смертных и после вас придут те, кому суждено жить…»

Тревога о будущем потомков побуждает мусульманскую семью к богобоязненности. Всевышний Аллах сказал: «Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (сура 4 «Женщины», аят 9).

Пусть же мусульманская семья уповает на Аллаха истинным упованием, ибо есть лишь один способ обеспечить себе благополучие в обоих мирах — это покорность Всевышнему: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём» (сура 6 «Скот», аят 82).

Пусть же мусульманская семья преображает мир этот в покорности Всевышнему, следуя путём пророков, и обеспечивает себе достойное будущее посредством следования прямым путём.

Довольство своей долей

Вера в то, что Аллах предопределил всё хорошее и плохое, приятное и неприятное, — один из столпов веры, без которого вера раба Аллаха недействительна. Мусульманская семья должна верить в то, что постигшее её не могло обойти её стороной, а обошедшее её стороной не могло постигнуть её, и в то, что всё приносит пользу или причиняет вред только по воле Аллаха.

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды, когда я сидел верхом позади Пророка r, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам[6]: помни об Аллахе[7], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой[8]. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха. Если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья[9] уже подняты, а страницы[10] уже высохли”».

Семья между благодарностью и терпением. И если имущество мусульманской семьи умножается по воле Всевышнего, то члены этой семьи благодарят Аллаха и не радуются, как радуются высокомерные гордецы: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих» (сура 28 «Рассказ», аят 76). Если же их постигает неудача, они воспринимают её спокойно. Они убеждены: что бы Аллах ни сделал, всё к лучшему, и это величайшая милость Всевышнего, что беда затронула их богатство, а не их религию. Ведь богатство Аллах дарует и тем, кого любит, и тем, кого не любит, и лишает богатства Он и того, кого любит, и того, кого не любит.

Мусульманин старается не попадать в число тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня! ” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня! ”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16); «Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достаётся добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток! » (сура 22 «Xaдж», аят 11).

Сухайб t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Как удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» [Муслим].

А ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Какая бы беда ни постигла меня, я признаю за Всевышним Аллахом четыре милости, связанные с ней: то, что это не коснулось моей религии; то, что беда эта не была больше и серьёзнее; то, что Он не помешал мне воспринять её с довольством; и то, что я надеюсь на награду за [терпеливое перенесение] её» [аль-Газали. Ихйа ‘улюм ад-дин, т. 3, с. 121].

Мусульманская семья может возвыситься до уровня благодарных, только если она будет довольна тем, что даровал ей Господь и усвоит наставления Посланника Аллаха r: «О Абу Хурайра! Будь скромным и благочестивым — и будешь самым усердно поклоняющимся из людей; довольствуйся тем, что имеешь, — и будешь самым благодарным из людей; желай людям того же, чего желаешь себе, — и ты будешь верующим» [Ибн Маджа].

Членам мусульманской семьи необходимо усвоить и другое наставление Посланника Аллаха r: «Преуспел тот, кто принял ислам, и получает достаточный удел, и кому Аллах помогает довольствоваться тем, что он имеет» [Муслим].

«Богатство — это не обилие мирских благ. Истинное богатство — богатство души» [Муслим; Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

Если мусульманская семья научится довольствоваться тем, что дарует ей Всевышний Аллах, она обретёт покой и умиротворение. Она не будет стремиться обрести то, что даровано другим, и это поможет ей снискать любовь Господа и любовь людей, как сказал Посланник Аллаха r: «Будь умерен в пользовании мирскими благами — и полюбит тебя Аллах; не возжелай того, что принадлежит людям — и полюбят тебя люди» [Ахмад].

‘Умар ибн аль-Хаттаб t говорил: «Алчность — бедность, а равнодушие к мирским благам — богатство, и по-настоящему богат тот, кто равнодушен к тому, чем владеют люди».

Удел у всех разный. Удел у всех людей разный — таков обычай Всевышнего Аллаха. Люди отличаются между собой своими способностями и талантами, которыми наделил их Аллах, и соответственно отличается польза, которую они получают благодаря этим способностям.

Всевышний сказал: «Мы распределили между ними средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают» (сура 43 «Украшения», аят 32).

Мусульманская семья должна верить в эту истину и не взирать постоянно на того, кому даровано больше, чем им, а обратить взгляд на того, у кого удел ещё меньше, чем у них, и восхвалять Аллаха за то, что им даровано.

Как сказал Посланник Аллаха r: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, и это поможет вам не пренебрегать ни одной из милостей Аллаха»[11] [Ибн Маджа].

Не стоит забывать о том, что щедро даруемый удел может быть испытанием от Аллаха, чтобы человек показал своё истинное лицо: будет ли он благодарен Всевышнему или же возгордится и начнёт ликовать и радоваться тому, что у него есть, считая это своей личной заслугой. Если человеку дарован скромный удел, то в этом тоже может быть заключён особый смысл. Всевышний испытывает человека: станет ли он проявлять терпение в отношении того, что постигло его, или же начнёт выказывать недовольство, раздражение и досаду.

Всевышний сказал: «Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим рабам, чтобы они не сравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха? » (сура 16 «Пчёлы», аят 71).

Различие в уделах не означает, что богатый лучше бедного, поскольку лучшим пред Аллахом человека делают его богобоязненность и благие дела, а не степень состоятельности. Если бедный человек проявляет терпение и демонстрирует довольство тем, что предопределил ему Всевышний Аллах, Он отводит ему почётное место. Это, однако, не означает, что человека должен желать бедности. Абу Зарр передаёт: «Однажды Посланник Аллаха r спросил меня: “О Абу Зарр, считаешь ли ты, что обилие имущества и есть богатство? ” Я ответил: “Да, о Посланник Аллаха”. Посланник Аллаха r спросил: “Считаешь ли ты, что скудность имущества и есть бедность? ” Я ответил: “Да, о Посланник Аллаха”. Посланник Аллаха r сказал: “Настоящее богатство — это богатство сердца, и настоящая бедность — это бедность сердца”» [Ибн Хиббан].

Сам Посланник Аллаха r говорил, обращаясь к Господу с мольбой: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от неверия и бедности» [Ибн Касир].

Мусульманин должен трудиться и прилагать усилия для того, чтобы перейти от состояния бедности к состоянию богатства — богатству сердца и состоятельности, которая избавит его от необходимости обращаться к людям с просьбами.

Всевышний также сказал: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи» (сура 4 «Женщины», аят 32).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Пусть человек не желает, говоря: “Если бы у меня было имущество такого-то и его жена! ” — ибо, поистине, Аллах запретил это, но пусть он просит Аллаха о Его милости» [Ибн Касир].

Ислам желает таким способом очистить души членов мусульманской семьи и освободить их сердца от злобы и зависти, которые становятся болезнью для сердца и уничтожают в нём покорность Аллаху. Ислам стремится сделать так, чтобы мусульманская семья жила спокойно, со здравым сердцем, не страдая от злобных наущений, и чтобы, видя благо, дарованное им или кому-то другому, они проявляли довольство и осознавали милость Аллаха, проявлением которой стало это благо, и при этом вспоминали слова Посланника Аллаха r: «Какое бы благо ни было даровано мне или одному из Твоих творений, оно — от Тебя Одного, нет у Тебя сотоварищей, и Тебе благодарность, и Тебе хвала» [Ибн Хиббан].

А увидев горе, постигшее кого-нибудь, члены мусульманской семьи должны посочувствовать этому человеку, и пожелать, чтобы Аллах отвёл от него беду, и протянуть ему руку помощи.

‘Абдуллах ибн ‘Амр передаёт, что однажды Посланника Аллаха r спросили: «Кто является лучшим из людей? » Он ответил: «Это каждый, чьё сердце очищено, а язык правдив». Люди сказали: «Мы знаем, кто такой правдивый, но что означает “с очищенным сердцем”? » Он сказал: «Это богобоязненный и чистый, в котором нет ни нечестивости, ни несправедливости, ни злобы и зависти» [Ибн Маджа].

Мир этот и мир вечный

Поскольку мир этот — нива для мира вечного, и человек будет спрошен о своём имуществе: каким путём он его приобрёл и на что расходовал — то связь между миром этим и миром вечным в поведении мусульманской семьи чрезвычайна важна: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя» (сура 28 «Рассказ», аят 77).

Повседневные заботы и добывание хлеба насущного не должны мешать мусульманской семье исполнять свои обязанности перед Господом. Всевышний Аллах сказал: «О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с Ним» (сура 84 «Раскалывание», аят 6).

Всевышний похвалил тех, кто совмещает приобретение удела посредством торговли, с одной стороны, и поклонение, с другой. Всевышний сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его Имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им наилучшим образом за то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без счёта» (сура 24 «Свет», аяты 36–37). Эти люди покупали и продавали, однако, когда наступало время молитвы, они спешили соблюсти право Господа. Они выплачивали закят, смотрели в мир вечный, и души их были спокойны, а имущество очищалось, и Аллах давал им благодать. Всевышний Аллах сказал: «Когда же молитву завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (сура 62 «Сбор», аят 10).

Катада так описывает сподвижников Посланника Аллаха r: «Они покупали и продавали, однако, когда речь шла об одном из прав Аллаха, торговля и купля-продажа не отвлекали их от поминания Аллаха и они непременно соблюдали Его право» [аль-Бухари].

Сподвижник Ирак ибн Малик каждый раз после пятничной молитвы становился у входа в мечеть и говорил: «О Аллах, поистине, я ответил на Твой призыв, совершил молитву, которую Ты возложил на меня и отправился восвояси, как Ты мне велел. Даруй же мне удел по милости Своей, ведь Ты — Лучший из дарующих удел! » [Ибн Касир. Ат-Тафсир].

Мирские заботы и добывание хлеба насущного не должны отвлекать членов мусульманской семьи от совершения благих дел. В своих ежедневных трудах и ведении домашнего хозяйства они должны постоянно помнить об Аллахе. Это путь к увеличению благих дел и прощению скверных, увеличению удела и обретению благодати в повседневной жизни семьи.

Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152).

А в хадисе-кудси говорится: «“Я таков, каким считает Меня раб Мой, и Я вместе с ним, когда он поминает Меня[12]. Если он помянет Меня про себя, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе других людей, то Я помяну его среди тех, кто лучше их[13]. Если он попытается приблизиться ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если он попытается приблизиться ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом”» [аль-Бухари; Муслим].

Утром членам мусульманской семьи следует совершить омовение и обратиться к Всевышнему с мольбой, с которой обращался к Нему Посланник Аллаха r: «О Аллах, прости мне грех мой, и сделай дом мой просторным, и сделай удел мой благодатным»[14] [ан-Насаи].

Отправляясь в мечеть для совершения утренней молитвы, Посланник Аллаха r обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, помести в сердце моё свет, и в зрение моё свет, и в слух мой свет, и передо мной свет, и позади меня свет, и надо мной свет, и подо мной свет, и даруй мне свет»[15] [Муслим].

И Всевышний Аллах ниспошлёт благодать их телам и душам. А после совершения молитвы вся семья пребывает под защитой Аллаха и обретает Его покровительство. Посланник Аллаха r сказал: «Кто совершил утреннюю молитву, тот под защитой Аллаха» [Муслим]. А что может быть прекраснее чем с самого утра находиться под защитой Того, Кто распоряжается всем в мире и дарует удел Своим творениям?

После молитвы члены мусульманской семьи, воздевая руки с надеждой и страхом, начинают произносить утренние слова поминания Аллаха, уповая на Него и прося у Него здоровья, благополучия и других благ.

Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах, даруй благополучие телу моему! О Аллах даруй благополучие слуху моему! О Аллах, даруй благополучие зрению моему. Нет божества, кроме Тебя» [16] [Абу Дауд].

Посланник Аллаха r также говорил: «О Аллах, поистине я прошу у тебя защиты от неверия и бедности, о Аллах, я прошу у тебя защиты от мучений могилы! Нет божества, кроме Тебя» [17] [Абу Дауд].

И Посланник Аллаха r говорил: «О Живой, о Вседержитель, обращаюсь за защитой к милосердию Твоему, приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня душе моей ни на мгновение! » [18] [ат-Тирмизи].

Мусульманская семья стремится к благодати во всём, поэтому, приступая к еде, члены этой семьи начинают с поминания имени Аллаха и обращаются к Аллаху с мольбой: «О Аллах, сделай эту еду благодатной для нас и накорми нас ещё лучшим»[19].

Завершив трапезу, члены мусульманской семьи снова обращаются к Аллаху с мольбой, говоря: «Хвала Аллаху, Который накормил меня этой едой и даровал мне её, тогда как сам я не прикладывал ни силы, ни старания» [20] [ат-Тирмизи].

Одеваясь, члены мусульманской семьи говорят: «Хвала Аллаху, Который одел меня в это и даровал мне это, тогда как у меня самого не было ни силы, ни мощи» [21] [Абу Дауд].

И Всевышний Аллах делает их пищу и одежду благодатными для них и уберегает их от любого зла, связанного с ними.

При выходе из дома члены мусульманской семьи говорят: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от того, чтобы сбиться с пути или быть сбитым с него, от того, чтобы допустить ошибку самому, и от того, чтобы меня заставили совершить ошибку, от того, чтобы поступать несправедливо, и от того, чтобы со мной поступали несправедливо, от того, чтобы быть невежественным, и от того, чтобы меня держали в невежестве» [22] [Абу Дауд], а также «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха» [Абу Дауд].

И Всевышний Аллах дарует им, что пожелает, и избавляет их, от чего пожелает, и благодаря этому Шайтан не может найти дороги к членам этой семьи и обходит их стороной.

Приходя на работу, они говорят: «Нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть, и Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он — Живой и не умирает, в Его Руках благо, и Он всё может» [23] [ат-Тирмизи].

После этого члены мусульманской семьи спокойно принимаются за работу, понимая, что всё происходит лишь по воле Аллаха — жизнь и смерть, богатство и бедность. Они знают: чему суждено произойти, то произойдёт, и каждый человек получит свой удел сполна.

Возвращаясь домой, члены мусульманской семьи также поминают Аллаха, стремясь снискать благодать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь