Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Забота Аллаха о Мусе (мир ему)



История Мусы (мир ему) — пример заботы Всевышнего о верующих. Имя Мусы в нашем сознании навсегда связано с храбростью и честностью, силой и величием, стойкостью и самопожертвованием…

Фараон (да проклянёт его Аллах! ) увидел во сне искру, которая вылетела из Иерусалима и сожгла дома и дворцы Египта. Утром он, озабоченный и опечаленный, созвал всех своих колдунов и предсказателей и рассказал им свой сон. Они хором сказали: мол, юноша из числа сынов Израиля разрушит твоё царство и лишит тебя твоей власти. И правитель приказал убивать каждого новорождённого мальчика у израильтян. Так он пытался сохранить свою власть и уберечь своё царство от разрушения.

Исполняя приказ фараона, его солдаты устроили страшную резню, убивая всех детей израильтян мужского пола. Кровь полилась рекой, погибло множество невинных.

И в это самое время родился Муса (мир ему)! О Аллах…

Не раньше и не позже, а в то самое время, когда фараон отдал это страшное веление…

О Аллах… Кто же защитит Мусу, у которого нет отца? Несчастная мать, охваченная ужасом, держит его, завёрнутого в кусок ткани, понимая, что очень скоро он станет жертвой безжалостных убийц…

О Аллах… Кто защитит этого ребёнка? Ведь сотни и даже тысячи таких же детей уже убиты… Но тут вмешивается забота Всевышнего Аллаха. Послушайте эту историю, которая прекрасно излагается в Коране.

Всевышний Аллах сказал: «Та. Син. Мим. Это — аяты ясного Писания. Мы доподлинно прочтем тебе для верующих людей историю Мусы [Моисея] и Фараона. Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие» (сура 28 «Рассказы», аяты 1–4).

Итак, фараон был нечестивцем, возвысившимся на земле и творившим зло.

Далее Всевышний Аллах говорит: «Мы внушили матери Мусы [Моисея]: “Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников”» (сура 28 «Рассказы», аят 7).

Пречист Аллах! Он не сказал ей: «Оставь его у себя, если ты боишься за него». Напротив, ей было сказано бросить его… А ведь когда человек боится за что-то, он держит это при себе, держит как можно крепче и ближе и старается укрыть, спрятать… Но Всевышний Аллах желал, чтобы Муса боролся с фараоном почти с самого рождения. «Брось его» — и его подхватит забота Аллаха. Оставь его, и Аллах позаботится о нём. Расстанься с ним, и Всевышний Аллах будет хранить и оберегать его…

Кто оберегает птиц, которые не способны принести себе пользу и отвести от себя вред? И кто дарует им пропитание? И кто даёт им убежище? Кто помогает выжить животным в пустыне? Кто оберегает обездоленных, покинутых и сирот? Всевышний Аллах!

И мать рассталась с Мусой (мир ему), поручив его заботам Всевышнего, положившись на Его обещание… А если бы это обещание исходило не от Аллаха, она ни за что не поверила бы ему! Однако… «Мы внушили матери Мусы…» (сура 28 «Рассказы», аят 7).

Это было внушение Всевышнего Аллаха, которое Он дарует кому пожелает из Своих рабов, и мать Мусы знала, что это от Аллаха.

Представьте себе это зрелище: скорбящая, страдающая мать бросает в реку своего ребёнка!

Нет, он не утонет, потому что тот, кого оберегает Сам Всевышний, не может утонуть. И он не пропадёт, потому что Аллах позаботится о нём. И он не погибнет, потому что Всевышний будет хранить его.

Она опустила завёрнутого и уложенного в сундук младенца в воду, и воды реки мягко подхватили его и понесли… Куда же они его понесли? В Египте было великое множество садов… Но этому младенцу суждено было попасть только в один из них. И этим садом стал… сад фараона! Его выбросило на берег прямо перед дворцом фараона.

Стража фараона, увидев ребёнка-израильтянина, поспешила подобрать его и отнести к фараону. Тот приказал убить младенца.

Но тут забота Всевышнего вмешалась снова…

«Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников» (сура 28 «Рассказы», аят 7).

Уверовавшая впоследствии жена фараона Асия сказала: «Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесёт нам пользу, или же мы усыновим его» (сура 28 «Рассказы», аят 7).

Этой женщине, которая попросила своего жестокого и нечестивого мужа не убивать младенца, Муса действительно впоследствии принёс пользу — и какую! Он принёс ей пользу в этом мире, потому что благодаря ему она уверовала во Всевышнего. И он принёс ей пользу в мире вечном: она вошла в Рай с позволения Всевышнего… Разве не она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю у Тебя и спаси меня от несправедливых людей! » (сура 66 Запрещение», аят 11)?

Фараон послушал жену. И оставил ребёнка в живых.

Всевышний Аллах пожелал вернуть Мусу к матери — ведь Он обещал ей, что сын вернётся. К Мусе приглашали кормилиц, но он не брал их грудь. Так было нужно, чтобы исполнилось обещание Всевышнего его матери. Наконец вмешалась сестра Мусы (мир ему и всем пророками и посланникам Всевышнего). Она сказала: «Не указать ли вам на того, кто будет заботиться о нём? » (сура 20 «Та ха», аят 40).

Не указать ли вам на женщину, которая выкормит и вырастит его для вас? Они обрадовались и ребёнок вернулся к матери, которая кормила его и вырастила, окружая любовью и заботой. При этом ей платили за это, как обычной кормилице. А когда кормление завершилось, Мусу вернули во дворец, где ему и предстояло расти. Однажды, когда он уже подрос, но всё ещё оставался ребёнком, он сильно ударил фараона по лбу, и этот удар будто предвещал грядущее разрушение царства фараона и конец его тирании и рабовладению.

Неверующий нечестивец пришёл в ярость и велел убить мальчика. Однако его жена вмешалась снова и сказала: «Он же не понимает, что делает… Положи перед ним финик и уголёк, и если он возьмёт финик, значит, он уже всё делает сознательно, и тогда можешь убить его. А если он выберет уголёк, значит, он ещё ничего не понимает, и его следует оставить в живых».

Фараон так и сделал, положив перед мальчиком финик и уголёк. Однако Всевышний Аллах оберегал его — незаметно для окружавших его людей, путями, которые непостижимы человеческому разуму… И мальчик протянул руку к угольку, взял его и положил на свой язык. И уголёк обжёг его язык, которому суждено было произносить истину…

И фараон, увидев это, простил его и не стал убивать. И Муса продолжал расти и взрослеть, окружённый невидимой заботой Всевышнего.

Разумеется, время от времени он покидал дворец, однако мы не знаем, что происходило в этот период, поскольку Коран повествует лишь о действительно важных, значимых событиях, которые могут послужить уроком и назиданием.

Муса выходил из дворца, бродил по улицам, видел простых людей и имел возможность общаться с ними. И однажды он увидел, как египтянин, который ничего не боялся, поскольку за ним стоял фараон, избивает дровосека-израильтянина. Дровосек воззвал к Мусе о помощи в надежде избавиться от притеснителя. И Муса ударил египтянина. А Муса был очень сильным. И египтянин упал. И оказалось, что он мёртв…

Узнав об этом, фараон решил казнить Мусу.

Но праведный человек поспешил к Мусе и предупредил его: «О Муса [Моисей]! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя…» (сура 28 «Рассказы», аят 20).

Они хотят убить тебя, о Муса!.. Беги же, поистине, я для тебя — добрый советчик… Беги же!.. Спасайся…

После случайного убийства Муса почувствовал вину перед Аллахом: «Он сказал: “Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня! ”» (сура 28 «Рассказ», аят 16). И Господь простил его.

Толкователи Корана сказали, что это поистине удивительный стиль изложения: нет разделения между грехом и прощением, что внушает радость и спокойствие тем, кто внимает этим словам… Потому что совершив грех человек как будто марает себя скверной своего деяния. И Аллах очищает его: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будет прощение от их Господа…» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 135-136).

Муса вышел… Куда направиться? Ворота города и дороги были под охраной, солдаты фараона искали Мусу…

Ему удалось покинуть город незамеченным в жаркий полдень.

Всевышний Аллах сказал: «Направившись в сторону Мадьяна, он сказал: “Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь”» (сура 28 «Рассказы», аят 22).

Всевышний Аллах вёл его по пустыне, пока он не увидел долину, в которой была вода. Он также увидел множество пастухов, которые привели стада на водопой. А в стороне стояли две девушки, которые отгоняли своих овец от воды. Они ждали, пока остальные напоят и угонят свои стада, чтобы потом спокойно подойти к воде и напоить животных.

Муса, который обладал немалой силой, решил помочь девушкам. Он заставил пастухов потесниться, напоил стадо девушек и пригнал его обратно к ним.

При этом Муса страдал от голода. Он был на чужбине. И он был утомлён и болен… О том, что ему довелось пережить, знал только Всевышний Аллах. Имам Ахмад в книге «Аз-Зухд = Равнодушие к мирским благам» приводит сообщение о том, что Муса сказал, вернувшись к воде: «Господи! Болен… в чужой земле… голоден… нуждаюсь…»

И Всевышний Аллах сказал: «О Муса! Беден лишь тот, кого Я не обогатил, и болен лишь тот, кого Я не исцелил, и одинок лишь тот, для кого Я не стал спутником, и голоден лишь тот, кого Я не накормил! »

Он отошёл, сел в тени и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (сура 28 «Рассказы», аят 24).

И тут забота Аллаха вмешалась снова…

Одна из девушек рассказала отцу о том, что произошло на водопое. Отец велел ей пойти к Мусе и позвать его, чтобы отблагодарить его за помощь, которую он оказал его дочерям. Она подошла к Мусе, поприветствовала его и передала просьбу отца. И он пошёл к дому её отца, причём намеренно шёл впереди девушки, чтобы не смотреть на неё. Познакомившись с этим праведным человеком, Муса рассказал ему о страшных событиях, причиной которых стал фараон (да проклянёт его Аллах), и тот сказал: «Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей» (сура 28 «Рассказы», аят 25).

Успокойся, ибо Сам Всевышний заботится о тебе и оберегает тебя. Не бойся… Ты уже спасся от несправедливых людей.

После этого он решил выдать замуж за Мусу одну из своих дочерей с условием, что Муса будет пасти его овец в течение определённого срока, а именно — восьми лет, а если пожелает, то и десяти.

Он сказал: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из этих моих дочерей с условием, что ты наймешься ко мне на работу на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя» (сура 28 «Рассказы», аят 27).

То есть я не хочу утруждать тебя, и остаться после положенного срока или уйти, — решать тебе, и ты, если будет на то воля Аллаха, увидишь, что я — человек праведный.

Муса отработал десять лет. Как передаёт Ибн ‘Аббас, он выбрал наибольший — и наилучший — срок. По окончании этого срока Муса взял жену и своих овец и приготовился отправиться в путь. А праведный человек подарил Мусе посох… Тот самый посох, которому суждено было перевернуть мир с ног на голову!

Об этом посохе упоминается в Коране. Ему предстояло сыграть немаловажную роль в истории Мусы и фараона, и с помощью него Муса одержал верх над колдунами фараона и погубил нечестивых… Многое предстояло тогда этому посоху!

Муса погнал своих овец, совершая долгий переход по пустыне… Посмотрите же на заботу Всевышнего о нём. Поистине, Всевышний Аллах знает, кого выбирает на роль пророков и посланников. В одну из ночей, столь тёмных, что ничего не было видно, Муса увидел вдалеке огонь. Это была долина Тува. Муса мягко сказал жене, что сходит и принесёт горящую головню, чтобы можно было развести огонь. Когда Муса приблизился к огню, на его ногах были сандалии — до нас дошли сообщения о том, что они были сделаны из кожи павшего осла, а Аллах знает обо всём лучше. И Всевышний Аллах сказал ему: «Сними же свою обувь» (сура 20 «Та ха», аят 12).

Святость… Поклонение… Возвеличивание и почтение… И не приличествует вступать в сандалиях в это священное место. Муса (мир ему) снял сандалии и пошёл вперёд.

Он услышал глас. Глас Всевышнего, Который обратился к этому Своему рабу, которого мать бросила в воду. К этому пастуху овец, который шёл через пустыню, охваченный страхом, не имея ничего…

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня» (сура 20 «Та ха», аят 14).

Слова эти проникли в самое сердце Мусы и заставили его затрепетать, и он вспомнил, Кто такой Всевышний Аллах…

«Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня» (сура 20 «Та ха», аят 14).

Посмотри на небеса, и увидишь могущество Аллаха и Его чудесное творение. И посмотри на землю, и обнаружишь замечательные создания Всевышнего. Посмотри на всё, что тебя окружает, ибо во всём сущем — знамение, подтверждающее Его единственность…

Потом Всевышний Аллах сказал: «Брось свой посох! » (сура 27 «Муравьи», аят 10).

И Муса бросил свой посох, с помощью которого пас своих овец. И вдруг посох превратился в большую змею, которая ползала и двигалась… Муса, охваченный ужасом, повернулся и бросился бежать без оглядки…

О Аллах! Простая палка, с помощью которой я пас овец, превратилась в змею? Что за страшные и удивительные события происходят этой ночью? Кто я? Ведь я обычный пастух, который давно пасёт овец…

И тут Всевышний Аллах воззвал к нему снова: «Не бойся, ибо предо Мною не боятся посланники» (сура 27 «Муравьи», аят 10).

И Муса остановился. И вернулся на прежнее место. И коснулся рукой змеи. И змея превратилась обратно в посох, который подрожал немного в его руке и замер.

Потом Всевышний Аллах сказал: «Сунь свою руку за пазуху» (сура 27 «Муравьи», аят 12). Он так и сделал, а когда вытащил её, оказалось, что она ослепительно белая, притом что ничего дурного с ним не случилось и он не был болен.

После этого Всевышний Аллах сказал: «Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного» (сура 20 «Та ха», аят 24).

Неужели это правда? Только что я был пастухом, который искал огонь в этой кромешной тьме, а теперь я должен идти к фараону?!

Кто же пустит меня к фараону? Кто позволит мне войти в его дворец, пройти по его коврам и войти в его покои, чтобы я мог поговорить с ним? Ведь я в опале, я убил египтянина, и если бы солдаты фараона поймали меня, они изрубили бы меня на куски!

Однако вслух он сказал лишь: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! » (сура 20 «Та ха», аяты 25–26).

Миссия предстоит трудная, ответственность огромна…

«Развяжи узел на моем языке» (сура 20 «Та ха», аят 27).

Из-за того уголька, который он в детстве положил в рот и который обжёг его язык, Муса стал косноязычным, и его речь понимали с трудом… Это и дало фараону повод сказать: «Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется? » (сура 43 «Украшения», аят 52).

И Всевышний Аллах даровал ему способность говорить понятно, но не такую, какой обладал его брат Харун. Харун был красноречив, и из него получился бы выдающийся оратор…

Поэтому Муса попросил: «Назначь мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна [Аарона]. Умножь благодаря ему силу мою» (сура 20 «Та ха», аяты 29–31).

А в другом аяте сказано: «Мой брат Харун [Аарон] более красноречив, чем я. Пошли же его со мною помощником, чтобы он подтвердил мою правдивость» (сура 28 «Рассказы», аят 34). Потому что он говорит лучше меня и яснее излагает доводы, и его речь понятнее и красивее моей.

«…чтобы мы славили Тебя многократно» (сура 20 «Та ха», аят 33). Двое славят Аллаха больше, чем один, потому что каждый из них помогает другому в поминании Его. Поэтому и в путь следует отправляться не в одиночку, а с товарищем. И поэтому Посланник Аллаха r назвал одинокого всадника шайтаном.

Муса пришёл к дворцу фараона и попросил разрешения войти. Говорят, что на нём была простая шерстяная одежда, и он постучал в двери своим посохом. К нему вышли стражники и спросили: «Чего ты хочешь? » Он ответил: «Я хочу поговорить с фараоном и призвать его уверовать в Бога». Стражники сказали: «Он и есть Бог». Потом они передали слова Мусы фараону, и тот позволил ему войти, решив, что Муса сошёл с ума. Поэтому во время их встречи фараон сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник — одержимый» (сура 26 «Поэты», аят 27).

А потом фараон пригрозил: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключёнными» (сура 26 «Поэты», аят 29).

Муса спросил: «А что если я покажу тебе зримое доказательство? »

И он показал фараону знамения — чудесный посох и свою руку, которая стала белой. Однако нечестивец отказался покориться и уверовать. И в пятницу он собрал своих колдунов и велел народу собраться утром. В душе Мусы (мир ему) зашевелился страх.

Но Всевышний Аллах внушил ему: «Не бойся… Я близко… Я с тобой… Я за тобой… А потому не бойся».

Колдуны бросили свои верёвки и другие предметы, и они задвигались и начали подниматься в воздух!

Всевышний Аллах сказал: «Тогда он почувствовал в душе страх. Мы сказали: “Не бойся! Ты одержишь верх”» (сура 20 «Та ха», аяты 67–68). Ты выше их, и ты узнаешь, кому достанется победа сегодня, а кто потерпит поражение! И он бросил свой посох, и тот, превратившись в змею, проглотил верёвки колдунов. А затем пополз к возвышению, на котором сидел фараон, чтобы проглотить и его, но фараон испугался и отбежал в сторону…

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Фараон был легкомысленным трусом».

Боишься сразиться ты даже с газелью,

И сердце в груди, словно крылья, трепещет…

Со мною ты лев, а в сражении — страус

Пугливый, бегущий от каждого свиста…

Конец истории известен. Муса показал фараону множество знамений, однако тот не желал отказываться от своего упрямства. А когда Муса отправился в путь, фараон бросился в погоню за ним.

Всевышний Аллах сказал: «Ударь своим посохом по морю» (сура 26 «Поэты», аят 63).

И волны расступились, образовав проход. И Муса со своими соплеменниками благополучно перешли на другой берег.

Фараон, подъехав к воде, почувствовал страх, развернул свою мулицу и отъехал подальше от воды. Но, в конце концов, воля Аллаха исполнилась, и случилось то, что случилось.

В историях, передаваемых израильтянами, говорится, что у Джибриля была мулица, тогда как фараон сидел верхом на коне. А лошадь всегда следует за мулом. И после того, как мулица Джибриля вошла в воду, конь фараона последовал за ней. А за ним последовало его воинство.

Поскольку эта история передаётся от бану Исраиль, мы не подтверждаем и не опровергаем её.

Когда фараон оказался на середине между двумя берегами, воды расступившегося моря сомкнулись над ним и его воинством.

Так Муса (мир ему) одержал победу.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что Всевышний Аллах всегда окружает Своих приближённых заботой — в этом мире и в мире вечном.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь