Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Польза, которая заключается в испытаниях



1. Сладость победы. Всевышний Аллах даровал сподвижникам радость и успокоение после слабости и унижения, и победа в конце концов осталась за ними.

Как прекрасно чувствует себя человек, пожинающий плоды долгого и упорного труда…

Биляль ибн Рабах подвергся унижению со стороны язычников. Но Всевышний Аллах знал, что Биляль говорит: «Нет божества, кроме Аллаха», совершает молитву, любит Аллаха и стремится к миру вечному.

Биляля волокли по земле в горах Мекки и придавливали огромным камнем, а он повторял: «Один… Один…», упорствуя в приверженности единобожию. При этом Всевышний Аллах мог смести этих нечестивцев и спасти Биляля от мучений.

Однако Всевышний Аллах желал провести его через эти испытания… Прошло несколько лет, и вера Биляля победила неверие. Тагут не выдержал натиска его убеждённости. Воспользовавшись руководством Всевышнего, он вступил на прямой путь и занял достойное место среди сподвижников. И сейчас кто не знает Биляля ибн Рабаха? А кто помнит имена его противников?

Биляля знают мусульмане Малайзии, Судана, Ирака… Его знают в каждом уголке земли, в котором произносят свидетельство «нет божества, кроме Аллаха».

Мусульмане знают его потому, что он — муаззин ислама.

В день покорения Мекки Посланник Аллаха r велел Билялю произнести азан и он поднялся на крышу Каабы — символа единобожия. Он поднялся и оттуда произнёс азан, дабы привести в ярость и негодование язычников, предводителей заблуждения. Он как будто хотел сказать им: «Посмотрите на этого раба, которому, как вы всегда считали, грош цена. Он стал господином благодаря свидетельству “нет божества, кроме Аллаха”».

Посмотрите на этого скромного, богобоязненного верующего. Он поднялся на крышу Каабы и провозгласил оттуда единобожие, и призыв его был обращён ко всему человечеству.

Посмотрите же на того, кого вы волокли по камням, унижали, избивали и поносили! Это он произносит азан сегодня, в день открытия Мекки для ислама. Пусть же весь мир послушает азан Биляля и пусть время уважительно помолчит…

Да будет Аллах доволен Билялем! Сколько испытаний выпало на его долю, и он терпеливо перенёс их… И Всевышний Аллах возвысил его, оставив добрую молву о нём, которая не утихнет до самого Судного дня. Это и есть настоящая победа!

2. Великая награда. ‘Абдуллах ибн Мас’уд d передаёт: «Однажды я зашёл к Пророку r, страдавшему от сильной лихорадки. Я коснулся его рукой и сказал ему: «О Посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка! » Он сказал: «Да, моя лихорадка приносит мне вдвое больше страданий, чем любому из вас». Я спросил: «Это потому, что тебе предназначена двойная награда? » Он сказал: «Да, это так». А потом он сказал: «Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» [аль-Бухари; Муслим].

Посмотри: испытание приносит с собой награду, и поэтому что бы ни постигло тебя, будь то печаль, тревога или даже обыкновенный зной, проявляй терпение, надеясь на награду от Аллаха.

3. Возвышение. Испытывая нас, Всевышний Аллах желает возвысить нас, а не принизить. Всевышний Аллах, зная, что ты стремишься к Нему и к миру вечному, подвергает тебя испытаниям, дабы возвысить тебя.

4. Испытание — незабываемый урок покорности, потому что оно заставляет тебя проявить смирение и скромность, смягчает твой нрав. Некоторые люди забывают о покорности и благовоспитанности по отношению к Аллаху, а когда их постигает болезнь или горе, они вспоминают об этом и покоряются Всевышнему.

5. Воспитание посредством терпения. Терпение — отличный учитель, и Посланник Аллаха r старался, чтобы люди поняли это.

Поэтому имам Ахмад сказал: «Я искал в Коране места, в которых упоминается терпение, и обнаружил, что оно упоминается более девяноста раз».

Учёные сказали: «Кто проявляет терпение, того ожидает довольство Аллаха».

А ‘Умар ибн аль-Хаттаб d сказал: «Лучшее из того, что есть у нас, мы обрели благодаря терпению».

Один праведный человек сказал: «Проявляя терпение, мы достигаем успеха, а тому, кто не проявляет терпение, нет благой доли, нет у него мудрости, и он не достигнет цели».

Зная это, мы должны проявлять терпение, какое бы испытание ни постигло нас, надеясь на награду от Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха r сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Всё в его положении — благо для него, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает беда, он проявляет терпение, и это также становится для него благом. И не дано это никому, кроме верующего» [Муслим].

Терпите, что бы вас ни постигло, и, в конце концов, помощь обязательно придёт. Терпеливо переносите утрату близких и всех тех, кто вам дорог, а также испытания, которые затрагивают ваше тело. Лишаясь одного или нескольких чувств, надейтесь на награду Всевышнего.

Мы просим у Аллаха благополучия, а не испытаний и искушений. Аль-‘Аббас однажды попросил: «О Посланник Аллаха, научи меня какой-нибудь мольбе, с которой бы я мог обращаться к Аллаху». И Посланник Аллаха r сказал: «Говори: “О Аллах! Я прошу у Тебя прощения и благополучия”» [Ахмад; ат-Тирмизи].

А в хадисе с хорошим (хасан) иснадом говорится, что однажды Посланник Аллаха r зашёл к одному ансару и обнаружил его больным и исхудавшим. Он спросил его: «Что с тобой? » Тот ответил: «О Посланник Аллаха, я сказал: “О Аллах! Подвергни меня наказанию, которому Ты собираешься подвергнуть меня в Судный день, сейчас! ” И Аллах подверг меня испытанию». Посланник Аллаха r сказал: «Почему же ты не сказал нечто лучшее, чем это: “Господи даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо”? ».

Мы просим у Аллаха благополучия, дабы нам не оказаться опозоренными, поскольку подвергнувшись испытанию, мы можем не стерпеть и навлечём на себя позор. Мы просим Аллаха уберечь всех нас от любого зла и даровать нам наилучшее предопределение, и даровать нам наиболее полное и объемлющее из благ и наиболее полное благочестие, и счастливую жизнь без тревог. Просим Его быть нашим Покровителем в обоих мирах и сделать благим завершение всех дел наших.

Пречист Господь твой, Господь величия, и далёк Он от того, что они приписывают Ему, и мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!

И да благословит Аллах и приветствует Мухаммада его семью и сподвижников!

«Мы непременно испытаем вас…»

О Аллах! Тебе хвала лучше того, что говорим мы, и выше того, что говорим мы, и подобная тому, что говорим мы! Тебе хвала за веру и ислам! Необъятно величие Твоё и велика хвала, надлежащая Тебе, святы Имена Твои! Кто обратится к Тебе за помощью, тому будет оказана помощь, и кто ищет приближения к Тебе, того Ты полюбишь, и кто полагается на Тебя, того ты не оставляешь Своей поддержкой… Кто враждует с Тобой, того. Ты оставляешь без помощи, кто идёт против Тебя, покровы и секреты того Ты открываешь, показывая его слабые места и недостатки и навлекая на него позор.

Благословения и приветствия учителю блага и наставнику человечества, сотрясшему цитадель язычества. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и сподвижников!

Всевышний Аллах сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 2–3).

Неужели лучшие люди, благочестивые праведники, учёные и проповедники считают, что ислам — это просто слова, и свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» — просто фраза, которая произносится беспечно и бездумно?..

Всевышний Аллах сказал: «Однако Мы бросаем истину в ложь, и она разбивается и исчезает. Горе вам за то, что вы приписываете! » (сура 21 «Пророки», аят 18).

Всевышний Аллах даёт истине власть над ложью, будь то слухи, измышления, живая речь, и она одолевает их, потому что ложному свойственно отступать… И горе вам за то, что вы приписываете, наговариваете и предполагаете…

«Скажи: “Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель”» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 81).

Всевышний Аллах сказал: «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (сура 21 «Пророки», аят 35).

И Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь — Видящий» (сура 25 «Различение», аят 20).

Всевышний также сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (сура 2 «Корова», аяты 155–157).

Эта религия требует от человека прилагать усилия и преодолевать трудности, потому что она приносит с собой испытания, и один из секретов вечности этой религии заключается в том, что она живёт с испытуемыми на этой земле, и Аллах вынуждает их проявлять правдивость, искренность, чистосердечие и стойкость. «Люди сказали им: “Народ собрался против вас. Побойтесь же их”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 173). Люди собрались против вас — чинят вам препятствия, распространяют слухи, плетут заговоры, так бойтесь же их! «Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! ” Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 173–174).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «О слабовольный! Путь долог и труден, и на этом пути Нух (мир ему) оплакивал близких, Закария был зарезан, Яхья — вероломно убит, ‘Умар — заколот, кровь ‘Усмана пролита, ‘Али — убит, а имамы подвергнуты бичеванию и брошены в темницы».

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 2–3).

Настоящий помощник — Аллах.

Посланник Аллаха r обращался к Аллаху по ночам со смиренными мольбами и говорил: «Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и Огонь — истина, и Рай — истина, и пророки — истина, и Мухаммад — истина! »[106]

Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» (сура 8 «Трофеи», аят 64).

И Всевышний Аллах сказал: «Аллах утвердит истину Своими Словами, даже если это ненавистно грешникам» (сура 10 «Юнус», аят 82).

«Они [неверующие] хитрили, и Аллах отвечал на их хитрость, а ведь Аллах лучше всех хитрецов» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 54).

«Но Аллах разрушил основание их строения. Крыша обрушилась на них сверху, и мучения постигли их оттуда, откуда они их не ожидали» (сура 16 «Пчёлы», аят 26).

Аллаха вервь не выпускай из рук,

Когда опоры все исчезнут вдруг,

Она одна останется, мой друг…

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели. В тот день извинения [или оправдания] не помогут несправедливым. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель» (сура 40 «Прощающий», аяты 51–52).

Испытания — это история, долгая история. Они постигают людей с тех пор, как свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» было ниспослано на землю.

И Нух, и Ибрахим, и Муса, и ‘Иса и Мухаммад (мир им всем) подвергались испытаниям.

Давайте вспомним несколько историй и те великие уроки, которые мы можем извлечь из жизни этих людей (да будет доволен Всевышний Аллах ими всеми).

На долю Мусы (мир ему) выпало горькое испытание. А ведь он был чистым человеком и посланником единобожия.

Фараон сказал ему: «Кто же ваш Господь, о Муса [Моисей]? » (сура 20 «Та ха», аят 49).

Он сказал: «Господь наш — Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь» (сура 20 «Та ха», аят 50).

Но несмотря на его правдивость, чистосердечие, величие, что с ним сделали?

Толкователи Корана и историки упоминают о том, что Карун щедро заплатил одной блуднице, велев ей: «Когда люди соберутся и Муса начнёт свою речь, встань, плач, рви на себе одежду, тяни себя за волосы и клянись, что Муса совершил с тобой прелюбодеяние».

Люди собрались, Муса обратился к ним с речью, говоря о единобожии и вере… А Карун желал очернить его призыв, дабы люди утратили доверие к нему. «Но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света» (сура 9 «Покаяние», аят 32).

Свет — Его свет, послание — Его послание, посланник — Его посланник, путь — Его путь…

Итак, Муса поднялся и обратился к собравшимся с речью, и вдруг раздался плач, и женщина начала бить себя по щекам. Это был один из тех изначально обречённых на провал планов, которые строят люди, ненавидящие ислам, его учёных и проповедников.

Муса замолчал, посмотрел на женщину, после чего прикрыл лицо и заплакал. Как будто некому, кроме Мусы, которого Аллах послал к людям, совершить подобное мерзкое деяние…

Он заплакал, но проявил стойкость, поскольку понял, что это испытание. Он поднял свой посох, встал перед той женщиной и сказал: «Заклинаю тебя Тем, Кто разверз море для меня, я сделал это? » И она ответила: «Нет». И рассказала всё, как было.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу [Моисея]. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом» (сура 33 «Сонмы», аят 69).

Это испытание лишь добавило ему достоинства, силы и приверженности избранному пути, потому что он был правдив и с самого начала было понятно, кто лжёт.

Юсуфа (мир ему) также обвинили в прелюбодеянии с женой вельможи и бросили в темницу. Он же сказал: «Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают» (сура 12 «Юсуф», аят 33). Он провёл в темнице семь лет. Аллах знал, что он искренен и правдив и, в конце концов, спас его и даровал ему власть, потому что он проявил терпение, когда его постигло испытание.

Избавление близко, но приходит оно только от Всевышнего Аллаха.

Наш Посланник r целый месяц прожил в сомнениях и тревоге… Целый месяц постоянного нервного напряжения… Клеветники, противники ислама сказали: «‘Аиша совершила прелюбодеяние! »

Нет, клянусь Аллахом! Не было ничего подобного, ведь она — правдивая дочь правдивого, оправданная с высоты семи небес… Это была лишь попытка подменить истину ложью: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура 40 «Прощающий», аят 51).

«Посему терпи, ибо твое терпение — только от Аллаха» (сура 16 «Пчёлы», аят 127).

Это событие, вне всяких сомнений, огорчило Посланника Аллаха r, и глубину его переживаний поймёт лишь тот, кто сам оказывался в подобной ситуации. Однако потрясение сменяется успокоением по воле Всевышнего.

Аш-Шафи‘и как-то спросил Малика: «Аллах подвергает раба испытанию или помогает ему утвердиться на земле? » Малик ответил: «Не будет ему утверждения на земле, пока он не подвергнется испытанию». И добавил: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

Испытание Посланника Аллаха r затронуло самое дорогое, чем владеет человек. Потому что потеря имущества не так уж страшна, даже если сгорел дом. И потеря работы не так уж страшна… Всё не так уж страшно по сравнению с испытанием, которое постигает мусульманина, задевая его честь или честь его семьи.

Посланник Аллаха r провёл целый месяц, ожидая ниспослания Откровения с небес, которое сняло бы с него это обвинение, выдвинутое группой лицемеров, которые везде и всюду стараются навредить верующим.

Месяц спустя Джибриль спустился к нему со Словами Всевышнего: «Те, которые возвели навет [на мать правоверных ‘Аишу], являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это благо для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе хорошее и не сказали: “Это — очевидная клевета”? » (сура 24 «Свет», аяты 11–12).

Однако многие этих слов не сказали, потому что, когда слух пущен, уже трудно убедить людей в том, что этот слух не соответствует истине.

Известно, что Посланник Аллаха r сказал одному из сподвижников: «Как можно, если об этом уже говорят? » — после того, как одна женщина заявила, что она выкармливала своим молоком и этого сподвижника, и его жену[107], и эта новость распространилась.

Сказали — то ли правду, то ли ложь…

Но после слов как оправданье ты найдёшь?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь