Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Материальный аспект получения доходов
Если духовный аспект получения доходов крайне важен для обретения благодати, то материальный аспект также имеет определённое значение. Это нечто осязаемое, в чём мусульманская семья стремится добиться благодати. Учитывая безработицу, бедность и нужду, а также необходимость найти достойный способ добывания хлеба насущного, глава семьи и его супруга задаются вопросом, как увеличить доход семьи. Ответ на этот вопрос связан, во-первых, с самой мусульманской семьёй, во-вторых, с социальными учреждениями и, в-третьих, с государством. Это, разумеется, не означает, что мусульманская семья должна всецело полагаться на других, ничего не предпринимая самостоятельно. Напротив, она должна действовать, а не поручать другим действовать вместо неё: «Если вы просите о победе, то она уже явилась к вам» (сура 8 «Добыча», аят 19). Члены мусульманской семьи могут прикладывать усилия для того, чтобы приобрести необходимые навыки, стать востребованными и найти достойное и приносящее доход занятие. Они должны задействовать свои способности. Также им ничто не мешает создавать проекты, не требующие больших вложений, или участвовать в них. Роль мусульманской семьи Семья может увеличить свой доход за счёт ручной работы, например небольшого производства, которое можно организовать в домашних условиях, или ремесла, разновидностей которого существует великое множество, причём это относится и к мужчине, и к женщине. Если даже человек не умеет делать ничего подобного, этому всегда можно научиться. Чем больше практики, тем лучше результат и тем легче человеку справляться со своей работой. Путь в тысячу миль начинается с одного шага. Делает ли сегодня мусульманская семья эти шаги или же продолжает плыть по течению, не пытаясь найти выход из трудного положения и изменить свою жизнь к лучшему? Мусульманская семья должна стремиться к успешному самоуправлению, потому что, как известно, Аллах не изменяет положения людей до тех пор, пока они сами не изменят того, что в их душах. Семья должна сосредоточиться на решении проблем, а не на самих проблемах. Она должна найти свои сильные стороны и постараться использовать их, а также найти свои слабые стороны и постараться избавиться от них или как-то их компенсировать. Члены мусульманской семьи должны помнить о том, что разум сотворён для того, чтобы работать, и что каждое изменение можно обратить себе на пользу. Мусульманская семья должна выработать у себя способность не упускать удобные случаи и возможности, которые ей представляются, и сравнивать их и гармонично сочетать посредством выбора новых идей. Члены мусульманской семьи должны понимать, что даже самые блестящие идеи бесполезны, если для их осуществления ничего не делается и они не находят воплощения. Им стоит спросить окружающих о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться и как они с ними справляются, — возможно, они смогут почерпнуть из ответов что-то новое и полезное для себя. Этот метод может помочь мусульманской семье обрести то, в чём она нуждается, но чего не имеет. Она может начать с той точки, в которой остановились другие, и продолжить начатый ими путь. Какой бы род деятельности ни выбрали члены мусульманской семьи, они должны убедиться в том, что действительно желают заниматься именно этим делом и что оно приносит пользу им самим и обществу. Прежде чем продавать что-то, нужно постараться убедиться в том, что другие готовы покупать это, причём лучше продавать свою продукцию на первичном рынке. Необходимо учить подрастающее поколение правильно распоряжаться имеющимися у них ресурсами, в том числе карманными деньгами и личными вещами, и использовать их рационально. Например, можно научить детей делать украшения, сувениры и другие мелкие вещицы и предоставить им возможность продавать их и покупать на вырученные деньги школьные принадлежности. Чтобы достичь успеха в поиске и изобретении новых источников дохода, нужна сильная воля, готовность трудиться и внутреннее стремление отличиться. Человек, который желает чего-то достичь, должен смело принимать вызовы и не бояться возможных препятствий и трудностей. Мусульманская семья должна смотреть вокруг, чтобы знать, что происходит, каково положение вещей, как оно может измениться и как это можно использовать. Она должна учиться на собственных и чужих ошибках и верить в то, что сегодняшние мечты завтра станут реальностью. Любознательность — отличный способ расшевелить воображение, которое, в свою очередь, может оказаться ценным помощником в работе для каждого члена мусульманской семьи. Поиск дополнительных источников доходов не должен превращаться в неуёмную жажду денег, удачи не должны обольщать, а неудачи — приводить в отчаяние и отбивать желание продолжать начатое. Неудачи и провалы — это прошлое, а человек живёт настоящим… Вовсе не обязательно делать всё в одиночку. Несколько семей могут объединиться и открыть свою фирму, магазин, бюро, салон, клинику, учебное заведение, курсы, консультацию, сеть закусочных, типографию, ателье, ферму и так далее. 2. Роль социальных учреждений Мусульмане могут создавать фонды, приюты, благотворительные организации, союзы, ассоциации и другие общественные учреждения, способные оказывать качественную помощь мусульманам и плодотворно трудиться на благо обществу. Это не может не отразиться на благосостоянии мусульманских семей. Эти учреждения могут оказывать помощь в трудоустройстве, помогать тем, кто нуждается в дорогостоящем лечении, а также студентам и пенсионерам, оказывать материальную помощь малоимущим, давать бесплатные юридические консультации, заботиться о сиротах, которых некому содержать, осуществлять разные благотворительные проекты, поддерживать одарённых членов мусульманской общины с целью помочь им раскрыть свои таланты и способности, организовывать ифтары в рамадан, проводить бесплатные праздничные мероприятия, в том числе и для детей, организовывать бесплатные курсы по изучению Корана и так далее. Роль государства Одна из обязанностей государства — обеспечивать достойную жизнь своим гражданам и создавать рабочие места. Посланник Аллаха r подал людям замечательный пример всесторонней заботы о пастве и оказания им моральной и материальной помощи. Посланник Аллаха r не только помогал людям найти источник доходов, но и справлялся об их делах после этого. Анас t передаёт: «Однажды к Пророку r пришёл человек из числа ансаров и попросил дать ему что-нибудь из пожертвований. Он спросил его: “Есть ли в твоём доме что-нибудь? ” Тот ответил: “Есть. Толстая ткань — частью мы укрываемся, а другую стелем, и ещё сосуд, из которого мы пьём воду”. Пророк r сказал: “Принеси мне это”, — и человек принёс. Тогда Посланник Аллаха r взял эти вещи в руку и спросил: “Кто купит эти вещи? ” Один человек сказал: “Я куплю их за два дирхема”. И Пророк r отдал ему вещи, взял два дирхема и отдал их ансару, сказав: “Купи на один из них еды и отнеси своей семье, а на второй купи топор и принеси мне”. И тот принёс ему топор, и Посланник Аллаха r собственноручно закрепил его и сказал: “Иди — руби дрова и продавай, и не приходи ко мне до истечения пятнадцати дней”. И ансар сделал это и вернулся к нему, заработав десять дирхемов, и купил на них одежду и еду. Посланник Аллаха r сказал: “Это лучше для тебя, чем просить, ибо обращение с просьбами станет отметиной на твоём лице в Судный день. Поистине, просить разрешается лишь по трём причинам. Это крайняя бедность, непосильный долг и расходование ради примирения людей”» [Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа]. ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил, наставляя одного из своих наместников: «Поистине, Всевышний Аллах поставил нас над Своими творениями, чтобы мы утоляли их голод и помогали им прикрывать наготу и давали им работу. И если мы обеспечим их этим, мы можем ожидать от них благодарности. Поистине, эти руки созданы для труда, и, если они не найдут работу в покорности Аллаху, они станут искать её в ослушании Его. Займи же их покорностью Всевышнему прежде, чем они займутся ослушанием Всевышнего! » Ислам стремится открыть для мусульманской семьи пути к покорности Всевышнему и закрыть перед ней двери ослушания Его. А для этого он старается обеспечить своим последователям достойную жизнь, чтобы избавить их от нужды, которая может привести их к запретному. Важно отметить, что ислам стремится обеспечить мусульманскую семью не только необходимым, то есть тем, без чего она не сможет жить. Он стремится к большему, желая обеспечить каждого человека таким образом, чтобы у него была возможность вести нормальную, достойную жизнь, жить, а не выживать. Ислам старается поднять уровень жизни своих последователей, побуждая их прикладывать усилия и упорядочивать свою деятельность для достижения этой цели. Согласно исламу, человек должен быть обеспечен настолько, чтобы он мог содержать себя и тех, кто находится на его иждивении, то есть иметь средний по общепринятым меркам достаток. В достижении этой цели государству помогает закят. Закят — это не просто деньги, которые состоятельные отдают бедным. Эти средства можно использовать с большей пользой. Например, можно отдавать их малоимущим не в виде денежных средств, а в виде инструментов, которые необходимы представителю данной профессии. Это может быть швейная машинка, инструменты плотника и столяра, компьютер и так далее, чтобы человек использовал их, работая по своей профессии и тем самым улучшая своё материальное положение. Также необходимы центры по подготовке и переподготовке для людей, которые не могут найти работу в силу недостатка образования или отсутствия определённых навыков, а средств на обучение у них нет. Разве мало на свете людей, которые нуждаются в инструментах для своего ремесла, а также в тех, кто помог бы им найти рынок сбыта для своей продукции? Оказывая людям помощь такого рода, государство предоставляет им возможность встать на ноги и самостоятельно обеспечивать себя и свои семьи вместо того, чтобы быть обузой для других. Далеко не всегда бедный человек нуждается только в деньгах. Во многих случаях ему требуется помощь в поисках работы, которая избавила бы его от унизительной необходимости просить у людей. Особенно это актуально в наше время, когда небольшим проектам уделяется повышенное внимание. Сегодня принято считать, что эти небольшие проекты являются главной опорой производства вообще и лучшим способом выхода из экономического кризиса, поскольку они помогают добиться экономического подъёма в короткие сроки. Кроме того, подобные проекты помогают оживить производство, создать дополнительные рабочие места, решить проблему безработицы, активизировать роль женщины в производстве. Создание таких проектов приводит к тому, что, во-первых, они дополняют друг друга, а во-вторых, повышается качество продукции в результате возникающей естественным образом конкуренции. Вместо накопления имущество «работает» и приумножается. Важным следствием появления таких проектов местного масштаба становится увеличение объёма отечественной продукции, что избавляет государство от необходимости ввозить товары. Это, в свою очередь, благотворно влияет на экономику страны и способствует стабилизации курса местной валюты. В результате подобных процессов уровень жизни многих людей, живших за чертой бедности, повышается до среднего уровня. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы