Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История должника и куска дерева



Посланник Аллаха r сказал, что один человек из числа израильтян попросил у другого, тоже из числа сынов Израилевых, тысячу динаров в долг, и между ними состоялся такой диалог.

Заимодавец: «Приведи ко мне свидетелей, что они засвидетельствовали».

Должник: «Довольно Аллаха в качестве свидетеля».

Заимодавец: «Приведи ко мне поручителя».

Должник: «Довольно Аллаха в качестве поручителя».

Заимодавец: «Ты прав».

И он дал ему деньги до назначенного срока, и тот вышел в море. Завершив все свои дела, он стал искать судно, чтобы вернуться на нём к назначенному сроку, но не нашёл. Тогда он взял кусок дерева, проделал в нём углубление и положил туда тысячу динаров и свиток с обращением к давшему взаймы. Затем он заделал отверстие, пошёл к морю и сказал: «О Аллах! Поистине, Ты знаешь, что я занял у такого-то тысячу динаров, и он попросил меня привести поручителя, на что я сказал: “Довольно Аллаха поручителем! ” И он удовольствовался Тобою как поручителем. И он попросил привести свидетеля, а я сказал: “Довольно Аллаха свидетелем! ” И он удовлетворился Тобою как свидетелем. И я старался найти судно, чтобы послать с ним причитающееся ему, но не смог. И я вверяю эти деньги Тебе». И он бросил кусок дерева в море, затем удалился на поиски судна, отправляющегося в его землю. А человек, давший ему взаймы, вышел посмотреть, не пришло ли судно с его деньгами, и увидел кусок дерева, в котором были деньги. Он взял его на дрова для своей семьи, а когда осмотрел, увидел деньги и свиток. Позже прибыл и должник с другой тысячью динаров.

Должник: «Клянусь Аллахом, я искал судно, чтобы доставить тебе твои деньги, но не нашёл судна кроме этого, на котором я прибыл».

Заимодавец: «Посылал ли ты мне что-нибудь? »

Должник: «Я уже сказал тебе, что не нашёл судна, кроме того, на котором я прибыл».

Заимодавец: «Поистине, Аллах доставил мне то, что послал ты в куске дерева».

И он ушёл с тысячью динаров.

Эту историю передаёт аль-Бухари, и она весьма поучительна. Должник положился на Всевышнего и сделал Его своим поручителем, и Всевышний Аллах доставил заимодавцу посланные должников деньги в куске дерева. А должник по прибытии, едва сойдя на берег, поспешил к заимодавцу с другой тысячей динаров, поскольку боялся, что по каким-то причинам та, первая тысяча, не нашла своего адресата. Заимодавец же успокоил его, сказав, что его поручитель, то есть Всевышний Аллах, уже вернул ему этот долг.

Абу Хурайра, передавший этот хадис, рассказывал: «Мы сидели у Посланника Аллаха r и спорили, обсуждая, кто из этих двоих честнее».

Из этой истории можно сделать несколько важных выводов.

1. Достоинство упования на Всевышнего Аллаха. Кто искренне уповает на Всевышнего, тому Он поможет. Помнить эту истину особенно важно в наше время, когда люди заняты погоней за мирскими благами и всё происходящее в их жизни связывают с материальными причинами — за исключением тех немногих, кого Аллах помиловал и уберёг от этого.

Всем нам необходимо освободиться от нашей стойкой зависимости от материального и вспомнить о Том, на Кого мы должны уповать и от Кого на самом деле зависит всё происходящее в нашей жизни и исход наших дел. Он отвечает на наши мольбы, Он обеспечивает нас тем, в чём мы нуждаемся, Он отводит от нас беду и посылает нам избавление и облегчение. К сожалению, иногда люди уделяют слишком много внимания материальным причинам и целиком полагаются на них, забывая о Том, Кто создал их, о Том, от Кого зависят судьбы всех Его творений, о Том, Кому принадлежат сокровищницы небес и земли и Кто владеет и распоряжается всем.

Это очень важный вопрос, и не зря Всевышний Аллах поднимает его во многих аятах Своей Книги. Так, Всевышний Аллах сказал: «Достаточно Аллаха в качестве свидетеля» (48: 28). И Всевышний Аллах сказал: «Достаточно Аллаха в качестве поручителя» (33: 3). Всевышний также сказал: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба? » (39: 36). Эти многочисленные напоминания даны нам для того, чтобы в водовороте жизни, в мирской суете мы не забывали об истинном положении вещей в этом мире. История заимодавца и должника, рассказанная Посланником Аллаха r, также призвана напоминать нам об этом.

2. Эта история указывает на милость Всевышнего, Который помогает Своим рабам и оберегает их. Довольно Аллаха тому, кто уповает и полагается на Него в удовлетворении разных потребностей. Верующий должен всегда думать о Господе только хорошее и ожидать от Него только хорошего, всегда и везде, потом что Сам Всевышний сказал о Себе, что Он таков, как думает о Нём раб Его. И если раб Аллаха ожидает от Него добра и помощи, Всевышний Аллах поможет ему и оправдает его ожидания, а если он ожидает от Него дурного, то Всевышний Аллах также оправдает его ожидания.

3. Если человек достиг высочайшей степени воздержанности, умеренности в пользовании мирскими благами и равнодушии к ним, это подталкивает его к упованию на Аллаха. Если ты положился на Аллаха, то будь уверен в том, что Он оправдает твои ожидания. Не будь одним из тех, кто уповает на Всевышнего, будучи уверенным в том, что Аллах не поможет ему.

В хадисе говорится: «Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, вы получали бы свой удел так, как получает его птица, которая улетает утром голодная, а возвращается вечером сытая».

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (62: 3).

Воспитание посредством поощрения и наказания

Поощрение и наказание, а также стимулы и санкции, то есть обещание поощрения и наказания, — очень важные факторы для развития и воспитания ребёнка, а также для его нравственности и закрепления в его сознании человеческих ценностей.

Стимулы, или посулы, — это обещание поощрения: удовольствия или того, что доставляет удовольствие или представляет ценность для того, кому обещают, в обмен на совершение определённых действий — благих дел или отказа от вредных привычек и запретных дел.

Санкции, или угрозы, — это обещание наказания в случае совершения запретного или скверного поступка.

Эти два действия относятся к числу эффективных способов исправления поведения ребёнка. Посланник Аллаха r также использовал эти методы, и в Сунне мы находим немало примеров этому. Наиболее яркий пример — почтительное отношение к родителям. Посланник Аллаха r побуждал детей почтительно относиться к родителям, сообщая им о награде, которая ожидает того, кто будет исполнять эту обязанность, и предостерегал от непочтительности и чёрствости по отношению к родителям, разъясняя, какое наказание ожидает того, кто решится на подобное отношение к родителям. Благодаря такому подходу ребёнок быстрее и охотнее внимает призывам и требованиям взрослых.

В сочетании друг с другом эти два метода создают гармонию. Поэтому в Коране упоминание о Рае чаще всего сопровождается упоминанием об Аде, и наоборот. По природе своей человек любит, когда в обмен на какие-то действия он получает блага, и боится предостережений от скверных дел и их последствий.

Однако угрозы не должны превращаться в запугивание. Воспитатель должен просто напоминать ребёнку, что за одни действия его ждёт награда, а за другие — наказание.

Если мы посмотрим на методы воспитания Посланника Аллаха r вообще, то мы увидим, что Посланник Аллаха r всегда сосредотачивался на созидании, а не разрушении. Он любил благое, учил благому и сам совершал благое, хвалил тех, кто поступал достойно, и мы сегодня можем представить себе, какое воздействие оказывало его воспитание на души его верующих современников.

Посулы и угрозы — две противоположности. Ниже мы поговорим о том, когда и как следует применять каждую из них, и как применение этих двух способов воздействия зависит от возраста ребёнка.

Обещание поощрения

Оно играет очень важную роль в воспитании ребёнка в первые годы его жизни, потому что действия, которые ему приходится совершать впервые, представляются ему трудными и ему нужен стимул, чтобы выполнять то, чего от него требуют. Когда есть стимул, действие кажется легче. Кроме того, поощрение помогает ребёнку приобрести в раннем возрасте хорошие привычки, которые станут частью его натуры и от которых потом ему будет уже трудно отказаться.

Стимулы бывают двух видов: материальные и моральные. Сила воздействия каждого из них на ребёнка может быть различной. Довольная улыбка, поцелуй, объятия, похвала в устной форме и другие действия, которые радуют ребёнка, — это всё поощрение.

Некоторые психологи и социологи считают, что моральное поощрение лучше материального, поскольку оно позволяет нам отучить ребёнка от чрезмерной привязанности к материальному. А другие утверждают, что стимулирование должно соответствовать виду действий, которые требуются от ребёнка. Если требование можно отнести к категории материальных, то и воздаяние за него должно быть материальным.

Для того чтобы сделать применение этого воспитательного средства успешным, воспитатель должен соблюдать несколько условий.

1. Поощрение должно быть мостиком к стремлению к награде Всевышнего в этом мире или в мире вечном. Например, ребёнку можно сказать для начала: «Веди себя хорошо, чтобы мама и папа любили тебя». Но потом нужно говорить ему: «Веди себя хорошо, чтобы Аллах любил тебя и был доволен тобой». Такая постепенность соответствует детскому мышлению и восприятию.

2. Поощрение не должно превращаться в непременное условие совершения того или иного действия. Не следует вознаграждать ребёнка за исполнение им своих обычных ежедневных обязанностей — например, за то, что он поел, заправил за собой постель или навёл порядок в своей комнате. Поощрение должно касаться именно нового действия, которое ребёнок ещё не совершал и к которому его требуется приучить. При этом лучше, если вознаграждение будет сюрпризом для ребёнка. Лучше вознаградить усилия ребёнка после того, как он сделает то, о чём его просили, а не обещать ему награду ещё до того, как он приступил к делу, поскольку иначе вознаграждение может незаметно для воспитателя превратиться в обязательное условие выполнения требований взрослого.

3. Вознаграждение должно следовать сразу за совершением действия, особенно в раннем детстве. Воспитатель должен исполнять своё обещание в срок, а иначе он будет невольно учить ребёнка тому, что можно лгать и нарушать обещания. В более позднем возрасте, напротив, лучше пообещать ребёнку вознаграждение, однако дать его не сразу, чтобы ребёнок учился трудиться не ради вознаграждения или мирских благ, а ради мира вечного. К тому же, получая наконец вознаграждение, ребёнок забывает о трудностях, с которыми было сопряжено выполнение требований взрослых, и радуется приобретённому.

Обещание наказания

Современные педагогические исследования подтверждают, что иногда воспитателю следует прибегать к угрозам. Если родители проявляют излишнюю снисходительность, ребёнок будет доставлять им беспокойство своим поведением бесконечно. Наказание способствует исправлению поведения ребёнку и изменению его в лучшую сторону.

Наказание может иметь разные формы, которые отличаются друг от друга по силе воздействия на ребёнка. Оно может выражаться в нахмуренных бровях, гневном взгляде и выговоре, а в более серьёзных случаях воспитатель может использовать такие средства, как бойкот или временный запрет на общение с друзьями или на выход из дома. Можно запретить ребёнку его любимое развлечение или забрать у него игрушку и так далее. Крайняя степень наказания — физическое наказание. Воспитатель должен избегать физических наказаний насколько это возможно. Он должен шлёпать ребёнка только тогда, когда испробованы уже все доступные средства и ничего не помогает. Если ребёнок такого возраста, когда он ещё не способен понять, за что его наказывают и связать наказание со своим проступком или плохим поведением, физические (а зачастую и менее суровые) наказания применять к нему бесполезно и неоправданно.

Для того чтобы сделать применение этого воспитательного средства успешным, воспитатель должен соблюдать несколько условий.

1. Если ребёнок совершил подобный проступок впервые, его нельзя наказывать. Вместо этого ему следует объяснить, что так поступать нельзя, и сказать ему, что впредь он ни в коем случае не должен повторять это действие.

2. Наказывать нужно сразу после проступка. Наказание должно сопровождаться объяснением причины этого наказания, чтобы ребёнок понял, что его поведение неправильно и его нужно изменить. Наказывать ребёнка за проступок, после совершения которого прошло уже много времени, не имеет смысла, потому что ребёнок, возможно, уже вообще забыл об этом проступке и просто не поймёт, за что его вдруг наказывают.

3. Если ребёнок совершил проступок на глазах у других членов семьи, то и наказан он должен быть в их присутствии, чтобы его наказание стало уроком для других и удержало их от плохого поведения. Однако если воспитатель видит, что такой метод не принесёт пользы, ему следует отказаться от него.

4. Прежде чем ударить ребёнка, который упорно отказывается слушаться и не реагирует на другие воспитательные меры, воспитатель должен пригрозить ребёнку. Если угроза не сработает, ребёнка можно ударить, но не сильно и не более трёх раз. Вряд ли стоит говорить о том, что нельзя бить ребёнка по чувствительным местам — например, по лицу, голове, спине, животу и груди. Помните: удар имеет целью дисциплинировать ребёнка, а не причинять ему боль и не калечить его!

Если ребёнок попросил защиты у Аллаха, или просит не наказывать его ради Аллаха, или обращается к Аллаху за защитой, воспитатель должен внять просьбе ребёнка и отменить наказание. Это прекрасный способ приучить ребёнка почитать Аллаха и ощущать Его величие.

5. Воспитатель должен наказывать ребёнка сам, а не поручать это его братьям и сёстрам, потому что подобное способствует разжиганию взаимной ненависти и возникновению конфликтов между детьми и последствия подобного необдуманного поведения воспитателя могут оказаться необратимыми.

6. Нельзя наказывать ребёнка в гневе, потому что в подобном состоянии человек может наказать ребёнка слишком строго или проявить неоправданную жестокость. А такое наказание принесёт больше вреда, чем пользы.

7. Если воспитатель видит, что ребёнка мучает совесть, что он сам огорчён своим поступком и раскаивается в содеянном, то не должен наказывать его, потому что в этом случае наказание вряд ли принесёт пользу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь