Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Участие родителей в театрализованной деятельности как условие формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста
М.А Кульсинова, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 27», г.Чайковский Ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно отвыкают говорить, хотя по своей натуре они очень любознательны, хотят многое постичь, узнать и рассказать о своих открытиях. Но, если дети молчат, то и словарь их становится скудным, речь безграмотной. Я, как любой учитель-логопед, не понаслышке знаю о речевых проблемах детей посещающих детский сад. Проводя первичную диагностику речевого развития детей, обнаружила: нечеткое произношения ряда звуков; подмену одних звуков другими, более простых по артикуляции; снижение слухоречевой памяти; нарушение лексико-грамматической стороны речи; слабое развитие связной речи; недостаточная активность и эмоциональность в выражении чувств; затруднённое общение со сверстниками и взрослыми. В своей работе я использую различные методы исправления речевых нарушений у детей, но не всегда удается добиться желаемых результатов. Чтобы привить интерес детей к исправлению речевых недостатков, я поставила перед собой цель, которую реализую через долгосрочный проект «Участие родителей в театрализованной деятельности как условие формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста». Педагоги и психологи справедливо подчёркивают, что от взрослых, воспитывающих ребенка в детстве, зависит, насколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, тогда, когда он увлечён сам! Если ребёнок чувствует, что родителям, интересна игра в детских спектаклях, что она приносит радость и удовольствие, он постепенно признает ее ценность. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передаётся и ребёнку. Поэтому очень важна эмоциональная сторона общения взрослого с ребёнком. Учитывая это, я активно использую помощь родителей в своей работе. К сожалению, не все родители проявляют активность в сотрудничестве, ссылаясь на нехватку времени. Но 65% мам и пап, по результатам анкетирования, заняли активную позицию: «Я хочу вместе с учителем-логопедом развивать способности моего ребенка». Цель проекта: формирование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста, через совместную с родителями театрализованную деятельность. Поставленную цель реализую посредством решения следующих задач: Образовательные: формировать грамматически правильную речь (особенно компоненты, относящиеся к звуковой и смысловой сторонам); развивать фонематическое восприятие, автоматизацию звукопроизношения; совершенствовать умение ориентироваться в слоговой структуре слова, структуре предложения; упражнять в умении составлять связные высказывания. Воспитательные: воспитание личностных, нравственных качеств детей (творческости, эмпатийности, произвольности поведения в ситуации выбора, любознательности и др.) Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного дыхания, развитие темпо-ритмической стороны речи. Для достижения цели важна система действий направленная, прежде всего на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, творческой личности, что является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа по проекту проходит в форме занятий, система проведения, которых, предполагает четыре последовательных этапа. На первом - подготовительном этапе мы с детьми обсуждаем и подбираем сказку; выполняем упражнения для пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, координацию движений, выразительность пластики тела, голоса и речи. Во время распевки работаем на автоматизацию звуков, над дыханием и дикцией. Включаем игры - импровизации с куклами и без кукол, этюды и тренинги. В ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь. На этом этапе мы распределяем роли, вместе с родителями готовим кукол, декорации, атрибуты и костюмы к сказкам. В процессе подготовки к спектаклям к нам подключается музыкальный руководитель. Она разучивает с детьми песни, которые мы придумываем для «оживления» сказки, танцевальные движения характерные для данного сказочного персонажа, а так же подбираем музыкальное сопровождение к спектаклям. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Здесь же мы работаем и над тембром голоса, его силой, темпом, интонацией, выразительностью речи, обогащением словаря. Осваиваем технику управления куклой на ширме и на полу, разучиваем монологи, потешки, скороговорки, разыгрываем сценки для кукольных спектаклей. Учим общаться со зрителем, чувству партнерства, двигаться и ощущать пространство сцены или ширмы, выходить на поклон. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в театральной деятельности, где они играют небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение сплачивает детей и родителей. И порой не понятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствие – детям или взрослым. Не оставляю без внимания неактивных родителей: организую для них театральные выставки, предлагаю различные памятки, консультации, ненавязчиво даю задания для совместной деятельности с ребенком. И чувствую, что наши ряды – ряды артистов – растут. В итоге повышается авторитет ребенка в группе (его мама или папа играют в спектакле, да еще как играют!!! ). Подобная деятельность сплачивает коллектив родителей, которые потом, продолжают организовывать праздники для своих детей и в школе. В-третьих, вы сможете еще так близко узнать родителей и сдружиться с ними?! Ну а в-четвертых, родители, сами «варясь в этой каше», по-другому смотрят на нашу работу, понимая, насколько это все сложно. На третьем этапе проходит презентация сказки. Зрителями являются педагоги, родители, а также воспитанники нашего детского сада. Показываем сказки на открытых мероприятиях и праздниках. А так же гастролируем по другим детским садам. Четвертый этап – заключительный, где осуществляетсяподведение итогов. Как показала диагностика - подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться высоких результатов. Дети показывают средний и высокий уровень речевого развития, фонематического слуха и внимания, развития основных движений, движений мелких мышц рук. У детей формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки. Решая задачи данного проекта, я решаю еще и проблему детей-билингвов (владеющих двумя языками). Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими из-за неумения говорить на русском языку, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Включая в театрализованную деятельность двуязычных детей, я помогаю наладить отношения с окружающими, активизирую импрессивную и экспрессивную речь, работаю над коррекцией психических функций, над преодолением страха перед речью, замкнутости, скованности, заниженной самооценки. Считаю, что данный проект решает несколько задач: логопедические, творческие, коммуникативные не только с детьми, имеющими нарушения речи, но и с детьми – билингвами. Проект реально выполним, так как в ДОУ для этого есть все необходимые ресурсы: педагогические и материально-технические. Проект является социально-ориентированным и направлен на социального заказчика – родителя.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы