Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заповеди блаженств - Божественное откровение



 

Источником Евангельского учения является Истина или Божественная Правда, рожденная из Отца и воплощенная в Сыне Божием. Без­начальный, невидимый, непостижимый, не­описуемый, неизменный Отец - это изначаль­но чистая сущность Бога. Это основа сознания всякого человека, независимо от того, осознает он это или нет. Она свободна от всяких опре­делений и представлений. Ее невыразимое и невообразимое состояние переживается как Божественное совершенство только на уровне святости. Божественной благости свойственна глубинная светозарная ясность, благодаря ко­торой дух человека, очищенный благодатью, воспринимает и переживает ее славу по мере своего очищения. В сущности Бога нет ника­ких отличительных признаков кроме того, что она является источником трех лиц Пресвятой Троицы. «Отец Истины не сотворил Истины, не существовавшей прежде, но, будучи Источ­ником Света и всего благого, воссиял из Себя

Единородный Свет Истины, через Который всегда отображается слава Его ипостаси». Свт. Григорий Нисский.

Любовь или Сын Божий Иисус Христос, ве­ликий Бог и Спаситель, сияние славы Отчей, есть Источник абсолютной святости, лишен­ной всяких мирских состояний ума и помыш­лений. Его учение - полная чистота сердца и совершенство человеческого духа. Духовная практика, заповеданная Им, - чистота сер­дечного внимания. Состояние Божественной Любви - это непрерывная смиренная мудрость благодати. Сын Божий именуется Пастырем, ибо Он ведет за собой души, стремящиеся к совершенству в Истине, то есть к святости во Святом Духе. «Нужно совершенно освободить­ся от внешних волнений, обрести полное без­молвие в потаенной храмине сердца и потом приступить к созерцанию Истины». Свт. Васи­лий Великий.

Святой Дух, Свет Истинный, Превечная Премудрость или Божественная благодать - это Источник светоносного блаженства, сво­бодный от желаний и привязанностей, чистый Свет Царства Истины, запредельный мыслям и представлениям, не имеющий никакого гре­ха. Дух Святой полностью превосходит дея­тельность ума и его мысленной активности, ибо действует благодатью как животворящей силой и обладает безошибочным ведением. «Чистое сердце озаряется благодатью и про­свещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, творит нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни». Прп. Симеон Новый Богослов.

Евангельское откровение - это учение о со­вершенстве человеческого духа во Христе. За­поведи блаженств - это открытие Богом Своей Божественной природы человеку и введение его в Жизнь Вечную. Почему Христос начал объяснение Царства Небесного с блаженств? Потому что Свобода во Святом Духе - это блаженство и просвещение наших душ и тел. Все, что лишает нас этой Свободы, становится рабством. Полное соединение ума с Истиной в сердце есть истинное блаженство и радость во Христе.

- «И Он, отверзши уста Свои, учил их, гово­ря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небесное». Мф. 5. 3.

Нищий - это тот, кто не имеет ничего. Та­кое состояние есть земная нищета. Но тот, кто не имеет в уме никаких привязанностей к ве­щественному, и даже мыслей о нем, становит­ся нищим духом и обретает Царство Небесное, ибо Оно есть Свобода от всего земного. На по­роге смерти только такая Свобода утешитель­на, а не семья и друзья. Духовная практика ни­щеты ума есть начало вечной Жизни.

- «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Мф. 5. 4.

Плачущий - это тот, кто скорбит. Это земная скорбь о преходящих вещах и обстоятельствах. Даже если ваш дом кажется вам самым лучшим местом на земле, но и его придется оставить. Но тот, кто плачет и скорбит о своих грехах, о неве­жестве своего ума, погрязшего в помыслах, об­ретает помощь Божию и благодать, избавляет­ся от всякого зла и утешается великим блажен­ством духовной Свободы во Христе, ибо лишь Христос неизменен и есть истинное утешение. Тот, кто знает, что он нищ и недостоин принять Бога, имеет «воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение, и делающий душу кроткою». Прп. Симеон Новый Богослов.

- «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Мф. 5. 5.

Кроткий - это тот, кто беззлобен. Это зем­ное беззлобие. Но тот, кто сподобился без­

злобия во Святом Духе и победил всякое зло в виде страстей и помыслов в самом себе, от­вергнув свой ум и живя благодатью, наследует как эту землю, ибо она сотворена для кротких, так и чистую землю своего сердца, где находит Христа, Который передает такому кроткому сердцу в наследство все Свое Царство Вечной Истины. Добрые дела и молитва приводят нас ко Христу, поэтому следует изо всех сил запа­саться ими в духовной практике. «Освободив­шиеся от всякой страсти называются кротки­ми». Свт. Василий Великий.

- «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Мф. 5. 6.

Алчущий и жаждущий - это тот, кто устрем­лен к достижению искомого. Это мирские устремления к яствам и напиткам, от которых остается лишь куча грязи. Но тот, кто всецело устремлен к достижению Божественной Ис­тины, оставивший земное рассудочное мыш­ление и всякие помыслы, обретает Ее во всей полноте и насыщается совершенством безна­чальной непреходящей Правды, которая есть Хлеб Жизни, сходящий с Небес. «Если возлю­бишь путь правды, обретешь Вечную Жизнь». Прп. Ефрем Сирин.

- «Блаженны милостивые, ибо они помиловани будут». Мф. 5. 7.

Милостивый - это тот, кто благополучие ближнего ставит выше собственного благопо­лучия. Это человеческая милость. Тот же, кто самоотверженно жертвует ради Бога всеми привязанностями и отдает Ему свое единствен­ное сокровище - любящее сердце, а ближнему - свою драгоценную жизнь, мгновенно соеди­няется с Богом. Человек, обретший в себе такое милостивое сердце, жертвует всем, даже своей жизнью, ради ближнего. Желая всем Спасе­ния, он являет собой высшую милость и обре­тает совершенное помилование в Господе. Ми­лостивый дружит с Господом и находит Жизнь вечную. «Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех». Прп. Исаак Сирин.

- «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мф. 5. 8.

Чистый - значит непорочный, не имеющий никаких смертных грехов. Это непорочность внешняя. Но тот, кто совершенно непорочен сердцем от всего тленного - от вожделений плоти и чист умом от земных представлений - дурных помыслов, в благоговейной чистой мо­литве напрямую зрит Бога так, как Он есть. Такой человек соединяется с Ним совершенным единением и обретает богатство истинное, ду­ховное, нетленное - совершенное богоподобие, к которому приводит нерассеянная молитва. «Чистота сердечная доказывается нерассеян­ной молитвой». Прп. Авва Исаия.

- «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Мф. 5. 9.

Миротворец - это тот, кто в самом себе тво­рит мир и являет его ближним. Это мир души - начальный, предварительный. Но тот, кто стяжал в своем сердце высший духовный мир - невечерний день Истины, неподвластный ни­чему земному, - находит в самом себе Царство Божие, служит Им людям и становится сыном Божиим, обретая власть над своим умом. «Же­лательно, чтобы прежде ты сам исполнился благами мира, а потом уже снабдил ими имею­щих в них нужду». Свт. Григорий Нисский.

- «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Мф. 5.10.

Изгнанные за правду - значит преследуе­мые на земле. Они заслуживают всемерного уважения. Но тот, кого не только этот мир, но и мир злобных духов поднебесных преследу­ет за Истину, воистину блажен. Царство Не­

бесное - это Царство Истины, к которому ис­пытывает ненависть всякое земное царство, и тем более Диавольское. Поэтому признак Ис­тины, которую мир земной и демонический не могут ни вместить, ни принять, - гонение на носителей Божественной Правды. Стоящий в Истине и владеющий мудростью духовного рассуждения неподвластен ничему земному и неприступен ничему демоническому и потому всецело блажен во Христе, Который есть Ис­тина. «Отчуждение от лукавого служит по­водом к сближению с добром». Свт. Гигорий Нисский.

- «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Мф. 5.11.

Стойко терпеть поношения - это великое достоинство человека. Терпеть всяческие гоне­ния - это совершенное мужество человеческого духа. Оставаться совершенно невозмутимым в труднейшем испытании души, злословии, есть победа человеческой стойкости над этим ми­ром и демоническим. Злословие - это попытка сатаны опорочить вас. Поэтому все достойные, терпеливые и невозмутимые души блаженны во Христе, претерпевшем ради Спасения всех людей поношения, злословия, гонения и даже жестокую смерть на кресте. «Если мы жела­ем, чтобы нас провозгласили победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя». Прп. Исидор Пелусиот.

 

Подтверждение блаженств

 

- «Вы - соль земли». Мф. 5.13.

Соль - это средство против гниения. Этого средства не должно быть много. Человеческое общество подвержено гниению. Для того что­бы остановить гниение духовного тела челове­чества, в нем должны быть носители Истины. Это небольшое число носителей Духа Истины оздоравливает общество и удерживает дегра­дирующее человечество от катастрофы, по­этому святые являются солью земли. Тот, кто стал солью земли, воистину блажен. «На всех изливай милость твою, и от всех будь далек по телу». Прп. Исаак Сирин.

- «Вы свет мира». Мф. 5.14.

Тьма - это отсутствие света. Свет есть изна­чальное свойство Божественного бытия. Тьма или грех не имеет самостоятельного существо­вания, как и мир, сотворенный Создателем. Пока есть свет, есть и жизнь. Тот, кто имеет в себе свет, имеет и Жизнь Вечную, в которой нет никакой тьмы. Восприявший Божествен­ный Свет, оживотворившийся Им и ставший светом воистину блажен. Он становится бого­подобным, благодатным и бестелесным свя­тым духом. Хотя такой человек еще живет на земле, он уже обрел нескончаемую Жизнь в невыразимой, непостижимой и неописуемой словами Пресвятой Троице. «Бог есть Свет, и Он сообщает светлости Своей тем, с которыми соединяется, по мере очищения их». Прп. Си­меон Новый Богослов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь