Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И отдельно про Василисков в контексте вышесказанного.



Итак, основная конструкция, из которой можно развивать Учителя или Начальника (что уж будет более востребовано), выстраивается так.

Существо находит способ эмигрировать в свое Средиземье или там Нарнию. Формальным требованиям оно при этом соответствует идеально, даже если они меняются прямо по ходу предъявления. Именно потому, что у него в доступе идея тыла в виде личного Средиземья. И это помогает выполнить все необходимые требования, не поломавшись об них, поскольку он ничего не ждет от окружения. Да, по нему видно, что он слегка " не в фазе", но поскольку все требования он выполняет, даже если они меняются со скоростью свиста, окружение частично предпочитает принять очевидное за глюк.

Но Василиск не был бы Василиском, если бы не подошел к идее творчески. То есть, если бы не надеялся ее воплотить. Да, самостоятельно и собственными руками.

С обратной связью воображаемому собеседнику тоже все очень весело. Василиск разговаривает с тем, кем бы он хотел быть, когда-нибудь, когда будет Большим, Сильным и Настоящим (ингредиенты по вкусу).

Про связь деятельности с воображаемой общностью, воображаемой семьей или нацией тоже есть что сказать... В основном, деятельность с этой общностью и связана. То есть, с возможностью сделать существование этой общности реальным и достоверным для всех. Что самое интересное, у них это получается. Правда, в основном - в пост-эндшпиле, как сказал бы Генрих Альтшуллер (кстати, представитель типа), но с точки зрения Общности и Общества это не так важно. А они сами... Им, в общем, не так важно, дойдут они до цели или нет - главное, чтобы идти к ней удавалось. Даже, пожалуй, не так. До цели дойти и завершить начатое они НАДЕЮТСЯ. Но ни фига в это НЕ ВЕРЯТ. И поэтому большинство из них получает желаемое посмертно.

Ну и об умолчании о целях до тех пор, пока они не достигнуты. Да, у Василиска многие цели вкладываются в одну стратегию действий. Но персонаж прекрасно знает в каждый момент времени, что и зачем он делает. И он совершенно не путается в своих мотивах, просто их многослойность недоступна пониманию окружения, и окружающим это таки мешает. То есть, настолько мешает, что умалчивать о целях и мотивах Василиску требуется очень редко: ему достаточно их просто назвать. Честно и прямо. А окружение само запутается. И, запутавшись, не станет - потому что не сможет - мешать.

4-5-16 Василиски и личное. В трех кратких частях с прологом и эпилогом, а также с предисловием..

· Предисловие.

Ну, держитесь. Это даже со стороны наблюдать без Драмины или Бонина тяжело (кто не в курсе, это такие средства от укачивания).

Итак, взаимоотношения Василиска и его близкого. Нет, понятно, что в конце, если всем повезет, близкий станет Сокровищем... только давайте сначала вспомним, что за взаимоотношения у Василисков с их Сокровищами. Чтобы вы долго не рылись, вот раз, и вот два.

Вспомнили? А теперь давайте смотреть, как это выглядит в живой природе.

· Пролог.

В русских народных сказках есть такой персонаж - Змей, который к девицам по ночам прилетает, и они от этого начинают сохнуть и болеть, а вдовам вроде и ничего, если не долго. Он еще золото таскает тем, к кому прилетает. Только с того золота проку нет, потому что от общения с этим Змеем женщина портится, а отказаться от него она не в силах. И считается, что средств прервать эти отношения есть только одно: бросить его в печь и закрыть заслонку, пока он спит. Хотя, если честно, я себе не представляю, как это можно сделать: это же довольно здоровая должна быть тварь... И я в детстве совершенно не понимала, почему непременно надо так жестоко с ним обходиться и обманывать его доверие, и почему нельзя, если уж не умеешь об него не портиться, просто попросить его больше не прилетать... Однако, сказка - штука такая: если какой-то путь назван единственным, значит, других нет.

· Часть раз. Не то чтобы принципы, но...

Пункт первый: " не навреди" , который чаще всего в повседневной жизни превращается в " не суйся без острой необходимости" . Оно бы и ничего бы, но эта стратегия, как прожектор, выявляет недостаток опыта действий в зоне ближайшего развития - именно у того, кому не хочет навредить Василиск - и делает из особенности проблему. Которой не было бы, например, рядом с Единорогом у того же самого персонажа.

Пункт второй: не лезь с твоими эмоциями к близкому*, ему своих достаточно, который в повседневной жизни почему-то сплошь и рядом трансформируется в не твое дело, что я чувствую, пока я выполняю свои обязательства по отношению к тебе - в отношении этого самого близкого*, между прочим.

Пункт третий: не бывает потребностей, которые нельзя было бы отложить... ради чего-то более важного, в повседневной жизни являющийся как пренебрежение своим здоровьем и безопасностью ради своих целей - и почему-то это всегда на глазах у близких*.

Пункт четвертый: не бывает проблем, бывает чрезмерно острое восприятие обстоятельств, со стороны выглядящий как неудобств не существует, есть неженки и нервные натуры, на дальнем расстоянии и в острых ситуациях вполне работает, но каждый день и с близким... мнда.

И не то чтобы они это делали намеренно. И не то чтобы они видели или понимали, что делают именно это. И не то чтобы оно изнутри так смотрелось. Но вот же... И в результате получается так, что тот, кто способен в этих условиях оставаться рядом с близким, который эти условия и создает, иначе чем " сокровище" определен быть не может. Потому что качели между " хочу быть с тобой" и " не хочу навредить тебе", между " хочу оберегать тебя" и " не хочу тебя связывать" летают высоко и быстро. Тем выше и тем быстрее, чем значимее отношения для Василиска.

· Часть два. Не то чтобы драма, но...

К сожалению, ролик, который является лучшей иллюстрацией того, что никогда не увидит персонаж, разорвавший отношения с Василиском, запрещен к встраиванию в блоги тем, кто его разместил, поэтому по ссылке придется кликнуть - но оно того стоит.

Вот это, то что по ссылке, может случайно оказаться (и изредка оказывается) видимым кому-то, кому не свезло находиться рядом - другому близкому, например - но чаще это сугубо внутренняя работа. И большинстве случаев значимая ее часть проделывается совершенно неосознанно, или трансформируется в соматические проявления, которые, уж конечно, (с этой точки зрения) более легитимны, чем быть замеченным на " пострадательстве" из-за того, кто все равно (с этой точки зрения) не заинтересован это " пострадательство" прекратить, поскольку является причиной оного " пострадательства", и поскольку это его осознанный выбор. Опять же, с этой точки зрения.

Нет, меру своего участия в том, что свалилось на голову с потерей близкого, Василиск понимает прекрасно. Но это понимание в большинстве случаев звучит не как " я довольно много сделал, чтобы..." а как " он почему-то выбрал решить...".

Интересный момент: есть разница между " закончить" и " завершить", и эти два действия не всегда совпадают во времени. Многие расстающиеся эту разницу хорошо ощущают; так вот, для большинства людей завершенные отношения заканчиваются менее травматично (бывают еще отношения не начатые, но это особый случай)

И - что особенно интересно - отношения, которые уже закончены, по-разному оцениваются в целом, в зависимости от того, были ли они завершены на момент окончания, или нет. Большинство людей склонно оценивать незавершенные законченные отношения как менее ценные и менее удовлетворительные - впоследствии, после того как гнев и обида перегорят. Но не Василиски. Именно у этих странных существ внезапно прерванный роман превращается в песню всей жизни, к которой возвращение мыслями и чувствами возможно в течение всей же жизни. Я не знаю, зачем. Живут они так.

· Часть три. Не то чтобы выводы, но...

Для Василиска потеря близкого - это Армагеддон. Потеря здоровья, денег, места работы, дома, страны проживания - это армагеддец, но с близким рядом он вполне проживаем. Если близкий не кончится и не уйдет. Но. В режиме постоянного крэша, который рассматривается как норма жизни, выжить способны далеко не все. И уж всяко не все, кто способен выжить, готов тратить время своей жизни на выживание ради выживания, вбивая время, силы и творческие планы в попытки удержаться за землю, еще тлеющую после апокалипсиса.

Василиск же намерен выращивать свои живые сокровища именно на этой земле. И это источник неизбежных конфликтов между ними и теми, кого они выбирают.

И... ну, сокровище или не сокровище, но камень-то получается. Потому что на этих качелях выбор у человека невелик: или окаменеть и свалиться, потому что камешек балансировать не умеет, он умеет только быть собой (точнее - подобием себя живого); или сдохнуть, не выдержав перепадов - и попортиться, то есть перестать быть собой. После чего Василиску этот человек будет уже неинтересен: тот, у кого нет его самого, мырчать всяко не умеет, и сокровищем быть не может.

Сообразить, что ценный и значимый персонаж попортился именно об Василиска, большинство из них все же в состоянии. И после этого обычно Василиску приходит в голову мысль, что к людям его пускать нельзя, и он даже пытается ее как-то воплотить в действии... только совершенно случайно находится тот, кто намерен его в этом разубедить, из каких-то своих странных соображений. Еще один раз, ага.

· Эпилог.

Василиск умеет хотеть близости, умеет страдать, утратив ее, умеет стремится к ней, даже иногда умеет строить ее. Жить в ней для представителей этого типа - уникальный навык, встречающийся у них редко и в небольшом объеме.

И по этой причине жизненный путь Василиска, как правило, оставляет широкий и длинный след из окаменелостей, когда-то бывших персонами интересного ему пола.

...Но некоторым из них везет. Они находят тех, кто уже был на этих качелях. Этих, кто уже знает, что такие качели вообще БЫВАЮТ, можно обучить качаться на них с кайфом, и с ними можно даже построить близость в этих замысловатых условиях.

Очень некоторым из них очень везет, ага... А остальных можно найти в конце этого следа. Еще немного пройти ножками по пустыне, начинающейся там, где этот след заканчивается - и найдете. Если очень хочется именно искать и именно Василиска.

_____________________

Примечание: здесь близким называется человек, который делит с Василиском обиталище, режим (в той или иной степени), а также разделяет его цели и ценности, насколько может, и насколько в силах.

4-5-17 Василиски и " личное": Шелк vs Серебро.

В остальных областях жизни разница будет не такой большой даже для них самих, а вот в области взаимоотношений Василиска с его эмоциями и переживаниями она будет видна. Да, им прежде всего, остальным - как получится.

Как различать одних от других? Довольно просто: Шелковые способны называть переживаемые ими чувства словами до того, как наберут токсичный объем переживания, Серебряные - после. И если. Что " если"? Если выживают. Итого: может говорить о том, что переживает здесь-и-теперь, хоть полсловечка - Шелковый. Не может - Серебряный.

Василиск, вопреки иллюзиям наблюдающих, существо ОЧЕНЬ чувствительное, и проживающее большой, нет, БОЛЬШОЙ объем эмоций, особенно в связи со значимыми ситуациями. Что же до ситуаций с участием значимых людей... кегля не хватит, чтобы отразить; поверьте на слово: там, внутри них, много. Оно горячее, едкое и очень активное. Настолько активное, что двигать собой в эмоциональном плане им приходится крайне аккуратно - чтобы минимизировать повреждения. Заметьте: не " избежать" (хотя это и есть цель), а именно " минимизировать", они реалисты. И в отличие от, например, Дракона, Василиск эту кипящую кислоту из себя никуда деть не может, канализация сырой эмоции наружу их конструкцией не предусмотрена.

... и еще, пока тема не убежала: почти вне зависимости от характера переживания (позитивное оно или негативное), объем поражения будет соотноситься больше с его силой, чем с качеством.

Нет, обратная связь возможна. Но - сразу на уровне действий и последствий. И практически без участия драматической компоненты - мимики, жеста, интонации и прочих выразительных средств. Только словами и принятыми решениями, иногда, если повезет, посредством этих же слов доносимыми до тех, кого они касаютсыя. Ну и " фирменным" типным взглядом, который, возможно, теперь вы понимаете, откуда берется. Оттуда же берутся жестокие головные боли, бесконечные кожные и сосудистые проблемы... и хорошо бы, если только это список и составляло. Он же растет в течение всего времени жизни Василиска, список этот.

И отсюда и разница в конструкции. Шелковый Василиск - существо более... трепетное, что ли. Он в контакте со своими эмоциями, хотя ему больно от этого, и поэтому он активно (по сравнению с Серебряным) сообщает окружению, особенно близким, как лучше бы поправить положение дел, чтобы всем (и в том числе Василиску) было хорошо, в каждой ситуации, в которой он со своими эмоциями встречается. То есть, ЧАСТО. Да, это тоже лидер, как и Серебряный Василиск. Да, это лидер харизматический - тот, о ком хочется незаметно заботиться и кого хочется немножко так опекать, для того чтобы можно было продолжать им восхищаться. И поэтому часто Шелковые Василиски узнаваемы по окружению, состоящему из людей, относящихся к ним... с их точки зрения, достаточно хорошо. А с точки зрения окружения и не вовлечённого наблюдателя (с точки зрения последнего так особенно) это другими словами называется. По меньшей мере " любят, ценят и боятся потерять". И какая-то доля восхищения ему нужна, она обеспечивает ему уверенность в том, что если его эмоции и переживания напрыгнут на него изнутри - он справится.

Серебряный Василиск - это МегаМозг. Ну или, если угодно, голова профессора Доуэля. То есть, существо, со своими эмоциями и чувствами - а в нередких случаях и с ощущениями - связанное весьма слабо и не постоянно. Нет, это не значит, что их в нем нету: их там даже больше, чем в Шелковом. Просто никому нет дела до того, есть они там или нет: окружению бы от последствий и решений успеть увернуться, им не до гаданий и угадываний, а ему самому в общем все равно: он для этого приспособил довольно крепкую капсулу - и пока она не потечет, дискомфорта он испытывать не будет. То есть, если двигать собой аккуратно и не делать резких поворотов и неожиданных кувырков, то все будет очень даже хорошо. И неважно, объявили ли Армагеддон или очередное нашествие марсиан... Это лидер интеллектуальный, его можно не любить, но невозможно не уважать. Это очень дистантное существо, крайне ценящее собственный покой и неизменность окружающей его обстановки, поэтому попытки прыгать вокруг него и добиваться эмоциональной реакции он не оценит. А оценит он обязательность, пунктуальность и способность не выносить ему мозг по поводам, того не стоящим.

Да, в течение жизни эта самая " капсула для эмоций" у каждого отдельного Василиска может формироваться и разрушаться неоднократно, и, в зависимости от обстоятельств ее формирования и разрушения, это стоит им куска здоровья - бОльшего или меньшего - в каждой итерации, но нечто в них заставляет ее формировать и разрушать. Что - разговор отдельный. Следующей почтовой лошадью.

4-5-18 Василиски: чем не являются. Необходимое предисловие к итоговым постам.

Во первых строках предисловия можно было бы еще раз углубиться в дебри рассуждений о личной и всякой другой норме, но тема жевана-пережевана и вроде как понятно, что коль скоро индивид приспособился к условиям, так они для него - теперь уже - нормальные и есть, а то, что мир ему имеет предложить как статистическую или хотя бы физиологическую норму (про эталонную вообще не будем, это очень грустный разговор), ему уже не подойдет, примерно как моржу с 20-летним стажем купания в февральской невской водичке - водичка где-нибудь в Хургаде или даже в Сочи в отпускной сезон. В общем, мы не будем углубляться в дебри и просто вспомним, перед тем, как начать обсуждать тему, что личная норма отличается от всякой другой именно тем, что она годна только и строго для данного индивида, и ни для кого больше так хорошо и внятно годна не будет.

Итак, прежде всего индивид знает неким шкурным знанием, что вот эти условия для него нормальны, то есть он в них себя хорошо чувствует, потому что именно к ним и приспособлен. Да, они не всегда благоприятны - но они НОРМАЛЬНЫ. Как дождь из воды, в отличие от, например, дождя из камней или из червей. И это " нормально" значит только то, что данный дискомфорт не мешает индивиду продолжать свою жизнь и даже решать какие-то жизненные задачи. И даже успешно их решать. То есть, находясь в этих условиях, индивид не только не кончится бессмысленно и несвоевременно, а еще и благополучно оставит по себе именно ту память, какую планировал, и уйдет под грунт в свой срок и с им выбранным (ну хотя бы отчасти) набором жизненного опыта. Египтянин прекрасно проживет, и даже даст своим детям платное хорошее образование, в чумовом и кошмарном для финна египетском климате, но вряд ли переживет всего-то пару финских зим. Особенно подряд. Финн отлично будет себя чувствовать и даже создаст пару новых интересных разработок в своей области, которые прославят его на весь мир в этом самом, непереносимом для египтянина, финском холоде, но пара египетских летних сезонов превратят его в малоприятное и малоосмысленное существо, общаться с которым интересно будет разве что лечащему врачу.

Далее, таким же шкурным и более глубоко внутренним знанием индивид знает и то, что эти условия, к которым он приспособлен, предполагают наличие в общей сумме обстоятельств некой вполне уютной ниши, которую вполне можно найти и занять. И что для того чтобы в этой нише обитать, чем-то придется поступиться. И это тоже нормально. И очень мало кому приходит в голову хотя бы попытаться сменить климат и " взять два" - просто потому что хочется. Эта идея в головы приходит, да - но совершенно по другим мотивам и с другим припевом.

И что же это за мотивы и что же это за припевы? Мне когда-то рассказывали (я не помню, кто, и даже как я попала на эту лекцию, не вспомню), что есть всего два основных способа строить деятельность, две основных стратегии. Нет, в виду имелись не проактивная и реактивная стратегии, а немного другое: стратегия сохранения существующего положения вещей и стратегия достижения. То есть, есть те, кто действуют, когда им надо, чтобы не стало хуже, и есть те, кто действуют, когда им надо, чтобы стало лучше. Первая стратегия условно может быть названа (и была лектором названа) крестьянской стратегией, а вторая - стратегией ремесленника. В крестьян, однако, лектор бодро засунул ...блин, вспомнила! Культурология это была! Герцовник, 2-й курс, вот только преподавателя не помню и русских помещиков, и европейских феодалов и всех, кто так или иначе связан с аграрными циклами, включая монархов - до некой точки развития строя. В ремесленники, помнится, попали все те, кто так или иначе имеет дело с производством благ и товаров. Блага - это когда мастер напрямую работает с заказчиком, а товар - это когда мастер делает вещь для любого желающего покупателя.

В этом ракурсе крестьянин от ремесленника отличается тем, что он действует тогда и только тогда, когда видит неизбежность ухудшения ситуации относительно имеющегося уровня, а вероятнее - когда ощущает ее на своей шкуре. И действует он затем и только затем, чтобы прекратить процесс снижения качества жизни. Действует зачастую недостаточно эффективно, замедляя, но не останавливая процесс. И прекращает действовать, как только темп процесса перестает быть угрожающим.

Ремесленник же действует тогда, когда он видит минимальную возможность подвинуть имеющееся положение вещей к лучшему, вне зависимости от того, насколько его устраивает на данный момент его качество жизни. И делает все возможное, чтобы реализовать потенциал ситуации, превратив возможности в реальные блага. Действует эффективно, более рисково, чем крестьянин, и прекращает действовать только тогда, когда убеждается, что больше из ситуации ничего выжать не получится.

Вероятно, именно поэтому мы знаем о тех, кто жил до нас, благодаря тем, кто жил в рамках стратегии ремесленников...

Итого: приспосабливаясь к ситуации, индивид делает очень много, если не сказать " все возможное" для того, чтобы остаться именно в ней, иначе слишком тяжело. Особенно, если в этих обстоятельствах он ухитрился найти какую-то нишу, которую можно назвать комфортной. И готов (если он живет в рамках " крестьянской" стратегии) некоторое время терпеть ухудшения условий в этой нише, если они не нарастают слишком быстро. Некоторые, однако, снабжены природой невидимым шилом в одном месте, и, вследствие своей шилопопости, заинтересованы расширять нишу комфорта посредством дел рук своих. И даже - иногда - посредство включения головы, хотя этих последних совсем не так много, как кажется.

... И только Василиск способен расширять нишу своего комфорта для того, чтобы условия не ухудшились и качество жизни не потерялось. А в противном случае он и не шевельнется. Если условия все равно ухудшаются, что ни предпринимай - не будет шевелиться. Если условия не могут ухудшиться, и в принципе относительно годны - не будет шевелиться. А вот если могут ухудшиться, но можно улучшить - будет не просто шевелиться: до центра планеты докопается. Без инструментов и помощников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь