Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава третья. Методы воспитания, которые применял Посланник Аллаха r



Введение

У каждого из нас есть дети. Однако обращаемся ли мы с ними так, как обращался Посланник Аллаха r? Ведь Посланник Аллаха r для нас — пример во всём...

Каждый возрастной период имеет свои особенности, и на эту тему написано немало научных трудов и проведено немало исследований. Замечательной особенностью воспитания, которое давал детям Посланник Аллаха r, было разнообразие методов и подходов, которые он использовал. Посланник Аллаха r понимал, что, если использовать всегда один и тот же метод, ребёнку это может наскучить. И тогда воспитание не произведёт ожидаемого эффекта.

Иногда он воспитывал с помощью личного примера, а это, как известно, наилучший из всех методов воспитания, потому что личный пример — это молчаливое послание другому: мол, это правильно, и в этом нет ничего невозможного, и другие могут сделать то, что сделал подающий пример. И сегодня мусульманская община ни в чём не нуждается так, как нуждается она в благих примерах во всех областях.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал с помощью истории, которая производила на слушателей сильное впечатление и содержала в себе уроки и назидания.

Иногда Посланник Аллаха r приводил наглядные примеры, чтобы приблизить к пониманию слушателей то, о чём он говорил. Таким образом Посланник Аллаха r заставлял людей задействовать своё воображение и мышление. Приводимые им примеры также вызывали у людей определённые чувства и эмоции.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством событий: он использовал разные происшествия, чтобы дать людям важный урок или наставление, и наставление это люди вспоминали каждый раз, когда вспоминали это событие.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством устрашения и привлечения, умело сочетая «кнут» и «пряник» так, чтобы установились равновесие и гармония. Он говорил о благом, его результатах и последствиях, а затем упоминал о скверном и его результатах и последствиях.

Иногда Посланник Аллаха r воспитывал посредством шуток, которые вселяли в сердца слушателей веселье и «прокладывали дорогу» наставлениям и указаниям, которые, будучи преподнесёнными таким образом, легко усваивались и правильно воспринимались.

Посланник Аллаха r оставил нам множество методов воспитания, которые успешно применял он сам. Мне представляется, что Посланник Аллаха r использовал столько разных методов воспитания потому, что один и тот же метод, применяемый постоянно, наскучивает людям, притупляет их чувства и, как следствие, становится неэффективным.

Ниже мы подробнее разберём методы воспитания, которые использовал Посланник Аллаха r. Хочется предупредить, что упомянутое в этой книге — капля в море по сравнению с тем, что делал и говорил Посланник Аллаха r, воспитывая членов своей общины. Содержание этой главы составлено на основе хадисов Посланника Аллаха r и должно восприниматься как примеры того, как воспитывал людей Посланник Всевышнего, а не как попытка охватить всё это воспитание.

§ 1. Воспитание посредством личного примера

Личный пример — наиболее эффективный и успешный способ воспитания. Посланник Аллаха r принёс нам всеобъемлющую жизненную программу — программу, которая была истинным чудом, — и он знал, что люди должны жить в соответствии с ней. Необходим был человек, сердце которого впитало бы эту программу — послание Всевышнего — и который претворил бы её в жизнь. Поэтому Всевышний Аллах направил к людям Мухаммада r, чтобы он был примером для них. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (33: 21).

Посланник Аллаха r олицетворял собой послание Всевышнего, которое он принёс человечеству. Он был живым воплощением этого послания. Когда супругу Посланника Аллаха r ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, каким был нрав Посланника Аллаха r, она ответила кратко и точно: «Его нравом был Коран».

Посланник Аллаха r был, есть и будет примером для всех мусульман. Его личность воссияла среди людей не для того, чтобы люди просто восхищались им или размышляли о том, что он принёс нам. Мухаммад r был послан к людям для того, чтобы они стремились быть похожими на него, то есть следовали его примеру и шли по его стопам — каждый в соответствии со своими возможностями. Мухаммад r — не призрак прошлого, ставший объектом бездумной любви, не предполагающей никаких действий, никакого движения и стремления, подражания и следования.

Мы уже сказали, что ислам считает личный пример величайшим воспитательным методом и принимает его за основу в воспитании. Ребёнку требуется пример в семье (чаще всего это родители), чтобы с детства впитать ислам с его ценностями, принципами и нормами. И людям нужен пример в обществе, который помог бы этому обществу пропитаться духом ислама, жить по его законам и традициям и передать эту драгоценную ношу следующим поколениям.

Лидер общества (правитель, старейшина и так далее) должен служить примером для своей паствы. Он должен воплощать ислам, чтобы другие люди смогли следовать за ним и брать с него пример.

А главным примером для всех является личность Посланника Аллаха r, в которой воплотились все принципы ислама, его ценности и его учение. Вся воспитательная система строится на личном примере Посланника Аллаха r. Согласно исламу, воспитание — не личное дело каждого, в котором один может преуспеть, а другой потерпеть неудачу. Воспитание в исламе — это совершенная, всеобъемлющая программа, охватывающая всех членов мусульманского общества, начиная с правителя и заканчивая грудным младенцем. Исламское общество — исламское воспитание. Это естественно. Любая система создаёт свою программу с тем, чтобы она претворялась в жизнь, и ислам — не исключение. Он не может заимствовать что-то у других — он должен использовать свои средства и инструменты для претворения в жизнь своей программы.

Если формируется исламское общество, оно привьёт детям принципы ислама естественным путём — путём личного примера, который есть в этом общества и для ребёнка чаще всего воплощён в родителях. Ребёнок, который видит, как его отец лжёт, не может научиться правдивости. Ребёнок, который видит, как мать обманывает отца, или его брата, или его самого, не может научиться верности и честности. Ребёнок, который видит, что его мать — безнравственная женщина, не может научиться целомудрию и благородству. Ребёнок, с которым отец обращается жестоко, не может научиться милосердию. Семья — это колыбель ребёнка и именно семья бросает в его душу первые семена. Она оказывает огромное влияние на поведение ребёнка, на его психику и, как следствие, на его поступки.

Для того чтобы вырастить поколение мусульман, нужна мусульманская семья, нравственно чистая и соблюдающая установления ислама. Нужен пример в лице такой семьи, за которым стоял бы другой, главный пример — пример Посланника Аллаха r.

В добавление к этому жизнеописание Посланника Аллаха r должно быть неотъемлемой частью воспитательной программы — дома и в школе, в книгах и средствах массовой информации, чтобы оно постоянно было живым примером в чувствах и мыслях людей.

Когда Ибн ‘Аббас, будучи ребёнком, увидел, как Посланник Аллаха r совершает добровольную ночную молитву, он поспешил последовать примеру Пророка r и присоединился к нему. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды я остался ночевать у своей тётки Маймуны в ту ночь, когда Посланник Аллаха r был у неё. Некоторое время спустя Посланник Аллаха r поднялся, совершил малое омовение из подвешенного бурдюка, после чего приступил к молитве. Я поднялся, совершил такое же омовение, после чего подошёл к нему и встал слева от него, но он поставил меня справа от себя, после чего помолился столько, сколько пожелал Аллах» [Бухари].

Личный пример оставляет заметный след в воспитании детей. Чаще всего ребёнок повторяет действия отца и старается подражать ему во всём. Мухаммад Кутб сказал: «Какими бы путями вы ни учили ребёнка, все они окажутся бесполезными, если у ребёнка нет достойного примера для подражания, который был бы практическим выражением абстрактного понятия».

Посланник Аллаха r побуждал родителей быть правдивыми в отношениях с детьми. ‘Абдаллах ибн ‘Амир передаёт, что мать позвала его, сказав: «Иди сюда, я дам тебе кое-что». Посланник Аллаха r спросил: «Что ты хотела дать ему? » Она ответила: «Финики». Тогда Посланник Аллаха r сказал: «Если бы ты ничего не дала ему, тебе была бы записана ложь» [Абу Дауд].

Так ислам оберегает людей от любого скверного и порицаемого качества, даже когда дело касается детей, которые ещё не способны отличить правду от лжи. Ислам всячески заботится о нравственности детей и стремится оградить их от всего порочного и недостойного.

Мухаммад Нур Сувайд сказал: «Дети наблюдают за поведением взрослых и подражают им, и если они видят, что родители правдивы, сами они вырастут такими же, и так во всём. Когда родитель велит ребёнку быть правдивым, а сам лжёт, или требует от него почтительности и послушания, а сам не уважает своих родителей и ведёт себя с ними неподобающим образом, или запрещает ребёнку курить, а сам курит, — это явное противоречие и это роняет воспитателя в глазах детей и делает его слова для них пустым звуком».

Личный пример — самый быстрый способ привести ребёнка к определённым ценностям и мыслям. Любое действие матери — незабываемый урок для её ребёнка. Если мать — благонравная и достойная женщина, ребёнок видит это благонравие воочию, словно на витрине, и впитывает его задолго до того, как к нему начнут обращаться с разного рода наставлениями и увещаниями. Поэтому мать должна заботиться о том, чтобы в её словах и действиях не было ничего предосудительного и порочного, потому что иначе она совершит двойную ошибку: первой ошибкой будет совершение порицаемого, а второй — невольное обучение ребёнка этим действиям. Следовательно, ей необходимо приняться за себя и исправиться, потому что больной не может долго прикидываться здоровым перед другими. Противоречия между словами матери и её действиями могут стать причиной психической травмы у ребёнка, которая негативно повлияет на его жизнь в будущем. К сожалению, многие родители велят своим детям то, чего сами не делают. А Господь сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите вы то, чего не делаете» (61: 2–3).

Кто из нас желает, чтобы Всевышний Аллах ненавидел его? Верующая и мудрая мать большую часть своего времени посвящает разговорам со своими детьми. Она умеет внимательно слушать их, когда они делятся с ней своими страхами, тревогами и сокровенными мыслями. Она знает, как построить прочный мостик между своим большим материнским сердцем и их маленькими сердечками. Она искренна с ними и умеет быть им другом, и они отвечают ей любовью, искренностью и правдивостью. Роль отца в воспитании детей тоже крайне велика. К сожалению, сегодня многих отцов личные амбиции отвлекают от воспитания собственных детей, и они взваливают всю ответственность на хрупкие плечи матери.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь