Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поминание Аллаха, узаконенное Шариатом, и поминание, придуманное людьми



Существует поминание Аллаха, которое узаконено Шариатом и передаётся от Посланника Аллаха r, и существует поминание, придуманное людьми.

Мы община, которая ориентируется на Откровение и получает веления от Аллаха, черпая их из Корана и Сунны: «Если кто-то внесёт в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r сказал: «Следуйте, а не измышляйте, ибо вам достаточно того, что у вас есть» [Ад-Дарими].

Поминание Аллаха, узаконенное Шариатом, — это поминание, которое передаётся от Посланника Аллаха r, например, слова «СубханаЛлах», «Аль-хамду лиЛлях», «Ля иляха илляЛлах», «Аллаху акбар», «АстагфируЛлах», «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» и так далее.

Что же касается поминания, придуманного людьми, то это поминание, относительно которого Аллах не ниспосылал никакого веления.

А некоторые люди произносят длинные и витиеватые формулы поминания Аллаха, которых не найдёшь среди передаваемых от Посланника Аллаха r. Подобное поминание утомительно для человека. За него он получает награду, если совершает его с искренним намерением. Однако он упускает возможность произносить слова поминания, которые произносил Посланник Аллаха r, и упускает награду за следование Посланнику Аллаха r.

Прошу Аллаха сделать всех нас много поминающими Его.

А Аллах знает обо всём лучше. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас…»

Хвала Аллаху, Который раскрывает сердца исповедующих ислам для Сунны и помогает им следовать ей и внимать ей!

Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую что Мухаммад — Его раб и Посланник, благодаря которому свет истинного пути воссиял снова после того, как погас на время, и поднялись гордые цитадели единобожия. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников!

О люди! Знайте, что лучшие мгновения нашей жизни и самые счастливые и благодатные дни её — те, которые мы проводим в следовании Сунне Посланника Аллаха r в словах, делах и поведении.

А как живёт отвергнувший Посланника Аллаха r?

И какое удовольствие испытывает от своей жизни тот, кто наслаждается ослушанием Посланника Аллаха r?

И как могут рассчитывать на возвышение те, кто пренебрежительно относится к жизнеописанию и руководству Посланника Аллаха r?

Следование Сунне, то есть примеру Посланника Аллаха r, — величайшее из того, что приводит мусульманина к довольству Всевышнего: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Сонмы», аят 21).

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 164).

Поминание Аллаха занимало в жизни Его Посланника r очень важное место.

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если говорить о том, как Посланник Аллаха r поминал Аллаха, то он поминал Его постоянно, его слова, его дыхание, его поведение — всё это было у него поминанием Всевышнего Господа».

Он поминал Аллаха стоя, сидя и лёжа.

Он поминал Аллаха в движении и в покое.

Обращаясь к людям с речью, он поминал Аллаха.

Беседуя с кем-то, он поминал Аллаха.

Посланник Аллаха r также неуклонно исполнял веление Всевышнего Аллаха: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (сура 7 «Преграды», аят 205).

Обратите внимание: о поминании Аллаха сказано: «с покорностью и страхом», а об обращении к Нему с мольбами: «со смирением и в тайне». Это в Словах Всевышнего: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура 7 «Преграды», аят 55).

Великий учёный и знаток арабского языка Ибн Таймийя сказал: «Всевышний Аллах упомянул страх вместе с поминанием, а об обращении к Нему с мольбами сказал: “втайне”, потому что поминание рождает спокойствие и радость, вследствие чего человек может преступить границы своей покорности Всевышнему Аллаху (‘убудиййа), поэтому Аллах обязал поминающего бояться Его, Всевышнего. А обращение к Аллаху с мольбами — великое благо и милость, что даёт основание опасаться зависти. Поэтому Всевышний Аллах повелел Своему рабу обращаться к Нему тайно — так, чтобы мольба оставалась между Ним и Его рабом».

Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (сура 2 «Корова», аят 152).

А в хадисе-кудси, который передаёт от Пророка r Абу Хурайра d, говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто помянет Меня про себя, того и Я помяну про Себя, а кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в ещё лучшем обществе» [аль-Бухари; Муслим].

Всевышний Аллах сказал в хадисе-кудси: «Я — с тем, кто поминает Меня» [аль-Байхакы; Абу Ну‘айм].

Один праведный человек сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, когда мой Господь поминает меня! » Его спросили: «Когда же твой Господь поминает тебя? » Он сказал: «Когда я поминаю Его».

Ведь Аллах сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (сура 2 «Корова», аят 152).

Всевышний Аллах сказал: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? » (сура 13 «Гром», аят 28). Некоторые учёные сказали, что под поминанием Аллаха в этом аяте подразумевается Коран. А другие утверждали, что подразумевается поминание Аллаха вообще, и эта версия ближе к истине, потому что поминанием Аллаха действительно утешаются сердца, освобождаясь от тревоги и страха.

Сердца обретают покой лишь тогда, когда помнят о Живом, Вездесущем.

Всевышний Аллах сказал: «…и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин» (сура 33 «Сонмы», аят 35).

Ибн ас-Салях сказал: «Кто поминает Аллаха утром и вечером, и во все периоды времени, когда это предписано, тот относится к числу много поминающих Аллаха мужчин и женщин».

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Поминать Аллаха часто — значит поминать Его стоя и сидя, в покое и в пути, в здравии и в болезни».

Ибн Таймийя сказал: «Поминать Аллаха много — это когда язык твой не успевает высохнуть от постоянного поминания Аллаха», и доказательством этого является хадис ‘Абдуллаха ибн Бусра, который приводят ат-Тирмизи и Ахмад с безупречным иснадом: «Я сказал: “О Посланник Аллаха! Поистине, предписаний ислама слишком много для меня. Укажи мне на что-то такое, что я мог бы совершать постоянно”. Посланник Аллаха r сказал: “Пусть язык твой постоянно поминает Аллаха”».

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 190–191).

И чаще Его поминай на земле,

И помянут тебя в небесах…

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, молитва удерживает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха — гораздо важнее» (сура 29 «Паук», аят 45).

Ибн Таймийя сказал: «В толковании этого аята допустили ошибку многие толкователи. Имеется в виду, что у молитвы — два назначения, или иными словами, она приносит две пользы. Первая: молитва удерживает от мерзких и предосудительных поступков. Вторая: неотъемлемой частью молитвы является поминание Аллаха».

Он также сказал: «А то, что неотъемлемой частью молитвы является поминание Аллаха, важнее даже, чем то, что молитва удерживает от мерзких и предосудительных поступков».

В одну звёздную, тихую и прохладную ночь Ибн ‘Аббас совершал молитву вместе с Посланником Аллаха r. Посланник Аллаха r проснулся и приступил к ночной молитве. А Ибн ‘Аббас внимательно наблюдал за ним и старательно запоминал всё, что делал и говорил Посланник Аллаха r. Такая возможность представилась ему потому, что в этот день он ночевал у своей тётки Маймуны, которая была женой Посланника Аллаха r.

Поднявшись ночью, Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, хвала Тебе, Ты — Свет небес и земли, хвала Тебе. Ты — Распорядитель небес и земли, хвала Тебе. Ты — Господь небес, земли и тех, кто там обитает. Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и встреча с Тобой — истина, и слово Твоё — истина, и Рай — истина, и Огонь — истина, и Час этот — истина! О Аллах, Тебе я покоряюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры и к Тебе на суд обращаюсь, так прости же мне мои прошлые и будущие грехи, прости совершённое мной тайно и сделанное открыто! »[55] [аль-Бухари; Муслим].

А затем Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Создатель небес и земли, Знающий сокровенное и явное, Ты разрешаешь споры рабов Твоих о том, в чём они разногласят. Приведи меня к тому из истины, относительно чего люди разногласят, с позволения Твоего. Поистине, Ты ведёшь, кого пожелаешь, прямым путём! »[56] [Муслим; Ахмад; Абу Дауд].

Посланник Аллаха r говорил это, исполняя веление Всевышнего: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом…» (сура 7 «Преграды», аят 205).

Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура 33 «Сонмы», аяты 41–42).

Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику r славить Его по утрам и вечерам, то есть ранним утром и ближе к вечеру, во второй половине дня.

В достоверном хадисе Абу Муса d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поминающий Аллаха отличается от того, кто не поминает Его, так же, как отличается живой от мёртвого» [аль-Бухари].

Посланник Аллаха r также сказал: «Двигайтесь. Это Джумдан [название горы]. А “муфарридуна” опередили». Люди спросили: «А кто такие “муфарридуна”, о Посланник Аллаха? » Посланник Аллаха r сказал: «Это мужчины и женщины, много поминающие Аллаха» [Муслим; Ахмад].

Абу Хурайра d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: “Пречист Аллах и хвала Ему”[57], простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской» [аль-Бухари; Муслим].

Посмотрите, как мало усилий требуется приложить, и как велика награда…

Абу Хурайра d также передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: “Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может”[58], запишется такая же награда, какая полагается за освобождение десяти рабов из числа потомков Исма‘иля, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от Шайтана на этот день до самого вечера, а кто скажет это вечером, ему будет всё то же самое до утра. И никто не сможет сделать ничего более достойного, за исключением того, кто сделает ещё больше» [аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r также сказал: «Слова: “Пречист Аллах и хвала Аллаху и нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик”[59] дороже для меня, чем всё, над чем встаёт солнце» [Муслим].

В хадисе, который ат-Тирмизи и другие учёные назвали достоверным, говорится: «Для того, кто скажет: “Пречист Аллах, и хвала Ему”[60], будет посажена пальма в Раю» [ат-Тирмизи; ан-Насаи].

Абу Муса аль-Аш‘ари d передаёт: «Однажды мы поднимались на холм вместе с Пророком r, и люди громко говорили: “Аллах Велик! ” И когда Посланник Аллаха r догнал нас, я говорил про себя: “Нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха”. И Пророк r сказал мне: “О ‘Абдуллах ибн Кайс! ” Я отозвался: “Вот я перед тобой и счастлив служить тебе! ” Тогда он сказал: “Знаешь ли ты, что ‹Нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха› — одно из сокровищ Рая? ”» [аль-Бухари; Муслим].

Или же он сказал нечто подобное.

Абу Зарр передаёт в хадисе с безупречным иснадом: «Мой возлюбленный друг наказал мне совершать восемь дел». И среди них он упомянул слова «Нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаха», поскольку они относятся к числу сокровищ Рая [Ибн Хиббан].

В десятом томе «Фетв» Ибн Таймийи упоминается о том, что Абу аль-Касим аль-Магриби попросил его: «Укажи мне на величайшее из дел после обязательного поклонения». Он (да помилует его Аллах) ответил: «После обязательного поклонения я не знаю дела более великого благого и полезного, чем поминание Всевышнего Аллаха, и учёные практически единодушны в этом».

Среди сподвижников и наших праведных предшественников было много людей, которые относились к числу часто поминающих Аллаха.

Ибн Раджаб приводит в книге «Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам = Собрание наук и мудростей» историю о том, как однажды Абу Муслим аль-Хауляни, который постоянно поминал Аллаха, зашёл к Му‘авии, не прекращая произносить слова поминания ни на секунду. Му‘авия спросил: «Одержимость, о Абу Муслим? » Тот сказал в ответ: «Нет, стремление, о Му‘авия».

Стремление к довольству Аллаха.

Стремление к уделу Аллаха.

Стремление к постоянной связи с Аллахом.

Поэтому Всевышний Аллах спас Абу Муслима, когда злодей аль-Асвад аль-Анси велел бросить его в огонь. Он никогда не переставал поминать Аллаха. И когда его бросали в огонь, он сказал: «Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! » (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 173).

Это были те же слова, которые произнёс Ибрахим (мир ему), когда его бросили в Огонь, а также Мухаммад r, когда ему сказали: «“Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! » (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 173).

Когда он упал в огонь, по воле Всевышнего пламя превратилось для него в приятную прохладу. Это событие произошло в период правления Абу Бакра ас-Сыддика d.

Когда он приехал из Йемена, его встретил праведный халиф Абу Бакр, а также ‘Умар и другие сподвижники. ‘Умар сказал: «Добро пожаловать тому, кого Аллах уподобил в мусульманской общине халилю Ибрахиму (мир ему)! »

О люди! Я наказываю вам и себе самому чаще поминать Аллаха, поскольку это занятие приносит верующим огромную пользу. Ибн аль-Каййим перечислил около восьмидесяти полезных свойств поминания Аллаха, и сказал, что на самом деле они не поддаются исчислению. Вот некоторые из них:

— Поминание Аллаха гонит прочь Шайтана.

— Оно помогает снискать довольство Аллаха.

— Поминание Аллаха способствует довольству предопределением Аллаха.

— Дарует ушевный покой.

— Избавляет от внутренней пустоты, тревоги, беспокойства и печали.

— Поминание Аллаха помогает человеку собраться с силами.

— Приносит награду от Аллаха.

— Искупает грехи.

— Поминание Аллаха приносит умиротворение сердцу.

Поминайте же Аллаха стоя, сидя и лёжа на своих боках, в ваших домах, на дорогах, в транспорте и в своих кабинетах.

Не теряйте связи с Всевышним Аллахом, ибо, поистине, Он поддерживает связь с тем, кто поддерживает связь с Ним, ведёт прямым путём тех, кто просит Его об этом, и дарует удел тому, кто обращается к Нему с мольбами об этом.

Прошу Всевышнего Аллах сделать нас с вами одними из тех, кто часто поминает Аллаха.

А Аллах знает обо всём лучше. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!

«Поистине, Он — Прощающий! »

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи и наставлении на истинный путь. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников.

Анас ибн Малик d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с таким множеством грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но предстанешь передо Мной не поклонявшимся ничему иному наряду со Мной, Я обязательно дарую тебе прощение, которое охватит все эти грехи! ”» [ат-Тирмизи].

Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Это хадис-кудси, то есть слова в нём — от Пророка r, а смысл — от Аллаха — Единственного, Одолевающего.

От этого хадиса мурашки пробегают по коже верующего, а потом сердца их с радостью устремляются к поминанию Аллаха. Этот хадис — радостная весть для каждого мусульманина, верующего в Аллаха и в Последний день.

Отправляя к каким-нибудь людям проповедника, учителя или наставника, Посланник Аллаха r говорил ему и его товарищам: «Несите благую весть, а не внушайте отвращение, и облегчайте, а не затрудняйте» [аль-Бухари; Муслим].

Как искатель знаний я считаю, что надежда на милость Аллаха должна всегда сочетаться со страхом перед Его наказанием.

Я также считаю, что посвящать собрания или уроки одному только устрашению — значит, запугивать людей, что самым негативным образом отражается на их мышлении.

Страх должен сочетаться с надеждой.

В своё время французы вторглись в Алжир и снесли минареты ислама. Тогда один из алжирских учёных, ‘Абду-ль-Хамид ибн Бадис, обратился к алжирскому народу с речью, предостерегая людей от наказания за грехи, дабы они отказались от вина, прелюбодеяния и ростовщичества.

Услышав его слова, они отчаялись в милости Аллаха и стали совершать ещё больше грехов.

Тогда учёный обратился к Аллаху с мольбой, прося указать ему на то, что помогло бы ему изменить сердца алжирцев в лучшую сторону и вернуть их к покорности Аллаху. И после этого он вспомнил о том, что нет иного ключа к сердцам, кроме надежды на милость Аллаха. Тогда он взошёл на минбар на юге Алжира и произнёс свои знаменитые слова примерно следующего содержания:

Народ Алжира — мусульмане,

К арабам он принадлежит.

Кто говорит: «Ты запугал их», –

Тот против истины грешит.

Затем он сказал: «Поистине, народ Алжира вернёт к Аллаху только надежда на Его милость! »

И он стал приводить хадисы о покаянии, надежде на милость Всевышнего и благе, ожидающем покаявшихся. Люди, услышав о Милостивом и Прощающем Господе, Который принимает покаяние Своего раба и прощает ему грехи, стали входить в религию Аллаха толпами. И всего лишь за год освободительной борьбы, во время которой около миллиона алжирцев приняли мученическую[61] смерть, они сломили высокомерных французов и изгнали оккупантов со своей территории.

Важность надежды на милость Аллаха трудно переоценить. Это ключ, открывающий дверь к Всевышнему Аллаху.

Ибн аль-Каййим так и сказал: «Надежда — это дверь, через которую раб Аллаха входит к Нему».

Ан-Навави в сборнике хадисов «Рийад ас-салихин = Сады праведных» отвёл под Книгу страха всего около четырёх страниц, а под Книгу надежды — около восьми, и посвятил следующие шесть страниц достоинствам надежды. Почему? Чтобы сердца вернулись к Всевышнему Аллаху…

Ибн аль-Каййим сказал в «Мадаридж ас-саликин = Степени идущих»: «Разумный человек не разрушает целый город, чтобы построить один дворец».

Далее он упомянул о том, что один человек по имени аль-Харис аль-Мухасаби написал книгу под названием «Ар-ри‘айа = Забота» и, прочитав её, люди покинули мечети

Это книга, в которой говорилось о страхе перед Аллахом и умеренности в пользовании мирскими благами. Обычно эти темы трудны для человеческой души, и слушают их неохотно и без радости. И люди отчаялись в милости Аллаха. Получилось, что автор этой книги отвратил верующих от мира этого, несмотря на то, что намерение у него было благое. Он хотел приблизить людей к благому, однако сколько людей стремятся к благу, но не достигают его!

Ибн аль-Вазир сказал в «Аль-‘авасым ва аль-кавасым = Защита от сомнений»: «Когда страха слишком много, он утомляет душу и внушает ей скуку».

Посланник Аллаха r сказал: «Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! ” »

Всевышний Аллах — Выдержанный. Поэтому Он предоставляет отсрочку неверующим и нечестивцам, несмотря на то, что они убивают верующих, уничтожают города, истребляют детей и женщин, пытают, вешают и бросают в тюрьмы.

Аллах видит и слышит всё это, однако Он предоставляет отсрочку этим несправедливым людям.

Всевышний Аллах сказал: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят несправедливые» (сура 14 «Ибрахим», аят 42).

То есть не думай, что Аллах не знает о том, что происходит, — Он просто выжидает: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят несправедливые. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены [переполнены страхом и лишены всех иных чувств]» (сура 14 «Ибрахим», аяты 42–43).

Один из толкователей Корана сказал, разъясняя суру «Созвездия = аль-Бурудж»: «Жизнь слишком коротка для того, чтобы Всевышний Аллах отомстил всем нечестивцам и притеснителям, и, например, шестидесяти лет недостаточно для наказания этого преступника. Поэтому Всевышний приберегает для них тысячи лет наказания».

Всевышний Аллах предоставляет отсрочку неверующему грешнику. А что же говорить о том, кто совершает проступок в юности, будучи мусульманином, которого любит Аллах, а потом как можно быстрее возвращается к покорности Аллаху?

Все мы знаем хадис о том, что Всевышний Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем радуется человек, у которого в пустыне убежала верблюдица, на которой были его еда и питьё, и он долго искал её, а когда совсем отчаялся — уснул и, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица стоит возле него и воскликнул: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Господь твой! » — перепутав слова от радости.

Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем обрадовался этот человек возвращению своей верблюдицы.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд d сказал: «Есть в Книге Аллаха аят, который я не променял бы на этот мир со всем, что в нём». Его спросили: «Что же это за аят? » И он ответил, что это Слова Всевышнего: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в место достойное [Рай]» (сура 4 «Женщины», аят 31).

Некоторые учёные утверждают, что если человек избегал тяжких грехов, Всевышний Аллах простит ему малые грехи. Всевышний Аллах сказал в Своей Книге: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (сура 39 «Толпы», аят 53).

Всевышний также сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников! » (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 135–136).

Ибн аль-Каййим и Ибн Касир приводят историю о том как однажды Всевышний Аллах ниспослал Яхье (мир ему) некоторые слова, чтобы он передал их своим соплеменникам (этот хадис приводят Ахмад и ат-Тирмизи). Однако он медлил. Тогда ‘Иса (мир ему) сказал: «Либо ты сам передашь им то, что ниспослал тебе Господь, либо дай я это сделаю».

Яхья сказал: «Я сам».

И Яхья собрал израильтян и обратился к ним с проповедью и наставлениями.

И Всевышний Аллах внушил Яхье: «Твой подход лучше подхода ‘Исы».

Учёные утверждают, что ‘Иса (мир ему), который был склонен к аскетизму и много думал о предстоящей встрече с Господом, был всегда серьёзным и никогда не улыбался. А Яхья улыбался каждому встречному. Поэтому израильтяне тянулись к Яхье.

Посланник Аллаха r вёл себя, как Яхья (мир ему), наказывая своим сподвижникам, которых посылал для призыва и обучения людей: «Несите благую весть, а не внушайте отвращение, облегчайте, а не затрудняйте».

Больше всех боялся Аллаха и больше всех знал о нём Посланник Аллаха r, и при этом он часто улыбался.

Джарир ибн ‘Абдуллах передаёт: «Клянусь Аллахом, когда бы ни встретил меня Посланник Аллаха r, он обязательно улыбался мне».

Учёные говорили, описывая жизнь Ибн Сирина[62] (да помилует его Аллах): «Днём мы встречали его улыбающимся и смеющимся, а ночью его соседи слышали, как он плакал от страха перед Аллахом».

Он (да помилует его Аллах) торговал маслом, и однажды в одну из бочек с маслом упала мышь. Бочки стоили сто тысяч дирхемов, и при этом он не знал, в какую из них упала мышь. И он велел вылить все бочки, дабы не обманывать мусульман. И за это Всевышний Аллах наделил его терпением, верой и возвысил его положение. Поэтому его называли честным торговцем.

И пусть не думают люди, что поклонение — это только молитва и поминание Аллаха.

Нет, некоторые люди войдут в Рай через врата расходования на пути Аллаха и милостыни. Это торговцы.

«Всевышний Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных…” »

То есть даже если у раба Аллаха столько грехов, а потом он встретит Аллаха, не придавая Ему сотоварищей и прося прощения, Аллах простит ему, потому что Всевышний Аллах не желает подвергать мучениям Своих рабов.

Однако Всевышний Аллах желает, чтобы Его раб проявлял смирение и покорность и вернулся к Нему, и тогда Он прощает ему его грехи.

В Худайбие Посланник Аллаха r заключил с курайшитами мирный договор. Согласно ему в течение определённого срока обе стороны обязаны были воздерживаться от сражений и не помогать своим союзникам из других племён друг против друга.

И вот однажды когда Посланник Аллаха r совершал послеполуденную молитву в Медине, прибыл всадник на верблюде. Было видно, что он спешил. Он направился прямо к Посланнику Аллаха r и сказал:

О Господь мой, Мухаммада я заклинаю

Нашим старым союзом, заключённым отцами!

Помоги, пусть Аллах путь прямой открывает,

Окажи нам поддержку, выступай вместе с нами!

Призови же Аллаха рабов ты с собой!

Договор курайшиты нарушили свой…

Хузаиты были союзниками Посланника Аллаха r, а курайшиты помогли своим союзникам бакритам, когда те вероломно напали на хузаитов.

Посланник Аллаха r разгневался и обратился к Аллаху с мольбой, попросив победы над курайшитами.

После этого со стороны мечети в сторону Мекки один за одним потянулись облака. Посланник Аллаха r сказал: «Это облака. Радуйтесь же грядущей победе! »

После этого он повернулся в сторону кыбли и сказал: «О Аллах! Сокрой от них наши известия! »

После этого он собрал десять тысяч воинов и повёл на Мекку, где находились курайшиты, и покорил её.

Однажды Посланник Аллаха r сидел со своими сподвижниками, и над ними проплывало облако. Посланник Аллаха r спросил: «Что это? » Они ответили: «Это гамам[63], о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха r сказал: «И музн». Они согласились: «И музн, о Посланник Аллаха». Он сказал: «И ‘анан». Они согласились: «И ‘анан, о Посланник Аллаха» [Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

Итак, Всевышний Аллах говорит: «Если грехи твои, о раб Мой, достигнут туч небесных, а потом ты придёшь ко Мне, не придавая Мне сотоварищей и прося у Меня прощения, Я прощу их тебе».

Это некоторые хадисы на тему испрашивания прощения и покаяния. Может быть, они вернут надежду сердцам грешников, и они поспешат принести покаяние, пока ещё не стало слишком поздно.

Абу Бакр d передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха r сказал: «Тому, кто, совершив грех, совершит омовение и молитву в два рак‘ата, после чего попросит у Аллаха прощения, простится его грех» [Ахмад].

Этот хадис назвали достоверным многие учёные.

Поэтому когда Али ибн Абу Талибу сообщили эту благую весть, он сказал: «Обычно, когда кто-то из сподвижников Посланника Аллаха r пересказывал мне хадис, я просил его сопроводить этот хадис клятвой, и если он соглашался, я верил ему. И Абу Бакр сообщил мне, и он говорил правду, что если раб Аллаха, совершив грех, совершит малое омовение и молитву в два рак‘ата, Аллах простит ему этот грех» [Ахмад, Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

Абу Бакр d передаёт: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, научи меня мольбе, с которой я мог бы обращаться к Аллаху в молитве”».

Посмотрите, с какими замечательными просьбами обращались сподвижники к Посланнику Аллаха r. Их вопросы и просьбы были связаны с Раем и прощением грехов, — в отличие от тех, кто углубляется в то, что его не касается.

И Посланник Аллаха r научил его следующей мольбе: «О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз [грешил], и никто, кроме Тебя не прощает грехов! Прости же меня, и даруй мне Своё прощение, и помилуй меня, поистине, Ты — Прощающий, Милосердный! »[64] [аль-Бухари; Муслим].

И Абу Бакр постоянно произносил эти слова. Это Абу Бакр, который занимал столь почётное место в исламе и был известен своим равнодушием к мирским благам и богобоязненностью.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что когда Посланник Аллаха r сказал: «Велите Абу Бакру совершить молитву с людьми»[65], она сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, Абу Бакр — человек чувствительный, и не может сдерживать слёзы, и когда он молится с людьми, люди не могут понять даже, что он читает из-за этой его особенности». Об этой особенности Абу Бакра знали почти все.

Эта мольба — одна из тех, которые мусульманину следует знать наизусть — в довершение к исповеданию единобожия и испрашиванию прощения.

Поэтому Всевышний Аллах очень часто упоминает единобожие вместе с испрашиванием прощения.

Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (сура 47 «Мухаммад», аят 19).

Посланник Аллаха r сказал: «Шайтан говорит: “Я погубил людей посредством грехов, а они губят меня посредством свидетельства ‹Нет божества, кроме Аллаха› и испрашивания прощения у Аллаха”» [Абу Я‘ля].

Посланник Аллаха r сказал: «Обновляйте свою веру». Люди спросили: «Что же нам говорить, о Посланник Аллаха? » Он ответил: «Чаще говорите: “Нет божества, кроме Аллаха”» [Ахмад][66].

Таким образом, следует обновлять веру посредством свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха» и очищать её посредством испрашивания прощения.

Поэтому пророк Юнус (мир ему), оказавшись в трёх мраках — мраке моря, мраке внутри кита и мраке ночи, сказал: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из несправедливых! » (сура 21 «Пророки», аят 87).

А Шаддад ибн Аус передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Лучше всего просить прощения у Аллаха так: “О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, насколько смогу. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! ”[67]»

То есть я — обладатель грехов, а Ты — Обладатель блага. И поскольку Ты облагодетельствовал меня, сотворив меня, даровав мне удел и почтив меня, то заверши Свою щедрость и милость по отношению ко мне прощением моих грехов.

Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал примерно следующее: «Идущий к Аллаху смотрит на величие милости Всевышнего Аллаха и на собственные недостатки и упущения».

В книге имама Ахмада «Аз-Зухд = Равнодушие к мирским благам» приводится следующая история с хорошим иснадом: «Всевышний Аллах сказал в хадисе-кудси: “Удивителен ты, о сын Адама! Я сотворил тебя, а ты поклоняешься кому-то другому, Я дарую тебе удел, а ты благодаришь других. Я одариваю тебя милостями, дабы ты любил Меня, притом что Я не нуждаюсь в тебе, а ты ослушиваешься Меня, словно желаешь, чтобы Я возненавидел тебя, притом что ты не можешь обойтись без Меня. От Меня к тебе спускается добро, а от тебя ко Мне поднимается зло! ”».

И действительно, мусульманин, сравнивая свои дела с Кораном и Сунной, обнаруживает, что ничем не обладает, и что у него множество упущений, грехов и проступков.

‘Умар ибн аль-Хаттаб d наказывал верующим: «Слушайте приносящих покаяния, ибо у них самые мягкие сердца».

Когда Всевышний Аллах желает сбить спесь со Своего раба и избавить его от высокомерия и самообольщения, Он предоставляет ему возможность совершить грех, и когда тот действительно совершает его, высокомерие и надменность покидают его, и он смиренно обращается к Господу, моля о прощении.

И когда Всевышний Аллах желает покинуть Своего раба, Он оставляет его наедине с его страстями и прихотями или же предоставляет ему возможности для самообольщения, и ему начинает казаться, что его поклонение безупречно, а в действительности он губит себя, обвиняя при этом других в упущениях и пророча им погибель.

Посланник Аллаха r сказал: «Кто сказал: “Погибли люди! ”, тот самый пропащий из них» [Муслим; Ахмад; Абу Дауд].

Когда человек начинает утверждать, что люди много грешат и отклонились от прямого пути, это признак самообольщения: он считает, что он лучше других, а в действительности он — самый пропащий из них.

В другой версии хадиса вместо слов: «тот самый пропащий из них», — сказано: «то он и погубил их».

Речь идёт о человеке, который услышав, что кто-то совершил мерзкий поступок, или был подвергнут установленному Шариатом наказанию, или принимает наркотические вещества, или, не дай Аллах, совершил прелюбодеяние, рассказывает всем и каждому: «Разве вы не знаете, что такой-то, сын такого-то из такой-то семьи совершил такой-то проступок или грех? » И так далее в том же духе. В результате подобных разговоров люди начинают проще относиться к грехам и совершать их, и это становится причиной их погибели.

Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (сура 24 «Свет», аят 19).

Поэтому человеку не следует распространяться о грехах и порочных деяниях. Если у него есть что сообщить, он должен сообщить это человеку, который может или даже обязан принимать меры в подобных случаях, а не всем подряд.

Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения более семидесяти раз ежедневно» [аль-Бухари].

Аль-Агарр аль-Музани d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, иногда сердце моё окутывается[68], и я прошу у Аллаха прощения более ста раз ежедневно» [Муслим; Ахмад; Абу Дауд].

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды он сидел с Посланником Аллаха r: «И я посчитал и обнаружил, что он больше ста раз сказал: “Господи, прости меня и прими моё покаяние! Поистине, Ты — Принимающий покаяние, Прощающий! ”[69]» [Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

Мы должны чаще просить у Аллаха прощения и обращаться к Нему за защитой, смиряя перед Ним свои сердца, демонстрируя свою слабость и неполноценность своего поклонения и покорности Ему.

Посланник Аллаха r подвергал людей установленному Шариатом наказанию в Медине. Целью этих наказаний было не предотвращение совершения грехов, потому что человек грешит, и таково предопределение Аллаха. Целью этих наказаний было исправление поведения людей и очищение их от скверны ослушания Аллаха. Он также хотел сообщить им о том, что Аллах — Прощающий, Милостивый.

Какие бы тяжкие грехи ни совершил человек, он не должен отчаиваться в милости Аллаха и Его прощении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь