Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доходы не должны быть запретными
Мусульманская семья в своей деятельности должна иметь дело только с тем, что дозволено: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел? ” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них”» (сура 7 «Преграды», аят 32). «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (сура 2 «Корова», аят 172). И они должны отдаляться от всего скверного и запрещённого Всевышним: «Скажи: “Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе”» (сура 5 «Трапеза», аят 100). Всевышний Аллах — Благой и принимает только благое: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле» (сура 2 «Корова», аят 267). Среди известных высказываний ‘Али ибн Абу Талиба t есть и такое: «Поистине, мир этот таков: дозволенное влечёт за собой ответственность, а запретное — наказание». А другие добавили: «А сомнительное — упрёк». Сподвижники Посланника Аллаха r и наши праведные предшественники стремились к приобретению дозволенного и старались избегать запретного. Однажды Абу Бакр ас-Сыддик попил молока, которое принёс ему его раб, причём молоко принадлежало ему, а не Абу Бакру. Попив молока, он спросил раба, откуда у него это молоко, и тот сказал: «Я гадал и предсказывал одним людям, и они дали мне это молоко». Услышав это, Абу Бакр поспешил вложить пальцы в рот, чтобы освободить свой желудок от питья, приобретённого подобным способом, после чего сказал: «О Аллах, я прошу у Тебя прощения за то, что, может быть, осталось в сосудах и утробе! » ‘Умар поступил подобным образом после того, как по ошибке попил молока верблюдицы из числа верблюдов, собранных в качестве закята. Суфьян ас-Саури t говорил: «Расходующий из запретного на угодное Аллаху подобен тому, кто отстирывает осквернённую одежду мочой. Загрязнённую одежду можно очистить только водой, и от грехов человека избавляет только дозволенное». Имам Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Маин дружили много лет, но однажды Яхья сказал: «Я никого ни о чём не прошу, и если бы Шайтан дал мне что-нибудь, я бы съел это». После этих слов имам Ахмад отказался общаться с Яхьей. Тот сказал, оправдываясь: «Это же была шутка». Имам Ахмад сказал: «Ты шутишь с религией? Разве ты не знаешь, что еда — тоже часть религии, и Всевышний Аллах упомянул её прежде благих поступков, сказав: “Вкушайте блага и поступайте праведно” (23: 51)? » Дозволенный способ зарабатывать на жизнь способствует получению ответа на мольбу, о чём упоминал Посланник Аллаха r. Он сказал: «Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого, и, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам. Всевышний сказал: “О посланники! Вкушайте благое и совершайте благие дела”. Всевышний также сказал: “О те, кто уверовал! Вкушайте из [того] благого, чем Мы наделили вас”». А потом Пророк r упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает руки к небу, повторяя: «О Господь! » — и затем Пророк r сказал: «Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может прийти ответ [на его мольбу]?! » [Муслим]. Посланник Аллаха r также говорил: «Огонь имеет больше прав на плоть, выросшую из запретного» [ат-Тирмизи]. Пророк r также говорил: «Когда раб Аллах приобретает имущество запретным способом, а потом расходует его, обретая благодать, или раздаёт его в качестве милостыни, и его милостыня принимается, это имущество становится для него запасом в Огне. Поистине, Всевышний Аллах не стирает скверное скверным, но стирает скверное благим, и Он не устраняет мерзость мерзостью» [Ахмад]. В другом хадисе говорится: «Пусть медленный приход удела не подталкивает вас к тому, чтобы стремиться к его обретению посредством ослушания Всевышнего Аллаха, ибо, поистине, то, что у Аллаха, не обретается путём ослушания Его» [ат-Табарани]. Запретное по причине наличия определённых свойств. Это, например, алкоголь и наркотические вещества. Они временно лишают человека разума, и к тому же их приобретение является напрасной тратой денег. В добавление к этому подобные вещества способствуют распространению ненависти, злобы и вражды. Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, Аллах и Его Посланник запретили продавать вино, падаль, свинину и идолов». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются борта и днища кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения? » Он сказал: «Нет, это запретно», а потом Посланник Аллаха r сказал: «Да погубит Аллах тех иудеев, которые, когда Аллах запретил им использовать жир животных, стали перетапливать его и продавать, проедая полученные за него деньги! » [Муслим]. Ибн аль-Каййим сказал: «Из этих слов можно понять, что существуют три запрета. Это запрет на употребление напитков, которые одурманивают разум, запрет на употребление скверной пищи, которая вредит человеку и портит его нрав, и запрет на всё, что вредит религии и становится причиной смуты и распространения ширка. Посредством первого запрета Всевышний Аллах защитил разум от того, что разрушает и уничтожает его. Посредством второго запрета Он уберёг сердца от того, что попадает к ним вместе со скверной пищей, ибо человек формируется из того, чем он питается. Посредством третьего запрета Всевышний Аллах защитил религию от всего, что разрушает её и причиняет ей вред. Этот запрет включает защиту разума, сердца и религии». Абу Мас‘уд аль-Ансари t передаёт, что Посланник Аллаха r запретил брать деньги за собаку, деньги, заработанные блудом, и деньги, заработанные гаданиями и предсказаниями [аль-Бухари]. Абу Джухайфа t передаёт, что Пророк r запретил брать деньги за собаку и за кровь и запретил женщинам заниматься нанесением татуировок другим и делать татуировки себе. Пророк r также запретил брать деньги у ростовщиков и заниматься ростовщичеством, и он проклял создающих изображения живых существ [аль-Бухари]. Мусульманская семья должна избегать любых операций, связанных с ростовщичеством. Это может показаться удивительным, но сегодня многие мусульманские семьи считают ростовщичество дозволенным, находя для этого разные предлоги, к коим относится, например, «необходимость», «вынужденность» и так далее в том же духе. Сегодня каждый толкует этот запрет, как хочет, подстраивая его под себя. При этом люди забывают, что «необходимость» — это тот случай, когда отказ от совершения данного действия может привести к гибели человека. К тому же, хотя мусульманам и приходится считаться с возникающими необходимостями, это вовсе не означает, что они должны сдаваться и со спокойной душой плыть по течению. Мусульманин даже в современных условиях должен стремиться к дозволенному. Он должен искать дозволенные пути и выходы из создавшейся ситуации, а не спешить протягивать руку к запретному под предлогом того, что он вынужден. Если у человека действительно нет иного выхода, он может использовать запретный путь, но при этом у него не должно быть желания совершать запретное и он не должен преступать границы необходимого, помня о Словах Всевышнего: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нём греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 2 «Корова», аят 173). Удивительно, но в наше время широкое распространение ростовщичества привело к тому, что оно стало привычным явлением, и люди перестали считать его чем-то предосудительным. Пророк r предсказал, что наступят времена, в которые люди будут считать ростовщичество дозволенным, называя его торговлей[30]. Наверное, он говорил как раз о нашем времени. В хадисе говорится: «Настанут времена, в которые люди будут пожирать лихву, а кто не будет делать этого, тот всё равно ощутит на себе её влияние» [ан-Насаи][31]. Время, в которое мы живём, — время ростовщичества. Остаётся только удивляться поведению некоторых мусульман. Они прекрасно знают о запрете ростовщичества, упомянутом в Коране, но при этом сами опережают друг друга в пожирании лихвы, а потом жалуются на трудности, невзгоды и отсутствие благодати, на многочисленные долги и неспособность их покрыть. Жизнь таких людей — порочный круг. Ночные тревоги и бессонницы плавно переходят в дневные тревоги и заботы, и так без конца… Ислам наложил на ростовщичество строжайший запрет, и оно считается одним из великих грехов, за которые Аллах и Его Посланник объявляют человеку войну. Всевышний сказал: «Те, которые пожирают лихву, встанут, как встаёт тот, кого Шайтан поверг своим прикосновением. Это — потому, что они говорили: “Поистине, торговля подобна ростовщичеству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество. Если кто-нибудь из них после того, как до него дойдёт предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и судьба его в распоряжении Аллаха. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (сура 2 «Корова», аят 275). Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура 2 «Корова», аяты 278–279). Пророк r предостерёг нас, сказав: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а что это за грехи? » Он сказал: «Поклонение кому-то или чему-то наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе, как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления[32] и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые даже не помышляют о том, в чём их обвиняют» [аль-Бухари]. Посланник Аллаха r проклял того, кто пожирает лихву, и того, кто становится причиной этого, а также писца и свидетелей, принимающих участие в этом, и сказал: «Они равны» [Муслим]. А ведь Посланник Аллаха r сказал: «Ростовщичество включает семьдесят три вида, и самый лёгкий из них подобен прелюбодеянию, которое человек совершает с собственной матерью» [Ибн Маджа; аль-Хаким. Ибн Хаджар назвал хадис достоверным]. Пророк r также сказал: «Дирхем лихвы, который проедает человек, зная, что это — лихва, хуже, чем тридцать шесть прелюбодеяний» [Ахмад]. Посланник Аллаха r также сказал: «Ростовщичество может увеличить имущество, но потом оно всё равно уменьшится» [Ахмад]. Имам ас-Сарахси сказал, что Аллах упомянул о пяти наказаниях для занимающегося ростовщичеством. Неспособность идти в Судный день. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пожирают лихву, встанут, как встаёт тот, кого Шайтан поверг своим прикосновением» (сура 2 «Корова», аят 275). Погибель. Всевышний сказал: «Аллах уничтожает лихву…» (сура 2 «Корова», аят 276). Возможно также, что имущество человека будет лишено благословения и не принесёт пользы ни ему самому, ни его потомкам. Война. Всевышний Аллах сказал: «…знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (сура 2 «Корова», аят 279). Неверие. Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура 2 «Корова», аят 278). А после упоминания о ростовщичестве Всевышний сказал: «Аллах не любит всяких неверующих грешников» (сура 2 «Корова», аят 276). Они неверующие потому, что считают ростовщичество дозволенным, несмотря на то что Аллах запретил его, и они совершают грех, занимаясь ростовщичеством. Вечное пребывание в Огне. Всевышний сказал: «А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (сура 2 «Корова», аят 275). Мусульманская семья оберегает свою религию и свою честь и отгораживается от ростовщичества прочной стеной богобоязненности, помня о том, что последним ниспосланным аятом Корана стал аят, завершивший аяты о запрещении ростовщичества. Всевышний сказал: «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрёл, и с ними не поступят несправедливо» (сура 2 «Корова», аят 281). Пусть же каждая мусульманская семья старается всеми силами избежать войны с Всевышним Аллахом и Его Посланником, которую она неминуемо проиграет. И горе — и ещё раз: горе! — тому, кто начинает войну с Аллахом и Его Посланником, не задумываясь о том, что он ходит по земле Аллаха, питается из удела, дарованного ему Аллахом, и наслаждается благами, которые также дарованы Ему Аллахом! |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы