Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


X. Исторические науки о культуре



Проблеме, о которой сейчас пойдет речь, мы дадим название проблемы исторического образования понятий, так как под понятием, расширяя общепринятое словоупотребление, мы понимаем всякое соединение (Zusamenfassung) существенных элементов какой-нибудь действительности. Подобное расширение правомерно, как только стало ясным, что понимание не равнозначно еще генерализированию. Итак, нам нужно теперь найти руководящий принцип таких понятий, содержание которых представляет собою нечто особенное и индивидуальное. От решения этой проблемы зависит не только логический характер исторической науки, но, в сущности, и оправдание деления на науки о природе и науки о культуре. Это деление правильно, если, как я думаю, удастся показать, что то же самое понятие культуры, с помощью которого мы смогли отделить друг от друга обе группы научных объектов, сможет вместе с тем определить также и принцип исторического, или индивидуализирующего образования понятий. Таким образом, нам теперь, наконец, предстоит показать связь между формальным и материальным принципом деления и тем самым понять сущность исторических наук о культуре.

Эта связь по своей основе проста, и лучше всего мы уясним себе ее тогда, когда поставим вопрос, что представляют собой собственно те объекты, которые мы не только желаем объяснить естественно-научным образом, но и изучить и понять историческим, индивидуализирующим методом. Мы найдем, что те части действительности, с которыми совсем не связано никаких ценностей и которые мы поэтому рассматриваем в указанном смысле только как природу, имеют для нас в большинстве случаев также только естественно-научный (в логическом смысле) интерес, что у них, следовательно, единичное явление имеет для нас значение не как индивидуальность, а только как экземпляр более или менее общего понятия. Наоборот, в явлениях культуры и в тех процессах, которые мы ставим к ним в качестве предварительных ступеней в некоторое отношение, дело обстоит совершенно иначе, то есть наш интерес здесь направлен также и на особенное и индивидуальное, на их единственное и не повторяющееся течение, то есть мы хотим изучать их также историческим, индивидуализирующим методом.

Тем самым мы получаем самую общую связь между материальным и формальным принципом деления, и основание этой связи нам также легко понятно. Культурное значение объекта, поскольку он принимается во внимание как целое, покоится не на том, что у него есть общего с другими действительностями, но именно на том, чем он Ътличается от них. И поэтому действительность, которую мы рассматриваем с точки зрения отношения ее к культурным ценностям, должна всегда рассматриваться также со стороны особенного и индивидуального. Можно даже сказать, что культурное значение какого-нибудь явления тем больше, чем исключительнее соответствующая культурная ценность связана с его индивидуальным обликом. Следовательно, поскольку речь идет о значении какого-нибудь культурного процесса для культурных ценностей, только индивидуализирующее историческое рассмотрение будет действительно соответствовать этому культурному явлению. Рассматриваемое как природа и подведенное под общие понятия, оно превратилось бы в один из безразличных родовых экземпляров, место которого с равным правом мог бы занять другой экземпляр того же рода; поэтому нас и не может удовлетворить его естественнонаучное, или генерализирующее изучение. Правда, последнее также возможно, так как всякая действительность может рассматриваться генерализирующим образом, но результатом подобного рассмотрения было бы, выражаясь опять словами Гете, то, " что оно разорвало бы и привело бы к мертвящей всеобщности то, что живет только особой жизнью".

Эта связь между историей и культурой дает нам вместе с тем возможность сделать еще один шаг дальше. Она не только показывает нам, почему для культурных явлений не достаточно естественно-научного, или генерализирующего рассмотрения, но также и то, каким образом понятие культуры делает возможным историю как науку, т.е. каким образом благодаря ему возникает индивидуализирующее образование понятий, сейдающее из простой и не доступной изображению разнородности охватываемую понятиями индивидуальность. В сущности, значение культурного явления зависит исключительно от его индивидуальной особенности, и поэтому в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей " природы", но наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом. Но и, с.другой стороны, культурное значение объекта опять-таки отнюдь не покоится на индивидуальном многообразии, присущем всякой действительности и вследствие своей необозримости недоступном никакому познанию и изображению, но также и с культурно-научной точки зрения всегда принимается во внимание только часть индивидуального явления, и только в этой части заключается то, благодаря чему оно делается для культуры " индивидуумом ь единичного, своеобразного и незаменимого никакой другой действительностью явления То чт у нею ecib общею < друи-.ми зкюмпля рами его рода в естественно-научном смысле, например, если речь идет об исторической личности, с homo sapiens, а также все необозримое количество его безразличных для культуры индивидуальных особенностей, - все это не изображается историком

Отсюда вытекает, что и для исторических наук о культуре действительность распадается на существенные и несущественные элементы, а именно на исторически важные индивидуальности и просто разнородное бытие. Тем самым мы приобрели... искомый нами руководящий принцип исторического образования понятий, то есть преобразования разнородной непрерывной действительности при сохранении ее индивидуальности и особенности. Мы можем теперь различать д& а рода индивидуального, простую разнородность (Andersamgkeit) и индивидуальность в узком смысле смысле слова. Одна индивидуальность совпадает с самой действительностью и не входит ни б какую науку. Другая представляет собой определенное понимание действительности и потому может быть охвачена понятиями. Из необозримой массы индивидуальных, то есть разнородных объектен историк останавливает свое внимание сначала только на тех, которые в своей индивидуальной особенности или сами воплощают в себе культурные ценности или стоят к ним^в некотором отношении. При этом из необозримого и разнородного многообразия каждого отдельного объекта он опять-таки выбирает только то, что имеет значение для культурного развития и в чем заключается историческая индивидуальность в отличие от простой разнородности. Итак, понятие культуры дает ис торическому образованию понятий такой же принцип выбора существенного, какой в естественных науках дается понятием природы как действительности, рассмотренной с точки зрения общего. Лишь на основе обнаруживающихся в культуре ценностей становится возможным конструировать понятие доступной изображению исторической индивидуальности.

На этот способ образования понятий, также как и на различие обоих видов индивидуального логика до сих пор не обращала внимания, что объясняется тем весьма существенным обстоятельством, что исторические понятия, содержащие в себе исторические индивидуальности и выявляющие их из разнородно индивидуальной действительности, не выступают так отчетливо и ясно, как естественно-научные Причину этого мы уже знаем. В противоположность общим понятиям, они редко выражаются в абстрактных формулах или определениях. Заключающееся в них содержание большей частью окутано в ис-

ГОриЧ^чОЙ Hrty ktr На, ИЧЧИЫ(И Hid iVi»i i > M )ьи ДаЮГ ticllv) _, П> В НЭГЛЯД

ном образе, когорт* ч? о\о •точ'Ч! --то -ч^^и^нно скрывав! его и для а.о! > рою Oiivi ц^ип l\ м\ < конуры Ми < м iu> nmiwa( м micm r_noi оОраз id глаьпи. и рассматриваем i ro \dK /гображенир индивидуальной действительности jthm и объясняется непонимание того логического процесса, который лежит в основе исторических трудов.. и который решает, что существенно с исторической точки зрения, - непонимание, часто даже переходящее в отрицание в истории какого-бы то ни было принципа выбора. Так как... полагали, что простое " описание" единичною еще не представляет собой науки, то отсюда и возникла мысль поднять историю на ступень науки; а так как тогда был известен только один принцип образования понятий, то истории и был рекомендован генерализирующий метод естественных наук. Идя этим пугем н^пьзя было, конечно, понять сущность исторической науки ~> гим итерированием индивидуализирующего принципа выбо гь объясняется также то сочувствие, которое часто бессмысленные попытки fipiMpttrwTb 1'^торию в естествознание встречали со стороны логики, оперировавшей одним лишь принципом генерализирующего выбора < >

Свою " историю", т.е. свое единичное становление - если все существующее рассматривать независимо от его значения и вне какого-бы то ни было отношения к ценностям - имеет всякая вещь в мире, совершенно так же, *ак каждая вещь имеет свою " природу*, т.е может быть подведена под общие понятия или законы. Поэтому один и тот же факт, что мы желаем и можем писмл. историю только о людях кжадывает, чш мы 'гои эгом руководствуемся ценностями, беч которых не может быть вообще исторической науки. Что ценности обыкновенно не замечаются, это объясняется исключительно тем, что основывающееся на культурных ценностях выделение существеного из несущественного большей частью совершается уже авторами, дающими историку его материал, или предстаатается историку-эмпирику настолько чсамо собой полетным', что он совсем не замечает того, что здесь на самом деле имеет место. Определенное понимание действительности он смешивает с самой действительностью. Логика должна ясно осознать сущность этого само собой разумеющегося понимания, ибо на этой само собой понятной предпосылке основывается своеобразие индивидуализирующей науки о культуре в противоположность генерашпир тон.ему пониманию индифферентной по отношению к ценностям ьрироти

Мы видим теперь почему нам раньше важно было подчеркнуть, что тошько благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения. Только благодаря ему. а не кз особого рода действительности становится понятным отличающееся от содержания общих естественных понятий (Naturbegriff) содержание ных, как мы теперь уже можем сказать, " культурных понятий" (Кй-turbegriff); и для того, чтобы еще яснее выявить все своеобразие этого различия, мы вполне определенно назовем теперь исторически-инди-видуализирующий метод методом отнесения к ценности, — в противоположность естествознанию, устанавливающему закономерные связи и игнорирующему культурные ценности и отнесение к ним своих объектов. <...>

...Будет полезно, если мы вкратце напомним все сказанное нами относительно ценности и действительности и их взаимоотношевйя с точки зрения понятия культуры.

Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь эту можно мыслить, как мы уже знаем, в двух смыслах. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается — тем самым — благом, и она может также быть таким образом связанной с актом субъекта, что акт этот становится тем самым оценкой. Блага же и оценки могут рассматриваться с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, то есть так, что стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага, и по праву ли совершается какая-нибудь опенка. <..>

Следовательно, тот метод " отнесения к ценности1*, о котором мы говорим и который должен выражать собою сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, то есть значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оце ниваются субъектами и поскольку, поэтому, некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то все же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть. <...> ...Перед нами два в логической своей сущности принципиально отличных друг от друга акта, до сих пор, к сожалению, недостаточно различавшихся между собой. Отнесение к ценностям остается в области установления фактов, оценка же выходит из нее. <...> Лишь с точки зрения этого факта, большей частью молчаливо предполагающегося историком, а отнюдь не с точки зрения значимости ценностей, до которой историку как представителю эмпирической науки нет решительно никакого дела, действительность распадается для истории на существенные и несущее гвенные элементы. < ..> Следовательно, исторические индивидуальности возникают без оценщ историка.

При этом, само собой разумеется, исторически важным и значительным считается не только то, что способствует, но даже и то, что мешает реализации культурных благ. Только то, что индифферентно по отношению к ценности, исключается как несущественное, и уже этого обстоятельства достаточно для того, чтобы показать, что назвать какой-нибудь объект важным для ценностей и для реализации культурных благ еще не значит оценить его, ибо оценка должна быть всегда или положительной, или отрицательной. <...> Короче говоря, оценивать - значит высказывать похвалу или порицание. Относить к ценностям — ни то, ни другое.

Итак, к этому только и сводится наше мнение. Если история высказывает похвалу или порицание, то она преступает свои границы в качестве науки о бытии (Seinswissenschaft), ибо похвала или порицание могут быть обоснованы только с помощью имеющегося критерия ценностей, значимость которых уже доказана, а такое доказательство не может быть целью истории. <...> ...Оценивание не входит в понятие исторического образования понятий и что отнесение событий к руководящей культурной ценности выражает исключительно лишь историческую важность или значительность их, совершенно не совпадающую с их положительной или отрицательной ценностью. < „>

...Оценка объективной ценности есть нечто се*ем иное, чем историческое отнесение к ценности, ибо в противном случае одни и те же объектьмге могли бы быть дяя одного изложения важными, для другого нет. < „>

Так как всякое рассмотрение с точки зрения ценности привыкли называть " телеологическим", то в истории можно было бы говорить вместо метода отнесения к ценности также и о телеологическом образовании понятий... Но гораздо лучше совсем не употреблять этого многозначного и приводящего только к недоразумениям слова. Необходимо не только строго отделять теоретическое отнесение к ценности от оценки, но не нужно даже подавать повода думать, будто телеологическое образование понятий в истерии в какой бы то ни было степени связано с объяснением исторических событий из сознательного целеполагания отдельных исторических деятелей. <.„>

В особенности же под исторической телеологией не должно подразумевать ничего такого, что могло бы вступить в конфликт с причинным рассмотрением действительности. Поэтому подведение изложенных здесь методологических вопросов под альтернативу - причинность или телеология - может только вызвать недоразумения индивидуализирующая история; пользующаяся ыеюдол иислздш* ч ценности также должна заниматься исследованием лркчинных связи находящихся межд^ изучаемыми ею с ы ымм *мг и инд**! идуаль-аыми процессами и не совпадающныл с оощими о «-члж. 1псьми нами» хотя бы йля изображения индивидуальных аричиьпых ишоше-

шй и необходимо было бы прибегать к общим понятием как iv

•яшментзм истерических понятий В данном сл^-ч^е ва/^чо чишь то, что методический принцип выбора существенного ь ипории также и в вопросе о причинных связях зависит исключительно от ценностей, поскольку в истории принимаются во внимание лишь индивндувш-ные причины, которые именно во всем своем своеобразии оказались значишшй дш реализации культурных благ, и эту " телеологию" йи в противополагать причинности. <...>

понятие исторического развитая, во избежание недоразу-следует резко отделять от понятия прогресса Это должно сделать шятькгаки при помощи отличия оценки о отнесения к ценности, ряд изменений содержит в себе слишком мало для тою, чтобм ш> можно бшю отождествить с историческим развитием, ти рад иршресса дацержит в себе для этого слишком много Прогресс означает, если вообще предавать этому слов} точный смысл, повыше-щ*е » ценности (^еп$1ещегш1§) культурных благ, и поэтому всякое утверждение относительно прогресса или регресса включает в себя положительную или отрицательную оценку Если ряд изменений на-^зьшают прогрессом, то этим самым уже говорят, что всжав следующая стадия в большей степени реализует ценность, чем При зтом, производя подобную оценку,

высказаться о значимости ценности, являющейся щршуасса. Но так как история не должна заниматься иселедоваюш вопроса и значимости ценностей, но имеет в виду лишь фжтичеоше оиенша людьми некоторых ценностей, то она не сможет никогда также тштся ли какой-нибудь ряд изменений прогрессом регресоои.Пшшш прогресса относится поэтомук обшсга философии

истории, штошшьшающей " смысл" исторического бывания с точки

в нем ценностей и произносящей над

суд в смысле еш ишожшгеяшой шш о^шртешьной ценности» рическая историческая наука и^гаег всего зтого. <. >

< > Бели исшршс не задается вопросом о значимости ценшстей, руководящих его изложением, то он все же и не относит своих объектов к любым произвольным ценностям, но иредоолагает» что те лица, к которым он обращается со свшш историческим изложением, признают в общем за ценности.. если и не те или иные вполне определенные блага, то во всяком случае ценности религии, государства

праве*, нрава венное т и жм'хтм, науки ( »< »чки фенпя к< *торь« гк юрическч изображенное предъявляется о явственным Поэтому при

Нр*м< чючми На 'Я»»! *1 ', 1> 1\рЫ ЙЫЛО НСО^О'ШМО Н? ГиЧЬКО ЬЫСГсЖ*'! ^

|< нч1ие ценнОчГи вообще как основное ор> 1 отделении культурны^ явлений от природы, но вместе с тем также и подчеркнуть, что ку^ь гур^ые ценности бывают или всеобщими, го есть признанными всеми, или предполагаются значащими у всех членов культурного общения Блшодаря эюй всеобщности культурных ценностей и уничтожается произвол исторической, образования понятий, на ней, следовательно покоится его " объективность11. Метрически существенное должно обладать значением не только для того или иного отдельного индивидуума, но и для всех. <...>

одно следует прибавить для определения индаввдуализирую-щего метода, в частности, понятия всеобщей культурной ценное™. <.., > И история, подобно естествознанию, подводит особое под " общее". Но тем не менее это, конечно, ничуть не затрашвает противоположности генершшзирующею метода естествознания и индивидуализирующего метода истории. Не общий естественный закон или об-щее понятие, для которого все особое есть лишь один частный случай наряду с множеством другкх, а культурна? ценное! ь есть " о6ще^! , ч тории; культурная же ценность необходимо связана с едишгчньш п индивидуальным, в котором она постепенно развивается. Итак, огне* ся индивидуальна действительность ко всеобщей ценности, я те», самым отнюдь не превращаю ее в экземпляр родейош общего поняла, но наоборот, сохраняю ее во всей ее шадивидуальшсти

Резюмирую еще раз сказанное. Мы можем абстрактно (Ъ姧гШ11с^) различать два вида эмпирической научной деятельности. На однс ^ стороне стоят науки о природе, или естествознание. Слово 'притюда характеризует эти науки как со стороны и^ предмета, так со сторожа' их метода. Они видят э своих объектах бытие и бывшие, свободное от всякого отнесения к ценности, цель их - изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы, значимость которых распространяется на это бытие и бывшие. Особое для них только " эк земшшр11. Это одинаково касается как физики, так и психологии. Обе эти науки не проводят между разными телами и душами никаких различий с точки зрения ценностей и оценок. Обе они отвлекаются от всего индивидуального как от несущественного, обе они воспринимают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъ& т из под власти естественно-научного метода. Природа есть совокупность всей действительности, понятой генерализирую-щим образом и без всякого отношения к ценностям.

На другой стороне стоят исторические науки о культуре ^.> Как науки о культуре, названные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как исторические науки, они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности; при этом то обстоятельство, что объекты их суть процессы культуры, дает их историческому методу в то же время и принцип образования понятий, ибо существенно для них только то, что в своей индивидуальной особенности имеет значение для руководящей культурной ценности. Поэтому, индивидуализируя, они выбирают из действительности в качестве " культуры" нечто совсем другое, чем естественные науки, рассматривающие генерализирующим образом ту же действительность как " природу". Ибо значение культурных процессов покоится в большинстве случаев именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других процессов, тогда как, наоборот, то, что у них есть общего с другими процессами, т.е. то, что составляет их естественнонаучную сущность, несущественно для исторических наук о культуре.

Что же касается, • наконец, противоположности материи и духа. то, если духовное означает то же, что и психическое, - науки о культуре действительно имеют дело обыкновенно с духовными явлениями; но все же понятие " науки о духе" не отграничивает ни объектов, ни методов этих наук от объектов и методов естествознания. Поэтому самое лучшее - отказаться от этого термина. Если духовное равно психическому, то термин этот не может уже иметь никакого значения для деления наук на две главные группы. Можно даже сказать, что принципиальное деление на тело и душу имеет значение только внутри естественных наук. Физика исследует только физическое, психология только психическое бытие. Исторические же науки о культуре, наоборот, не имеют никакого основания придавать этому принципиальному делению какое-либо значение. Они вводят в свои понятия одинаково и психическое, и физическое бытие, не считаясь с их противоположностью. Поэтому выражение " науки о духе" является даже сбивчивым. <...>

В последнем счете все эти соображения приводят к... вопросу о том, какой вид душевной жизни не может быть исчерпывающим образом рассмотрен с помощью естественно-научного метода, и какую, поэтому, относительную правоту содержит в себе утверждение, что культура в силу своего духовного характера не может быть подчинена исключительному господству естественных наук. <...> Обратившись... к психической жизни исторически существенных культурных личностей и обозначивши ее словом " духовная", мы, действительно, найдем в ней " духовное" единство совершенно своеобразного порядка, не поддающееся никакому подчинению под образованные генерализирующим методом понятия. Здесь кроется правомерный мотив того взгляда, будто имеется какой-то особый духовно-научный метод, или будто нужно создать психологию, принципиально отличающуюся от объясняющей психологии естественно-научного типа. <...>

Если нужно изобразить душевную жизнь Гете или Наполеона, то, конечно, понятия генерализирующей психологии вряд ли тут много помогут. Здесь перед нами, действительно, жизненное единство, которое нельзя " объяснить" психологическим образом. Но это единство вытекает не из " сознания" как логического единства субъекта и не из " органического" единства души, делающего из каждого я целостную и замкнутую связь; оно основывается исключительно на том, что определенные с точки зрения культурных ценностей психические связи становятся индивидуальными 'единствами, которые бы сразу исчезли, если бы их подвести под общие психологические понятия. Итак, не генерализируемое " духовное" единство жизни есть единство культурной личности, которая с точки зрения ее культурного значения замыкается в неделимое индивидуальное целое. С господствующим ныне противоположением природы и духа это жизненное единство культурных личностей не имеет ничего общего, и потому следовало бы окончательно отказаться от взгляда, будто бы для исследования этого единства нам нужен какой-то духовно-научный метод или новая психология. <...> Пока мы не отказываемся от этого, основывающегося на ее культурном значении, единства индивидуальности, сущность ее может быть понята нами только при помощи индивидуализирующего исторического метода.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь