Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Созерцание есть непрерывное Богоявление



 

- «Отныне узрите Сына Человеческого, си­дящего одесную силы и грядущего на облаках Небесных». Мф. 26. 64.

Созерцание есть прямое и совершенное по­стижение Бога, это достижение совершенства человеческого духа, того, который неутомимо желает стать совершенным во Христе. Созер­цание свойственно всякому человеку, чей дух преображен Божественной благодатью. Оно не может быть ограничено чем-либо, поскольку является изначальным свойством человече­ского духа. Бог есть Дух, и духу человеческому надлежит созерцать подобное ему.

Нет никакой необходимости изобретать со­зерцание, ибо оно передается Православной традицией из поколения в поколение носите­лями этого опыта через послушание. Если ты имеешь учителя в духовной практике, но не имеешь послушания ему, ты не практик Еван­гелия. Именно Божественное созерцание не дает впасть в заблуждение, потому что исцеля­ет умные очи души от слепоты неведения Бога. Тот, кто стяжал созерцание, напрямую прихо­дит к совершенному Спасению во Святом Духе.

Без Христа все наши суждения есть плод за­блуждения, так как все наши понятия основа­ны на чувственном опыте. Ум, порождающий беспрерывно свои ложные выводы, обманыва­ет нас с юности и продолжает обманывать до тех пор, пока мы не поймем, что для нас наи­более существенно не внешнее постижение по­стоянно меняющегося мира, а постижение на­шего собственного духа, или сознания, в глу­бинах которого на высоком престоле созерца­ния восседает Христос.

Для нас важно не то, что происходит вне нас, а то, что происходит внутри, ибо только там, в святилище сердца, мы обретаем конец вся­ким скорбям и достигаем окончательного Спа­сения от всех горестей ума и тела. Ни споры, ни войны как продолжение спора не приносят облегчения от страданий, а только усугубляют их. Лишь святая Христова благодать - един­ственное средство преодоления любых страда­ний и конфликтов.

Заблуждающийся ум, лишенный благодати, приемлет все, что внешне выглядит хорошим поступком или действием, за прямое благо, тем самым впадая в тяжкую ошибку, и пожи­нает последующий плод накопленных ошибок - беспрестанные скорби, лишающие его покоя. Но благодатный ум, обладая проницательно­стью, реально видит окружающий мир и само­го себя так, как есть, - с помощью Христовой благодати, или Божественной мудрости.

Истинное созерцание не имеет ограничений условиями или обстоятельствами, поскольку есть чистое дыхание Небесной свободы, при­сущей каждому человеку. Созерцание - это не сидение в темном углу, это чистое, не замут­ненное помыслами молитвенное безмолвие преображенного сердца, исполненного Боже­ственной Любви, для Которой не существует никаких преград. Такое созерцание во Святом Духе не совершается здесь или там, оно есть нескончаемая жизнь в Пресвятой Троице. Ка­кие бы усилия в молитвенной практике ты ни прикладывал, если в ней нет Пресвятой Трои­цы, ты не практик Евангелия.

Суть созерцательной практики состоит в том, что принявший этот удивительный Боже­ственный дар живет им в любых обстоятель­ствах, которые не властны над ним и никоим образом не могут оторвать благодатное созер­цание такого человека от Бога. Многие прожи­ли в уединении и в горах, но, к сожалению, не приобрели ничего, кроме своих четок. Почему?

Потому что Бог ищет победителей мира среди побежденных миром, желая дать им Спасение - тем, которые имеют решимость преодолеть всякие ограничения греха и смерти.

Нет никакой гарантии, что мы стяжаем бла­годать и придем к Богосозерцанию в монасты­рях или в горах. Если ты живешь в уединении, но занимаешься тем же, чем и обычные люди, ты не практик Евангелия. Иногда, на опреде­ленный период, нам полезно приучить ум пре­бывать внутри, в глубинах сердца, обуздывая его рассеянность покаянной молитвой. Но само покаяние, как и созерцание, не нуждает­ся в пожизненном удалении в уединенные ме­ста. Оно нуждается в постоянном неисходном пребывании во Христе, избавив ум от бремени представлений о способах молитвы и методах созерцания. Истинное созерцание, совершае­мое в Духе Истины, находится вне уединения и не-уединения, ибо рождено в едином Боге, и в Нем оно пребывает вечно.

Когда душа очищается во Святом Духе, сердце соединяется с сущим в нем вечно юным Христом, а ум зрит славу Отца Небесного в той мере, насколько может вместить. Мало обре­сти Богоявление, в нем нужно научиться жить и суметь привыкнуть к постоянному пребыва­нию в его нетварном свете, что является самой сутью Спасения. На стяжание Богооткровения требуются мгновения, а на обучение насущно­му умению пребывать в этом откровении и во­йти через него в Жизнь вечную требуются мно­гие годы и даже вся жизнь человека. Нелегкий процесс вживания в новое блаженное суще­ствование или рождение в самом себе Небес­ной жизни должны продолжаться до последне­го дыхания, ибо каждое мгновение в пребыва­нии с Божественным бытием упрочивает нас в нетленном и непреходящем Царстве Небесном. Этот нетварный Свет «прогоняет помыслы и сокращает движения. Он сокровенно научает смиряться и не позволяет рассеиваться и ша­таться». Прп. Симеон Новый Богослов.

Пресвятая Троица есть Истина. Истина - это Любовь. Любовь открывается в сердце бла­годаря Божественному созерцанию и являет­ся естественным следствием созерцания, а не результатом работы рассудочного мышления. Любовь находится за пределами и земных за­конов, в то время как мышление полностью обусловлено ими. Божественная Любовь - это дыхание Небес, и потому Она есть неизречен­ная Свобода. Только духовно свободный чело­век может действительно помочь несвободно­му человеку, опутанному грехами и заблужде­ниями. Необходимо быть свободным в Боге че­ловеком, но ни в коем случае не равнодушным. Сострадание и Любовь к ближнему заложены в самой основе духовной Свободы. Именно по­этому святые помогают миру.

Любовь выше всех эгоистических прояв­лений, поэтому все действия, исполненные с Любовью, совершенны. Умственная эгоисти­ческая прихоть - это несвобода и самообман, которые навлекают наказание, ибо греховны по своей сути и не согласуются с Промыслом Божиим. Любовь учит нас ответственности за все наши поступки, ведя душу узким путем са­моотверженных неэгоистических поступков. Эгоизм - это отсутствие Любви, как Любовь - совершенное отсутствие эгоизма. «Мы зна­ем ту Любовь, Которую Ты даровал нам, бес­предельную, неизреченную, никоим образом не вместимую, Которая есть Свет, Свет непри­ступный и все совершающий». Прп. Симеон Новый Богослов.

Тот, кто пришел к созерцанию, не станет скрывать и утаивать его от других, не желая поделиться этим Божественным даром с дру­гими. Он сделает все возможное, чтобы каж­дый человек, возлюбивший Христа всем серд­цем, нашел непрестанную молитву и стяжал дар Божественного видения - созерцание в духе и Истине, исполнив заповедь Христову

и возлюбив Бога и ближнего как самого себя. «Истинно любящий Бога, расторгнув, преодо­лев и миновав все, что считается препятствием в мире, объемлется единой Божественной Лю­бовью». Прп. Макарий Египетский.

Дух человеческий, очищенный и сотни раз переплавленный в горниле Святого Духа, не­посредственно возводится им на высоты со­зерцания Пресвятой Троицы, ясно постигая силу и славу Отца и сидящего одесную Сына Человеческого, воплощение Истины, на све­тозарных облаках Святого Духа. Здесь умол­кает речь, останавливается ум, благоговейно восхищается сознание, наполняясь нетленным нетварный сиянием Царства Божия. «Здесь да молчит всякая человеческая плоть и да стоит со страхом и трепетом, ничего земного в себе да не помышляет». Литургия Свт. Василия Ве­ликого.

 

Служение ближним

 

- «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Мф. 28.19.

Всякая душа, обретшая непрестанную мо­литву, стяжавшая благодать Святого Духа и утвердившаяся в Божественном созерцании, становится плодоносным духовным древом.

Она плодоносит мудростью, которая есть ведение земных и небесных тайн.

Она плодоносит благодатью, которая есть всеобъемлющая и нелицемерная Любовь, без врагов и друзей.

Она плодоносит созерцанием, которое есть чистая радость и блаженство во Святом Духе.

Плод мудрости - знание Спасения и путей освобождения от греха и смерти.

Плод Любви - бескорыстное желание всем Спасения, не оставляющее ни одного человека без молитвенной помощи.

Плод созерцания - совершенный духовный покой и свобода от помыслов. Только такая обоженная душа может служить ближним во Спасение. Она служит им просвещенным сло­вом, исполненном Правды и Истины. Она слу­жит им благим самоотверженным поведением, отдавая свою жизнь людям. Она служит им, становясь источником надежды вечного Спа­сения, духовного счастья и опорой в жизни, разделяя со всеми людьми блаженство Цар­ства Небесного.

«Отлучив же меня от видимого и сочетав с невидимым, Он дал мне видеть Несотворенного и радоваться тому, что я отделился от вещей тварных, видимых и скорогибнущих и соеди­нился с Несотворенным, Нетленным, Безна­чальным, для всех Невидимым. Ибо это есть Любовь». Прп. Симеон Новый Богослов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь