Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тени: штрихи к портрету типа.



Юный Тень приходит в гости после дискотеки не то концерта. На концерте юный Тень успел даже не принять, а конкретно так подогреться. В гостях кроме него (не)человек так полтора десятка. Тень шумно и со спецэффектами, привлекая общее внимание и вызывая общие восторги своими действиями и комментариями к ним, снимает ботинки, затем куртку, затем свитер, затем - к восторгу хозяйки дома - расстегивает джинсы... а под ними - еще одни джинсы. Что характерно, примерно за пару недель до того от меня юный Тень слышал рассказ про модный в начале 80-х в Прибалтике уличный женский костюм, состоящий из коротенькой жакетки и юбки, застегивающейся " внахлест" на подкладке с утеплителем, надевающейся поверх другой юбки или - реже - поверх брюк.

Другой юный Тень идет на экзамен. -Готовился? -Я не готовился, но я готов. -Э??? ну ладно... Юный Тень приносит с экзамена " отлично". -Ну и как? -Да нормально. Я просто скопировал ее манеру подачи, и она решила, что я знаю. Я даже до сути вопроса добраться не успел.

Не очень юная Тень подходит к зеркалу, видит там... не то, что ее бы устроило, короче. Несколько дней находится в серьезном расстройстве по этому поводу. После чего... устраивает генеральную уборку в библиотеке, переставляя книги в совершенно другом порядке, чем был до того. Дальше снежным комом по нарастающей меняется гардероб, сфера интересов, и, наконец, круг общения. Так и потерялись...

Еще одна Тень, тоже не очень юная, но зрелой еще не назовешь, на концерте в клубе жжот по всему танцполу. Обнаружив на выходе совершенно закономерное после такого отжига облако роящихся кавалеров... теряется, краснеет, бледнеет, заикается, и покидает клуб через служебный вход, упросив гардеробщика его открыть. Потом полтора часа шарахается по району, пытаясь пешком выйти к метро. Встречаемся через несколько дней - плачет про одиночество и неудачи в личной жизни. Ты чего ж, говорю, не ковала железо не отходя от кассы нцать дней назад? И вижу круглые глаза сильно больше лица: они? мне?? ты серьезно??? Я думала, мне сейчас скажут, как я неправа...

Еще один Тень, в возрасте примерно равном возрасту предыдущей фигурантки, утром просыпается на Московском вокзале в Питере, хотя должен быть вообще-то на работе и вообще-то где-то в районе Баррикадной. Трезвый, что интересно. Кормлю завтраком в блинной, спрашиваю, как ему помогло, он же вроде не планировал. ты понимаешь, говорит - ребятам была очень нужна компания. Они тебя просили, спрашиваю - нет, говорит, но им действительно было надо.

Тени: куда смотреть и как понять.

Начнем с " как понять", пожалуй. Чтобы было попонятней, ПОЧЕМУ смотреть так сложно, а увидеть - еще сложнее.

Для того, чтобы понять в подробностях, освежите в памяти, кто читал, два текста (хотя бы два) Олди - конкретно " Пасынки восьмой заповеди" и " Нопэрапон". Для того, чтобы понять в принципе...

Представьте себе, что вы хотите нарисовать картину, но у вас нет ни холста, ни красок, ни даже цветных карандашей. И даже простого карандаша нет. Но есть ножницы. Ножницы есть потому, что их забыли у вас забрать. Или вы их хорошо прятали. У вас и холста нет, и даже бумаги. Но есть кусок старых обоев. Или упаковочного картона. И вам очень надо нарисовать картину. И вы берете бесплатные рекламные газеты, флаеры, бесплатную программу телепередач, аккуратно стягиваете со щита кусок афиши, цепляете с подвернувшейся скамейки пару забытых кем-то номеров каких-то журналов... А дальше начинается собственно создание картины при помощи ножниц и клея. Клей у вас, допустим, все-таки был. Или был в доступе, что в общем одно и то же.

... представили?

А теперь представьте, что упаковочный картон или кусок обоев - это вы сами. А то, посредством чего вам нужно, шкурно нужно причем, превратить это невнятное и малоценное нечто во что-то осмысленное и ценное вы вольны искать сами где хотите, потому что никто не заинтересован вам это давать.

Некоторым везет. Люди чего только не выкидывают - шелковый платок может помочь превратить упаковочный картон в прелестную шкатулку, а старая кожаная сумка, отжившая свой век, может сделать эту же картонку (да и обои, если проклеить слоев в пять) обложкой блокнота или кофром...

В итоге, если разобраться, то есть разобрать коллаж, или шкатулку, или кофр, или любой другой хэндмейд, на составляющие его части, очень редко оказывается, что он сделан из качественного и дорогого материала, чаще это невнятная фигня, собираемая по всем углам, и вещь собирается, буквально, " на идею". Сколько такое может стоить, не мне вам рассказывать, тут добрая треть читающих в теме.

А если вместо основы используется то, что должно бы было быть концепцией себя, а вместо невнятной фигни юзаются чужие паттерны поведения, от крупных стратегий до мелких примочек, и в ряде случаев самостоятельно найденные технологии, которыми никто не смог воспользоваться, превращаются в основу для лайф-стайл целиком... можно сделать так и личность. Личность будет хэнд-мейдовая, крафтовая. Уникальная и неповторимая. И ценность ее будет по сумме сравнима с ценой двух чугунных мостов с позолотой и освещением. Но. Сама эта самая личность будет твердо знать, где и что она собирала для того, чтобы сделать себя - собой, создать этот коллаж. И оценивать себя будет... ну - в цену использованных материалов и будет.

Тени: вглядеться во тьму.

Ну, за длинную паузу можно было уже вкурить и интерлюдию и первые две поста, в основном содержащие прикидки на то, что мы сейчас будем обсуждать. Так что напоминать ничего не буду, едем дальше.

Итак, для начала представьте себе манипулятора. Человека, для которого прекрасно и правильно страдать ради кого-то, в природе не существующего, но похожего на вполне конкретного человека (конкретных людей); не жить своими интересами, мытьем и катаньем принуждать к этому же остальных; не видеть в упор реакции на свои действия, а увидеть, ломаться об нее, потому что так нечестно; требовать от всех встречных и поперечных, а от попутных и тем более, соответствия своим личным (не их личным, а манипулятора личным) светлым и прекрасным принципам или видению блага - и все это в любых сочетаниях или оптом на полном серьезе в возрасте " глубоко за" одиннадцать лет, в которые это поведение в норме как раз перестает быть штатным. Представили? ОК, возьмем этого сферического в вакууме персонажа и назовем его Саша (знакомых Александр и Александров прошу не принимать на свой счет, мне просто надо как-то назвать этот... манекен).

А теперь представьте себе абсолютную противоположность манипулятору (назовем его, по Шострому, актуализатором). Человека, для которого прекрасно и правильно жить самому и давать жить другим; который понимает, что происходит сейчас и во что это выльется через час и через месяц (ну хорошо, ладно, через неделю); который вполне способен подойти к ситуации, которую он наблюдает в исполнении ближних, эстетически и не лезть руками в чужую инсталляцию; который может не ждать понимания своих целей и ценностей и уважения к ним, убедившись и перепроверив, что сюда и этим людям такого понимания не завозили; который способен, не рыдая и не страдая (ну разве что совсем чуть-чуть рыдая и страдая) унести свои ценности оттуда, где бережного отношения к ним ждать нет смысла. Представили? ОК, возьмем сферического в вакууме персонажа и назовем его Алекс (нет, я НИКОГО КОНКРЕТНОГО не имею в виду)

Да, для персонажа из первого абзаца персонаж из абзаца второго выглядит как циничная сволочь, а для персонажа из второго абзаца первый никак не выглядит, потому что он такоэ не разглядывает, а если и разглядывает, то в лупу, разложив на цинке или стекле, и разумеется, безоценочно. Кто подумал в эту сторону, читая, тот не ошибся.

Теперь попробуйте их в воображении склеить вместе. Ну я не знаю, близнецами, что ли, сделать, из индийской комедии. Или в одну комнату поселить. Для начала. Затем дайте им один паспорт на двоих и одну социальную единицу на два режима. Допустим, паспорт у них на имя Александра Викторовича Семенова, адрес на двоих один, и военник один, место работы тоже одно на двоих. И тело у них тоже одно на двоих. И голова. А вот живут в ней - оба, и действуют оба, кто успел, того и руль. Когда-то успевает манипулятор, а когда-то актуализатор. Персонаж этот, допустим, нормальный парень тридцати трех от роду лет. Холостой, не был, не состоял, не привлекался. Ну чтобы без лишних сложностей. Москвич. Или питерец, неважно. А может мурманский или новосибирский. Представили? Отлично. ТАКИХ ДВЕНАДЦАТЬ НА ДЮЖИНУ. Это то, что вы видите вокруг себя в метро в час пик, в Ашане в субботу, на концерте в пятницу вечером и далее везде. Да, он в целом добрый и порядочный парень, если него не зажимать в угол, и он хотел бы поступать хорошо. Если его ткнуть носом в некорректность его поведения там, где он не в состоянии это поведение поменять, он временно превратится в орангутанга и это будет стоить ему потерь в личной жизни и/или рабочих возможностях. Иногда непоправимых, иногда некритичных.

А теперь мы берем этот манекен, эту модель человека типового резинового, и помещаем на некий стенд, где мы может крутить как угодно настройки и режимы софта в его голове. И по собственному произволу меняем местами инструментарий моделей поведения и отношение к ним. Но не просто меняем, а с подвывертом. Берем аналитические и критические способности актуализатора, пристраиваем к ним весь инструментарий манипулятора, а затем берем ожидания и ценности манипулятора и пристегиваем к ним всю эту конструкцию. И получаем персонажа, который:

· знает, что и как надо сделать, чтобы все остались довольны,

· но со всей дурацкой мочи пытается увильнуть от необходимости это делать,

· поскольку сделав это он чувствует себя последним ублюдком, а тех, с кем он поступил со своей точки зрения неэтично, несчастными, обманутыми и обиженными

· а не сделав это, он тоже чувствует себя ублюдком, потому что он знал, знал и ничего не сделал

и который мечтает о том, чтобы нашелся хоть кто-то, кто способен продрать глаза и найти выход из этой дилеммы

· а попадает или на очередных несчастных слепцов, или на циничных сволочей вроде себя, и даже хуже себя, поскольку им даже не стыдно

· и ему крайне трудно примириться с таким собой, но другого-то не дали

· а стыд за такого себя порой не дает возможности утром глянуть в зеркало без отвращения, а про вечер говорить не будем вообще.

Собственно, вот это и будет Тень.

4-6-6 Все же едем дальше. Тени и Свет; а так же " Тень, знай свое место! "

Это будет очень трудный для понимания пост, поскольку то, о чем я буду говорить, очень привычно современному человеку, и далеко не все понимают, что иначе можно и что иначе бывает.

Большое спасибо megan_swing за то, что я теперь знаю, откуда что выплыло. Я, видите ли, на одной из лекций Мэган буквально поперхнулась фразой о том, что (если я верно поняла и услышала) именно эта дама впервые предложила не сажать платье по фигуре, а фигуру подгонять под платье. Ну и, ясное дело, после этого было трудно не залезть в биографию... кстати, там, кроме ряда ценных подробностей про " как воспитать" и " как отличить" (про первое еще поговорим, про второе как раз сейчас и продолжаем беседу) есть фотографии, достаточно точно передающие мимику типа.

Ярче, чем эта дама, представить тип с его противоречиями мало кто смог бы. Вот одна фраза из статьи по второй ссылке: Весьма скромная и сдержанная в обычной жизни, Скиапарелли появлялась на публике, казалось, только для того, чтобы вызвать скандал – и исчезнуть. Тень так и будет себя вести там, где она предполагает внимание к себе, поскольку внимание представитель типа читает как " проблемы; возможно, сложноразрешимые". Там, где внимания к себе Тень не ожидает, никаких попыток эпатировать и шокировать предприниматься Тенью и не будет. Но там, где внимание есть... эпатажа и выбрыков не быть не может, тому у Тени есть масса причин, укладывающихся в короткий отрывок.

Вот он:

Тебе нужно, чтобы думающие и при этом скептичные люди, один за другим упразднили свои оценочные критерии. Все те двери, которые стоят на твоем пути, одну за другой последовательно тебе надо открыть для того, чтобы приготовить поле для выстраивания сердечного моста на тех струнах, в том измерении, ради которого, в общем-то, всё и затевалось. Момент разрыва, из которого рождается вот это самое вожделенное измерение – зона, которая не есть суета сует, которая – этот животрепещущий первичный смысл. О котором души всех людей прекрасно по наитию осведомлены, но в быту редко сталкиваются, и тут – вот оно! И если вы искали это – вот!

Можно короче. " Я - ваше зеркало! " (с) трудно не помнить. качество зеркала может быть разным, но принцип один: ты хочешь увидеть меня? - посмотри на себя, как тебе, нравится? Это позволяет Тени быть на публике относительно без проблем...

... потому что свое место Тень знает очень хорошо и без напоминаний. И в этом месте не лежит, за редчайшими исключениями, ничего хорошего. В этих редчайших исключениях хорошего там лежит ровно столько, чтобы Тени не помереть. Все остальное им или нельзя, или можно такой ценой, что лучше бы было нельзя.

Тени: как воспитать.

Для начала я сразу расскажу, кому за это и браться не следует, хорошо? Рассказываю.

· Вы способны составить план расходов на неделю на всю семью и следовать ему, не особо напрягаясь? Вам не удастся вырастить Тень, даже не пытайтесь.

· Вы в состоянии утром спланировать день и пройти его хотя бы процентов на семьдесят именно так, как спланировали? Оставьте эту идею, Тень из своего ребенка вам не вырастить, найдите взрослого представителя типа и общайтесь с ним, если вам так уж надо именно Тень в собеседники.

· Вы умеете слышать и принимать всерьез чувства и переживания ребенка? Ах, вы даже способны понять, что ребенок от вас хочет и насколько это срочно? Не морочьте себе голову, растите лучше Гарпию. Или Единорога.

· Вы знаете, что на свете бывают и другие точки зрения, кроме вашей? И они даже иногда имеют какую-то ценность? и не обязательно для вас? Тогда Тень у вас точно не получится, что бы вы ни делали.

· Вы без проблем встречаетесь с результатами и последствиями своих действий, даже если они вам неприятны, и способны признать и то и другое как факт? Точно-точно? Поведение типа " какие кошки, за какой плитой, когда? " и типа " я же с добрыми намерениями, чем ты недоволен? " вы не практикуете даже с сильно нетрезвых глаз или с высокой температурой? Проект " воспитать Тень в собственной семье" с этого момента можете считать проваленным, откажитесь лучше сразу.

· Вы считаете, что отношения строятся в том числе из опыта совместных действий, и что иногда проще заменить отношения, чем голову/руки/пару лет жизни? Ах, вы еще и думаете, что у ребенка есть право на личное пространство и взлом личных границ - не лучший способ построить хорошие отношения с ребенком? Вы безнадежны, как воспитатель Тени. Растите Дракона. Ну или Василиска.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что, руки опускаются? Видите, как непросто воспитать Тень. Для этого нужны совершенно особые личные качества. И что же это за качества?

· Вы должны уметь смотреть мимо обстоятельств, не принимая их всерьез.

· Вам следуем иметь мужество не делать выводов из своих поступков и их последствий.

· Вам понадобится невозмутимость при встрече с обратной связью (ее лучше вообще не замечать, а если не удастся не заметить, то деликатно спускать на тормозах - как любой прокол другого человека в поведении, который приходится наблюдать).

· Вам нужно будет воспитать в себе легкое отношение к материальному, вещному и событийному в жизни: волной приносит, волной уносит, получилось - славно, не получилось - тоже ничего.

· Вам также потребуется способность настоять на своем и заставить всех с собой считаться. Особенно хорошо, если при этом окружение заинтересовано угадать, в каком вы настроении и чего вы хотите до того, как вы начали об этом сообщать.

· Но, при этом, конечно, необходима и определенная тактичность и деликатность: прямо и открыто навязывать свои правила окружающим, а особенно близким, и ставить живых людей в жесткие рамки - некрасиво и нехорошо. Они имеют право проявлять себя свободно... пока вам это нравится.

· Вот еще я забыла, а мне напомнили еще один важный для воспитания тени аспект. Никогда не принимайте ребенка всерьез, что бы он ни делал. Требуйте от него серьёзных результатов, не ожидая, что он когда-либо вам их предъявит, и ни в коем случае не старайтесь в предъявляемом увидеть серьезный результат. И всегда помните: ребенок - это не самое интересное в вашей жизни, есть вещи поприятнее, поважнее и поинтереснее. На него, конечно, приходится отвлекаться, и это неизбежно немножко портит настроение, да и сам контакт с ребенком... ну что ребенок может предложить интересного взрослому... Раздражение конечно следует скрывать, но большего вы делать не обязаны. Итак: скрывайте раздражение, если уж с ребенком пришлось общаться, выдвигайте серьезные требования и не надейтесь, что ребенок с ними когда-либо справится.

Это, описанное, и по жизни в принципе вполне годный подход, а не только для воспитания Тени. Троксевазином только запаситесь. И телефончиком знакомого травматолога. И это... гробовые еще отложите заранее, и отдайте надежному человеку, которому верите, и с которым общаетесь раз в год, чтобы отношения не испортились вдруг. А остальное - дело наживное: волна приносит, волна уносит. Отношения с детьми, кстати, тоже.

4-6-8 Тень, знай свое место! Как с ними общаться. Как они общаются.

Говорить буду про общий портрет типа, никого конкретно в виду не имея, и начну с конца, с " как с ними общаться".

Кратко: не принимать всерьез; за попытку проникновения в личное пространство и любые предъявы на предмет ожиданий от вас - вламывать между глаз сразу, на сопли и вопли внимания не обращая; если Тень вам зачем-то нужна в радиусе досягаемости - принимать ПОЧТИ всерьез и быть готовым КО ВСЕМУ ВООБЩЕ. Или принимать всерьез из другого города, а лучше из другой страны. Хотя, при нашем уровне глобализации... А, еще не забывать периодически демонстрировать пренебрежение, в разных формах.

И тогда у вас не будет более надежного, заинтересованного и доброжелательного существа, чем Тень.

И я почти не пошутила.

А если более подробно...

Во-первых, будьте готовы к обидам на то, что вы не дали потоптаться по вашим планам (не обязательно Тени не дали); на то, что вы не стали угадывать несказанное но подразуметое (не обязательно Тенью подразуметое); на то что вы отказались в некой ситуации поступать так, как Тень от вас почему-то ждет, хотя вас об этом не предупреждала (не обязательно с Тенью собственно); на то, что у вас есть в жизни нечто важнее отношения с! БЛИЗКИМИ, вот именно так, крупными буквами и с придыханием.

Во-вторых, будьте готовы к тому, что если у вас в кругу тех, с кем вы плотно общаетесь, есть Тень, то вам придется постоянно организовывать Тени смысл жизни, или хотя бы ближайшего прицела задачу, в которую Тень может вложиться целиком. В противном случае вы получите киллдозер, который выехал на улицу просто так покататься, без повода даже. Самостоятельно Тень себе цель не ставит, а если ставит, то делает все, чтобы ее не достичь. Причем, организовывать им смысл жизни надо в ключе " вот если ты это сумеешь сделать, то я подумаю, а не начать ли тебя принимать всерьез... иногда". А если вы этого не будете делать, ваши собственные цели и планы окажутся в опасности.

В-третьих, НЕ ХВАЛИТЕ! Или хвалите с оговорками. Или хвалите без энтузиазма. Ну или хвалите, твердо убедившись в том, что вы не значимы для Тени. Потому что искренняя и безоговорочная похвала - это принятие всерьез и признание. Это им... примерно как больному с холециститом дать съесть кусок копченого сала.

В-четвертых, если вы делаете что-то вместе с Тенью и хотите-таки добраться до результата, то будьте готовы отвешивать партнеру крепкого пня всякий раз, когда Тень, увидев неотвратимость приближения результата по итогам усилий, начнет оттормаживаться всеми конечностями. А когда вы до результата таки доберетесь, напоите вашу Тень до беспамятства, чтобы результат не был уничтожен с перепугу раньше, чем им удастся воспользоваться. Или еще как-нибудь отвлеките. И пока Тень занимается собой, срочно авторизуйте результат, для Тени тоже. Самостоятельно они с этим не справляются почти никогда.

В-пятых, будьте готовы к тому, что если вы близко общаетесь и у вас надежные отношения - может быть дружеские, может быть деловые - то в личной жизни Тени будет неэпический бардак или просто сквозняк из незапоминающихся - в силу скоротечности контактов - лиц. Если вы на Тени женаты или за Тенем замужем - та же фигня будет с работой. Ну и родители, конечно, пока живы, тоже будут незыблемой скалой, абсолютно необъезжаемой, в жизни Тени.

Вот вы сейчас спросите - почему же, автор, ты предлагаешь нам так жестко обходиться с этими милыми людьми, и так серьезно пострадавшими в процессе общения со своими близкими? ты ж сама, русским по белому, только постом выше...

А потому, господа читатели мои, что милые эти люди будут склонны видеть в вас либо тех, к кому им придется подстраиваться, если им нужно сохранить контакт, потому что вам и без них неплохо, либо тех, кому придется подстраиваться к ним, поскольку если вы общаетесь на равных с такими, как они - то вы еще меньше, чем они сами, достойны уважения.

И потому еще, что эти дивные люди склонны, подстроившись, пытаться вести и диктовать условия, поскольку они очень слабо и вяло верят в то, что им кто-то что-то может захотеть дать сам, просто так. А если дают - то это всяко не ценность и ценность быть не может, потому что таким как они ценного просто так не положено. Да, фигня может стоить хренадцать дурильонов уёв, она от этого ценностью не становится. Да, ценность может быть " ценою в рубель" и продаваться на каждому углу - но Тени ее иметь будет " слишком шикарно". Не спрашивайте, как такое возможно.

Главное " слишком шикарно" для Тени - быть уверенным в близком. К нему надо постоянно подстраиваться, чтобы оставалась возможность его контролировать. Или надо уж и не привязываться и быть готовым расстаться. Поэтому они активны в сохранении контакта именно с теми, кому они не очень интересны - и легко теряют те контакты, в которых интерес к ним есть.

И потому еще, что если на вас кто-то скорчит обиженную мину со словами " я так ждал, а ты не дал" - Тень вполне может, вас не спросясь, из вашего кармана вынуть и отдать скорчившему обиженку то, что принадлежало вообще-то не ему, что вы давать не собирались, не обещали, и по-хорошему-то и обязаны не были, так кстати. И при этом Тень так и не отдаст себе отчета, чего он/а сделал/а-то. Если вдруг случится так, что Тень на этом погорит, то извиняться к вам он/а придет со словами " я не знал, что это такой плохой человек", а свое поведение пересмотреть - не-а, не ждите.

И еще потому, что у них даже не отношения главное. А возможность выразить свое чувство (неважно, какое) и надеяться быть с ним принятым (неважно, кем).

Исходя из всего вышесказанного, вопросы " чего ТЫ САМ хочешь? ", " что ТЫ ЛИЧНО думаешь? ", " что ТЫ, ИМЕННО ТЫ, чувствуешь? " - вызывают у них раздрай и дестрой. Как в сказке Шварца фраза " Тень, знай свое место! " вызывает у Теодора-Христиана прилив злобы и раздражения. Потому, что то место, которое он привык считать своим, его не устраивает, ему нужно во всякий момент времени любое другое, в пределах которого он не является тем, чем он привык себя считать: ничем.

... что самое противное: ответы именно на эти вопросы могли бы помочь Тени получить внутреннее право относиться к себе чуть иначе и жить чуть лучше. Если бы...


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь