Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Расходование средств — обязанность мужчины



Расходование средств является причиной того, что мужчина был сделан попечителем и покровителем женщины. Расходование средств — обязанность мужа и право жены. Он обязан содержать жену, обеспечивая её пищей, одеждой, жильём и другими необходимыми вещами, не излишествуя, но и не скупясь.

Эта обязанность обоснована Кораном и Сунной. Всевышний Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (сура 2 «Корова», аят 233).

«Поселяйте их там, где вы живёте сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени» (сура 65 «Развод», аят 6).

А когда Посланника Аллаха r спросили: «Какие права имеет жена каждого из нас? », он ответил: «Ты должен кормить её, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не бить её по лицу, не оскорблять, и если и покидать на супружеском ложе, то только оставаясь в том же доме» [Абу Дауд].

Посланник Аллаха r также сказал: «Вы должны обеспечивать их едой и одеждой согласно обычаю» [Муслим].

Пророк r также говорил: «Кто расходует средства на жену, детей и других домочадцев, тому запишется это как милостыня» [ат-Табарани].

А в другом хадисе сказано: «Лучший динар — тот, который мужчина потратил на свою семью» [Муслим].

Женщина имеет право на содержание потому, что она предоставляет мужу возможность наслаждаться ею, повинуется ему, поддерживает порядок и создаёт уют в его доме, ведёт домашнее хозяйство, заботится о детях и воспитывает их. Женщине полагается содержание до тех пор, пока она исполняет свои обязанности перед мужем, домом и детьми, потому что она — пастырь для них. Если жена не исполняет свои обязанности, не заботится о семье должным образом и не позволяет мужу наслаждаться собой, то она теряет право на содержание, поскольку главные цели супружеской жизни не достигаются.

Расходование средств является, как мы уже сказали, обязанностью мужчины, однако это не означает, что женщина не имеет права зарабатывать и получать регулярные или нерегулярные доходы. Разумеется, устраиваясь на работу, женщина должна соблюдать необходимые условия, оговорённые Шариатом. При этом она не обязана никому отдавать свой заработок — это её личное право.

Женщине разрешается работать, а иногда это даже требуется, если у женщины возникает потребность в этом — например, когда речь идёт о вдове, или разведённой, или о женщине, которая по каким-то причинам вообще не была замужем, и при этом у неё нет ни источника доходов, ни кормильца, а она имеет возможность заработать столько, что это избавит её от необходимости просить у людей.

В некоторых случаях не сама женщина, а её семья нуждается в её заработке. Например, её мужу, детям, младшим братьям и сёстрам, престарелым родителям требуется помощь. Вспомним историю двух дочерей праведного человека, который был уже стар, и они пасли овец вместо него. Она упомянута в суре «Рассказ». Всевышний Аллах сказал: «Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалёку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли своё стадо. Он сказал: “Что с вами? ” Они сказали: “Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада… Наш отец очень стар”» (сура 28 «Рассказ», аят 23).

Случается, что общество нуждается в работе женщины. Обществу необходимы женщины-врачи и медсёстры, чтобы оказывать медицинскую помощь женщинам, нужны женщины-учительницы, чтобы обучать девочек. Словом, обществу нужны женщины, которые трудились бы в «женских» сферах. Разумеется, необходимо соблюдение нескольких условий. Работа сама по себе должна быть дозволенной, она не должна вести к запретному. Женщина также должна соблюдать предписания исламского этикета, касающиеся её поведения и внешнего вида при выходе из дома.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (сура 24 «Свет», аят 31).

«И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (сура 24 «Свет», аят 31).

«Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом, а говорите достойным образом» (сура 33 «Сонмы», аят 32).

Работа женщины не должна мешать ей исполнять свои основные обязанности, то есть обязанности перед мужем и детьми.

Женщина может участвовать в обеспечении семьи вместе с мужчиной, если она на это способна и если муж разрешает ей, поскольку он имеет право запретить ей. Если женщина вышла на работу с позволения мужа, то ей следует по возможности делиться своим заработком с мужем, чтобы он расходовал средства на приобретение необходимого. Она также может покупать на свой заработок одежду себе или детям, платить аренду, если они живут не в своём доме, оплачивать свой проезд, если она пользуется транспортом, чтобы добраться до работы. Она может также помочь мужу в покупке мебели или строительстве дома. Очень важно отметить, что с её стороны это проявление благородства, благонравия и великодушия: она не обязана расходовать свои средства подобным образом, поскольку, как мы уже говорили, её заработок полностью принадлежит ей и она может распоряжаться им по своему усмотрению. Муж разрешил ей работать, добровольно пожертвовав этим временем, понимая, что она могла бы проводить его в семье и лучше справляться со своими основными обязанностями, а супружеская жизнь предполагает взаимопомощь. Всевышний Аллах повелел верующим помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, а когда женщина помогает мужу нести бремя расходов, это и есть помощь в благочестии. У супругов много прав и обязанностей по отношению друг к другу, и взаимопомощь в исполнении этих обязанностей и соблюдении этих прав — великое благо для семьи и общества.

При жизни Посланника Аллаха r женщины занимались разными ремёслами. Они делали это с целью помочь мужу, который был беден, в содержании семьи или заработать немного денег для расходования на благие дела. Эта работа не мешала им в исполнении их основных обязанностей.

Женщины занимались земледелием, пасли овец, занимались ручными ремёслами.

Умм Мубашшир аль-Ансария занималась земледелием. Однажды Посланник Аллаха r подошёл к её пальмам и спросил: «Кто посадил эти пальмы — мусульманин или неверующий? » Она сказала: «Мусульманин». Посланник Аллаха r сказал: «Если мусульманин посеет или посадит что-нибудь и, когда оно вырастет, с него поест человек, или скотина, или ещё кто-нибудь, это запишется ему как милостыня» [Муслим].

Рабыня Ка‘ба ибн Малика пасла его овец. Увидев, что одна овца умирает, она поспешила к ней и зарезала её острым камнем, чтобы она не стала мертвечиной и чтобы её можно было употреблять в пищу, и, когда Посланника Аллаха r спросили об этой овце, он сказал: «Ешьте её» [аль-Бухари].

Первая женщина-врач в исламе Руфайда аль-Аслямия оказывала помощь раненым. Посланник Аллаха r даже велел поставить для неё в мечети палатку, которая стала медпунктом и в которой она лечила раненного в Битве у рва Са‘да ибн Му‘аза, дабы иметь возможность чаще навещать его.

Как-то раз одна женщина принесла Посланнику Аллаха r плащ и сказала: «Я соткала его своими руками, чтобы ты носил его», и Посланник Аллаха r взял его, поскольку нуждался в нём, и он вышел к своим сподвижникам, обернувшись этим плащом, словно изаром.

Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда занималась ремеслом. Она изготавливала вещи и продавала их. У её мужа не было никакого имущества, и она содержала семью. Однажды она спросила Посланника Аллаха r: «О Посланник Аллаха, я женщина, у которой есть ремесло, и я продаю то, что делаю. Ни у меня, ни у моего мужа, ни у моих детей нет никакого имущества, и я работаю для них и не подаю милостыню. Будет ли мне награда за то, что я расходую на них? » Посланник Аллаха r сказал: «Тебе будет награда за то, что ты расходуешь на них, так что расходуй на них».

Ислам разрешил женщине работать и зарабатывать на жизнь, однако это не должно становиться причиной неповиновения и гордыни. Работающая женщина не должна претендовать на роль главы семьи и считать, что она может обойтись и без мужа и не нуждается в нём, ибо такая позиция может стать причиной разрушения семьи. Нередко причиной распада мусульманских семей становится то, что работающая женщина начинает вести себя как мужчина и оспаривать у мужа право на главенство в доме. Финансовая независимость становится причиной того, что женщина перестаёт слушаться мужа и начинает требовать развода. Китайская поговорка гласит: «Дом, в котором курица выполняет работу петуха, долго не простоит».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь