Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Типы мировоззрения в религии, поэзии и литературе
5. Типы мировоззрения в метафизике 1. <...> Весь процесс возникновения и выявления мировоззрений обнаруживает стремление возвысить их до ценности общезначимого знания. Поэтам высокой мысли величественные впечатления жизни показывают ее в вечно новом освещении: но им не присуще стремление закрепить свой опыт в понятиях. В глубине мировых религий всегда скрыто что-то своеобразное и иррациональное, объяснение чему надо искать в мистичности религиозных переживаний, в искусственно поддерживаемом священнослужителями устремлении души к невидимому запредельному. Правоверная церковь старается это кате-хизировать; мистика и спиритуализм стремятся вернуть догмату силу переживания; рационализм хочет понять и с этой целью разлагает на понятия. И вот стремлению мировых религий властвовать, опираясь на внутренний опыт верующих, на традицию и авторитет, противостоит требование разума перестроить мировоззрение и утвердить его на основе разумных начал. Когда мировоззрение возвышается до связного рационального целого, когда оно научно оправдывается и заявляет притязание на общезначимость, тогда возникает метафизика. Как показывает история, метафизику всюду подготавливает развитие религии; поэтическое творчество оказывает на нее значительное влияние; на ней отражается национальное жизнепонимание с присущими ему оценками и идеалами Стремление к общезначимому знанию придает этой новой форме мировоззрения совершенно особый характер Разве кто-нибудь возьмется указать, в какой момент стремление к познанию, проявляющееся во всевозможных областях в общественной деятельности, обращается в науку. Ведь математические и астрономические учения вавилонян и египтян только в ионических колониях приобрели внутреннюю самостоятельность, освободившись от религиозных целей. И так как предметом исследования был весь мир, то естественна была теснейшая связь зарождающейся философии с пробуждающейся наукой. Математика, астрономия и география стали средствами для познания мира. Изначальные загадки мироздания занимали как пифагорейцев и последователей Гераклита, так и греческих жрецов. И когда в колониях растущее значение естественных наук поставило в центр философии задачу объяснения природы, все великие вопросы мировой загадки стали предметом живейшего обсуждения внутренних связей бытия, смысла жизни, воли и судьбы человека и общества - одним словом, на выработку мировоззрения. Структура метафизических мировоззрений первоначально определялась их зависимостью от науки. Чувственный образ мироздания заменился астрономическим, мир чувства и воли обрел предметность в понятиях ценности, блага, цели и закона; необходимость мыслить в понятиях и обосновывать привела исследователя мировой загадки к логике и теории познания, как первоосновам знания. Работа над разрешением этих проблем сама собой подвинула мысль от ограниченного и обусловленного к понятию всеобщего бытия, первопричины высшего блага и конечной цели. Метафизика обратилась в систему, которая при разработке неясных понятий и представлений, выдвинутых жизнью и наукой, принуждена была создать вспомогательные понятия, выходящие за пределы опыта. Наряду с отношением метафизики к науке выяснилось также отношение ее к светской культуре. Осмысливая Каждое целеполагаю-щее единство культурной жизни, философия черпает из него свежие силы, а ему сообщает одухотворяющую мощь основной своей мысли. Она определяет методы и познавательную ценность наук; бессистемный жизненный опыт и первоначальная литература о нем обращается в общее оправдание жизни; основные понятия права, созданные практикой, возносит она в связанное единство; положения о формах правления, о функциях верховной власти, возникшие из техники политической жизни, приводятся ею в связь с высшими задачами общественности; она берется доказать догматы, а там, где темное зерно религиозного опыта недоступно спекулятивному мышлению, она разрушает их, совершая над ними суд мировой истории, она осмысливает формы и правила искусства с точки зрения его целей: она повсюду старается сделать мысль вожатым общества. И еще последнее. Каждая метафизическая система обусловлена местом, занимаемым ею в истории философии; она зависит от постановки проблемы и определяется вытекающими из нее понятиями. Так слагается структура метафизических систем - их логическая связность, и вместе с тем их неизбежная неправильность: они всегда являются представителями определенного состояния научного мышления, откуда их единичность и неповторимость. В силу этого всякая великая метафизическая система представляет собой многогранное целое, освещающее каждую сторону создавшей ее жизни. Все это великое движение стремится к одной цели - создать единую общезначимую систему метафизики. Дифференцированность метафизики, причины которой кроются в самых недрах жизни, кажется этим мыслителям случайной, субъективной надстройкой, которая должна быть удалена. Безмерная работа, направленная" к созданию целостного и доказуемого логического единства, в котором методически разрешалась бы проблема мироздания, приобретает самостоятельное значение; состояние логического мышления определяет каждой системе место на пути осуществления этой цели. Эта работа в культурных странах Европы совершается попеременно - вначале на берегах Средиземного моря, затем со времен Возрождения в германо-романских странах - точнее в высших слоях, которые, осуществляя ее, лишь изредка поддаются влиянию религиозного пафоса народных масс и все более стараются оградить себя от этого воздействия. 2. В связи с этим в метафизических системах замечаются различия, обусловленные рациональным характером метафизического творчества. Различными оказываются стадии в процессе его, как, например, догматизм и критицизм. Другие различия проходят через все развитие; они вытекают из того, что метафизика задается целью создать стройное целое из содержания миропонимания, целеполагающей и оценочной деятельности человека; и различие сказывается в многообразных возможностях решения этих основных проблем. Обращаясь к обоснованиям метафизики, мы отмечаем противоположности эмпиризма и рационализма, реализма и идеализма. В основу переработки действительности кладутся противоположные понятия - единого и многого, становления и бытия, причины и цели, и ими определяется различие систем. Многообразие точек зрения на отношение мировой сущности к миру и души к телу отражается в учениях деизма и пантеизма, материализма и спиритуализма. Проблемы практической философии определяют новые различия систем, среди которых отмечу эвдемонизм, превращающийся постепенно в утилитаризм и теорию абсолютных норм нравственного поведения. Все эти различия в отдельных областях метафизического творчества указывают на разнообразные возможности подчинить действительность рациональному мышлению, исходя из противоположных понятий. В созидающем единстве систематизирования они являются гипотезами, посредством которых метафизический дух открывает путь к общезначимой системе. В последнее время сделаны были попытки классифицировать с этой точки зрения метафизические системы. Двучленное деление систем на реалистические и идеалистические более всего соответствует основной противоположности понятия, вытекающей из самой сущности этих метафизических построений. Кто мог бы не оценить важности этой спекулятивной работы, осуществляемой философией на всех поприщах? Она подготовляет самостоятельные науки; она их объединяет. Об этом я подробно говорил ранее. Но метафизику отделяет от положительных наук стремление подчинить мир и жизнь связному единству научных методов, создавшихся для отдельных областей знания. Имея в виду (безусловное) абсолютное, метафизика выходит за границы методологических приемов частных наук. 3. Постараюсь выяснить мысль, которую я кладу в основание своей попытки создать учение о мировоззрениях. Историческое самосознание раскрывает нам устремление метафизиков к единой общезначимой системе, обусловленные этим противоречия взглядов, разъединяющие мыслителей, и, наконец, возможность классификации этих противоречий. Историческое самосознание делает своим содержанием смысл фактического соотношения враждующих систем. Оно вскрывает зависимость от религии и поэзии путем метафизического творчества. Оно показывает, что спекулятивной метафизике не удалось сделать ни единого шага, который приблизил бы ее к общезначимой системе. Мы видим, что противоречие метафизических систем обусловлено самою жизнью, жизненным опытом, отношениями к проблеме жизни. В самих этих отношениях заложено многообразие систем и вместе с тем возможность различать определенные типы. Каждый такой тип объемлет познание действительности, оценку жизни и иелеполагающую идею. Он независим от той антитезы, в которой с противоположных точек зрения решается основная проблема. Сущность этих типов всего яснее обнаруживается в творчестве ве- ликих гениев метафизики, которые облекли в спекулятивные, претендующие на значимость построения свре индивидуальное жизнепонимание. Оно представляет полное соответствие с их личностью. Оно определяет все их поступки, оно обнаруживается в их стиле, и если их системы и обусловлены ступенью развития входящих в них понятий, то все же, с исторической точки зрения, эти понятия являются только средством построения и обоснования их миросозерцания. Спиноза начинает свой трактат о пути к совершенному знанию с личного признания ничтожества страдания и радости, страха и надежды; он решает найти истинное благо, которое дало бы вечную радость; и эту задачу он разрешает в этике, указывая на познание Бога, которое избавляет от ярма страстей, Бога, как наполняющего мир основания всего многообразия преходящих вещей; это познание обращается в бесконечную интеллектуальную любовь к Богу, которая есть любовь бесконечного Бога к себе самому, проявляющаяся в ограниченном человеческом духе. Все развитие учения Фихте является выражением типичного душевного уклада, резко переживающего моральную самостоятельность личности по отношению к природе и мирозданию; драма воленья этой бурной жизни завершается идеалом человека-героя, в котором высшие проявления человеческой природы, ареной которых служит история, гармонично созвучны с верховным порядком мира. И безмерное историческое влияние Эпикура, интеллектуально значительно уступающего величайшим мыслителям, объясняется той ясностью, с какой он выразил типичное настроение души. Оно заключается в веселом и беззаботном подчинении человека законам природы и в жизнерадостном, и все же разумном пользовании ее дарами. В таком понимании всякое мировоззрение оказывается интуицией, возникающей из недр самой жизни. Примером такой интуиции могут служить первые наброски Гегеля, возникшие от соприкосновения его религиозно-метафизических переживаний с изучавшимися им документами раннего христианства. Жизнеощущение определяет место человека в жизни, уклад его существования. Таков смысл смелого изречения, что истинный человек - это поэт. Формы, в которые выливается жизнь человека, открывают ему новые стороны мира. Я не решаюсь идти дальше. Нам неизвестен закон, по которому жизнь претворяется в систему метафизики. Для того, чтобы ближе подойти к пониманию типов мировоззрения, надо обратиться к истории. Существеннее всего понять связь жизни и метафизики, понять, что углубление в жизнь является центральной точкой всякой системы, что системы, в которых выражается какое-либо типичное понимание жизни, тесно и глубоко связаны, - сколько бы мы их не разграничивали и не делили. Надо углубить исследование этой их основы, надо вскрыть великие намерения, - вот путь исторического исследования метафизических систем. В этом смысле я предлагаю различать три основных типа (натурализм, идеализм свободы, объективный идеализм - прим. ред.). Единственным средством такого деления оказывается историческое сравнение: всякий метафизический ум подходит к разрешению загадки жизни с особой точки зрения, которая определяется его отношением к жизни и обусловливает неповторимую единичность его системы. Мы можем группировать эти системы по их отношениям зависимости, родственности, взаимного притяжения и отталкивания. Здесь, однако, мы встречаемся с затруднением, с которым приходится считаться при всяком историческом сравнении. Оно пользуется предварительной антиципацией при выборе признаков в том, что подлежит сравнению; и эти признаки определяют дальнейший путь. И потому то, что я здесь предлагаю, имеет лишь предварительный характер. Ядром здесь может служить только интуиция, развившаяся из продолжительных занятий метафизическими системами. Облекая содержание ее в исторические формулы, мы сохраняем за ней субъективный характер. Возможны иные логические противоположения - можно соединить обе формы идеализма или связать объективный идеализм с натурализмом, - эти иные возможности остаются открытыми. Это разграничение типов не преследует иной цели, кроме как только помочь поглубже заглянуть в историю, исходя из жизни. Эрнст Max (Mach) (1838-1916) Австрийский физик, историк науки и философ. Приват-доцент Венского университета (с 1861 г.), профессор математики в Граце (с 1867 г.), ректор немецкого университета в Праге (с 1867), профессор философии Венского университета (1895-1901 гг.). Маху принадлежат значительньге работы в области механики, оптики и акустики. На рубеже в. широкую известность приобрели философские работы Маха, в которых предлагалось новое истолкование понятий классической (ньютовской) физики - времени, пространства, движения, силы, массы. Мах считал, что научные понятия должны быть определены через наблюдаемые данные, последние же сводятся к основным " элементам" - чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащего в основе всякого познания. С ощущениями связаны чувства,, настроения, воления. Тела - это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, тонов, степеней давления и т.д.), между которыми существуют пространственные и временные связи. " Я" - не что иное, как относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений, связанный с особым, живым телом. С точки зрения Маха и его последователей, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психического, поскольку " элемен-ты" -ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физической, ни к психической сфере. Рассматривая мир как " комплекс ощущений", Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки он считал обеспечение " экономии мышления" (последнее рассматривалось им и как характеристика познания вообще, обусловленная необходимостью приспособления организма к фактам). При этом излишней для развитой науки оказывалось наличие объяснительной части, " паразитических" элементов, к которым Мах относил, например, понятие причинности. Мах (с почти одновременно и независимо выдвинувшим сходные идеи швейцарским философом Р.Авенариусом) явился основоположником направления в философии и методологии науки, получившего название " второго позитивизма" (называемого также махизмом, эмпириокритицизмом), В предлагаемом здесь сокращенном тексте первой главы из книги Маха " Познание и заблуждение" (опубликована в рус. переводе в 1909 г.) представлены исходные пункты его философской концепции. Печатается по сборнику " Новые идеи в философии" (Сб. Ni 1. Спб., 1912. С. 93-118. Перевод Г.А.Котляра). Маху принадлежат также работы: Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908; Принцип сохранения работы. История и корень ее. Спб., 1909; - Популярно-научные очерки. СПб., 1909; Механика. Истори-ко-критический очерк ее развития. СПб., 1909; Основные идеи моей естественно-научной теории познания и отношение к ней моих современников // Новые идеи в философии. Сб. М« 2. Спб., 1912. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы