Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитание посредством похвалы



Большинство детей, совершив проступок, ждут, что родители будут ругать и наказывать их, и чаще всего их ожидания оправдываются. Посмотрим на вопрос с другой стороны. А часто ли мы благодарим и хвалим своих детей, когда они делают что-то хорошее или успешно исполняют наши поручения? Задумайтесь на мгновение. Почему вы бросаетесь к ребёнку, стоит ему сделать что-то не так, и принимаетесь отчитывать его, как будто только и ждёте удобного случая наказать и отругать его, а его достижений и хороших дел часто вообще не замечаете?!

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) вспоминал: «Однажды Посланник Аллаха r обнял меня и обратился к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Обучи его Писанию[21]! ”» [Бухари].

А в это время Ибн ‘Аббас был десятилетним мальчиком. Он заходил к Посланнику Аллаха r после вечерней молитвы и увидев, что Посланник Аллаха r совершает добровольную ночную молитву, становился рядом с ним и тоже молился. И он приносил Посланнику Аллаха r воду для омовения.

Однажды вечером ‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) принёс Пророку воду для омовения, и тот обнял его и сказал: «О Аллах, надели его пониманием религии и научи его толкованию! »[22] [Бухари].

Это была величайшая благодатная мольба в жизни Ибн ‘Аббаса. Посланник Аллаха r попросил для него у Всевышнего не власти, не здоровья — он попросил даровать ему понимание Корана и знание религии, чтобы он мог обучать других и приносить им пользу.

Посланник Аллаха r обращался к Аллаху с мольбой и за другого мальчика — своего слугу Анаса ибн Малика. Он сказал: «О Аллах, надели его богатством и детьми и сделай благодатным для него всё, что Ты даруешь ему! »[23]

‘Абдаллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывает: «Однажды я сидел в седле позади Посланника Аллаха r, и он сказал мне: “О мальчик! ” Я ответил: “Вот я перед тобой и счастлив служить тебе, о Посланник Аллаха”. Посланник Аллаха r сказал: “О мальчик! ” Я ответил: “Вот я перед тобой и счастлив служить тебе, о Посланник Аллаха”. Посланник Аллаха r сказал: “О мальчик! ” Я ответил: “Вот я перед тобой и счастлив служить тебе, о Посланник Аллаха”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Подчиняйся Аллаху, и Он поможет тебе в беде. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху. И знай, что, если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы причинить тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли» [Тирмизи; хадис с хорошим (хасан) иснадом].

А в другой версии упоминается, что Посланник Аллаха r сказал Ибн ‘Аббасу: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, не забывай Аллаха в благоденствии, и Он не забудет тебя в беде. И знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной. И знай, что помощь приходит после терпения, радость — после скорби, а облегчение — после тягот».

Однажды, совершив молитву с Ибн ‘Умаром, который был в то время мальчиком, Посланник Аллаха r взял его за плечи и сказал ему: «Будь в этом мире словно чужестранец или прохожий» [Бухари].

Ибн ‘Умар не забыл этот наказ. Он следовал завету Посланника Аллаха r до самой смерти.

Многие дети, видя, как взрослые приветствуют друг друга, начинают использовать такое же приветствие между собой. Однако при этом они видят, что многие взрослые словно не замечают их и им не приходит в голову поприветствовать ребёнка. А Посланник Аллаха r, проходя мимо играющих детей, приветствовал их. Об этом рассказывал Анас ибн Малик.

Посланник Аллаха r советовался с Анасом, спрашивал его мнение, поручал ему ответственные дела, соответствующие его возрасту и возможностям, и даже доверял ему секреты. Анас сказал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха r, который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: “Почему ты задержался? ” Я ответил: “Посланник Аллаха r поручил мне одно дело”. Она спросила: “А что ему было нужно? ” Я ответил: “Это тайна”. Тогда она сказала: “Ни в коем случае не выдавай тайны Посланника Аллаха r! ”» [Муслим].

Анас t передаёт: «Однажды Посланник Аллаха r подошёл к нам, когда я играл с другими мальчиками, и поприветствовал нас. Потом он взял меня за руку и послал меня отнести письмо, а сам сел в тени у стены, ожидая моего возвращения» [Абу Дауд].

Дети также могут обращаться с приветствиями к взрослым. Посланник Аллаха r сказал: «Младший должен приветствовать старшего, идущий — сидящего, небольшая группа людей — большую» [Бухари].

Воспитание посредством игры

Дети играют, чтобы развлечься и получить удовольствие. Игра может контролироваться взрослыми, которые обычно используют игру для улучшения поведения ребёнка, его всестороннего развития и формирования его личности.

Игра — это то, чем мы занимаемся в свободное время по собственному желанию. Пиаже сказал, что игра — это преобразование поступающей информации таким образом, чтобы она удовлетворяла потребности индивида. Игра и подражание — неотъемлемые части умственного развития.

Игра способствует правильному развитию ребёнка и помогает ребёнку совершенствовать своё общение с окружающими и правильно взаимодействовать с ними. Связь игры с развитием речи и увеличением словарного запаса также не вызывает сомнений. Кроме того, играя, ребёнок получает возможность свободного самовыражения в рамках приемлемого в обществе, получает удовольствие сам и доставляет удовольствие другим.

Игра для ребёнка — это выплеск энергии и направление её в русло созидания, а не разрушения. Если бы энергия беспрепятственно выплёскивалась в виде игры, она создала бы нам героев, которые потом стали бы достойным примером для молодого поколения. Игра — это способ создания полноценной личности.

Игра жизненно необходимо для правильного развития и сохранения здоровья психики на разных этапах развития ребёнка.

Игра — важнейший процесс для двигательного развития ребёнка и она тесно связана с остальными видами развития, в том числе умственным, социальным, психическим и языковым.

Важность и польза игры

Игру можно считать основным занятием ребёнка, и она занимает важное место в процессе воспитания благодаря пользе, которую приносит. Игра — это мост, соединяющий ребёнка с жизнью, и ось, вокруг которой будет вращаться вся его будущая жизнь. Игра — один из способов контроля поведения ребёнка и исправления его, способствующее к тому же физическому, умственному, социальному и психическому развитию. Если говорить о физическом развитии, то игра — одна из форм двигательной активности, укрепляющей разные группы мышц. Играя, ребёнок выплёскивает лишнюю энергию и развивает гибкость тела. Если говорить об умственном развитии, то игра помогает ребёнку хорошо понять внешний мир, развивает моторику и умственные способности. Во время игры ребёнок исследует то, что его окружает, делает открытия и выводы и учится самостоятельно получать информацию. Играя, ребёнок увеличивает свой запас знаний и развивает свою речь и творческие способности, а также учится решать проблемы. Игра способствует и социальному развитию ребёнка, поскольку приучает его к порядку и уважению остальных участников игры. Он начинает понимать важность сотрудничества, узнаёт, что такое общее благо, учится поддерживать хорошие отношения с окружающими и вместе с ними преодолевать трудности. Это помогает ребёнку избавиться от застенчивости и сосредоточенности на себе. Играя, ребёнок учится правильно вести себя, контролировать свои чувства, проявлять терпение, уделять внимание чувствам других, в процессе игры у него складывается правильное представление об окружающем мире и людях.

Таким образом, игра — очень важный вид детской активности, способствующий естественному развитию ребёнка и правильному воспитанию, обучению, приобретению необходимого опыта. Ниже приводятся четыре фактора, делающие игру очень важным для развития ребёнка процессом.

1. Игра — естественная форма активности, к которой склонны все дети. Дети играют, чтобы развиваться, и используют любую возможность поиграть.

2. Если ребёнку предоставляют достаточно возможностей для игры, она оказывает непосредственное влияние на его развитие. Важным условием является соответствие игр возрасту ребёнка.

3. Игра способствует развитию ребёнка, если он находит одобрение, поощрение и участие взрослых.

4. Групповые игры способствуют социальному развитию ребёнка и активизации процессов, необходимых для общего развития ребёнка, особенно в области общения и подражания.

Для подтверждения сказанного обратимся к некоторым теориям, в которых упоминается игра и разъяснятся её значение.

Са‘д Мурси Каджак говорит: «Игра относится к числу прав ребёнка. Это символ их энергичности и активности. Врубель считал, что если ребёнок играет до тех пор, пока у него есть силы, то в будущем этот ребёнок станет волевой решительной личностью, борющейся за собственное благо и благо других».

Игра — необходимая составляющая жизни ребёнка, и если ребёнку полностью запретить играть, этот запрет пагубно скажется на его психическом и социальном развитии. Игра для детей — как приём пищи для взрослых: ему трудно отказаться от неё или забыть о ней. Игра для детей — как вода для человека. Ребёнку необходимо играть. Остерегайтесь же лишать ребёнка этого удовольствия!

Однако некоторые родители считают, что они делают ребёнку одолжение, когда позволяют ему играть, и не задумываются о том, что на самом деле это его неотъемлемое право.

Однажды Посланник Аллаха r увидел девочку по прозвищу Умм Халид в порванной одежде. Он дал ей одежду и сказал: «Это сана! » А слово «сана» означало на языке эфиопов «хорошо», «прекрасно». Посланник Аллаха r употребил это слово, потому что Умм Халид долгое время жила с матерью в Эфиопии (это было во время первого переселения мусульман в Эфиопию).

Стоит ли считать шутку Посланника Аллаха r и его улыбку чем-то незначительным? Разумеется, нет. Некоторые люди запоминают слова правителей или высокопоставленных людей и с гордостью рассказывают: «Он сказал это лично мне! » А теперь представьте, что было бы, если бы с вами говорил сам Посланник Аллаха r!

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что она играла в куклы в присутствии Посланника Аллаха r. ‘Аиша сказала: «Ко мне приходили мои подружки, которые прятались в доме от Посланника Аллаха r[24], когда он входил, а Посланник Аллаха r посылал их обратно ко мне» [Бухари; Муслим].

В обоих «Сахихах» приводится история о птичке, которая была у младшего брата Анаса — мальчика по прозвищу Абу Умайр. Он играл с птичкой, а однажды она умерла, и он рассказал об этом своему брату Анасу. Анас, который прислуживал Посланник Аллаха r, рассказал ему об этом происшествии, и Посланник Аллаха r сказал его брату, утешая его: «О Абу ‘Умайр, что случилось с птичкой? »

Посланник Аллаха r, выполнявший чрезвычайной важную миссию и посланный вывести человечество из мрака к свету, нашёл время для того, чтобы утешить маленького мальчика, у которого умерла любимая птичка.

Некоторые лицемеры сказали: «Знатоки хадисов ничего не понимают. Они зачем-то передают совершенно бесполезные хадисы». В качестве примера они приводят слова Посланника Аллаха r «О Абу ‘Умайр, что случилось с птичкой? »

А Ибн Хаджар, говоря о пользе, которая заключена в этом хадисе, перечислил целых двадцать пунктов. Среди них:

  • Кунья даётся не только взрослому, но и ребёнку.
  • Кунью можно давать и тем, кто не имеет детей.
  • Использование уменьшительно-ласкательной формы придаёт обращению более мягкий, ласковый оттенок.
  • То же делает и шутливое общение с ребёнком.
  • Следует утешать ребёнка и обращаться с ним ласково.
  • Следует посещать ребёнка в доме его семьи с определённой целью.
  • Если человек тратит своё время на действия, относящиеся к категории разрешённых, то есть нейтральных (мубах), но с правильной с точки зрения Шариата целью, он получает за это награду Всевышнего.

Однажды, когда Посланник Аллаха r совершал молитву и склонился в земном поклоне, пришёл аль-Хусайн и залез на спину Посланник Аллаха r. Посланник Аллаха r оставался в таком положении до тех пор, пока аль-Хусайн не наигрался, и только после этого поднялся из земного поклона. Позже Посланник Аллаха r сказал: «Мой внук оседлал меня и я не желал торопить его, пока он не наиграется» [Насаи].

Если ребёнок хочет поиграть с взрослыми, взрослые должны идти ему навстречу и во время игры они должны подчиняться командованию ребёнка. Игра должна проходить в соответствии с правилами, установленными ребёнком, а не взрослым. Во время игры с детьми мы можем деликатно направлять ребёнка и закладывать в него те качества, которые мы желаем видеть в нём. Посланник Аллаха r играл с детьми, причём игры были самые разнообразные. Он и бегал с ними, и носил их на своей спине, и делал для них многое другое.

Однажды Посланник Аллаха r проходил мимо ‘Абдаллаха ибн Джа‘фара, который вместе с другими мальчиками играл в куплю-продажу, и сказал: «О Аллах, сделай его торговлю благодатной! » [Абу Я‘ля].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь