Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Побуждение к вступлению в брак. Праведный муж. Выбор хорошей жены



Предисловие

Хвала Всевышнему Аллаху и мир и благословения тому, кого Господь послал с верным руководством и религией истины, чтобы возвысить Свою религию, даже если это ненавистно многобожникам.

Мы знаем, что Посланник Аллаха r уделял очень большое внимание воспитанию детей. Многие люди принимались за исследование этой темы и писали книги и брошюры. Я не исключение, и сейчас вы держите в руках моё исследование на тему «Посланник Аллаха r и дети».

Некоторые из наших достойных братьев оказали мне огромную честь, согласившись прочитать написанное мною и ознакомить меня со своими замечаниями и комментариями. Они подчеркнули, что моё исследование отличается от других и заслуживает того, чтобы превратиться в книгу и увидеть свет. Я решился последовать их совету только после того, как совершил молитву-истихару, чтобы Всевышний Аллах помог мне осуществить моё намерение, если в этом есть благо для мусульман.

По воле Всевышнего, эта книга, посвящённая одной из важнейших тем, имеющих отношение к религии, была напечатана. Ни для кого не секрет, что в наше время вопросу исламского воспитания детей уделяется недостаточно внимания, притом что сегодня прогресс одних народов и отсталость других заметны невооружённым глазом. Также ни для кого не секрет, что на свете много людей, которые не желают, чтобы мусульманин был мусульманином в полном смысле этого слова и прикладывают для этого определённые усилия. Я работал над своей книгой с намерением сделать свой вклад, пусть и довольно скромный, в изменение ситуации в лучшую сторону. Я старался, чтобы мои слова были простыми и понятными для каждого читателя. Прошу Всевышнего, чтобы мой труд был проделан только ради Него и принёс пользу людям — как читателям, так и всем тем, кто участвовал в подготовке книги к изданию. Ведь только Всевышний Аллах ведёт прямым путём.

Автор

Вступление

Книга состоит из четырёх частей. Целью её написания было просвещение родителей и их ознакомление с методами Посланника Аллаха r в воспитании детей. В своей книге я подробно описал, как Посланник Аллаха r строил с ними отношения, и разъяснил, какую пользу могут извлечь для себя воспитатели из различных эпизодов жизни Посланника Аллаха r с участием детей.

Я приводил эти эпизоды и указывал, какие выводы можно сделать из этих происшествий и какие воспитательные принципы можно извлечь из них. В качестве материала для своей книги я использовал достоверные хадисы.

Я также приводил примеры нравственного и физического воспитания детей, а также правильного формирования их мышления, взятые из жизни Посланника Аллаха r.

Дети — милость Всевышнего, которую Он дарует, кому пожелает. Этот дар — несказанная радость для родителей, а потому Всевышний Аллах посылал Своих ангелов к Своим пророкам и их супругам, чтобы обрадовать их благой вестью о ребёнке, который должен был родиться у них.

Всевышний Аллах сказал: «О Закария [Захария]! Воистину, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которому Яхья [Иоанн]. Мы не создавали прежде никого с таким именем [или никого подобного ему]» (19: 7).

Ангелы порадовали благой вестью о рождении сына также Ибрахима и его жену. Всевышний Аллах сказал: «А жена его стояла [за завесой] и рассмеялась. Тогда Мы сообщили ей радостную весть об Исхаке [Исааке], а вслед за Исхаком [Исааком] — о Я‘кубе [Иакове]» (11: 71).

Всевышний Аллах высказал порицание тем, кто не радуется рождению дочери и стыдится её. Ведь и сына, и дочь дарует человеку Всевышний Аллах. Так почему же один Его дар принимают с благодарностью и радостью, а другой готовы отвергнуть с печалью и негодованием?

А ведь если бы на земле были только мужчины или только женщины, жизнь остановилась бы и человеческий род вымер. Всевышний Аллах сказал: «Когда кого-либо из них радуют вестью о девочке, лицо его чернеет и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за того, чем был обрадован. Оставит ли он себе ребёнка с позором или же закопает его в землю? Воистину, скверны их решения! » (16: 58–59).

Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Его Посланник r — милость для миров. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21: 107).

Милосердие, жалость и сострадание Посланника Аллаха r распространялись на каждое живое существо. Увидев истощённого верблюда, он сказал: «Побойтесь Аллаха в отношении этих бессловесных животных…» [Ибн Хузайма].

Когда Посланник Аллаха r со своими сподвижниками отправлялся в путешествие, он велел им не приступать к молитве до тех пор, пока они не снимут поклажу с вьючных животных.

Если Посланник Аллаха r заботился о животных и жалел их, то что можно сказать о его отношении к детям? Из сердца Пророка r струились милосердие и жалость, любовь и мягкость, нежность и сострадание, и эти качества находили отражение в его отношении к детям.

Когда у кого-то из сподвижников рождался ребёнок, он первым делом приносил его к Посланнику Аллаха r, желая обрести благодать. Если бы они не знали о милосердии к детям, которое наполняло сердце Посланника Аллаха r, и его добром и трепетном отношении к подрастающему поколению, они не стали бы приносить к нему младенцев и класть их ему на колени.

Абу Муса рассказывает: «У меня родился сын, и я принёс его к Пророку r. Он назвал его Ибрахимом, разжевал финик, смазал ему рот этой кашицей, обратился к Аллаху с мольбой за него и вернул его мне» [Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r не жалел добрых слов для детей и заботился о них по мере своих сил. Он говорил: «С каждым ребёнком — ‘акика. Проливайте за него кровь и избавляйте его от того, что беспокоит его[1]» [Бухари]. «Проливайте за него кровь» — то есть приносите за него жертву. Эта жертва, приносимая по случаю рождения ребёнка, именуется ‘акикой.

Посланник Аллаха r изменял плохие имена, чтобы ребёнок, взрослея, не страдал от своего скверного имени.

Посланник Аллаха r не просто хорошо относился к детям и старался делать им добро. Он ещё и стремился дать ребёнку почувствовать его ценность и демонстрировал уважение к детям. Посланник Аллаха r даже давал детям прозвище-кунью, как взрослым. Благодаря такому деликатному отношению с его стороны и мудрому подходу к их воспитанию, дети, которым посчастливилось быть современниками Посланника Аллаха r, чувствовали, что они ничем не хуже взрослых. А чувствовать это крайне важно для формирования личности ребёнка. И действительно, благодаря уважительному и доброму отношению Посланника Аллаха r, они становились достойными людьми и уникальными личностями.

Анас ибн Малик рассказывает: «Посланник Аллаха r был самым благонравным из людей. А у меня был брат, который играл со своим воробьём, и когда Посланник Аллаха r приходил к нам, он обычно спрашивал его: “О Абу Умайр, как поживает воробушек? ”» [Бухари].

Шутки Посланника Аллаха r запоминались детям и не были обидными. Махмуд ибн ар-Раби‘ t рассказывает: «Я помню, как Посланник Аллаха r в шутку набрал в рот воды из ведра и брызнул мне в лицо, а мне тогда было пять лет» [Бухари].

Посланник Аллаха r, исполнявший крайне важную и трудную миссию, Пророк r, посланный ко всему человечеству, выкраивал время для того, чтобы поиграть с детьми, пошутить с ними и доставить им радость. Это свидетельство его благонравия, скромности и великодушия.

Дети, со своей стороны, очень любили Посланника Аллаха r. Их искренняя привязанность к нему была ответом на его милосердие, доброту и мягкость. Когда Посланник Аллаха r возвращался из путешествия, дети бросались встречать его, и он сажал их в седло впереди и позади себя. Посланник Аллаха r не только сам вёл себя с детьми подобным образом, но и велел сподвижникам поступать так же.

Он обнимал детей, целовал их, гладил по голове и брал на руки. Однажды к Посланнику Аллаха r пришёл бедуин, который был чёрствым человеком, как и многие жители пустыни того времени. Увидев, что Посланник Аллаха r целует детей, он удивился, ибо считал это занятие бесполезным и недостойным. Он спросил: «Вы целуете своих детей? А мы их не целуем». Посланник Аллаха r сказал в ответ: «Чем же я могу помочь тебе, если Аллах лишил твоё сердце милосердия» [Бухари].

Абу Хурайра t рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха r поцеловал аль-Хасана, сына ‘Али, в присутствии аль-Акра ибн Хабиса ат-Тамими, и тот сказал: “У меня десять детей, но я никогда не целовал никого из них! ” Посланник Аллаха r сказал: “Не будет помилован тот, кто не проявляет милости к другим”» [Бухари].

Посланник Аллаха r оплакивал детей. Однажды, когда он заплакал из-за умершего в раннем детстве ребёнка, сподвижники удивились и спросили: «И ты, о Посланник Аллаха?! » Посланник Аллаха r сказал: «Это милосердие, которое Аллах вкладывает в сердца кого пожелает… Поистине, Аллах проявляет милосердие к милосердным из числа Своих рабов» [Абу Дауд].

Посланник Аллаха r не только обнимал детей, целовал их и играл с ними, но и воспитывал их, учил правильному поведению и направлял их, помогая увидеть верный путь в жизни. ‘Умар ибн Абу Саляма, которого воспитывал Посланник Аллаха r, рассказывал: «Я был мальчиком и находился на попечении Пророка r. Во время трапезы я хватал еду со всех концов блюда, и Посланник Аллаха r сказал мне: “О мальчик! Поминай имя Аллаха, ешь правой рукой и бери то, что лежит перед тобой”» [Бухари; Муслим].

А однажды он посадил позади себя в седло другого мальчика (им был Ибн ‘Аббас) и сказал ему: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам[2]: помни об Аллахе[3], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой[4]. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха. Если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху. И знай, что, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом» [Тирмизи].

Это воспитание и направление принесло прекрасные плоды. Дети вырастали достойными людьми. Посланник Аллаха r понимал, что дети нуждаются в заботе, ласке и добром, мягком отношении, и старался удовлетворить эту их потребность, одновременно воспитывая их и направляя. Он неуклонно соблюдал права детей, и если дело касалось одного из таких прав, Посланник Аллаха r спрашивал у ребёнка разрешения поступить иначе. И он делал это несмотря на то, что на собрании в это время присутствовали взрослые и даже пожилые люди.

Сахль ибн Са‘д рассказывал, что однажды Посланнику Аллаха r принесли напиток и он попил. При этом справа от него сидел мальчик, а слева — взрослые мужчины. Посланник Аллаха r спросил мальчика: «Разрешаешь ли ты мне отдать эту чашу им? »[5] Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никому не уступлю то, что полагается мне от тебя! » И Посланник Аллаха r отдал чашу ему [Бухари; Муслим].

Педагоги и социологи сегодня призывают к тем методам воспитания, которые Посланник Аллаха r успешно применял ещё полторы тысячи лет назад. Отношения Посланника Аллаха r с детьми были идеальной формой человеческих взаимоотношений и воплощением исламских ценностей. Главными чертами этих отношений были скромность и мягкость, уважение и великодушие, направление и воспитание.

Всевышний Аллах соединил в Своём Посланнике наилучшие человеческие качества и наделил его множеством достоинств. Его жизнь производит огромное впечатление на каждого, кто начинает изучать её. Этого великого человека уважал и друг, и враг. Давайте послушаем слова благородного сподвижника Хассана ибн Сабита о Посланнике Аллаха r:

Нет, не было прекраснее тебя,

И женщина от века не рождала лучше.

Ты без единого изъяна создан был,

Таким, каким ты, верно, сам желал родиться…

И последние слова наши: «Хвала Аллаху. Господу миров! » И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников!

Глава первая. Влияние среды

Выкидыш

Выкидыш упоминается в хадисах. Например, Му‘аз ибн Джабаль t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, выкидыш потянет за пуповину в Рай свою мать, которая терпеливо перенесла его утрату в надежде на награду от Аллаха»[10].

Выбор хорошего имени

Имя оказывает сильное психологическое влияние на человека, поэтому при выборе имени родители должны заботиться о том, чтобы оно было благозвучным и имело хорошее значение.

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Самые любимые из ваших имён для Аллаха — ‘Абдаллах и ‘Абд-ар-Рахман» [Муслим].

У ‘Умара была дочь, которую звали ‘Асыя (непокорная). Посланник Аллаха r изменил её имя, назвав её Джамиля (красивая) [Муслим].

Однажды Посланник Аллаха r сказал о дающей молоко верблюдице: «Кто подоит эту верблюдицу? » Один человек поднялся со своего места. Посланник Аллаха r спросил: «Как тебя зовут? » Он ответил: «Мурра (горечь)». Посланник Аллаха r сказал: «Сядь». Затем он снова спросил: «Кто подоит эту верблюдицу? » Другой человек поднялся со своего места. Посланник Аллаха r спросил: «Как тебя зовут? » Он ответил: «Харб (война)». Посланник Аллаха r сказал: «Сядь». Затем он снова спросил: «Кто подоит эту верблюдицу? » Ещё один человек поднялся со своего места. Посланник Аллаха r спросил: «Как тебя зовут? » Он ответил: «Я‘иш (живёт)». Посланник Аллаха r сказал: «Дои» [Малик].

С благими именами связываются благие ожидания. Посланник Аллаха r сказал: «Наиболее правдивые из ваших имён — Хаммам и Харис».

Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Хаммам (обладатель высоких целей и благородных помыслов) упомянут потому, что он стремится к чему-то, а Харис (пахарь) — потому, что он добывает благо своей неустанной деятельностью. Поэтому Посланник Аллаха r упомянул эти два имени. Арабы всегда любили называть яркими именами, производящими впечатление. Так, они называли разными прозвищами льва — Хамза, Усама, Хайдар».

К сожалению, в наше время многие дают своим детям скверные имена — например, мужские имена, указывающие на слабость, женственность, а также имена, значение которых неизвестно.

А Посланник Аллаха r называл именами пророков. Например, он назвал своего сына Ибрахимом в честь пророка Ибрахима. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, самые близкие к Ибрахиму [Аврааму] люди — те, которые последовали за ним, а также этот Пророк [Мухаммад]» (3: 68).

Посланник Аллаха r также назвал сына Абу Мусы аль-Аш‘ари Ибрахимом.

Посланник Аллаха r, встречая человека с плохим, неудачным именем, изменял его. Например, человека, имя которого означало «заблудший», он назвал именем, которое означало «благоразумный, следующий правильным путём». Имя, означающее «несправедливый», он изменил на имя, означающее «беспристрастный, справедливый». Имя, означающее «непокорная», Посланник Аллаха r изменил на имя, означающее «красивая».

Известно также, что Посланник Аллаха r изменил имя одной из своих жён, которую звали Барра (благочестивая) на Зейнаб (название красивого дерева)[14].

Посланник Аллаха r также велел не давать детям такие имена, как Ясар (достаток), Наджих (успешный) и Рабах (прибыль), потому что, если кто-нибудь, например, спросит: «Дома ли Ясар? », а в ответ скажут: «Нет», получится, как будто в доме нет достатка, то есть возникнут негативные ассоциации.

Тахник

Тахник — это разжёвывание финика и смазывание получившейся кашицей внутренней поверхности рта новорождённого с помощью пальца, осторожными движениями. При отсутствии фиников можно использовать любое другое сладкое вещество — варенье, сироп, мёд и так далее. Тахник является сунной.

Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывает о рождении ‘Абдаллаха, которым она забеременела в Мекке: «Когда я уезжала в Медину, срок беременности уже почти закончился. Приехав в Медину, я остановилась в Кубе и родила его там, а потом принесла новорождённого Пророку r и положила его ему на колени. После этого он велел принести себе финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребёнка. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха r. А после этого Посланник Аллаха r помазал этой кашицей его нёбо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него благословение, и он был первым из родившихся в исламе. Люди очень обрадовались его рождению, потому что им сказали: “Иудеи заколдовали вас, и теперь у вас не будут рождаться дети”» [Бухари].

Современная медицина подтверждает, что финики обладают множеством полезных свойств и содержит много сахаров, которые дают организму силы. Употребление фиников полезно и для матери. Недаром Всевышний Аллах велел Марьям, когда она родила ‘Ису (мир им обоим), поесть свежих фиников: «Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся» (19: 25–26).

Поэтому Посланник Аллаха r уделял такое внимание финикам и использовал их для тахника.

Обрезание

Обрезание — это удаление крайней плоти, то есть кожицы, прикрывающей головку полового члена.

А «хитан» как шариатский термин — это место на половом органе, которое подвергается обрезанию.

Обрезание — один из символов ислама. Оно обязательно для мужчин и кто не совершил его до совершеннолетия, тот берёт на душу грех, поскольку не исполняет предписание Шариата. Обрезание стоит во главе естественных вещей, перечисленных Посланником Аллаха r.

Абу Хурайра t передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Пять вещей являются естественными: обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос под мышками[15] и подстригание усов» [Муслим].

Заключение

Упомянутых действий родителям-мусульманам вполне достаточно. И нет поводов следовать каким-то восточным или западным обычаям, связанным с рождением ребёнка и не имеющим никакого отношения к исламу.

Также очень важно подобрать для ребёнка хорошее окружение. Эта мера помогает сделать ребёнка счастливым в обоих мирах. Ребёнок, получивший хорошее воспитание в подходящей среде, будет прекрасным кирпичиком в огромном строении под названием общество.

Родителям также следует помнить о том, что почти все дела человека прекращаются с его смертью, но есть и такие дела, за которые он продолжает получать награду и после смерти. Среди них — праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за своих родителей.

Просим Всевышнего Аллаха даровать нам праведных потомков, которые сделают нас счастливыми в обоих мирах!

Введение

Детство — крайне важный период для формирования личности человека. Зачастую мужчина и женщина уделяют много внимания выбору супругов и созданию семьи, но потом не заботятся должным образом о воспитании детей. У них нет методики воспитания. Ребёнок воспитывается хаотично. Родители используют в качестве основы воспитания свои воспоминания о том, как когда-то их воспитывали их собственные родители. Многие бездумно переносят эту модель на своих детей, хотя во многих случаях эта модель оказывается неподходящей.

Некоторые отцы вообще не принимают никакого участия в воспитании своих детей под предлогом того, что «дети ещё маленькие», а они сами заняты «обеспечением финансового благополучия семьи», да ещё друзья «отнимают много времени», и вдобавок ко всему они заняты другими «важными делами».

Когда такой родитель наконец очнётся, вероятнее всего, будет уже слишком поздно. Он увидит, что его дети приобрели вредные привычки, их поведение оставляет желать много лучшего и при этом они ничего не желают слушать и исправление их поведения представляется делом крайне сложным.

Аль-Киляни сказал: «Период детства — благодатная почва. Это уникальный мир со своими особенностями, потому что дети в этот период имеют определённую степень умственного развития. Их ментальные способности и восприятие вещей отличается от соответствующих способностей и восприятия взрослых. Опыт детских лет ограничен определёнными рамками, тогда как воображение детей в этом возрасте поистине безгранично и не признаёт никаких условностей. Дети думают, анализируют и воспринимают вещи не так, как мы. Ведь у них ещё нет тех средств, которые мы приобрели из своего жизненного опыта или в результате освоения разных знаний».

На родителях и воспитателях лежит огромная ответственность. Посланник Аллаха r сказал: «Мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Родители, которые не занимались воспитанием своих детей или применяли неподходящие методы воспитания, пренебрегли главным сокровищем, которое у них было. Какой толк от имущества, когда потеряны дети?! И какая радость в беспечном и бесполезном времяпрепровождении с друзьями, если результатом его станет непочтительное отношение со стороны детей и явные отклонения в их поведении?

Многие родители слишком поздно хватаются за голову. Они начинают замечать то, что происходит с их детьми, когда время уже упущено. Они бросаются исправлять положение, когда его уже не исправишь. Пока росток зелен и нежен, его можно согнуть в любую сторону, а когда он превращается в древесный ствол, все попытки согнуть его окажутся напрасными…

Аль-Газали сказал в своей книге «Возрождение наук о вере»: «Ребёнок — драгоценность, доверенная родителям. Его чистое сердце — драгоценный камень. Если он будет приучен к скверному и предоставлен самому себе, как животное, он будет несчастным и его ждёт погибель. А сохранить его и уберечь от гибели можно, воспитывая его и прививая ему нравственные достоинства» [Ихья].

Родители, которые заботились о воспитании своих детей, увидят благодатные плоды своих трудов и обретут вместе со своими детьми счастье в обоих мирах. Ведь благодаря их заботам и усилиям их дети будут следовать прямым путём, а это главное условие для того, чтобы стать счастливым в этом мире и в мире вечном.

Посланник Аллаха r сказал: «Когда раб Аллаха умирает, все его дела прекращаются[16], за исключением трёх. Это непрерывная милостыня[17], знание, приносящее пользу, и праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбами за родителя» [Муслим].

Развитиеребёнка

Под развитием ребёнка понимается его рост и постепенное достижением им умственной и физической зрелости. Согласно одному из определений, развитие — это «совокупность процессов и изменений, происходящих в организме до его созревания». Или же это «серия непрерывных изменений, конечной целью которых является полное созревание организма». Согласно другому определению, это «изменения в организме человека, предполагающие приобретение или потерю определённых свойств».

Жизнь человека можно условно разделить на несколько этапов, и эти этапы проходят все люди, за исключением тех, кто не доживает до следующего этапа. Провести какой-либо этап жизни бесцельно, неправильно, не так, как его следовало бы провести, — значит потерять его. А кто потерял таким образом детство, тот потерял и юность, и молодость, и зрелость, и старость. Кто потерял детство, тот потерял всю последующую жизнь. Человек без детства — что дерево без корней. Если увидите в мире взрослых человека, который лишён человечности, ищите причину этой трагедии в его детстве, и вам откроется секрет его поведения и поступков.

Исследователи-психологи единодушно утверждают, что первые годы жизни человека — наиболее важные для формирования его личности. В эти годы закладывается основа будущей личности, которая совершенствуется и оттачивается с годами. В современной психологии существуют разные школы и теории, однако почти все они сходятся в том, что первые шесть лет жизни человека являются самыми важными для формирования его личности. Это фундамент, на котором будет строиться вся будущая жизнь. Если в этом возрасте социальное и умственное развитие ребёнка идёт правильно, равно как и его двигательная активность и развитие речи, то это оказывает заметное положительное влияние на его личность, и это влияние проявляется в будущем. Развитие ребёнка — это процесс, который осуществляется изнутри. Развитие осуществляется сразу в нескольких направлениях и идёт гармонично. Процессы, которые обеспечивают развитие ребёнка, взаимосвязаны и согласованы.

Очевидно, что нельзя провести чёткие границы между различными этапами развития, и переход от одного этапа к другому не происходит резко и неожиданно. Однако мы всё же можем выделить в развитии ребёнка несколько этапов, каждый из которых имеет свои признаки и особенности.

Итак, согласно Пиаже, различают три этапа развития ребёнка.

1. Сенсомоторный интеллект (до 2 лет). Этот этап охватывает период с рождения до того, как ребёнок научится говорить, то есть первые два года жизни. В этот период ребёнок занят своими ощущениями и двигательной активностью.

В первый год жизни ребёнок развивается следующим образом.

Месяц первый. Ребёнок пытается поднять голову и двигает руками.

Месяц второй. Ребёнок умеет вытягивать конечности и разжимать кулачки.

Месяц третий. Ребёнок умеет держать разные предметы и следить взглядом за движущимся объектом.

Месяц четвёртый. Ребёнок двигает руками и вытягивает конечности в стороны; подолгу сосредотачивает взгляд на разных объектах; не видит предметы, находящиеся далеко от него.

Месяц пятый. Ребёнок может брать предметы руками.

Месяц шестой. Ребёнок умеет лежать на животе и поднимать голову, опираясь на руки; умеет захватывать предметы рукой и подносить их ко рту без усилий.

Месяц седьмой. Ребёнок хорошо переворачивается и лучше управляет ступнями ног.

Месяц восьмой. Ребёнок может сидеть без посторонней помощи; некоторые дети в этом возрасте уже стоят при поддержке взрослых.

Месяц девятый. Ребёнок уверенно сидит, хорошо сохраняя равновесие во время сидения, и пытается встать.

Месяц десятый. Ребёнок может играть сидя, берёт предметы пальцами, хлопает в ладоши. В этом возрасте возрастает любознательность ребёнка. Он вертит в руках разные предметы, с любопытством разглядывая их.

Месяц одиннадцатый. Ребёнок ползает на четвереньках и ходит, держась за мебель или стены. Некоторые матери в этом возрасте берут ребёнка под руки и поддерживают его, чтобы помочь ему ходить, однако это затрудняет дыхание, поэтому долго держать так ребёнка не рекомендуется.

Месяц двенадцатый. Ребёнок делает первые шаги, а некоторые дети в этом возрасте уже ходят.

У ребёнка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4–5 часов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преимущественно в положительном эмоциональном состоянии, много лепечут, часто улыбаются, смеются, радуются общению со взрослыми. Совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ребенок на первом году, приобретают большую ловкость, координацию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно подражает взрослым.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие. Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать предметы в пространстве, организовывать взаимодействие нескольких предметов. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельности и учится действовать с предметами опосредованно, то есть с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать и т. д.). Такая деятельность ребенка создает условия для перехода к понятийному, речевому мышлению: ребёнок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие, и таким образом в процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы.

2. Подготовка и организация конкретных операций (2–11 лет). Делится на два подпериода.

2.1. Подпериод дооперациональных представлений (2–7 лет).

Это крайне важный период в жизни ребёнка. Пиаже очень внимательно изучил его.

Важнейшие особенности умственного развития и познания в этом возрасте.

  • Любопытство и постоянные попытки познать суть вещей. Это в свою очередь побуждает ребёнка засыпать родителей и окружающих градом вопросов.
  • Способность к решению проблем и исполнению простых поручений. Эту способность родители и воспитатели могут использовать для ответа на некоторые из вопросов ребёнка.
  • Ознакомление с особенностями вещей. Ребёнок уже способен понимать многое из того, что происходит вокруг него, и делать выводы. В дальнейшем эта способность развивается и совершенствуется.
  • У ребёнка складывается представление о таких понятиях как место, время, число. Он становится более сообразительным и схватывает быстрее. Ребёнок становится внимательнее и лучше сосредоточивается. Он учится думать, начинает размышлять о происходящем вокруг. До шести лет в процессе мышления преобладает воображение, а не логика.
  • Несмотря на то что к пяти годам ребёнок уже может концентрировать своё внимание на чём-то на более длительный срок, сосредоточиваться он может на одной вещи, максимум на двух.
  • Улучшается память. В три года ребёнок без труда запоминает три числа, в четыре с половиной — четыре числа. Простые и понятные слова и выражения ребёнок запоминает быстрее, чем сложные или те, смысла которых он не понимает. Если ребёнку показать картинку, а потом убрать несколько деталей и показать ему картинку снова, он обычно способен вспомнить исчезнувшие детали. Ребёнок может повторять и запоминать простые песенки и стихи. Развивается зрительная и слуховая память.
  • Ребёнок уже способен к пониманию большого объёма несложной информации. Он начинает понимать, как происходят важные для него процессы. Под влиянием любопытства он начинает исследовать окружающий мир и познавать его методом проб и ошибок.

Умственное развитие ребёнка заставляет его постоянно вести активную умственную деятельность. Ребёнок в этом возрасте охвачен жаждой познания, которая заставляет его задавать окружающим вопрос за вопросом. Обычно вопросы ребёнка свидетельствуют об уровне его развития. Отсталые дети задают меньше вопросов, развитые — больше. Вне всяких сомнений, к вопросам ребёнка родители должны относиться серьёзно, ибо ответы которые получает ребёнок, очень важны для расширения его кругозора и правильного формирования его личности.

Один исследователь отметил большие различия в понимании и усвоении информации у двух детей одного возраста (6 лет), один из которых задавал много вопросов, а другой — мало.

2. Подпериод конкретных операций (7–11 лет).

Это время характеризуется стабилизацией представлений об окружающей среде, у ребёнка формируются достаточно устойчивые и упорядоченные основы понятий, которые он применяет для познания окружающего мира. Образное мышление развивается в полной мере, и при этом по мере установления уравновешенных структур мир представлений приобретает устойчивость, связность, упорядоченность. Объект приобретает для ребенка неизменность благодаря приобретению равновесия, которое обеспечивает сохранение количества, веса, объема, длины, площади и прочего.

3. Период формальных (логических) операций (11–15 лет). Происходит последняя реорганизация структур интеллекта. Подросток может уже успешно действовать в отношении не только окружающей его реальной действительности (как это было раньше), но и в отношении мира абстракций, выраженных в виде слов.

Введение

У каждого из нас есть дети. Однако обращаемся ли мы с ними так, как обращался Посланник Аллаха r? Ведь Посланник Аллаха r для нас — пример во всём...

Каждый возрастной период имеет свои особенности, и на эту тему написано немало научных трудов и проведено немало исследований. Замечательной особенностью воспитания, которое давал детям Посланник Аллаха r, было разнообразие методов и подходов, которые он использовал. Посланник Аллаха r понимал, что, если использовать всегда один и тот же метод, ребёнку это может наскучить. И тогда воспитание не произведёт ожидаемого эффекта.

Иногда он воспитывал с помощью личного примера, а это, как известно, наилучший из всех методов воспитания, потому что личный пример — это молчаливое послание другому: мол, это правильно, и в этом нет ничего невозможного, и другие могут сделать то, что сделал подающий пример. И сегодня мусульманская община ни в чём не нуждается так, как нуждается она в благих примерах во всех областях.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал с помощью истории, которая производила на слушателей сильное впечатление и содержала в себе уроки и назидания.

Иногда Посланник Аллаха r приводил наглядные примеры, чтобы приблизить к пониманию слушателей то, о чём он говорил. Таким образом Посланник Аллаха r заставлял людей задействовать своё воображение и мышление. Приводимые им примеры также вызывали у людей определённые чувства и эмоции.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством событий: он использовал разные происшествия, чтобы дать людям важный урок или наставление, и наставление это люди вспоминали каждый раз, когда вспоминали это событие.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством устрашения и привлечения, умело сочетая «кнут» и «пряник» так, чтобы установились равновесие и гармония. Он говорил о благом, его результатах и последствиях, а затем упоминал о скверном и его результатах и последствиях.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством шуток, которые вселяли в сердца слушателей веселье и «прокладывали дорогу» наставлениям и указаниям, которые, будучи преподнесёнными таким образом, легко усваивались и правильно воспринимались.

Посланник Аллаха r оставил нам множество методов воспитания, которые успешно применял он сам. Мне представляется, что Посланник Аллаха r использовал столько разных методов воспитания потому, что один и тот же метод, применяемый постоянно, наскучивает людям, притупляет их чувства и, как следствие, становится неэффективным.

Ниже мы подробнее разберём методы воспитания, которые использовал Посланник Аллаха r. Хочется предупредить, что упомянутое в этой книге — капля в море по сравнению с тем, что делал и говорил Посланник Аллаха r, воспитывая членов своей общины. Содержание этой главы составлено на основе хадисов Посланника Аллаха r и должно восприниматься как примеры того, как воспитывал людей Посланник Всевышнего, а не как попытка охватить всё это воспитание.

§ 1. Воспитание посредством личного примера

Личный пример — наиболее эффективный и успешный способ воспитания. Посланник Аллаха r принёс нам всеобъемлющую жизненную программу — программу, которая была истинным чудом, — и он знал, что люди должны жить в соответствии с ней. Необходим был человек, сердце которого впитало бы эту программу — послание Всевышнего — и который претворил бы её в жизнь. Поэтому Всевышний Аллах направил к людям Мухаммада r, чтобы он был примером для них. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (33: 21).

Посланник Аллаха r олицетворял собой послание Всевышнего, которое он принёс человечеству. Он был живым воплощением этого послания. Когда супругу Посланника Аллаха r ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, каким был нрав Посланника Аллаха r, она ответила кратко и точно: «Его нравом был Коран».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь