Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Баланс между доходами и расходами



Семья должна стремиться к умеренности в расходовании средств, одновременно учитывая традиции того общества, частью которого она является.

Всевышний Аллах сказал: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создаёт облегчение» (сура 65 «Развод», аят 7).

А Посланник Аллаха r сказал: «Преуспел тот, кто принял ислам и получает достаточный удел и кому Аллах помогает довольствоваться тем, что он имеет» [Муслим].

Таким образом, расходование средств должно осуществляться в соответствии с финансовыми возможностями семьи, и семья должна избегать как расточительства, так и скупости.

1. Нет расточительству и бесполезной трате денег!

Расточительство — это выход за рамки умеренности в расходовании на дозволенное. Бесполезная трата денег — это расходование на то, что не приносит никакой пользы. И то, и другое запретно, поскольку предполагает бесцельное истощение семейного бюджета.

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура 7 «Преграды», аят 31).

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья шайтанов, а ведь Шайтан неблагодарен своему Господу» (сура 17 «Ночное путешествие», аяты 26–27).

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп], и не раскрывай её во всю длину [не расточительствуй], а не то останешься порицаемым и опечаленным» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 29).

Из аята можно понять, что обе крайности — скупость и расточительство — порицаемы.

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах запретил три вещи: пересуды, множество вопросов и уничтожение имущества» [аль-Бухари; Муслим].

Под уничтожением имущества подразумевается его бесцельная трата и расходование таким образом, который Шариат не одобряет.

Посланник Аллаха r также сказал: «Ешьте и пейте, одевайтесь и подавайте милостыню, но избегайте расточительства и кичливости» [аль-Бухари].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Ешь что пожелаешь, носи что пожелаешь, только избегай двух вещей — расточительства и кичливости» [аль-Бухари].

Абу Бакр t говорил: «Мне ненавистны люди, которые расходуют за один день средства, на которые могли бы жить несколько дней».

А Му‘авия ибн Абу Суфьян говорил: «Цена каждого излишества — чьё-то ущемлённое право».

Расточительство порицаемо даже в тех случаях, когда человек состоятелен. Посланник Аллаха r велел совершающим омовение избегать чрезмерного расхода воды даже в том случае, если он живёт на берегу реки.

А что можно сказать о расходовании на то, что не приносит никакой пользы? Особенно это актуально в наше время, когда производится столько товаров, которые производители и перекупщики пытаются сбыть любой ценой, используя для этого всевозможные средства, включая рекламу в средствах массовой информации.

2. Нет бесполезной роскоши!

Под роскошью понимается чрезмерная изнеженность, избалованность. Такой человек окружает себя предметами роскоши, которые стоят дорого, притом что не приносят никакой пользы. Ислам запрещает это и рассматривает это явление как отклонение от нормального поведения и причину кары Всевышнего, которая постигала народы и становилась причиной их гибели.

Всевышний Аллах сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово и Мы уничтожали его полностью» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 16).

«А те, которые на левой стороне… Кто же те, которые на левой стороне? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра. Прежде они нежились роскошью, упорствовали в великом грехе» (сура 56 «Поражающее», аяты 41–45).

Сегодня многие семьи излишествуют в еде. Пища, которая должна укреплять тело и давать ему силы для поклонения Всевышнему, становится причиной заболеваний пищеварительной системы и ожирения, что самым пагубным образом отражается на поклонении и исполнении религиозных обязанностей.

Сегодня люди забыли слова Посланника Аллаха r: «Никогда не наполнял сын Адама сосуд худший, нежели его чрево. Достаточно сыну Адама нескольких кусков пищи, поддерживающих в нём жизнь. Если уж необходимо делать это, то пусть он наполняет своё чрево пищей на треть и питьём на треть, а оставшуюся треть оставляет пустой для лёгкости дыхания» [ат-Тирмизи].

Под этим мудрым предписанием ставили и продолжают ставить свою подпись врачи всего мира. Аль-Харис ибн Кильда, арабский врач, живший много веков назад, говорил: «Желудок — вместилище всякой хвори, а диета — голова всем лекарствам». Он также говорил, что ничто не губит человека так, как беспорядочное перемешивание в желудке разных видов еды, которые человек отправляет туда прежде, чем успеет перевариться предыдущий вид.

Ибн Масавейхи, врач-христианин, живший в эпоху ‘Аббасидов, сказал, когда ему прочитали этот совет Посланника Аллаха r: «Если бы люди следовали этому предписанию, они избавились бы от болезней и лавки аптекарей опустели бы».

А имам аш-Шафи‘и в своих стихах как-то сказал, что людей губят три вещи: пристрастие к вину, излишество в удовлетворении страсти и смешивание разных видов еды.

Мудрец Люкман говорил своему сыну: «Сынок, когда чрево наполняется, мышление засыпает, мудрость становится немой, а органы начинают лениться в поклонении».

Ибн аль-Каййим говорил: «Чревоугодие приводит ко многим дурным последствиям. Оно заставляет органы двигаться для ослушания Аллаха и делает покорность Ему тяжкой для них. Уже и этих двух зол довольно… Причиной скольких грехов стала сытость и чревоугодие и сколько угодных Аллаху дел оставляют люди из-за них! Кто уберёгся от зла своего чрева, тот уберёгся от великого зла. Шайтан успешнее всего управляет человеком тогда, когда тот набивает едой чрево своё…»

Посланник Аллаха r говорил: «Поистине, шайтан течёт в теле человека, подобно крови» [аль-Бухари; Муслим].

Мусульманская община в самом начале своего существования узнала голод как одно из воспитательных средств, помогающих привыкнуть к суровым условиям жизни, преодолению препятствий и терпеливому перенесению испытаний. Это средство способствовало более усердному поклонению Аллаху. И Посланник Аллаха r, и его сподвижники, и праведные халифы после его кончины часто ложились спать голодными и даже привязывали камни к животу, чтобы облегчить муки голода.

Абу Хурайра t сказал: «Как-то раз, выйдя из дома ночью, Посланник Аллаха r увидел Абу Бакра и ‘Умара и спросил: “Что заставило вас покинуть ваши дома в такой час? ” Они ответили: “Голод, о Посланник Аллаха”. Посланник Аллаха r сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, это заставило покинуть мой дом и меня! Пойдёмте же”. Они пошли вместе с ним к одному ансару, но оказалось, что его нет дома. Увидев Посланника Аллаха r, жена того человека сказала: “Добро пожаловать! ” Посланник Аллаха r спросил её: “А где же такой-то? ” Женщина ответила: “Он пошёл за хорошей водой для нас”. Тут появился этот ансар, увидел Посланника Аллаха r и двух его спутников, а потом сказал: “Хвала Аллаху, ни у кого сегодня не будет более высоких гостей, чем у меня! ” После этого он ушёл, принёс им гроздь фиников, на которой были зелёные, спелые и перезревшие плоды, и сказал: “Поешьте этого”, а сам взял в руки нож. Посланник Аллаха r сказал ему: “Ни в коем случае не режь дойную! ” Они поели мяса и фиников и попили воды, когда же они наелись и напились, Посланник Аллаха r сказал Абу Бакру и ‘Умару: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, в День воскресения вы обязательно будете спрошены об этом наслаждении! Покинуть дома вас заставил голод, но вы не вернулись, пока не получили удовольствие”» [Муслим].

Эти слова не означают, что они будут наказаны за то, что ели, или их упрекнут за это в Судный день. Посланник Аллаха r имел в виду, что эта еда будет учтена в числе милостей, который даровал им Всевышний Аллах.

Мы не желаем мешать мусульманской семье вкушать благое, устраивать дозволенные угощения и пользоваться тем, что дарует ей Всевышний Аллах. Ведь Посланник Аллаха r сказал: «Пусть сопровождает тебя только верующий и пусть ест еду твою только богобоязненный» [ат-Тирмизи].

Мы желаем только, чтобы мусульманская семья научилась правильно распределять, потреблять и расходовать дарованные ей блага, соблюдая кораническое правило: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте» (сура 7 «Преграды», аят 31).

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб остановил своего сына ‘Абдуллаха и спросил: «Куда это ты собрался? » Он ответил: «На рынок… Мне захотелось мяса». ‘Умар строго спросил сына: «И что, каждый раз, как тебе захочется чего-нибудь, ты идёшь и покупаешь это?! »

Мусульманской семье сегодня необходимо научиться экономии и рациональному ведению домашнего хозяйства и неуклонно следовать этим путём, и тогда члены этой семьи увидят, что без многого из того, что они покупали раньше, можно обойтись без какого-либо ущерба для себя, и вовсе не обязательно покупать всё, что заблагорассудится.

3. Нет скупости!

Излишество — одна крайность, но есть и другая — скупость и бесцельное накопительство. Накопительство губительно отражается на экономике, которой необходим «работающий» капитал.

Всевышний Аллах сказал о Своих верующих рабах: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура 25 «Различение», аят 67).

Всевышний также сказал: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп], и не раскрывай её во всю длину [не расточительствуй], а не то останешься порицаемым и опечаленным» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 29).

Всевышний Аллах связал щедрость и лёгкость, а также скупость и трудность, и предостерёг от скупости. Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему. Не спасёт его достояние, когда он падёт» (сура 92 «Ночь», аяты 5–11).

«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 180).

Посланник Аллаха r просил у Аллаха защиты от малодушия и скупости. Он также сказал: «Каждое утро нисходят два ангела и говорят: “О Аллах, возмести расходующему [на благое]”. А второй говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели”» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r сказал: «Двух качеств не бывает у верующего — скупости и скверного нрава» [ат-Тирмизи].

Пророк r также сказал: «Три вещи — спасение, а три другие — погибель. Спасение — богобоязненность тайная и явная, правое слово в довольстве и в недовольстве и умеренность как в бедности, так и в богатстве. А погибель — следовать своим страстям, идти на поводу у своей скупости и любоваться собой, причём самолюбование — наихудшее из этих дел» [аль-Албани. Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха].

Неожиданное улучшение финансового положения не должно приводить к тому, что мусульманская семья начнёт тратить деньги направо и налево, не задумываясь. Не должно быть и слепой приверженности традициям, следствием которых становится расточительство. В то же время глава семьи не должен под предлогом экономии заставлять семью жить так, как живут люди, оказавшиеся по каким-то причинам далеко за чертой бедности. Ведь Всевышний Аллах дарует людям Свои милости и блага для того, чтобы они использовали их, а не игнорировали.

Если у мусульманки скупой муж, который не выделяет ей положенного содержания без уважительных причин, она может брать столько, сколько ей необходимо, даже без его ведома.

Хинд бинт ‘Утба однажды сказала: «О Посланник Аллаха, Абу Суфьян — человек скупой, и он не даёт мне столько, сколько нужно мне и моим детям, если только я сама не беру у него без его ведома». Посланник Аллаха r сказал: «Бери столько, сколько необходимо тебе и детям согласно обычаю» [аль-Бухари].

Мусульманская семья должна понимать важность милостыни, пусть даже небольшой. Она приносит подающему много благ и становится источником благодати. Подавая милостыню и выплачивая закят, мусульманин понимает, что она не уменьшает его богатство, а, напротив, способствует его увеличению и делает его благодатным, поскольку обретение благодати неразрывно связано с соблюдением прав Аллаха, связанных с имуществом, которое Он даёт человеку в пользование в этом мире. Кроме того, милостыня способствует прощению грехов, оберегает человека от зла и помогает в излечении многих недугов.

Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура 2 «Корова», аят 274).

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заём, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура 57 «Железо», аят 18).

«Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (сура 2 «Корова», аят 261).

«Он возместит всё, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (сура 34 «Caбa», аят 39).

А Посланник Аллаха r говорил: «У того, кто подаст в качестве милостыни что-нибудь наподобие финика из своего приобретённого дозволенным образом имущества — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её, подобно тому как любой из вас выращивает своего жеребёнка или верблюжонка, пока не станет она размером с гору» [аль-Бухари; Муслим].

Пророк r также сказал: «Милостыня не уменьшает имущества» [Муслим].

Он также сказал: «Подавайте милостыню, даже если это будет один финик, потому что милостыня помогает голодному уменьшить голод и гасит грехи подобно тому, как вода гасит огонь» [ат-Табарани].

А в другом хадисе говорится: «Благие дела уберегают от скверного конца, бед и пагуб» [аль-Хаким].

Посланник Аллаха r сказал: «Лечите ваших больных с помощью милостыни» [аль-Байхаки].

Для мусульманки будет похвальным отдавать то, что она желает отдать в качестве милостыни, своему мужу, если он беден или не способен зарабатывать. Поступая так, она совершает сразу два благих дела: поддерживает родственные связи и расходует на пути Аллаха.

Абу Са‘ид аль-Худри t передаёт, что однажды жена Ибн Мас‘уда пришла к Пророку r и сказала: «О Пророк Аллаха, сегодня ты побуждал нас подавать милостыню, и у меня были украшения, которые я хотела отдать в качестве милостыни, но Ибн Мас‘уд сказал, что он и его дети имеют больше прав на эту милостыню». Посланник Аллаха r сказал: «Ибн Мас‘уд прав. Твой муж и дети имеют больше прав на твою милостыню» [аль-Бухари].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь