Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сверка предполагаемого бюджета с реальными доходами и расходами



Бюджет важно не только составить, но и следовать составленному плану. Основная ответственность при этом ложится на хозяйку дома. Вместе с другими членами семьи она должна не только участвовать в составлении бюджета, но и сверять предполагаемые доходы и расходы с реальными в конце каждого месяца и определять излишки или наоборот недостаток средств, выясняя причины их возникновения и стараясь «выровнять» бюджет в следующем месяце, чтобы дефицит не увеличивался.

Глава четвёртая. Примеры семей, правильно организовавших свою жизнь и деятельность

Мы знаем благополучные и счастливые мусульманские семьи, которые могут служить примером для других. Их главной чертой была богобоязненность и покорность Господу, а их экономическая деятельность регулировалась нормами Шариата. Члены этих семей знали свои обязанности и аккуратно исполняли их. Они брали только то, на что имели право, а иногда великодушно отказывались от своих прав.

Приведём несколько примеров таких семей.

Семья Посланника Аллаха r

Первый раз Посланник Аллаха r женился ещё до начала своей пророческой миссии. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) была состоятельной женщиной и вела торговлю на свои деньги. Узнав о честности, правдивости и благонравии Мухаммада r, она решила нанять его, чтобы он торговал для неё. Впоследствии ей захотелось стать его женой. Хадиджа была лучшей из женщин своего народа того времени. Она отличалась благородством происхождения, состоятельностью и выдающимся умом. Она предпочла Мухаммада r нескольким лидерам курайшитов, которые сватались к ней и были завидными женихами.

Когда Мухаммад r посватался к Хадидже, ему было двадцать пять лет, а ей — сорок. Посланник Аллаха r прожил с Хадиджей четверть века в любви и согласии. Она родила ему сыновей и дочерей. Она никогда не отделяла своё имущество от его имущества, а после начала пророческой миссии Хадиджа не только была ему верным другом и помощником, но и помогала ему деньгами.

Она была прекрасной женой, искренней и мудрой, и Мухаммад r находил у неё поддержку и утешение всякий раз, как обращался к ней. Она была ласковой и заботливой матерью.

Посланник Аллаха r впоследствии говорил о ней: «Она уверовала в меня, когда другие люди оставались неверующими; она поверила мне, когда другие люди обвиняли меня во лжи; она помогала мне из своих средств, когда другие люди, напротив, лишили меня поддержки; и Аллах даровал мне от неё детей и не даровал от других» [аль-Бухари]. Он также говорил: «Мне была дарована её любовь» [Муслим].

Посланник Аллаха r любил Хадиджу, всегда был верен ей, открыто признавал её достоинства и то, что именно она была рядом с ним в трудные минуты, поддерживала его, помогала ему доносить послание Всевышнего до людей, развеивала его печали и гнала прочь его тревоги. Посланник Аллаха r не брал других жён до самой её смерти, а после её кончины продолжал оказывать благодеяния всем, кто был так или иначе связан с ней, в память о ней.

Жизнь Посланника Аллаха r с ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах) была ещё одним примером великой любви. Супружеская жизнь ‘Аиши с Посланником Аллаха r была образцом счастливой супружеской жизни. Сама ‘Аиша рассказывала: «Мой образ был показан Посланнику Аллаха r ещё до того, как Аллах придал мне форму в утробе матери моей, и я единственная из всех его жён была девственницей, когда он женился на мне, и Откровение ниспосылалось ему, когда голова его покоилась у меня на коленях, и моё оправдание было ниспослано с небес, и он совершал молитву, когда я лежала перед ним, чего не делал ни с одной из своих жён, и он никогда не женился на женщине, родители которой были переселенцами (мухаджир), кроме меня, и мы с Посланником Аллаха r совершали полное омовение из одного сосуда, чего он не делал ни с одной из своих жён, и Аллах забрал его из этого мира, когда голова его покоилась у меня на груди, и умер он в ночь, которую должен был провести у меня, и похоронен он был в моём бывшем доме»[34].

Если говорить о других жёнах Посланника Аллаха r, то он любил их и они любили его, и лучшее тому доказательство — выбор, который они сделали, когда был ниспослан аят о выборе между Посланником Аллаха r и мирскими благами. ‘Аиша выбрала Посланника Аллаха r, и такой же выбор сделали все его жёны. Жёны Посланника Аллаха r жили вместе с ним в покорности Господу и поклонении Ему. Они делили с ним радость и горе и терпеливо переносили вместе с ним всё, что ему приходилось претерпевать во время распространения исламского призыва.

Их жизнь была скромной, и у них никогда не было излишков мирских благ. Однажды, посмотрев на свою бедность — и это притом, что они были жёнами самого Посланника Аллаха r, предводителя мусульманской общины, — им захотелось украшений и удовольствий мира этого. Узнав об этом, Посланник Аллаха r покинул их на месяц — до тех пор, пока Всевышний Аллах не ниспослал о них следующие аяты: «О Пророк! Скажи своим жёнам: “Если вы желаете мирской жизни и её украшений, то придите — и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду”» (сура 33 «Отряды», аяты 28–29).

И Посланник Аллаха r предоставил им выбор: либо они остаются с ним и живут так, как жили до этого, и их наградой станет Рай, либо он даст им развод и отпустит их, если они желают.

Посланник Аллаха r начал с ‘Аиши, которой сказал: «О ‘Аиша, я хочу предложить тебе нечто и хочу, чтобы ты не торопилась с ответом, пока не посоветуешься с родителями». Посланник Аллаха r прочитал ей эти аяты, и она спросила: «О Посланник Аллаха, так ты считаешь, что мне следует посоветоваться с родителями относительно тебя? Я выбираю Аллаха, Его Посланника и вечную обитель».

Так же поступили остальные жёны Посланника Аллаха r. При этом ни одна из них не знала, что ответила другая.

Таким образом, все жёны Посланника Аллаха r выбрали Аллаха, Его Посланника и Рай и согласились жить скромно ради того, чтобы быть его жёнами в земной жизни и в жизни вечной.

Посланник Аллаха r был прекрасным мужем. Он был внимательным, добрым, заботливым и сердечным человеком. У него были тёплые и искренние отношения с жёнами, и они отвечали ему любовью, милосердием и заботой. Он часто беседовал со своими жёнами и уделял им много внимания. И он был справедливым, обеспечивая всех жён одинаково. Его нрав был благим, и когда ему приходилось выбирать между двумя делами, он неизменно выбирал более лёгкое, если только в нём не было греха. Он спокойно и терпеливо переносил ревность своих жён и свойственную женщинам эмоциональность.

Сам Посланник Аллаха r говорил: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам, а я лучше вас всех отношусь к своим жёнам» [ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

У Посланника Аллаха r было несколько верблюдиц и овец, молоком которых питался он и его семья. И у него были рабы и рабыни, к которым он относился так же, как к свободным, и они ели ту же пищу, что и он сам. И он сам чинил свои сандалии, зашивал одежду и помогал своим жёнам в домашних делах — резал мясо, подметал пол, покупал необходимое. Спал он на кожаном матрасе, набитом пальмовыми листьями, и никогда не жаловался на грубую постель. Если было на что лечь, он ложился, если ничего не было, он ложился на землю. Он ездил на чём придётся — иногда на лошади, иногда на верблюде, иногда на мулице, иногда на осле. А в других случаях ходил пешком, иногда даже без обуви и головного убора. Он был равнодушен к мирским благам и пользовался ими крайне умеренно. Он надевал одежду, которая была у него, и никогда не жаловался на её недостаток или плохое качество. Иногда он надевал йеменский плащ, иногда — шерстяную рубаху — главное, чтобы в одежде не было ничего запретного. И ему случалось привязывать камень к животу от голода. Он питался тем, что посылал ему Аллах, и никогда не порицал еду. Он ел дозволенное, а уж что это было — финики, хлеб, арбуз, мёд, молоко, — его не заботило. А если он вставал утром и видел, что еды нет, он просто говорил: «Я пощусь» — и соблюдал пост.

Посланник Аллаха r не ел досыта пшеничного хлеба три дня подряд, и не потому, что он был так беден, что не мог себе это позволить, или так скуп, а потому что неустанно заботился о других — голодных, неимущих. Он обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, сделай удел семейства Мухаммада достаточным[35]» [Ахмад].

Он не оставлял у себя ни динара, ни дирхема, и если в его доме оставалось что-то, что он хотел отдать, но не успел, он не шёл домой, пока не узнавал, что это уже отдали. Из того, что даровал ему Аллах, он брал годовое пропитание для себя и своей семьи, а остальное расходовал на пути Аллаха. Пища его семьи была простой и недорогой — финики, ячмень… За день до смерти он отпустил на свободу оставшихся рабов, раздал в качестве милостыни семь динаров, которые были у него, и подарил мусульманам своё оружие. Вечером ‘Аиша взяла у соседки в долг масло для лампы, а кольчуга Посланника Аллаха r была заложена у одного иудея за тридцать са‘ ячменя, которые Посланник Аллаха r взял у него для своей семьи. Когда Посланник Аллаха r умирал, на нём были изар и накидка из грубой ткани.

Блажен ты, живой и мёртвый, о Посланник Аллаха! Ты жил жизнью счастливых и обеспечил благодатную жизнь своим близким и своей общине…

§ 2. Семья ‘Али ибн Абу Талиба

‘Али посватался к Фатыме, которая была младшей и самой любимой дочерью Посланника Аллаха r, будучи бедным. У него не было имущества, но была вера, богобоязненность и храбрость, с которой он сражался на пути Аллаха. Посланник Аллаха r сообщил Фатыме о том, что ‘Али хочет жениться на ней, и она промолчала в знак согласия и довольства. Брачным даром для дочери Посланника Аллаха r стала кольчуга ‘Али — его единственное имущество. Эту кольчугу подарил ему в своё время Посланник Аллаха r.

‘Али t рассказывал: «Желая привести в дом свою молодую жену Фатыму, дочь Посланника Аллаха r, я договорился с одним ювелиром из племени бану Кайнука, что он поедет со мной и мы привезём душистый тростник, который я хотел продать кому-нибудь из ювелиров, чтобы устроить на вырученные деньги угощение по случаю женитьбы» [аль-Бухари; Муслим].

‘Али t с готовностью принялся за работу, стремясь осуществить своё желание взять в жёны госпожу женщин — обитателей Рая. Он организовал небольшое торжество по случаю свадьбы со скромным угощением — без излишеств, без каких-либо запрещённых Шариатом деяний. Так проводили свои свадьбы лучшие из людей после пророков — без музыки и танцев, без алкоголя и запретных блюд, без излишеств и нарушений исламского этикета, без непристойности и ненужного общения посторонних мужчин и женщин…

После свадьбы супруги переехали в супружеский дом, в котором не было красивой мебели и роскошной обстановки. Обстановка была самая простая, но сердца этой пары были поистине великими. Их не обольщали преходящие мирские блага и не ослепляли своим блеском украшения мира этого. Они пользовались вещами, которые подарил им Посланник Аллаха r. Это было покрывало из ворсистой ткани, кожаная подушка, набитая пальмовыми листьями, ручная мельница, бурдюк и два кувшина.

Фатыма, дочь Посланника Аллаха r, занималась домашним хозяйством и заботилась о муже. ‘Али разделил домашнюю работу между ней и своей матерью Фатымой бинт Асад. Он говорил своей матери: «Избавь Фатыму, дочь Посланника Аллаха r, от необходимости ходить за водой и за чем-то другим, а она поможет тебе в доме — будет молоть зерно и замешивать тесто».

Имам Ахмад передаёт, что однажды ‘Али сказал Фатыме: «У меня стала болеть грудь от того, что я ношу воду». Затем ‘Али добавил: «Аллах даровал твоему отцу пленников. Пойди к нему и попроси слугу». Фатыма ответила ему: «Клянусь Аллахом, а я размалываю зерно на ручной мельнице, и на руке у меня появились мозоли».

Она пришла к Посланнику Аллаха r, и он спросил: «Доченька, что привело тебя ко мне? » Она ответила: «Я пришла навестить тебя». Она постеснялась обратиться к нему с просьбой и вернулась домой. ‘Али спросил: «Ну как? » Она ответила: «Я постеснялась обратиться к нему с просьбой». Тогда они пришли к Посланнику Аллаха r вместе. ‘Али сказал: «У меня стала болеть грудь от того, что я ношу воду». Фатыма сказала: «Клянусь Аллахом, я размалываю зерно на ручной мельнице, и на руке у меня появились мозоли. К тебе привели пленников. Дай же нам слугу». Посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Аллахом, я не могу дать вам то, о чём вы просите, и оставить голодать живущих под навесом. Мне нечего дать им, поэтому я продам этих невольников, а вырученные средства отдам живущим под навесом». Они вернулись домой, а Пророк r пришёл к ним, когда они уже легли спать. Они укрывались куском ворсистой ткани. Если они натягивали его на голову, непокрытыми оставались их ступни. А если они покрывали ступни, непокрытыми оставались их головы. ‘Али хотел встать, однако Посланник Аллаха r сказал: «Лежите, не вставайте». Затем он сказал: «Не сообщить ли вам о том, что лучше того, о чём вы просили меня? » Они сказали: «Конечно, сообщить». Он сказал: «Это слова, которым научил меня Джибриль (мир ему). После каждой молитвы вы должны по десять раз произносить: “Преславен Аллах”, “Хвала Аллаху” и “Аллах велик”. А когда ляжете спать, произносите “Преславен Аллах” и “Хвала Аллаху” по тридцать три раза и “Аллах велик” тридцать четыре раза» [Ахмад].

Стыдливость дочери и справедливость отца, который не мог позволить себе протянуть руку к общественному имуществу, чтобы дать любимой дочери и зятю, который приходился ему двоюродным братом, слугу, которого они просили… И это несмотря на то, что он своими глазами видел их бедность. У дочери Посланника Аллаха r не было покрывала, которым она могла бы полностью укрыть тело…

Однако отцовская нежность и забота о дочери заставила Посланника Аллаха r прийти домой к ‘Али и Фатыме, когда они уже легли спать. Он сел на их постель и научил словам, которые должны были стать для них лучшим запасом. Это были слова поминания Аллаха. И с тех пор они всегда произносили эти слова, как учил их Посланник Аллаха r, и Всевышний Аллах облегчил их жизнь и помог им преодолеть все трудности. Они жили в любви и согласии, и Всевышний даровал им сыновей и дочерей.

Было бы замечательно, если бы сегодня мусульманские семьи, оказавшиеся в стеснённых обстоятельствах и желающие выйти из экономического кризиса, обращались к Всевышнему с мольбами и чаще поминали Его.

§ 3. Семья аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама

Аз-Зубайр женился на Асме, дочери Абу Бакра. Он был бедным человеком, но к числу его достоинств относились глубокая вера. Он был человеком благородным и ревнивым. Асма же была прекрасной женой, которая заботилась о муже и старалась для супружеского дома.

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ею и её отцом) сказала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме его коня. Я задавала корм его коню и ухаживала за ним, размельчала финиковые косточки для его верблюда и кормила его, черпала воду, зашивала кожаную бадью для воды. И я замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб, и его пекли для нас мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами, и я носила на голове финиковые косточки с земли, которую Посланник Аллаха r выделил аз-Зубайру. Она находилась на расстоянии двух третей фарсаха от моего дома. Однажды я несла эти косточки на голове и встретила по дороге Посланника Аллаха r, которого сопровождали несколько человек из числа ансаров. Пророк r позвал меня и сказал верблюду: “Их, их! ”, желая посадить меня в седло. Однако я постеснялась ехать вместе с мужчинами, вспомнив об аз-Зубайре и его ревности, ибо был он одним из самых ревнивых мужчин. Посланник Аллаха r понял, что я стесняюсь, и поехал дальше, а я пришла к аз-Зубайру и сказала: “Когда я несла на голове финиковые косточки, мне повстречался Посланник Аллаха r с группой своих сподвижников. Он заставил своего верблюда опуститься на колени, чтобы я села, но я постеснялась его, вспомнив о твоей ревности”. Аз-Зубайр сказал: “Клянусь Аллахом, то, что ты несла финиковые косточки и он увидел это, тяжелее для меня, чем то, что ты могла бы поехать с ним! ” И я продолжала работать так, пока впоследствии Абу Бакр не прислал мне слугу, чтобы он вместо меня ухаживал за конём, и, сделав это, он как будто отпустил меня на свободу» [аль-Бухари].

Асма знала, что любит её муж, и делала это; знала, что может разгневать его, и избегала этого. Она вышла за него замуж, зная о его бедности, и была образцом мудрой и экономной хозяйки, помогая своему мужу своими средствами и своим трудом.

Асма однажды спросила Посланника Аллаха r: «В доме аз-Зубайра нет ничего, кроме того, что приношу я. Так можно ли мне подавать милостыню из того, что я приношу в его дом? » Посланник Аллаха r сказал: «Подавай, что можешь, и не завязывай сосуд свой, чтобы Аллах не завязал его от тебя[36]» [аль-Бухари; Муслим].

Да помилует Аллах аз-Зубайра — верующего, который был преисполнен благородной ревности, и Асму, которая была примером для всех женщин, которые трудятся для семьи и искренне помогают мужу и поддерживают его.

§ 4. Семья Са‘ида ибн ‘Амира

Са‘ид был скромным и глубоко верующим человеком, который молился по ночам, много поминал Аллаха и сражался на Его пути. Он участвовал во всех сражениях Посланника Аллаха r. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, став халифом, назначил его правителем Хомса. Позвав к себе Са‘ида, он сообщил ему о своём решении, но Са‘ид попросил: «Заклинаю тебя Аллахом, о повелитель верующих, не подвергай меня такому искушению». ‘Умар разгневался и сказал: «Горе вам! Вы повесили это дело [правления] на мою шею, а потом оставили меня и разошлись кто куда! Нет, я не оставлю тебя в покое». И он назначил его наместником Хомса и спросил: «Назначить тебе жалованье? » Он ответил: «А что мне с ним делать, о повелитель верующих, когда моё содержание из казны и так превышает мои потребности? »

Са‘ид ибн ‘Амир отправился в Хомс вместе с молодой женой, которая была красавицей. Её красота не помешала ей вести скромную жизнь с мужем в доме, обстановка которого была очень простой, зато в нём царила атмосфера искренней и глубокой веры, поскольку она стремилась к довольству Всевышнего и Его награде.

Однажды к ‘Умару прибыла делегация из числа жителей Хомса, которым ‘Умар доверял, и он сказал им: «Напишите мне имена бедняков из вашего числа, чтобы я избавил их от нужды». Когда они отдали ему составленный список, ‘Умар увидел в нём имя Са‘ида ибн Амира.

«А кто такой Са‘ид ибн ‘Амир? » — спросил он.

«Наш правитель», — ответили они.

«Ваш правитель — бедняк? » — удивился он.

«Да. Клянёмся Аллахом, в его доме не разводят огонь в течение многих дней», — ответили они.

Слышав это, ‘Умар заплакал так, что борода его стала мокрой, потом отсчитал тысячу динаров, положил в мешок, отдал людям и сказал: «Поприветствуйте его от моего имени». Возвратившись в Хомс, люди принесли деньги Са‘иду ибн ‘Амиру и сказали: «Повелитель верующих послал тебе эти деньги, чтобы ты расходовал их на свои нужды».

Увидев динары, Са‘ид отодвинул их от себя и сказал: «Аллаху принадлежим мы, и к Нему предстоит возвращение! » — как будто случилось несчастье. Испуганная его возгласом жена спросила: «Что случилось, Са‘ид? Повелитель верующих скончался?! » «Хуже! » — отозвался Са‘ид. «Мусульмане потерпели поражение в битве? » — встревожено спросила она. «Хуже! » — снова ответил Са‘ид. «Но что же может быть хуже? » — воскликнула она. «Жизнь эта пришла ко мне, чтобы испортить мне жизнь вечную, и пришло искушение в дом мой! » — ответил Са‘ид. «Так избавься от него! » — посоветовала она. Она ничего не знала о динарах. «Поможешь ли ты мне в этом? » — спросил он. «Конечно! » — ответила она. После этого он рассыпал динары по мешочкам и отослал эти мешочки беднякам.

Спустя некоторое время ‘Умар приехал в Шам. Во время остановки в Хомсе он спросил жителей города: «Как вам ваш правитель? » И они пожаловались ему на то, что им не нравилось в поведении Са‘ида. ‘Умар же обратился к Всевышнему с мольбой о том, чтобы его мнение о Са‘иде, которому он доверял, не изменилось. Затем ‘Умар собрал подателей жалобы и вызвал Са‘ида. ‘Умар спросил жителей: «Что вас не устраивает в нём? » Они сказали: «Он выходит к нам только тогда когда солнце уже высоко». ‘Умар обратился к Са‘иду: «Что скажешь? » Са‘ид ответил: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь. У моей семьи нет прислуги, поэтому ранним утром я замешиваю тесто, жду, когда оно поднимется, пеку хлеб для нас, а потом выхожу к ним». ‘Умар спросил: «На что ещё вы жалуетесь? » Они сказали: «Он не принимает нас, если мы приходим ночью». ‘Умар снова обратился к Са‘иду: «Что скажешь? » Са‘ид ответил: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь… Я посвящаю день им, а ночь — Аллаху». ‘Умар спросил: «На что ещё вы жалуетесь? » Они сказали: «Один день в месяц он не выходит к нам». ‘Умар спросил: «Что скажешь? » Са‘ид сказал: «Я не хотел говорить об этом, но что поделаешь… У меня нет слуги, который стирал бы мою одежду, и у меня нет другой одежды, поэтому я жду, пока она высохнет после стирки, после чего надеваю её и выхожу к ним». ‘Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не заставил меня изменить моё мнение о тебе».

Да помилует Аллах Са‘ида и его жену, которая обходилась без прислуги и не жаловалась, имела совсем немного одежды и вела скромную и простую жизнь, будучи экономной хозяйкой и прекрасной женой.

§ 5. Семья ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз был красивым человеком, любящим роскошь. Среди юношей Медины он был известен тем, что часто использовал благовония, аромат которых долго ощущался в местах, где он проходил. Люди даже поджидали у дверей прачечной, когда принесут стирать его одежду, и платили тому, кто стирал её, чтобы он стирал их одежду сразу после его, поскольку на ней оставалось большое количество благовоний.

Ходил он всегда горделиво, с достоинством, подняв голову, так что его походка стала притчей во языцех и девушки Медины, которые желали, чтобы их походка была красивой, пытались подражать ему.

Он носил дорогую одежду и тратил на неё много денег. Стоило ему надеть новую одежду и предстать перед людьми, как он терял к ней интерес — ведь люди уже видели его в ней. Позже он вспоминал: «Я даже начал бояться, что покупка одежды истощит моё имущество. Стоило мне надеть одежду, как она начинала казаться мне старой, потому что люди уже видели меня в ней».

Словом, ‘Умар был типичным представителем династии ‘Умайядов. Это не могло не отразиться и на его жене — Фатыме бинт ‘Абд-аль-Малик ибн Марван, которая жила в доме своего отца в роскоши и достатке и продолжила вести такую же жизнь в доме мужа, который щедро одаривал её.

Став халифом, ‘Умар изменился. Если раньше он жил в роскоши и позволял себе вкусные блюда и дорогую одежду, был изнеженным, то теперь тело его истощилось, а кожа загрубела по причине крайней умеренности в пользовании мирскими благами. Он поступал так, стремясь обрести довольство и награду Всевышнего.

Когда ‘Умар стал халифом, к нему пришёл его семнадцатилетний сын и сказал, что он должен загладить обиды, которые нанесли назначенные им наместники разных областей местным жителям, и восстановить справедливость. Услышав это требование от сына, ‘Умар улыбнулся, обнял его и сказал: «Хвала Аллаху, Который вывел из чресл моих того, кто помогает мне соблюдать мою религию! » После этого он велел глашатаю объявить, что все, у кого есть жалобы, могут подать их ему. Потом он рассмотрел жалобы и восстановил справедливость.

‘Умар, будучи честным человеком, поставил свою жену, которая всю жизнь прожила в роскоши и богатстве, перед выбором: либо она остаётся с ним и соглашается терпеливо переносить все трудности, с которыми сопряжена жизнь халифа, в том числе и бедность, либо он даёт ей развод и отпускает её. Она заплакала и сказала, что остаётся с ним в любом случае.

‘Умар отправил всё своё богатство в казну, и после этого он занимал у жены деньги. Однажды он пришёл занять у неё дирхем, чтобы купить ей винограда, но у неё тоже не было денег. Она спросила: «Неужели ты, будучи повелителем верующих, не можешь взять из казны денег, чтобы купить винограда? » Он ответил: «Легче обойтись без винограда, чем терпеть оковы и наказание в Огне! »

А однажды Фатыма зашла к мужу, когда тот сидел в том месте, где обычно совершал молитву, и увидела, что он закрыл лицо руками, а по щекам его текут слёзы. Она спросила: «Что с тобой? » Он ответил: «Горе тебе, о Фатыма! Мне было поручено распоряжаться делами этой общины, и я подумал о голодающем бедняке, о больном, о котором все забыли, о несчастном сироте, об одинокой вдове, о притесняемом, о чужестранце, о пленнике, о дряхлом старике, о том, у кого большая семья при скромном доходе, и всех тех, кто подобен им во всех областях государства, и понял, что Всевышний Господь спросит меня о них в Судный день, и что сам Мухаммад r будет вести спор со мной за них, и я испугался, что не будет у меня тогда веского довода в этом споре, и пожалел себя, и заплакал».

Когда к ‘Умару пришла смерть, к нему зашёл Масляма ибн ‘Абд-аль-Малик ибн Марван, один из наиболее уважаемых предводителей бану ‘Умайя, и сказал: «Поистине, ты, о повелитель верующих, лишил своих детей этого имущества. Ты бы поручил заботу о них мне или кому-то другому из членов твоей семьи». Когда Масляма закончил говорить, ‘Умар сказал: «Помогите мне сесть» — и ему помогли сесть. Он сказал: «Я слышал, что ты сказал, Масляма… Что до того, что я лишил своих детей этого имущества, то, клянусь Аллахом, я не лишал их того, на что они имеют право… И я не стану давать им то, на что у них нет права. Что же до твоего предложения поручить заботу о них тебе или кому-то другому из членов семьи, то их единственный покровитель и опекун — Аллах, Который ниспослал Писание с истиной и является Покровителем праведных. Знай, о Масляма, что мои сыновья могут быть либо праведными и богобоязненными, и Аллах обогатит их из милости Своей и укажет им выход, либо нечестивыми грешниками, и в этом случае я не буду первым из тех, кто помог им своим имуществом в ослушании Аллаха».

Затем он сказал: «Позовите ко мне моих сыновей» — а у него было больше десяти детей. Когда они пришли, он посмотрел на них и глаза его наполнились слезами: «Клянусь, эти юные создания — я оставил их без всего». И он замолчал и заплакал, а потом посмотрел на них и сказал: «Дети мои… Я оставил вам много блага. Мимо кого бы из мусульман или зиммиев вы ни прошли, они непременно будут считать, что у них есть перед вами обязанности… Дети, поистине, вы можете выбрать одно из двух: либо вы разбогатеете таким путём, за что ваш отец войдёт в Огонь, либо не станете этого делать — и благодаря этому ваш отец войдёт в Рай. Я думаю, что предпочтёте спасти вашего отца от Огня, чем разбогатеть». Сказав это, он посмотрел на них взглядом, исполненным отцовской нежности. И сказал: «Идите же, да убережёт вас Аллах от всего дурного… Идите же, да дарует вам Аллах благой удел».

Масляма сказал: «О повелитель верующих! Я могу предложить нечто лучшее». ‘Умар спросил: «Что же? » Масляма сказал: «У меня есть триста тысяч динаров, и я дарю их тебе. Раздай же их своим детям или раздай их в качестве милостыни, если желаешь».

‘Умар сказал: «А я могу предложить нечто лучшее, о Масляма». Масляма спросил: «Что же, о повелитель верующих? » ‘Умар сказал: «Верни их тому, у кого ты взял их, ибо у тебя нет прав на них». Глаза Маслямы наполнились слезами и он сказал: «Да помилует тебя Аллах, о повелитель верующих, и живого, и мёртвого! Ты смягчил наши ожесточившиеся сердца и напомнил нам о том, что мы забыли, и будут поминать тебя среди праведных».

После кончины ‘Умара люди позаботились о его детях и они никогда не знали нужды и бедности. Истину сказал Всевышний Аллах: «Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное» (сура 4 «Женщины», аят 9).

Да помилует Аллах ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, праведного халифа, да будет Он доволен им и да сделает его довольным. И да помилует Аллах его жену Фатыму, которая подала всем женщинам прекрасный пример предпочтения довольства Аллаха преходящим мирским благам.

Заключение

Это некоторые примеры семей, которые правильно жили, успешно вели хозяйство и организовывали свою деятельность. Они соблюдали ислам, обращались к нему за ответами на все вопросы, видели в нём решение всех своих проблем. Их жизнь была неразрывно связана с Творцом. Они использовали то, что им было даровано, рационально, мудро и экономно, и снискали благо в обоих мирах. Они были прекрасным примером для других семей и останутся таковыми до самого Судного дня.

О Аллах, помоги нам снискать такой же свет, как у них, и облегчи нам следование их путём, чтобы нам стать такими же, какими были они в своём счастье, взаимной любви и милосердии!


[1] Имеется в виду, что он перестаёт получать награду за них.

[2] Кантар означает большое количество.

[3] Это мольба о создании помех движениям этого человека и ограничении их, потому что вся его деятельность направлена исключительно на снискание мирских благ, что отвлекало его от совершения обязательного и дополнительного поклонения.

[4] То есть сохранил для Судного дня, в который ты получишь награду за пожертвованное.

[5] То есть мелких монет.

[6] То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя.

[7] Помнить об Аллахе — значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им.

[8] То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь.

[9] Имеются в виду те перья, которыми записаны все судьбы мира.

[10] Речь идёт о Хранимой Скрижали. Последние слова Пророка r означают, что всё в мире предопределено и никаких изменений уже не будет. Данный хадис приведён Ахмадом и ат-Тирмизи; аль-Албани назвал его достоверным.

[11] То есть смотрите на тех, кому даровано меньше благ, чем вам, и не смотрите на тех, кому даровано больше, потому что когда человек смотрит на тех, кому даровано больше, он начинает с пренебрежением относиться к тем милостям и благам, которые дарует ему Всевышний, и они начинают казаться ему незначительными по сравнению с тем, что даровал Всевышний Аллах другим, и он впадает в грех неблагодарности.

[12] Имеется в виду, что в такие моменты Аллах оказывает верующему рабу содействие или защищает его от шайтана. Другими словами, Аллах указывает ему правильный путь и заботится о нём, что является проявлением милости.

[13] То есть среди ангелов.

[14] Аллахумма гфир ли занби ва васси ли фи дари ва барик ли фи ризки.

[15] Аллахумма, идж‘аль фи кальби нуран ва идж‘аль фи басари нуран ва идж‘аль фи сам‘и нуран ва идж‘аль амами нуран ва-джаль хальфи нуран ва идж‘аль фауки нуран ва идж‘аль тахти нуран ва атыни нуран.

[16] Аллахумма афини фи бадани, Алахумма афини фи сам‘и, Аллахумма барик ли фи басари, ля иляха илля Анта.

[17] Аллахумма инни а‘узу бика мин аль-куфри ва-ль-факри, Аллахумма инни а‘узу бика мин азаби ль-кабр, ля иляха илля Анта.

[18] Йа Хаййу, йа Каййуму, би-рахматика астагису, аслих ли ша’ни кулля-ху ва ля такиль-ни иля нафси тарфата ‘айн.

[19] Аллахумма барик ляна фи-хи ва ат‘им-на хайран мин-ху.

[20] Аль-хамду ли-Лляхи Ллязи атамани хаза т-таама ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувва.

[21] Аль-хамду ли-Лляхи Ллязи касани хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувва.

[22] Аллахумма, ин-ни а‘узу бика ан адылля ау удалля, ау азилля, ау узалля, ау азлима, ау узляма, ау аджхаля, ау йуджхаля алеййа.

[23] Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху ля-ху ль-мульку ва ля-ху ль-хамду йухйи ва йумиту ва хува хаййун ля йамуту, бийади хи ль-хайру ва хува ‘аля кулли шейин кадир.

[24] Би-смика, Рабби, вада‘ту джанби ва би-ка арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-ка с-салихин.

[25] Аль-хамду ли-Лляхи Ллязи атамана ва сакана ва кафана ва авана фа-кам мимман ля кафийа ля-ху ва ля муви.

[26] Аллахумма кфини би-халялика ан харамика ва агнини би-фадлика амман сивака.

[27] Аллахумма, инни а‘узу би-ка мин аль-хамми ва-ль-хазани ва-ль-‘аджзи ва-ль-касали ва-ль-бухли ва-ль-джубни ва даля‘и д-дайни ва галябати р-риджаль.

[28] Барака Ллаху ля-ка фи малика ва ахлика иннама джазау с-саляфи ль-вафау ва-ль-хамд.

[29] Аллахумма скина гайсан мугысан мариан гайра даррин аджилян гайра аджилин.

[30] Ибн аль-Каййим. Игасат аль-ляхфан мин масаид аш-шайтан.

[31] Некоторые учёные назвали этот хадис слабым.

[32] Подразумевается бегство с поля боя.

[33] Подразумеваются дозволенные способы получения доходов, не имеющие отношения к ростовщичеству.

[34] Это сообщение приводит Ибн Са‘д в «Ат-Табакат».

[35] То есть он просил для своей семьи такой удел, чтобы можно было покрыть нужды и не оставалось излишков.

[36] То есть не прекращай делать благое и подавать милостыню, тогда и Аллах не оставит тебя без награды и одарит тебя благами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь